Программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления «ГТО МАЛЫШАМ» (кружок для детей 3-4 лет на 2021 -2022 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
Программа дополнительного образования
физкультурно-спортивного направления
«ГТО МАЛЫШАМ»
(кружок для детей 3-4 лет на 2021 -2022 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gto_malysham.docx | 41.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
г. Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Программа дополнительного образования
физкультурно-спортивного направления
«ГТО МАЛЫШАМ»
(кружок для детей 3-4 лет на 2021 -2022 учебный год)
Составила воспитатель:
Донскова А.Н.
Нижневартовск, 2022 г
1. Целевой раздел.
1.1 Паспорт Программы.
Наименование программы. | Дополнительная образовательная программа по физическому развитию детей младшего дошкольного возраста «Первые шаги в ГТО» |
Основание для разработки программы. |
содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»
|
Заказчик программы. | Родители (законные представители) воспитанников МАДОУ ДС № 61 «Соловушка» |
Организация исполнитель. | МАДОУ ДС № 61 «Соловушка» |
Целевая группа. | Дети младшего дошкольного возраста 3 - 4 лет. |
Составитель программы. | Воспитатель Донскова Анна Николаевна. |
Цель программы. | Приобщение детей к здоровому активному образу жизни и формирование интереса к спорту. |
Задачи. |
|
Ожидаемые результаты. |
|
Актуальность программы. | Все занятия в направлены на развитие движений, совершенствование двигательной навыков и физических качеств (ловкость, гибкость, силу, выносливость). Движения доставляют занимающимся радость и могут служить хорошим средством повышения умственной работоспособности. дошкольным учреждением стоит задача по воспитанию физически, психически здорового ребенка. |
Срок реализации. | 2 года. |
Место проведения. | Спортивный зал ДОУ. |
Время проведения. | 2 половина дня – 15мин. |
1.2 Пояснительная записка.
Почему ГТО стоит прививать, именно, начиная с дошколят?
Физическое развитие ребенка – это, прежде всего двигательные навыки. Координацию движений определяют развитием мелкой и большой моторики.
Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью.
Именно в это время ребёнку следует приступать к занятиям гимнастикой, фигурным катанием, балетом и т. п.
Этот период – период самого активного развития ребенка, в двигательном, так и в психическом развитии.
С точки зрения же психологов, динамика физического развития неразрывно связана с психическим и умственным развитием. Здоровье детей – будущее страны!
В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. Основная направленность программы «Первые шаги в ГТО» - сохранение и укрепление здоровья детей.
Исследования, проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научным центром здоровья детей, академией медицинских наук, показывают, что состояние здоровья детей России за последнее время резко ухудшилось, а число здоровых дошкольников составляет всего около 10%. Поэтому сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальнейших проблем нашего времени.
На состояние здоровья наших детей оказывает существенное влияние неблагоприятные социальные факторы, экологические, климатические условия, а именно:
- наследственность;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно звучащая громкая музыка;
- образ жизни, который оказывает наибольшее влияние на состояние здоровья.
Отклонения в опорно - двигательном аппарате, являющиеся первопричиной многих болезней, которые не поддаются медикаментозному лечению, оказывают не менее серьезное влияние на здоровье и развитие ребенка.
Проблема неправильного процесса формирования осанки и стопы, заболевания детьми ОРВИ, существует и в нашем детском саду. Чтобы определить эти нарушения, необходим осмотр ребенка.
Понимая необходимость совершенствования процесса профилактики плоскостопия и нарушения осанки, укрепление здоровья у дошкольников, в целях укрепления опорно - двигательного аппарата детей дошкольного возраста, была разработана программа кружка по физкультурно – оздоровительному развитию «Первые шаги в ГТО»
Данная программа обеспечивает сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Программа «Первые шаги в ГТО» имеет физкультурно - оздоровительную направленность и разработана как вспомогательная программа к программе «Радуга» под редакцией Е.В. Соловьевой. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учётом требований Положения о порядке оформления программ дополнительного образования. Программа реализуется в работе платного кружка «Первые шаги в ГТО» МАДОУ г. Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Возрастные характеристики детей 3-4 лет.
Четвертый год жизни ребёнка характеризуется особенностью развития дыхательной, системы и к 3 – 4 годам устанавливается лёгочный тип дыхания, но строение лёгочной ткани не завершено, поэтому лёгочная вентиляция ограничена. В 3 – 4 года у ребёнка многие движения резки и угловаты, низка выносливость мышечной системы. Из – за этого статическое напряжение мышц кратковременно и малыш не может сидеть или стоять не меняя позы. Сила мышц кисти рук увеличивается с 3,5 кг – 4 в возрасте 3 – 4 лет.
Весо – ростовые показатели физического развития между девочками и мальчиками почти одинаковы: рост составляет 92 – 99 см, масса тела 14 – 16 кг.
На четвёртом году жизни ребёнок владеет большим объёмом двигательных навыков, способен совершать достаточно сложные двигательные действия, соблюдая определённую последовательность. Детей характеризует большая осознанность восприятия показа движений и словесного пояснения, что положительно сказывается на качестве выполнения упражнения. Однако, отмечается ещё недостаточная слаженность в работе разнообразных мышечных групп (плечевого пояса, туловища, ног), не сформирована произвольность движений.
3-х летний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действие с предметами). Возникает интерес к определению соответствия движения образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности, но вместе с тем им свойственно неумение соизмерить свои силы со своими возможностями.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Принцип последовательности
• Адаптация к физическим нагрузкам, параметры которых определены закономерностями тренировки и согласованы с состоянием организма тренирующихся, ритмом их возрастного развития и личностными установками, интересами и уровнем притязаний.
• Обеспечения для каждого ребенка оптимальной физической нагрузки и моторной плотности.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип индивидуализации:
• Учет индивидуальных темпов двигательной активности.
• Индивидуальный подход к детям с учетом состояния здоровья;
• Индивидуальный подход к детям с учетом уровня физической подготовленности;
• Индивидуальный подход к детям с учетом характера двигательной активности.
Принцип личностно-ориентированного общения - Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
ОРГАНИЗАЦИОННО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа рассчитана на 1 год (общее количество занятий в год - 36) с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет. Занятия проводятся один раз в неделю, с сентября по май. Продолжительность занятий 15 минут.
Программой предусмотрено проведение:
- диагностических занятий - 2
- практических занятий - 34
Рекомендуемая литература:
1.Антонова Ю. Лучшие спортивные игры для детей и родителей. Москва 2006.
2.Вареник Е.Н., Кудрявцева С.Г. Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет, Москва 2007.
3.Громова О.Е.Спортивные игры для детей. М.,2008.
4.Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования С-Петербург., Детство - Пресс 2014.
5.Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». М., 1999.
6.Здоровьеформирующее физическое развитие. Развивающие двигательные программы для детей 5-6 лет. - М.: Владос, 2001.
7.Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. М.,2007.
8.Кириллова Ю.А. Комплексы упражнений (ОРУ) и подвижных игр на свежем воздухе с 3 до 7 лет С-Петербург., Детство - Пресс 2008.
9.Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа 2100». – М., 2005.
9.Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики, С-Петербург, Детство – Пресс 2009.
10.Скоролупова О.А, Тихонова Т.М. Игра - как праздник, Москва 2006.
11.Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр, Мозаика – Синтез, Москва 2012.
12.Прищепа С.С. Физкультурное развитие и здоровье детей 3-7 лет, Москва 2009.
13.Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей. Учеб.-метод. пособие для педагогических детских и школьных учреждений. СПб.,2000.
14.Физическое воспитание детей 2-7 лет под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Волгоград.
15.Шебеко В.Н., Ермак Н.Н. Физкультурные праздники в детском саду, Москва «Просвещение» 2000.
16. «Интернет ресурсы http://stranamasterov.ru/user
Перспективный план работы кружка «Первые шаги в ГТО»
для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
(1 год обучения)
№ п/п Неделя. | Название темы занятия. | Содержание занятия. | Оборудование. |
Сентябрь. | |||
1 неделя | «Веселый мяч» | - Учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади. - Закреплять умение прокатывать мяч в определенном направлении, подбрасывать и ловить мяч, не прижимая его к груди. - Совершенствовать навыки выполнения упражнений с мячами. | Мячи диаметром 40 см по количеству детей, дуга - высота 50 см, корзина, гимнастическая скамейка - высота 20 см. -игрушечная лисичка. |
2 неделя | «Птички - невелички» | - Учить сохранять равновесие в ходьбе по ограниченной площади. - Учить имитировать повадки птиц. - Закреплять умение прыгать на двух ногах. - Совершенствовать навыки ходьбы и бега. - Обогащать жизненный опыт детей знакомство с окружающим миром. | Гимнастическая скамья - высота 30 см, кубик (ориентир), шапочка кота. |
3 неделя | «Волшебные обручи» | - Учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади. - Закреплять умение прыгать на обеих ногах с продвижением вперед. - Совершенствовать навыки действий с обручами. | Обручи диаметр 40 по количеству детей, ребристая доска, |
4 неделя | Развлечение № 1 «Радость в играх» | - Учить детей выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой. - Закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко. - Учить играм с элементами соревнования. | Оборудование для игр: мячи, кубики по одному на каждого ребенка, 10-12 обручей, три корзины для игры «Салют» |
Октябрь. | |||
5 неделя. | «Путешествие в страну грибов» | - Учить ходьбе по ограниченной поверхности, сохраняя равновесие. - Закреплять навыки ползания. - Совершенствовать навыки прыжков на двух ногах через гимнастические палки. - Продолжать знакомить с окружающим миром. | 6 кубов (20*20см), 3 дуги (высота 50 см) гимнастическая скамейка (высота 25см) корзина с яблоками и игрушечными грибами по количеству детей, осенние листья из цветной бумаги обруч - диаметр 50 см, 2 корзинки. |
6 неделя. | «Ёжик, ёжик, ни головы, ни ножек» | - Учить метать шишки на дальность, развивать глазомер, - Закреплять умение сохранять равновесие при ходьбе между кубиками. - Совершенствовать навыки ходьбы и бега. | Шишки по количеству детей, кубики – 5 шт., дорожка - длина 3 м, ширина 20см, обруч - диаметр 50 см, корзина, игрушечные ежата 3-4 шт., яблоки по количеству детей. |
7 неделя. | «Весёлые медвежата» | - Учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади. - Закреплять навыки лазанья по гимнастической стенке. - Совершенствовать навыки ходьбы и бега. - Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. | Гимнастическая стенка, наклонная доска, 2 мяча - диаметр 20см, 2 обруча (диаметр 50 см) |
8 неделя. | Развлечение №2 «В гостях у осени» | - Учить детей выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой. - Закреплять выполнение основных движений осознанно, быстро и ловко. - Учить играм с элементами соревнования. | Мячи по одному на каждого ребенка, 10 кеглей, мячи для игры «перебрось мяч», волейбольная сетка, аудио запись. |
Ноябрь. | |||
9 неделя. | «Заводные игрушки» | - Закреплять умение подлезать под препятствия ограниченной высоты – в положении лежа. - Совершенствовать умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади. | 2 гимнастические скамейки, доска, дуги, обручи и мячи, на каждого ребенка. |
10 неделя. | «Непоседы - жучки» | - Учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости. - Учить спрыгивать на мат, слегка сгибая ноги в коленях. - Закреплять умение ползать на спине, отталкиваясь руками и ногами, совершенствовать двигательные навыки. | Две гимнастические скамейки, мат, шнур, шапочки лягушек. |
11 неделя. | «Веселые кегли» | - Учить детей сохранять равновесие при ходьбе и беге между предметами. - Закреплять умение прокатывать мяч ногой между предметами. - Совершенствовать навыки ходьбы и бега, развивать глазомер. | Большая кегля украшенная и наряженная как матрешка, малые кегли по количеству детей, мячи по количеству детей, ленты по две на каждого ребенка. |
12 неделя. | Развлечение №3 «Путешествие в спортландию» | - Воспитывать интерес к спортивным развлечениям. | Ведерки-2шт., обручи-6шт., гимнастические палки-2шт., мячи средние -2 шт., веревка, маленькие мячи-6 шт. канат, кукла, рюкзак, маска медведя. |
Декабрь. | |||
13 неделя. | «Летчики» | - Учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперед. - Закреплять навыки бега по ограниченной площади. - Совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами. | Обручи, по количеству детей, 2 обруча, 2 наклонные доски. |
14 неделя. | «В гости к снеговику» | - Учить выполнять упражнения в паре, согласованно с партнером. - Закреплять умение подлезать под дугу, не касаясь руками пола. - Совершенствовать навыки прыжков в длину ходьбы и бега по ограниченной площади. | 3 дуги, коврик, 2 наклонные доски, игрушечный снеговик |
15 неделя. | «В лес за елкой» | -Учить метанию, развивать глазомер. - Закреплять навыки ходьбы между предметами, сохраняя равновесие. - Совершенствовать навыки ходьбы и бега. | Мешочки с песком по количеству детей, корзины мишени для метания, кегли- 6 шт., бумажные снежинки по количеству детей, игрушечная елка. |
16 неделя. | Развлечение № 4 «Встречаем Новый год» | - Учить детей выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой. - Закреплять выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко. - Учить играм с элементами соревнования. | Султанчики, аудио запись , 2 скамейки средние мячи, 2 палки для упражнения «Мотальщики», волейбольная сетка для игры перебрось мяч. |
Январь. | |||
17 неделя. | «К нам пришел доктор Пилюлькин» | - Учить забрасывать мяч в корзину двумя руками от груди движением локтей снизу вверх. - Совершенствовать навыки подлезания под дугу и гимнастическую скамейку. - Развивать интерес к занятиям физкультурой. | Мячи по количеству детей, корзина, длинная скакалка, гимнастическая скамейка, дуга. |
18 неделя. | «Путешествие на поезде» | Учить разнообразным видам ходьбы. - Закреплять умение сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной площади. - Совершенствовать навыки прыжков на двух ногах с продвижением вперед. | Две наклонные доски. |
19 неделя. | Развлечение № 5 «Поиграем» | - Учить детей выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой. - Закреплять выполнение основных видов движений осознанно и ловко. - Учить играм с элементами соревнований. | Султанчики, аудиозапись для ритмичного танца «Ламбада», 10 медболов, 2 палки, волейбольная сетка и резиновые мячи. |
20 неделя. | |||
Февраль. | |||
21неделя. | «Репка | - Учить сохранять равновесие при ходьбе между предметами. - Закреплять навыки ползания под дугами, не задевая край дуги спиной. - овершенствовать навыки прыжков через препятствия, развивать фантазию. | 6 кеглей, поставленных в один ряд, 2 кегли с прикрепленными к ним репками 3 дуги, 5 брусков, картонные раскрашенные репки персонажи кукольного театра из сказки «Репка». |
22 неделя. | «В гости к ёжику» | - Учить сохранять равновесие на ограниченной поверхности и приподнятой площади. - Закреплять умение спрыгивать с высоты30-50 см - Совершенствовать навыки подлезания под дуги правым и левым боком, не касаясь руками пола. | Кубики - 10*10 см, по количеству детей, гимнастическая скамейка - высота 30см, мат, 2 дуги - высота 50 см, на расстоянии 50 см друг от друга, кубы - 25*25 см на расстоянии 20 см, игрушечный ёжик. |
23 неделя. | «Мы - Веселые петрушки» | - Учить сохранять равновесие при ходьбе, боком по ограниченной площади. - Закреплять умение действовать с мячом. - Совершенствовать навыки ходьбы и бега. - Воспитывать интерес к физкультурным занятиям. | Гимнастическая стенка 2 гимнастические скамейки, мячи по количеству детей, воздушные шары по количеству детей косынка для завязывания глаз, 2 подноса, 2 гимнастические палки, 2 обруча. |
24 неделя. | Развлечение № 6 «Защитники Отечества» | - Развивать смелость и решительность, выносливость. - Закреплять умение играть в эстафеты. | 2-3 обруча, 2-3 конверта, 2-3 мешка для прыжков, 16-24 малых мяча, 2-3 корзинки, кегли, 2-3 повязки на глаза. |
Март. | |||
25 неделя. | «Весна в лесу» | - Учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости. - Закреплять навыки спрыгивания на мягкую поверхность - Совершенствовать навыки ползания. | Гантели по количеству детей, гимнастическая скамейка, мат, 2 дуги, 2 мяча, 6 гимнастических палок. |
26 неделя. | «В гости к солнышку» | - Учить сохранять равновесие при ходьбе по ограниченной плоскости. - Закреплять умение прыгать на двух ногах. - Совершенствовать навыки выполнения упражнений с обручами. | Обручи по количеству детей, наклонная доска, нарисованное солнышко. |
27 неделя. | «Цыплята» | - Учить прыгать в длину с места. - Закреплять умение правильно занимать исходное положение и правильно выполнять замах при метании вдаль из свободной стойки (рука поднимается вверх и назад) - Совершенствовать навыки сохранения равновесия при ходьбе по ограниченной площади. | Гимнастическая скамейка (высота 25 см), мешочки с песком (вес 50г) по количеству детей, шапочка курочки (для инструктора), 2 стойки с натянутой на высоте 40 см веревкой, игрушечная кошка. |
28 неделя. | Развлечение № 7 «Встречаем весну» | - Учить детей выполнять выразительные движения в соответствии с музыкой. - Учить играм с элементами соревнований. | Аудиозапись для ритмичного танца «Русский», кубики, 10 кеглей, мячи двух цветов, 3 корзины для игры салют. |
Апрель. | |||
29 неделя. | «Туристы» | - Учить выполнять действия по сигналу инструктора, совершенствовать двигательные умения и навыки. | Гимнастические палки по количеству детей. |
30 неделя. | «Юные космонавты» | Учить сохранять равновесие, закреплять навыки подбрасывания и ловли мяча, совершенствовать навыки метания, развивать глазомер. | Мячи горизонтальная цель, мешочки с песком 4 дуги, воздушные шары, кегли для ориентиров. |
31 неделя. | Развлечение №8 «Весенняя капель» | - Учить детей выполнять выразительно в соответствии с музыкой движения. - Закрепить выполнение основных видов движений осознанно, быстро и ловко. - Учить играм с элементами соревнования. | Аудиозапись для ритмичного танца «Русский», 12 обручей, средние мячи, волейбольная сетка, резиновые мячи для игры «Перебрось мяч». |
32 неделя. | «Вперед на пляж» | - Учить спрыгиванию со скамейки на мягкую поверхность, слегка сгибая колени. - Закреплять умение ползать на животе. - Совершенствовать навыки ходьбы и бега. | Ребристая доска, гимнастическая скамейка, мат. |
Май. | |||
33 неделя. | Развлечение «В гости к Айболиту» | - Способствовать возникновению у детей радостных эмоций от двигательной деятельности. - Побуждать детей активно пользоваться приобретенными двигательными навыками. - Воспитывать у детей желание заниматься спортом. | Ребристые дорожки, обручи для каждого ребенка, обруч большого размера, макет «Теремок», наглядный пособие избушка, игрушки волк, лисица, заяц, медведь, «Колобок». |
34 неделя. | Развлечение «Путешествие в страну Здоровья» | ||
35 неделя. | Развлечение «В стране подвижных игр» | ||
36 неделя. | Итоговое занятие. Развлечение «Приключение в стране сказок» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования Физкультурно-спортивного направления обучение детей элементам спортивных игр "Баскетбол"
Программа реализуется во второй половине дня, с подгруппа в количестве 13-12 детей...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши»
Рабочая программадополнительного образованияфизкультурно-спортивной направленности «Крепыши» Составитель:...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности по оздоровительному плаванию для детей 4-7 лет
Рабочая программа по оздоровительному плаванию предназначена для детей дошкольного возраста. Ее основная задача - комплексное ...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Весёлая скакалка»...
Рабочая программа дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности «Крепыши»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная образовательная Программа физкультурно-спортивной направленности, составлена с учетом Программы оздоровления детей в ДОУ ...
Программа дополнительного образования физкультурно-спортивного направления «Спортивная карусель» (кружок для детей 3-4 лет на 2022 -2023 учебный год)
Программа дополнительного образованияфизкультурно-спортивного направления«Спортивная карусель» (кружок для детей 3-4 лет на 2022 -2023 учебный год)...
Программа дополнительного образования физкультурно - спортивной направленности "Шахматы для дошколят"
Программа дополнительного образованияфизкультурно - спортивной направленности"Шахматы для дошколят"...