Культурно-гигиенические навыки и здоровье ребенка
консультация

Маджара Юлия Сергеевна

Воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей уделяется большое внимание, поэтому приучать детей надо как можно раньше. Ведь не зря в русской пословице говориться: «посеешь привычку, пожнёшь характер». И чем раньше начинается формирование полезных привычек, для закрепления которых потребуется не один год, тем больше их останется на всю жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturno-gigienicheskie_navyki_i_zdorove_rebyonka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей уделяется большое внимание, поэтому приучать детей надо как можно раньше. Ведь не зря в русской пословице говориться: «посеешь привычку, пожнёшь характер». И чем раньше начинается формирование полезных привычек, для закрепления которых потребуется не один год, тем больше их останется на всю жизнь. Воспитание привычек начинается с приучения ребёнка к режиму. Режим дня способствует правильному функционированию внутренних органов, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребёнка, предохраняет нервную систему от переутомления, кроме того, создаёт благоприятные условия для психического и физического развития малыша.

Уже в начале второго года жизни у детей появляется стремление к самостоятельности и родители должны поддерживать это стремление: приучать ребёнка держать ложку во время кормления, пить из чашки, уже к полутора годам дети должны кушать самостоятельно. Постепенно приучать детей есть аккуратно, только ложкой, правильно держать ложку в руке, доедать всю порцию, правильно сидеть за столом, пользоваться салфеткой, говорить спасибо после еды. Дети, не умеющие разговаривать, благодарят кивком головы.

Умывание детей, мытьё рук перед едой предупреждает от многих инфекций, приучает быть чистыми, опрятными, аккуратными, имеет закаливающее свойство. Дети с удовольствием выполняют эту процедуру, конечно, с помощью воспитателя или няни. Растёт ребёнок и увеличивается число культурно-гигиенических навыков, которыми ребёнок должен овладеть. Привычки личной гигиены всегда тесно связаны со здоровьем ребёнка: есть только мытые фрукты и овощи, не есть пищу, упавшую с тарелки, мыть руки после любого загрязнения и перед едой, содержать тело в чистоте, стричь ногти, мыть ноги перед сном, пользоваться носовым платком. В чистоте, опрятности, залог здоровья.

После полутора лет надо приучать детей одеваться и раздеваться. Нужно показать, как правильно одеть колготки или сандалики. От взрослых требуется немалое терпение. Порой легче одеть ребёнка, чем наблюдать его неумелые действия, но выдержка и здесь необходима, иначе у малыша укоренится привычка ждать помощи от взрослых. Все эти навыки и привычки не дадут нужного результата, если не будет установлен тесный контакт с родителями, если не будут выработаны единые требования к детям, систематичность их выполнения в яслях и семье.

Укреплению наших контактов будут способствовать родительские собрания, индивидуальные беседы, специально оформленные уголки для родителей, папки –передвижки, посещение детей на дому.

Наряду с полезными привычками, привычками-помощниками, сущесвуют и вредные привычки, которые порой могут нанести вред здоровью ребёнка. К ним относится длительное сосание соски или пальцев. Считается, что это может привести к неправильному развитию челюсти, аномалии прикуса, развитию некоторых заболеваний, через загрязнённую соску, упавшую на пол, в частности стоматит. Поэтому, если вы даёте ребёнку соску в ясли, привяжите её на тесёмку, и когда ребёнок привыкнет в яслях, отучайте от соски, дети здесь обходятся без неё. Дети, долго сосущие соску, дольше не разговаривают, этим отстают от своих сверстников в развитии.

Хочется сказать ещё об одной нежелательной привычке. Многие родители, желая подкрепить своего ребёнка до завтрака, дают ему всевозможные сладости. сидит такой ребёнок, ест, не участвует в играх, капризничает, когда к нему подходят дети, ведь всем хочется попробовать, что ест ребёнок, бывает и отнимает, тут появляются и слёзы с обеих сторон, да и завтрак съедается без особого аппетита. Правильно сказано: «Наши привычки – привычки наших детей.»

Почти в каждой семье появление у ребёнка нежелательных элементов в поведении, высказываниях и поступках вызывает удивление: откуда это у него. Если ребёнок посещает ясли, сад, школу, или часто играет с детьми на улице, то всё отрицательное в его поведении приписывается дурному влиянию среды. Ну, а если ребёнок мал, тогда как? В таких случаях взрослые склонны считать, что ребёнок просто - напросто от рождения имеет дурные наклонности. И тут уж никакое воспитание не в силах помочь? В воспитательном отношении взрослый человек для малыша является наиболее авторитетным источником, из которого можно черпать ответы на возникающие вопросы, перенимать решение обыденных ситуационных задач, возникающих перед развивающимся ребёнком, усваивать поведенческие акты и их детали. Ребёнок во всём подражает взрослым и главным образом тем, которые постоянно общаются с ним, удовлетворяют его жизненные и ориентировочные запросы. Но физиологический механизм подражания как бы «слеп»: ребёнок подражает взрослым и в хорошем и в плохом, само по себе подражание не различает того, что надо перенимать, от того, что перенимать не надо. Мы не замечаем, что воспитание, «учёба» малыша, в основе чего лежит подражание, начинается очень рано, когда он ещё «ничего не понимает». Дело в том, что у детей от природы хорошо развита так называемая механическая память, (логическая развивается позже) зрительная, слуховая, моторная, эмоциональная, позволяющая ребёнку запечатлевать всё то, что он видит, ощущает, слышит, независимо от того, сознаёт ли малыш всё это или ещё не осознаёт. Особо интенсивное, постоянное накопление элементов познания происходит в первые 5 лет жизни человека, а это ведь период дошкольный, когда ребёнка «по-настоящему» никто не учит и не воспитывает, а всё это идёт как будто «само по себе».

Но именно в этот период за папами и мамами, дедушками и бабушками постоянно наблюдает зоркий глаз будущего взрослого человека и не только наблюдает, но всё фиксирует, перенимает, формирует, создаёт свою «энциклопедию» элементов поведения. Наиболее распространённый недостаток в поведении детей – это неоконченное действие: ребёнок взял игрушку, поиграл и бросил, не отнёс и не положил её туда, откуда он её взял, не закончил действия, связанного с этой игрушкой. Перелистал книжку и бросил её там, где она перестала его интересовать.

Неаккуратному воспитателю трудно ожидать успехов в выработке привычек аккуратности у своего воспитуемого. Если папа не заправляет свою кровать, то научить это делать своего ребёнка ему очень трудно. А в случае наказания малыша за неаккуратность, нередко можно услышать справедливое замечание: «А ведь ты, папа, свою постель тоже не заправляешь.» И напрасно в таком случае ссылаться на возраст. Может опять последовать вопрос ребёнка: «А почему взрослым можно, а детям нельзя?» Меткое замечание о назначении примера родителей для воспитания детей сделал в своё время Александр Дюма: «Мать может надеяться на беспрекослонное послушание дочери лишь в том случае, если она неизменно служит ей примером благоразумия и образцом совершенства». То же – отец, бабушка, дедушка и вообще воспитатель.

Воспитание – процесс вечный и бесконечный, как сама жизнь. И осуществляя это благородное дело, вырабатывая у детей привычки, вкусы, мы должны твёрдо помнить наши недостатки, с тем, чтобы предохранить наших детей, внуков, правнуков, будущие поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРНО – ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять ...

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков» Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка

Рекомендации родителям «Что должен ребенок иметь дома из предметов для развития культурно - гигиенических навыков»Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка...

Мастер-класс для родителей «Я сам» на тему «Формирование культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания как основа здорового образа жизни ребенка с ЗПР».

С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из чередующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание, одевание и раздевание, прием пищи, пользование туалетом и пр....

Перспективный план по воспитанию культурно-гигиенических и навыков самообслуживания у детей 5-6 лет

Перспективное планирование на год  воспитательной работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка - первый шаг к здоровью человека!

Отсутствие навыков самообслуживания является одной из причин тяжелой адаптацией ребенка в детском саду.   Ребенку необходимо владеть элементарными навыками самообслуживания не для того, чтоб...

Консультация для родителей «Воспитание культурно-гигиенических навыков и здоровье ребенка»

Культурно-гигиенические навыки у детей воспитываются с самого раннего возраста. При их формировании идет простое усвоение норм и правил поведения, чрезвычайно важный процесс социализации малыша. ...