Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционные тренажеры как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"
методическая разработка

Токарчук Янина Сергеевна

Нетрадиционные тренажеры - универсальный и творческий способ сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход мастер – класса

Цель: знакомство с применением здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе

Задачи: познакомить педагогов с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на здоровье ребенка

По организации деятельности: практикум

Методическое обеспечение и методические аспекты:

Форма организации деятельности: групповая.

1 часть. Организационная

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Вспоминая известную всем пирамиду Маслоу, мы знаем, что физической комфорт нашего организма находится в ее основе, а это значит, что по принципу детской игрушечной пирамидки, все остальные ее уровни будут непрочными, при условии не функциональности основополагающей части! И сегодня наш мастер-класс будет проходить под девизом«Здоровому – все здорово!»

Англичане говорят: «Богатство – ничто без здоровья!»

Китайцы говорят: «Здоровье – это сокровище, которое всегда при тебе»

А японская пословица гласит «Забота о здоровье-лучшее лекарство!»

Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье - неразделимы.

Уважаемые коллеги, поясните пожалуйста, на Ваш взгляд, какие сферы нашей жизни более всего сопряжены с темой «Здоровье». Выберите две наиболее подходящие и обоснуйте свой выбор! Возможно, Вы предложите свой вариант.

Здоровье                        

Работа

Семья

Психологический комфорт

Друзья

Хобби

Саморазвитие

Например, для меня «Здоровье» находит отклик в таких сферах жизни, как Семья, потому как это важно, знать, что все мои близкие здоровы, хорошо себя чувствуют и поэтому счастливы! А также, я тесно связываю понятия «Здоровье-работа», потому как считаю это свой задачей – научить детей бережно относиться к своему здоровью и объяснить им, что забота о здоровье — это по-настоящему важная работа!

(Участники мастер-класса озвучивают свои варианты)

Исходя из ответов всех участников мастер-класса можно сделать вывод о том, что все сферы нашей жизни тесно связаны с нашим здоровьем.

2 часть. Теоретическая

Ведь все мы знаем, что за последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин. У детей практически нет возможности играть во дворах в подвижные игры, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютеры и неограниченный доступ к телевидению). Когда я проводила мониторинг развития физических качеств в детском саду, то заметила, что такие критерии, как гибкость и координация движений, статическое равновесие показали более низкие результаты, чем остальные физические качества (т. е дети не могли простоять на одной ноге, наклониться до пола, боковые наклоны были скованы). Поэтому сейчас как никогда возникает потребность в здоровом образе жизни. Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка. И поэтому актуально значимым и востребованным сегодня становится поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в дошкольных образовательных учреждениях. Технологии, как эффективная система мер профилактической работы с детьми, направленная на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, получили название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании - обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной. Игрушки-двигатели, игры-забавы, спортивно-игровой материал, оборудование и инвентарь, предметы быта, природное окружение – всё это предметно-игровая среда, имеющая огромное значение для развития активности детей, а также формирования их инициативного поведения и творчества. Как правило, физкультурные уголки в детских садах имеют стандартное наполнение готовыми промышленными атрибутами. И здесь перед педагогами ДОО стоит по-настоящему сложная и трудная задача, ведь детей сейчас по-настоящему трудно удивить! В данный момент существует огромное количество игр, атрибутов для них в детских магазинах и педагогу приходится часто прибегать к нестандартным решениям, методам, придумывать что-то новое! 

Нестандартное оборудование стимулирует интерес детей, желание двигаться, вызывает радость и положительные эмоции. Материалы для изготовления такого оборудования разнообразны и малозатратны, можно использовать все то, что наверняка найдется в любом доме из ряда ненужных вещей. Эти, бесполезные на первый взгляд, предметы могут превратиться в забавные игрушки и пособия для выполнения различных упражнений и корригирующих гимнастик.

 Нестандартное оборудование помогает полноценному физическому развитию детей, и решает следующие задачи:
- обеспечивает высокую двигательную активность, совершенствуя движения детей и их физические качества;
- развивает творческое воображение, стремление к активности и самостоятельности;
- повышает интерес к процессу движений с использованием нестандартного оборудования;
- создает и закрепляет позитивное психосоматическое состояние;

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветных пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.
При изготовлении пособий необходимо соблюдать инструкцию:
1. пособие должно быть эстетичным;
2. не травмоопасным;
3. по мере возможности долговечным;
4. легко подвергаться санитарной обработке. Таким образом, использование нетрадиционного оборудования в ДОУ, постоянное совершенствование мастерства педагогов, поиск новых подходов к организации здоровьесбережения детей позволит более эффективно использовать здоровьесберегающие возможности среды пребывания детей в детском саду.

В своей работе я использую как традиционное, так и нестандартное оборудование для оздоровления детей. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

3 часть. Практика

Макет «Рот и зубы»

Что нужно:

Картон большого формата

Краски

Плотная основа (утеплитель, пенопласт)

Веревка

Шило

Варианты игр (артикуляционная гимнастика, «чистим зубки правильно», «вредная и полезная еда»)

Данный тренажер разрабатывался изначально как тренажер для артикуляционной гимнастики, за счет двигающийся нижний части челюсти и языка, роль которого будет выполнять рука педагога, детям весело и интересно выполнять движения следом за ярким и необычным макетом. Так же макет, может быть использован как тренажер для отработки правильного способа чистки зубов, для демонстрации пережевывания пищи за счет двигающийся нижней части, или как вариант игры «вредная полезная пища, витамины и так далее)

Давайте опробуем данный тренажер. Предлагаю участникам мастер-класса выполнить артикуляционную гимнастику, повторяя движения в тренажере.

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка» моя.

Предлагаю педагогам самим использовать тренажер

«Качели»

На качелях я качаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь, а потом вниз.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка за верхние зубы, кончик языка за нижние зубы.

«Лесенка»

Раз ступенька – язык обнимает верхние зубы.

Два ступенька — язык обнимает нижние зубы.

Три ступенька – язык прыгает за зубки.

Описание: Улыбнуться, открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхних зубах, затем перевести «чашечку» на нижние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в таком положении 3-5 секунд.

Следующий тренажер о, котором хотелось бы рассказать «Озорные глазки»

Что нужно?

3 листа бумаги

Печатная основа или рисунок

Если используем рисунок, необходимы карандаши и краски)

Ножницы и клей

Варианты игр

(гимнастика для глаз, тренажер для пальцев)

«Озорные глазки» тренажер для отработки гимнастики для глаз. Преимуществом этого тренажеры является большой формат, чтобы всем детям было видно, какие движения показывает педагог. В то же время данный тренажер легок в исполнении, и не требует какого-то специального материла, бумага, карандаши и краски – все это есть в любой группе детского сада. Такой же тренажер можно изготовит вместе с детьми из обычной цветной бумаги. Тогда у каждого ребенка будет свой тренажер, который в то же время будет являться пальчиковым, потому как для движения глазок им нужно будет двигать полоску с их изображением.

«Два мяча».

— Послушайте сказку                 И.п.: спина прямая, голова прямая, неподвижно.

про два мяча. Они большие          

шалунишки, любят бегать,

прыгать так быстро, что нам

их не догнать, поэтому мы

будем их «догонять» глазками.

Жили-были у Иринки

Два мяча в одной корзинке:

Красный — важный и пузатый,

Крошка-мячик — плутоватый,

Развеселый игрунок —

Всем мешал, как только мог!

Мяч большой и крошка-мяч

Как-то раз пустились вскачь.

Вправо-влево мяч большой                       Движения   глазами   вправо-влево. 

Прыгал очень хорошо!                               Повторить 2 раза

Раз и два, туда-сюда,

Не догонишь никогда!

Крошка-мяч прыгучий очень,                     Движения   глазами   вправо-влево.

Скачет, скачет, как захочет,                         Повторить 2 раза.

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Зацепился и повис.

А как выбраться — не знает.                        Перемещение взгляда по диагонали.

Мяч большой не унывает.                             Повторить 2 раза.

Скачет бойко — скок да скок,

Снизу вверх, наискосок,

Сверху вниз, наискосок.

Крошке-мячику помог.

Крошка-мяч чуть-чуть подумал,                    Перемещение взгляда вниз- вверх. 

Вдруг опять пустился вскачь!                         Повторить 2 раза.

Прыгнул вдаль, опять на место,

Раз и два туда-сюда. 

Прыгал-прыгал...

Побежал

Он искать большущий мяч.

Тренажер «Дракоша»

Что нужно

Маска китайского дракона

Большой мешок для хранения тактильных мешочков

Разноцветные ленты

Нитки, иголка, ножницы

Варианты игр (цветотерапия, релаксация, динамическая пауза, пальчиковый тренажер)

Главный человеческий ресурс – это физическое и психическое здоровье. Эти понятия тесно взаимосвязаны. Цветотерапия — это одно из самых перспективных и надежных методов лечения и оздоровления. Цвет служит мощным стимулятором эмоционального и интеллектуального развития детей.

То, какие цвета мы выбираем, а каких избегаем, с которыми ассоциируем определенные чувства, эмоции, характеризуют нас самих. Цвет имеет волновую энергетическую природу, а значит, мы его ощущаем зачастую даже неосознанно. Нередко слепые люди, чувство которых более заостренные, способны различать цвета на ощупь. На наш мозг ежедневно влияют энергии различных цветов. От цвета стен комнаты, например, может зависеть настроение, аппетит, сосредоточенность, воодушевление, желание или нежелание находиться в этом помещении. То же можно сказать и про цветовую гамму нашей одежды и одежды людей, которые нас окружают.

Информация о значении выбранного цвета будет выводиться на слайде!

1. Красный обеспечивает здоровье, физическую силу, выносливость, устойчивость, уверенность в себе повышает внутреннюю энергию, способствует активизации кроветворения, нормализации кровообращения и обмена веществ.

2. Оранжевый повышает уровень нейроэндокринной регуляции, помогает победить усталость, хандру, депрессию, неуверенность, тревогу и страх.

3. Желтый как символ солнца, снимает напряжения и даёт надежду.

4. Зеленый способствует ритмичной работе сердца, отдыху глаз, оказывает умеренное противовоспалительное и противоаллергическое действие. К тому же он помогает при кашле. успокаивает, благоприятно влияет на работу щитовидной железы.

5. Синий помогает при бессоннице, снимает страхи, вызывает ощущение комфорта и покоя, снимает напряжение, снижает артериальное давление, успокаивает дыхание.

Данный тренажер может так же использоваться как предмет для динамических пауз, спортивных игр, может быть предметом в сказкотерапии.

Волнение, переутомление, грусть, смущение

(Мини-сказка)

В тридевятом царстве-тридесятом государстве жили были прекрасные феи, каждая в своем волшебном лесу. Все они были чудесные и прекрасные, но объединяло их всех одно-они учили маленьких жителей королевства быть здоровыми! Но случилось несчастье! Злой огненный дракон напал на их волшебные леса и заколдовал прекрасных фей.

Волнение, переутомление, грусть, смущение –поселились в их сердцах.

В это время пролетал над тридевятым-царством тридесятом государством. Радужный дракон. Он любил маленьких жителей волшебного леса и не мог позволить, чтобы некому было учить их, заботиться о них и их здоровье. Радужный дракон спустился к каждой фее и одарил перышком из своего радужного хвоста

Волнение-голубой

Смущение-оранжевый

Переутомление-зеленый

Грусть – Желтый

Каждая из фей получила перышко дракона, они тут же поняли, как все плохие чувства начали постепенно исчезать, уступая место новым таким как спокойствие, уверенность, прилив сил и счастье! и в миг былы расколдованы! Вскоре они вернулись к жителям своих волшебных лесов и продолжили дальше заботиться о здоровье маленьких жителей.

«Волшебные пуговки»

Что нужно:

Рамки от фотографий

Различные варианты раскрасок

Пуговица разного цвета и формы

Файлики

Клей

Уделяя внимание развитию рук ребёнка посредством пальчиковых тренажеров, мы обеспечиваем его умственное развитие, совершенствуем речь, обеспечиваем подготовку к школе. Такой малыш будет развит в соответствии с возрастом, школьное обучение ему будет даваться легко. О нетрадиционных пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр, с применением нетрадиционных материалов состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Такие пальчиковые игры – хорошие помощники не только для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развить координацию, а для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря нетрадиционным пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается способность сосредотачиваться.

Преимуществом данного тренажеры является то, что его можно легко обновить, используя новую раскраску как фон для раскрашивания. Задания можно выполнять как ведущей рукой, так и нет, а также можно дать задание детям выполнить раскраску используя только определенные пальчики.

«Прическа для Анны»

Укрась прическу Анны пуговицами

«Яблонька»

«Повесь» пуговицы яблочки на яблоню

«Царь зверей»

Укрась гриву льва пуговицами

«Павлин»

Укрась хвост павлина пуговицами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Двигательный режим детского сада. как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Выступление на педсовете. в котором даны рекомендации для воспитатетелей об организации двигательного режима детей в ДОУ....

«Двигательная активность детей как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Забота о здоровье ребёнка взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно...

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников

Двигательная активность как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников...

"Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников" (презентация на категорию)

Предлагаю вашему вниманию презентацию на 1 квалификационную категорию "Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...

Мастер-класс для педагогов "Арт - терапия, как средство сохранения и укрепления психологического здоровья дошкольников"

Расширение и овладение практическими навыками приминения арт-терапии в работе с дошкольниками...

Мастер – класс для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»

Мастер - класс для родителей «Дыхательная гимнастика как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников»...

Мастер - класс " Игровой самомассаж - как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"

Мастер - класс  по здоровьесбережению для родителей и педагогов ДОУ " Игровой самомассаж - как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников"...