Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми
консультация

Стаценко Татьяна Петровна

МАСТЕР-КЛАСС "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_zdorovesberegayushchih_tehnologiy.docx108.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ                                                «ДЕТСКИЙ САД № 67»                                                                                          

    ЭНГЕЛЬССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                                           1 микрорайон, д. 10,  г. Энгельс, Саратовская область, тел. 55-30-21

МАСТЕР-КЛАСС

Использование здоровьесберегающих технологий

в работе логопеда с детьми

Подготовила и провела

учитель-логопед Стаценко Т.П.

г. Энгельс

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что формирование здоровья – не только и не столько задача медицинских работников, сколько психолого-педагогическая проблема. Стало очевидно, что без формирования у людей потребности в сохранении и укреплении своего здоровья  задачу не решить.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, на формировании личности в целом. Поэтому в течение всего учебного года в работу учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Раскрывая понятие здоровьесберегающие образовательные технологии, важно отметить, что речь идет не о какой-то одной универсальной и чудодейственной технологии, а комплексной системе, направленной на коррекцию речевого нарушения, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие образовательные технологии можно выделить в три подгруппы:

 - технологии сохранения и стимулирования здоровья, способствующие предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний (динамические паузы, физминутки, гимнастика пальчиковая, дыхательная, для глаз);

 - коррекционные технологии (сказкотерапия, музыкотерапия, песочная терапия, психогимнастика, фонетическая ритмика, цветотерапия);

 - технологии обучения здоровому образу жизни ( игротерапия, разные виды массажа и самомассажа).

В своей практической деятельности я применяю следующие здоровьесберегающие компонентыкоторые могут применяться в коррекционной работе на разных этапах занятия.

В логопедической работе не обойтись без артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию силы, подвижности и дифференцированности  движений органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика может сопровождаться детскими стишками:

  «Лягушка»

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

«Слон»

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

«Часики»

Артикуляционная гимнастика в стихах - часики        

Тик – так, тик – так –

Ходят часики – вот так!

Влево тик,

Вправо так.

Ходят часики – вот так!

 «Варенье»

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей язык поднять,

Чтобы капельку слизать.

«Заборчик»

Широка Нева – река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны –

От краёв и до десны.

Упражнения могут выполняться с опорой на компьютерные презентации, где дети видят то или иное упражнение в занимательной форме (например, язычок в образе котика, который выполняет то или иное действие).

Развитие общей моторики

Комплексы физминуток подобраны согласно лексико-грамматической теме и проводятся в игровой форме в середине занятия.

«Звериная зарядка»

Раз - присядка, два - прыжок. (Присесть, подпрыгнуть)
Это заячья зарядка.
А лисята, как проснуться, (Потереть кулачками глаза)
Любят долго потянуться, (Потянуться руками вверх)
Обязательно зевнуть, (Открыть рот, прикрыть его ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть. (Движения бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнут (Прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнут. (Подпрыгнуть на месте)
Ну а мишка косолапый, (Руки согнуты в локтях перед собой,
Широко расставив лапы (Ноги на ширине плеч, переступать с ноги на)
То одну, то обе вместе, (Ногу, раскачивать туловище в стороны)
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало -  (Хлопать в ладоши, подняв руки над головой)
Начинает все сначала!

Развитие мелкой моторики

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони - едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка. Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы ребёнку. Владея своими руками, ребёнок может сделать много полезных и нужных вещей, и самое главное - развитая моторика рук способствует развитию речи. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развития речи ребёнка. При планировании работы над развитием руки придерживаюсь целого комплекса упражнений, в который входят: разнообразные пальчиковые игры и упражнения, пальчиковый театр, графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, игры с прищепками, различные задания с "волшебным мешочком", су-джок-терапия, кинезиологические приёмы. Подробнее остановлюсь на двух последних приёмах работы. 

В последнее время всеобщий интерес к нетрадиционным формам и средствам работы с детьми значительно возрос. В своей работе успешно зарекомендовал себя метод использования су-джок терапии в сочетании с логопедической и лечебно-оздоровительной работой. Су-джок терапия, обладая высокой эффективностью, безопасностью и простотой, базируется на традиционной акупунктуре и является достаточно хорошей системой самооздоровления.

Использование су-джок массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создаёт функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной работы с ребёнком. Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяют значительно повысить эффективность коррекционно-логопедических занятий, а также оптимизировать выполнение упражнений в домашних условиях.

Приведу несколько вариантов работы с использованием су-джок шаров:

•        Дети поочерёдно катают шарики по каждому пальчику, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики, сначала на правой затем на левой руке.

Здравствуй, мой любимый мячик! —
Скажет утром каждый пальчик.
(Удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем).

***

По столу круги катаю,
Из-под рук не выпускаю.
Взад-вперед его качу;
Вправо-влево — как хочу.
(Катать мяч ладошкой правой руки вправо-влево, назад – вперед).

***

 Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.

(Катать мяч кончиками пальцами правой руки: указательным, средним, безымянным и мизинцем).

***

Ежик колет нам ладошки,

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем, (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем. (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем. (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол, (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем… (катаем мячик)

Потом ручку поменяем (меняем руки)

•        Ребёнок зажимает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука.

Пальчиковая гимнастика

Меж еловых мягких лап (Поглаживают ладонями обеих рук колени.)

Дождик кап-кап-кап. (Постукивают по коленям пальцами обеих рук.)

Где сучок давно засох —(Постукивают ребрам ладони по коленям.)

Серый мох, мох, мох. («Мнут мох», сжимая энергично обе ладони.

Где листок к листку прилип, ) (Хлопают ладонями.)

 Вырос гриб. (Сводят руки над головой

Разбросала осень листья, (Делают волнообразные движения ладонями.)

Разукрасила их кистью. (Делают плавные взмахи ладонями вверх-вниз.)

Мы в осенний парк пойдём, («Шагают» пальцами обеих рук.)

В букеты листья соберём. (Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.)

Лист кленовый, (Поочерёдно загибают пальцы, начиная с большого, на обеих  

Лист с осинки,       руках    одновременно на каждый лист.)

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

На дорожку спрыгнул вниз. (Звонко хлопают в ладони.)

 Кинезиологические упражнения

Направлены на формирование и развитие межполушарного взаимодействия. Эти упражнения помогают детям стать внимательными, активными, снять напряжение, страх, раздражение и улучшают учебные достижения. С этой целью в работе с детьми используется комплекс кинезиологических упражнений: "Колечко", "Кулак-ребро-ладонь", "Лягушка", "Ухо-нос", "Замок". А также упражнения, направленные на развитие точности движений пальцев и способности к переключению с одного движения на другое.

1) «Кулак-ребро-ладонь» - три положения руки на плоскости последовательно сменяют друг друга. Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой. Затем двумя руками одновременно.

Ладошки вверх,

Ладошки вниз,

А теперь их на бочок

И зажали в кулачок.

2) «Ухо – нос – хлопок» - левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».

3) «Лягушки» - Положить руки на стол. Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук, отрывая руки от стола. Усложнение упражнения состоит в ускорении.

Две весёлые лягушки  ловко прыгают подружки,

Ни минутки не сидят только брызги вверх летят.

4) «Колечки» - соединяем пальцы руки в кольцо с большим, начиная с указательного сначала одной рукой, затем другой, затем двумя одновременно.

Пальчики соединяем и кольцо мы получаем: 1/2 1/3 1/4 1/5

Поздоровались пальцы опять 1/5 1/4 1/3 ½ Закрепили кольца-слова!

Применение таких альтернативных приёмов и методов способствует более интересному, разнообразному и эффективному проведению занятий и режимных моментов в детском саду.

Зрительная гимнастика 

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие.

«Взгляд влево вверх»,  

«Горизонтальная восьмерка, (одновременно с глазами следить за движением пальцев, хорошо выдвинутым изо рта языком).

«Глаз –  путешественник»: не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.  

 «Зеркальное рисование» (одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы).  При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки.

Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Дыхательная гимнастика 

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

. Дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Для его развития детям следует предлагать те упражнения, которые они будут воспринимать как игру.

«Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт).

«Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком. При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

 «Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнедиафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

«Ныряльщик»:  сделать глубокий вдох,  задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

«Парашютист»

«Трубочка»

    Только комплексное воздействие на ребенка может дать успешную динамику речевого развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе по преодолению нарушения речи затрагивает не только исправление дефектов речевой деятельности, но и формирование определенных психических процессов, представлений об окружающем мире. В процессе коррекционной работы логопеда возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей

В результате использования здоровьесберегающих технологий:

 - повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- корректируется  поведение и преодолеваются психологические трудности;

 - формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма,

- снимается эмоциональное напряжение и тревожность;

 -развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.

Коррекционная работа на логопедических занятиях направлена не только на предупреждение и устранение речевых недостатков, но и на развитие психических процессов, что способствует подготовке детей к усвоению школьных программ по русскому языку и чтению.

Оборудование:

  • Зеркала
  • Су-джок шарики
  • Коктейльные трубочки
  • Ватка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда»

Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях поспособствовало профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригир...

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здо...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда"...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда ДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи

laquo;Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех эт...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми с ОВЗ.

laquo;Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех э...

Здоровьесберегающие технологии в работе логопедов с детьми дошкольного возраста

Важная особенность логопедических занятий состоит в том, что они проводятся в режиме постоянной заботы о здоровье обучающихся. Обязательными являются проведение массажа ладоней и пальцев рук, артикуля...