Обобщение опыта работы по теме: Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников.
материал

Абрамова Ольга Анатольевна

Вся  оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива  образовательного учреждения на длительный срок. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

Создание условий для формирования здорового образа жизни у дошкольников.

Дошкольный возраст является важнейшим периодом, когда формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического здоровья. Под «образом жизни» мы понимаем активную деятельность людей, направленную в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Ребенок по своей природе деятель, а его деятельность выражается прежде всего в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Развитие движений — один из главных показателей нормального нервно-психического развития детей.

Вся  оздоровительная работа в детском саду строится с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива  образовательного учреждения на длительный срок. В нашем учреждении разработан план оздоровительной работы дошкольников, который проводится во всех группах ДОУ:

Обеспечение воздушного режима в помещениях ДОУ ;

Обеспечение естественного и искусственного освещения в  групповых помещениях;

Проведение с детьми утренней и дыхательной гимнастики;

Осуществление режима двигательной активности детей в течение дня;

Осуществление закаливающих процедур (ходьба босиком, контрастное обливание ног, упражнения на укрепление осанки, исправление плоскостопия и др.);

Полоскание рта после приема пищи;

Привитие гигиенических навыков детям, воспитание здорового образа жизни;

Проведение физкультурных занятий и развлечений;

Прогулки на свежем воздухе.

Первое место в двигательном режиме детей принадлежит физкультурно-оздоровительным мероприятиям. К ним относятся общеизвестные виды двигательной активности: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения во время прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, гимнастика после сна, закаливающие процедуры, упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия после сна. Они являются основой тренировки организма.

Формирование навыка здорового образа жизни — длительный процесс, поэтому ребенку необходимо многократно показывать, можно давать позитивные формулировки и непосредственно на теле ребенка показывать правильное положение. Лучше всего чаще играть в игры на развитие того или иного навыка.

Второе место в двигательном режиме детей занимают образовательные занятия по физической культуре — как основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной двигательной активности и приобращения детей к ЗОЖ.

Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка. Деятельность, возникшая по инициативе самого ребенка это проявление его интереса, его выбор, а значит, и результат будет более благоприятным, в том числе и для взрослых. Продолжительность ее зависит от индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, после дневного сна, во время прогулок. При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространство, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек). Немаловажное значение, при формировании ЗОЖ, отводится активному отдыху, физкультурно-массовым мероприятиям. К таким занятиям относится неделя здоровья, физкультурный досуг, физкультурно — спортивные праздники на воздухе и воде, игры-соревнования.

Программа деятельности ДОУ по расширению двигательного режима детей предусматривает взаимодействие с социумом. В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы и т. д. Удачно проходят спортивные досуги с родителями. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках: «В каком возрасте лучше начинать заниматься спортом»«Как выработать у детей правильную осанку»«Формирование основ ЗОЖ» и т. д. Все эти формы взаимодействия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно- гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Таким образом, двигательный режим в дошкольном учреждении включает в себя всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационально двигательного режима учитывается не только биологическая потребность детей в двигательной активности, но и предусматривается ее рациональное содержание основанных на оптимальном режиме разных видов занятий, подобранных с учетов возрастных и индивидуальных особенностей. Таким образом, работа по здоровьесбережению  позволяет  воспитывать   физически развитой, социально-активной, творческой личности. Чтобы привлечь внимание воспитанников, используем сказочные персонажи: Доктор Айболит  и его друзья, Фея зубная щетка, Микробы и другие. Ребята любят, когда им читают книги, рассматривать картинки, поэтому возникла необходимость создать библиотеку художественной литературы и иллюстративного материала по здоровому образу жизни. Наличие развивающей здоровьесберегающей среды и системная деятельность в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении способствует формированию у воспитанников представлений о здоровом образе жизни и подводит к осознанию вести такой образ жизни с детства. В работе я использую весь набор здоровьесберегающих элементов: беседа, чтение художественной литературы, соблюдение двигательного режима, контроль за осанкой детей, закаливающие процедуры,  различные техники массажа.Также, в нашем учреждении провидится витаминизация третьего блюда (витамин "С"), ароматизация групповых помещений (чесночные ингаляции) во время осенне- зимнего периода. На состояние здоровья дошкольников, благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни, как в детском саду, так и дома. Ориентируясь на своих родителей, ребенок развивается соответственно «картине» увиденного. Приобщение ребенка к здоровому образу жизни должно проходить с малых лет не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Поэтому наши родители, стали активными участниками и помощниками, в деле оздоровления своих детей. Созданный уголок здоровья в группе, помогает представить родителям информацию по вопросам здорового образа жизни, проводить опросы и анкетирование. В нашей  цифровое время очень удобно общаться, родители создали чат - группу в которой мы обсуждаем все насущные проблемы и делимся способами оздоровления детей

ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОУ.

Групповое консультирование:– «Формирование основ культуры здоровья у дошкольников»

– «Профилактика коронавирусной инфекции»

– «Формирование самостоятельности у детей»

– «Компьютерные игры и дети»

Выходит интернет газета для родителей на сайте ДОУ

Подготовка и вручение раздаточного материала:

– «Правила посещения детского сада»

– «Мы пешеходы»

– «Безопасность ребенка у водоема»

 Консультации индивидуальные и групповые.

Оказание консультативной помощи родителям специалистами.

 Просветительская работа медицинской сестрой

Стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется рядом нормативно- правовых документов: Закон РФ «Об образовании»«О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения в РФ».

Здоровье – это дар, который необходимо беречь с детства, этому мы обязаны учить и формировать навыки здоровьясбережения.

Литература:

1.Приказ Минобрнауки Р.Ф. от 17.10.2013 N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании»

2.Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.– М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 112 с.

3. Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

4.Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера 2007. – 160 с.

5.Здоровьесберегающее пространство ДОУ/Под ред. Крыловой Н.И..- Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.

                                                                                  Составила : Абрамова О.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Тема. 10 простых условий формирования здорового образа жизни у дошкольника

Консультация для родителей. Тема. 10 простых условий формирования  здорового образа жизни у дошкольника...

Обобщение опыта работы. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии»

«Мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают об устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма»  Тревор Уэнстон...

Семинар-практикум на тему: "Создание условий по формирование здорового образа жизни у дошкольников"

                                             Создания условий по формированию ...

Обобщение опыта работы на тему "Создание условий для развития ребенка и его социализации через активные формы с педагогами и родителями»

Раскрывается актуальность методической темы, цель, предпалагаемый и достигнутый результат работы....

"Формирование здорового образа жизни у дошкольников в условиях ДОУ и семьи".

Консультация для воспитателей по работе с родителями в формировании здорового образа жизни с детьми в условиях дошкольного образования и семьи....

обобщение опыта работы по теме "Создание РППС в ДОО, способствующей патриотическому развитию дошкольников"

Материал был представлен в ходе работы муниципального методического ресурсного центра по теме "Воспитание гражданственности и патриотизма детей дошкольного возраста"...

Формирования здорового образа жизни у дошкольников в условиях доу и семьи.

Задачи воспитания детей дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы формирования здорового образа жизни, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноце...