Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»
консультация

Зубричева Анастасия Григорьевна

Ряд учѐных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это значительно повышает эффективность занятий как по развитию моторики (общей, мелкой, артикуляционной и мимической, так и по развитию речи. Очень хорошие предпосылки для коррекции речевых нарушений дают такие методические приѐмы, как озвучивание (или звукоподражание) и оречевление движений. Это когда, выполняя то или иное игровое движение, ребѐнок издаѐт определѐнные звуки, имитирующие изображаемый им образ: гудит, как паровоз; шумит, как ветер; рычит как тигр или собака; шипит, как гусь; свистит, как кипящий чайник и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3105.docx9.78 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ МО «Центр-детский сад №118»

Консультация для родителей

«Физкультура и логопедия»

Подготовила инструктор по ф.к.

                                                                                                                Зубричева А.Г.

31.05.2023

Краснодар

        Ряд учѐных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это значительно повышает эффективность занятий как по развитию моторики (общей, мелкой, артикуляционной и мимической, так и по развитию речи. Очень хорошие предпосылки для коррекции речевых нарушений дают такие методические приѐмы, как озвучивание (или звукоподражание) и оречевление движений. Это когда, выполняя то или иное игровое движение, ребѐнок издаѐт определѐнные звуки, имитирующие изображаемый им образ: гудит, как паровоз; шумит, как ветер; рычит как тигр или собака; шипит, как гусь; свистит, как кипящий чайник и т. п. Данный подход нашѐл очень широкое и многолетнее применение в авторском педагогическом Центре Н. Н. Ефименко. Практически все занятия у него с детьми звучащие. Где же, как не на занятии по физической культуре, на фоне мышечной активности и положительного эмоционального фона, проявлять себя детям в плане звукоподражания! Иногда можно пожертвовать даже музыкальным сопровождением, чтобы дать возможность детям более свободно и полно звучать на физкультуре и слышать это звучание. Если упражнение безмолвное, выполняется в тишине или под строгий академический счѐт (раздва-три-четыре, то оно теряет что-то очень важное, что несѐт в себе в плане развития личности. Кстати, обращает на себя внимание и тот факт, что большинству воспитателей и специалистов дошкольных учреждений как раз больше нравится тишина на занятии, чем его естественная шумливость, наполненная естественными звуками. Оречевление отличается от более простого озвучивания (комбинаций отдельно произносимого звука или звукосочетания) тем, что в нѐм применяются уже слова, словосочетания и предложения различной конструкции. Если летящий в высоком небе можно озвучить при помощи одного протяжного звука «у-у-у», то уборку медвежонком берлоги при помощи веника, уже применяется слово «вжик-вжик-вжик». Или, например, когда отважные дети – «зайцы»крадутся по поляне и подбадривают себя приговорками типа: «Нам не страшен серый волк, серый волк, серый волк!» На таких занятиях дети учатся произносить звукоподражательные слова и фразы с различной интонацией. Закрепляя изучаемый звук в различных вариантах (изолированное произношение звука в слогах, в словах, в предложениях, в чистоговорках и в текстах, разумно использовать сочетания звуков, слов, движения и мимики. Такой комплексный подход к «оживлению» воображаемого образа создаѐт полноту восприятия и эффективно влияет на коррекцию речевого развития детей. Разрабатывая планы занятий по исправлению недостатков звукопроизношения и по закреплению изучаемого звука в лексической теме, используются игровые «звуки-образы». На основе этих образов составляется сценарии-сказки занятий.

Например, во время изучения и закрепления звука [С] в игровых,в сказочных сюжетах используют такие образы : «Качаем носом колесо», слушаем, как «Шипит сердитый гусь», как «Сдувается воздушный шарик», «Дуем вместе с холодным ветром», «Поѐм песенку водички» и др. Во время автоматизации звука [С’]обыгрываются такие образы: «Маленький насосик», «спили сосенку» (пила пилит и мягко свистит :с’-с’-с’) Для автоматизации звуков[ З] и [З’] составляем сказку «Про комара, Пчелу, Пилу и Комарика» …Большой комар летит и звонко звенит своим твѐрдым голосом: З-з-з-,маленький комаришко летит и мягким голосом звенит : з’-з’-з’) Во время закрепления звука [Ш]на занятиях присутствуют: «Змея», «Песенка ветра», «Морской прибой», «Шум деревьев», «Песенка ручейка», «Воздушный шарик», «Спящая кукла», «Останавливающийся поезд» и д. р. Во время закрепления звука [Ж], дети вместе с пчѐлками собирают мѐд, жужжат, как майский жук, отправляются в путешествие на самолѐте. А «Кузнечик- музыкант», «Крымские цикады» и «Весѐлый паровозик» умеют петь звук [Ч]. Для постановки очень сложного звука [Р] обычно требуется много времени, терпения, и здесь совсем не обойтись без двигательно-игровых образов. Сначала с помощью зеркала, в статическом положении, а затем в движении дети тренируются в выполнении упражнений «артикуляционной гимнастики»: «Вкусное варенье», «Побелим потолочек», «Попрыгунчик – язычок», «Жабка – попрыгушка», «Зайка – попрыгайка», «Лошадки», «Остановим лошадку», «Кучер», «Грибок», «Автогонки»; Д-д-д: «Барабан», «Дятел», «Поезд стучит колѐсами», «Индюк гогочет»; Т-т-т: «Стук в двери», «Дождик бьѐт в окно», «Рассыпались бусинки», «Пулемѐт», «Белочка стучит шишкой», «Зайчик стучит морковкой по пеньку»; Чередование упражнений: т-т-т,д-д-д: «Постучим тихонько: т-т-т…», а теперь – громко,потому что нас не услышали: - д-д-д…. Затем отрабатываем вибрацию звука [Р] в звукосочетаниях тр-р-р… и дрр-р…: «полѐт майского жука:, тр-р-р, «Над речкой жужжит стрекоза»: трр-р; «Мотоцикл»: др-р-р; «Котик-Мурлыка»: др-р-р; «Вертолѐт»: тр-р-р, дрр-р; «Трактор»: тр-р-р, др-р-р; «Машина»: тр-р-р,др-р-р; «Заведи мотоцикл»: тр-р-р; «Тигр»: р-р-р; «Сердитый Барс»: р-р-р; «Рѐв мотора»: р-рр; «Рычание волка»: р-р-р; «Заведи мотор большого самолѐта»: р-р-р…и др. Такие «ожившие» образы широко используются Н. Н. Ефименко и в занятиях дифференциацию (различие) звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Физкультура или спорт, как сделать правильный выбор?

Решив приобщить ребенка к занятиям спортом, в первую очередь возникает вопрос: что делать, самостоятельно ли проводить тренировку дома или отдать ребенка в спортивную секцию?Но однозначного ответа на ...

Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»

консультация для родителей "Физкультура и логопедия"...

Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»

Консультация для родителей «Физкультура и логопедия» Инструктор  по физ. культуре – Иванова Л.В...

Консультация для родителей "Физкультура и логопедия"

Взаимодействие со специалистами ДОУ...

Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»

Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»    Ряд учёных и логопедов-практиков отмечают, что если выполнение двигательных заданий сопровождаются речью, то это...

Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»

Консультация для родителей «Физкультура и логопедия»...