Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании
статья

использование здоровьесбереающих технологий в дошкольном образовании

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №36 пос. Октябрьский муниципальное образование Ейский район

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

       

          Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.  Поэтому в каждом дошкольном учреждении уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение  приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. 

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым - содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачи здоровьесберегающих технологий:

1. Обеспечить условия для физического и психологического благополучия – здоровья – всех участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Сформировать доступные представления и знания о ЗОЖ, пользе занятий физическими упражнениями, об их основных гигиенических требованиях и правилах.

3. Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей.

4. Формировать основы безопасности жизнедеятельности.

5. Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

В своей работе я использую как традиционные, так и нетрадиционные методики оздоровления.

Цель физкультурного занятия – накопление двигательного опыта, развитие интереса к физической культуре и спорту. В каждом возрасте  физкультурная деятельность имеет разную направленность. Для детей это радость от свободы движений. Поэтому главное условие эффективного воздействия физкультурных занятий на здоровье, психологическое благополучие и физическое развитие ребенка – это доставлять ему максимум удовольствия от движения.

Проведение спортивных праздников и развлечений в детском саду способствует формированию положительного отношения к здоровому образу жизни, расширяет кругозор, формирует коммуникативные навыки, память, воображение; укрепляет здоровье детей.

Систематическое проведение утренней гимнастики воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начать день, способствует четкому выполнению режима дня, учит согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.

Эффективным и универсальным средством здоровьесберегающих технологий для детей является самомассаж, который проводится в игровой форме или другими словами игровой самомассаж. Игровой самомассаж – это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, которые расположены по всему телу, в следствии этого активизируется работа, как головного мозга, так и внутренних органов всего организма.

Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. При его проведении улучшается кровообращение, он помогает нормализовать работу всего организма в целом. Для детей самомассаж - это и профилактика простудных заболеваний. Он благотворно влияет на психоэмоциональную сферу, благоприятствует эмоциональной устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга, как ребенка, так и взрослого человека известно очень давно, так же самомассаж влияет на развитие речи ребенка, а также мгновенно переключают его внимание с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают его.

Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему малыша, помогает ребенку снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.

Чем же  полезна йога для детей? На что можно рассчитывать, занимаясь йогой с детьми?

-На формирование правильной осанки или исправление уже имеющихся дефектов.

-На то, что ребёнка познакомят с возможностями его тела и научат владеть самыми разными группами мышц (а это даёт далеко не каждый спорт).

-На развитие гибкости и мышечной силы.

-На улучшение координации и пластики.

-На обучение правильному дыханию и умению расслабляться.

-На воспитание в малышах вдумчивого и уважительного отношения к собственному телу и здоровью.

-На успокаивающий эффект и достижение эмоционального равновесия.

-Обучение детей самомассажу.

-Благоприятное воздействие на кровеносную систему и развитие мозга.

Основной плюс занятий - развитие подвижности суставов. Также выполняемые упражнения благоприятно действуют на работу внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Сколиоз и просто неправильная осанка уже не редкость и в дошкольном возрасте, а йога поможет избежать и этих проблем.

    Йога - это хорошая кардиотренировка, повышающая выносливость сердечно-сосудистой системы. Поскольку на занятиях йогой большое внимание уделяется дыханию, они полезны детям с проблемами дыхания. И даже ребенок с астмой не будет испытывать трудности при выполнении упражнений.

Кроме того, эти занятия показаны при неврологических заболеваниях, например, при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой. Бодрящая гимнастика способствует быстрому и комфортному пробуждению детей после сна

Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что стимулирует развитие речи.

Пальчиковые игры улучшают эмоциональный фон общения ребенка со взрослыми и ровесниками, учат внимательно слушать речь других людей, повышают речевую активность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Какую цель преследуют здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании?Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку - обеспечение высокого уровня реально...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании...

«Современные здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании»

Фундамент здоровья человека закладывается в дошкольном возрасте....

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании

в работе прослеживается решение проблемы здоровьесбережения на разных  этапах развития общества, а также освещается работа в этом направлении в современных условиях...

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образованиии...

Здоровьесберегающие технологии современного дошкольного образования.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах ...