Игры народные, игры задорные!
статья (старшая группа)

Кондратьева Нина Федоровна

В статье дана оценка влияния народных игр на формирование личности ребенка, а также описание любимых игр детей нашего ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Игры народные, игры задорные!

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребенка – это радость, забава, соревнования. Она ведет ребенка по жизни!

Яркая и самобытная культура славян ярче всего проявляется в народных играх и забавах. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью повседневной жизни славян и обязательным элементом праздничных мероприятий. С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить подрастающее поколение ловкости, храбрости и благородству. Увлекательные забавы для детей помогают тренировать память, воображение, речь.

Особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Игра в жмурки была распространена во многих областях России и имела разные названия: «Слепая сковорода», «Жмачки», «Куриная слепота», «Кривой петух» и т. д. Прежде чем начинать игру, дети хором вели разговор с водящим: «Кот, кот, на чём стоишь?» — «На квашне» — «Что в квашне?» — «Квас!» — «Лови мышей, а не нас!» Поговорят так с водящим, да ещё заставят его несколько раз повернуться на одном месте, и только после этого он начинает искать играющих, как правило, с закрытыми, зажмуренными глазами.

Игра «Вейся, венок»

Цель: учить детей водить хоровод; упражнять в беге.

 Ход игры: Дети и воспитатель стоят около дерева, вокруг которого можно образовать круг и поводить хоровод. Воспитатель произносит:

«Вы, ребята, листочки, из которых я буду плести веночки.

Подул ветерок, разлетелись листочки» (дети выполняют бег по площадке).

По сигналу воспитателя: «Вейся, венок! Завивайся, венок! Да не путайся!» (дети бегут к воспитателю). Воспитатель помогает образовать круг.

 Вместе с воспитателем дети водят хоровод вокруг дерева, произнося рифмованные строки:

 

Выйдем, выйдем погулять, погулять в садочек,

Будем листья собирать, сделаем веночек.

Много листьев наберём, жёлтеньких и красных,

И веночки мы сплетём из листочков разных.

«Игра с петушком»

Цель: Уметь показывать образ, действовать четко после хлопка.

Ход игры: Дети стоят лицом в круг. В центре – ребенок в шапочке петушка. Произносится текст потешки и выполняются движения.

Трух-тух-тух-тух!

Ходит по двору петух.

Сам – со шпорами,

Хвост – с узорами!

Под окном стоит,

На весь двор кричит,

Кто услышит –

Тот бежит!

- Ку-ка-ре-ку!

Дети идут по кругу, высоко поднимая согнутые в коленях ноги и размахивая крыльями. «Петух» также идет по круг, но противоходом.  Дети разворачиваются лицом в круг,  продолжая размахивать «крыльями».  «Петух» останавливается в центре круга, хлопает себя «крыльями» и кричит. Дети разбегаются, «петух» старается их догнать.

«Игровая»

 Цель: Развивать фантазию и внимание.

 Ход игры: Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они ни пили, ни ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали как я!

 При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становиться ведущим.

 Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

Игра «Заря»

Цель: Развивать внимание, ловкость, быстроту.

 Ход игры: Дети встали вкруг, руки держат за спиной, а за один из играющих – заря ходит сзади с лентой и говорит слова:

Заря – заряница

Красна девица.

По полю ходила

Ключи обронила.

Ключи золотые.

Ленты голубые.

За водой пошла!

Движения. С последними словами входящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берет ленту и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры.

1. Бегущие не должны пересекать круг.

2. Играющие не по вворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Игра «Кукушка»

Цель: Учить хороводному шагу, узнавать голос.

Ход игры: Дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами.

Дети идут по кругу и поют:

К нам кукушка в огород

Прилетела и поет

Ты кукушка не зевай

Кто кукует  отгадай»

Воспитатель указывает на любого в кругу. Ребенок  пропевает: «Ку-ку».

Водящий должен угадать по голосу .


Игра «Бодливая корова».

 Дети стоят в кругу, в середине стоит водящий и говорит слова:


Я - корова, я - корова,
Я гуляю по лугу,
Громко песенку пою, а кого сейчас бодну,
Тот тоже скажет «Му-у-у!»


Корова ходит по кругу, покачивая головой, показывая «рога» выставив указательный палец и мизинец. Подходит к одному из детей и старается «боднуть» его. Ребёнок говорит «Му!», и встает за коровой. Игра повторяется.

Дети идут бодать других детей, пока не соберут всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Мы играем в кубанские народные игры" (использование кубанских народных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста)

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования, при отсутствии педагогических рекомендаций по методике использования кубанских народных подвижных...

Народная игра. Формы и виды народных игр. Планирование подвижных народных игр для проведения занятий в детском саду. Классификация игр по основным видам движения и возрасту

В этом материале дано определение понятию "Народная игра". Описаны формы и виды народных игр. Даны рекомендации для педагогов по планированию подвижных народных игр для проведения занятий в детском са...

Игра своими руками «Задорные ножки и ладошки». Пошаговый мастер-класс по изготовлению игрового пособия.

Данный игровой инвентарь поможет весело и с пользой организовать досуг детской компании любого возраста ....

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Цель: ознакомление детей с русским народным творчеством. Задачи: • Воспитывать интерес к русским народным играм. •Приобщать детей к народному творчеству, русской культуре. •Спортивное развлечение для средней группы на тему «Русские народные игры»

Воспитывать у детей любовь к народному творчеству. Учить запоминать слова к народным играм. Правильно применять спортивный инвентарь для игры .Развивать скоростные качества,быть честными Уметь радоват...