Картотека подвижных игр
картотека (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Шумкова Юлия Николаевна

Картотека подвижных игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_podvizhnyh_igr.doc588.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Возраст: 3-4 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению действовать на определенный сигнал, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

ОСНАЩЕНИЕ: цветные кружки разных цветов, цветные флажки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети с цветными кружками в руках располагаются по краям площадки. Воспитатель – в центре с цветными флажками в руках. Он поднимает флажок какого-либо цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, начинают бегать по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, в игру вступают дети, имеющие кружки такого же цвета. Можно поднять одновременно два или три флажка разных цветов, и тогда выезжают те «автомобили», цвет «руля» которых соответствует цвету флажка.

У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ

Возраст: 4 – 5 лет

ЦЕЛЬ: учить детей ходить и бегать на носках, выполнять имитационные движения, убегать от водящего, не наталкиваясь друг от друга.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка медведя.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Играющие располагаются на одной стороне площадки, здесь их дом, на другой стороне – «медведь», роль которого исполняет ребёнок. Дети идут к нему и говорят:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит.

После слова «рычит» «медведь» бежит за играющими, а те убегают от него в «дом».

ЛОВИШКА

Возраст: 4 – 5 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению бегать, увёртываться, развивать быстроту и ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети – на площадке. Ловишка становится в центре площадки. По сигналу: «Раз, два, три – лови!» дети начинают бегать по площадке, а ловишка старается их поймать. Тот, до кого ловишка дотронется рукой, отходит в сторону. Когда раздастся свисток, игра прекращается, подсчитывается количество пойманных детей. Игра продолжается с другим ловишкой.

ВОЛК И ЗАЙЦЫ

Возраст: 4 – 5 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению прыгать на двух ногах с продвижением вперёд, согласовывая движения с текстом.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка волка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Назначается один ребёнок на роль волка. Остальные дети – «зайцы». Они прыгают на двух ногах по всему залу. В это время воспитатель произносит стихотворение:

Раз, два, три, четыре, пять.

Негде зайчикам скакать:

Всюду ходит волк, волк.

Он зубами щёлк, щёлк!

А мы спрячемся в кусты,

Прячься заинька и ты.

Ты, волчище, погоди!

Как мы спрячемся – иди!

С окончанием текста дети приседают или замирают на месте. «Волк» забирает тех детей, которые шевелятся. Игра продолжается с новым волком.

НАЙДИ СВОЙ ДОМИК

Возраст: 3-4  года

ЦЕЛЬ: учить детей умению бегать легко в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, не подбегать к домику до сигнала.

ОСНАЩЕНИЕ: обручи или стульчики.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Каждый ребенок выбирает себе домик. По сигналу дети выбегают на площадку и бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу: «Найди свой домик!» занимают свои домики.

ЛИСА В КУРЯТНИКЕ

Возраст: 4 – 5 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению спрыгивать со скамейки, мягко приземляясь на полусогнутые ноги; упражнять в беге по прямой, умении увертываться.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка лисы.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На одной стороне площадки находятся «курятник» с «курами» (дети стоят на скамейках). На противоположной стороне – нора «лисы». Остальная часть – «двор». «Лиса» сидит в «норе», а «куры» спрыгивают со скамеек, бегают по «двору», кудахчут, хлопают крыльями и клюют зёрна. По сигналу: «Лиса!» «куры» убегают в «курятник» и залезают на скамейку – «взлетают на насест». «Лиса» старается поймать «курицу», дотронувшись до неё рукой. Пойманный ребёнок уходит в «нору» «лисы». Игра продолжается с новым ведущим.

ГУСИ-ЛЕБЕДИ

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению бегать с ускорением, перебегать с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от водящего.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка волка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На одной стороне площадки находится дом для «гусей», на противоположной стороне стоит «пастух». Посередине располагается «волк». Выбираются «пастух» и «волк», они занимают свои места. «Гуси» пасутся на лугу.

Пастух: Гуси, гуси!

Гуси: Га-га-га!

Пастух: Есть хотите?

Гуси: Да, да, да!

Пастух: Так летите!

Гуси: Нам нельзя, серый волк под горой не пускает нас домой!

Пастух: Так летите, как хотите, только крылья берегите!

«Гуси», вытянув руки в стороны, летят домой, а «волк» старается их поймать. В конце игры подсчитываются пойманные «гуси». Игра продолжается после смены «волка» и «пастуха».

ХИТРАЯ ЛИСА

Возраст: 5 -6 лет

ЦЕЛЬ: учить детей незаметно дотрагиваться до водящего, уметь скрывать и не показывать вида, что назначен на ведущую роль; совершенствовать быстрый бег с увертыванием.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Играющие строятся в круг на расстоянии 1 шага друг от друга и закрывают глаза. Воспитатель обходит детей с внешней стороны круга и незаметно дотрагивается до одного играющего. Тот, до кого дотрагивается воспитатель, становится «хитрой лисой». Дети открывают глаза и пытаются угадать, кто же «хитрая лиса». Играющие хором произносят: «Хитрая лиса, где ты?» «Хитрая лиса» выбегает в середину круга и говорит: «Я здесь!» Все играющие разбегаются, а «лиса» их ловит. Пойманные дети садятся на скамейку. Игра заканчивается по сигналу воспитателя. Подсчитывается количество пойманных и не пойманных детей. Игра возобновляется с новой «лисой».

ПОЕЗД

Возраст: 3-4 года

ЦЕЛЬ: упражнять в разнообразных движениях, в ориентировке в пространстве, учить согласовывать действия.

ОСНАЩЕНИЕ: красный флажок.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в колонку по одному. Первый – паровоз, остальные – вагоны. Воспитатель даёт сигнал, паровоз начинает двигаться вперёд сначала медленно, потом быстрее, быстрее, наконец, дети переходят на бег. После слов воспитателя «Поезд подъезжает к станции» дети постепенно замедляют движение – поезд останавливается. Воспитатель предлагает всем выйти погулять, собрать цветы, ягоды на воображаемой поляне. По сигналу дети снова собираются в колонну – и поезд начинает двигаться...

ЛОХМАТЫЙ ПЁС

Возраст: 3-4 года

ЦЕЛЬ: учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не попадаться ловящему и не толкаясь.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка собачки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети стоят на одной стороне зала, а один ребёнок - на противоположной стороне, изображая пса. Дети гурьбой тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

Вот лежит лохматый пёс,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдём к нему, разбудим

И посмотрим: «Что-то будет?»

Дети приближаются к нему. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пёс вскакивает и громко лает. Дети разбегаются, пёс гонится за ними и старается поймать кого-нибудь. Когда все дети спрячутся, пёс возвращается на место и опять ложится на коврик.

ЗАЙЦЫ И ВОЛК

Возраст: 3-4 года

ЦЕЛЬ: учить выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом, учить ориентироваться в пространстве, находить своё место.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка волка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети – зайцы прячутся. В стороне находится волк. Зайцы выбегают на полянку, прыгают, щиплют травку, резвятся. По сигналу: «Волк идёт!» - зайцы убегают и прячутся. Волк пытается их догнать. В игре можно использовать текст:

Зайки скачут: скок, скок, скок,

На зеленый, на лужок.

Травку щиплют, кушают,

Осторожно слушают,

Не идёт ли волк?

Дети выполняют действия, о которых говорится в стихотворении. С окончанием текста появляется волк и начинает ловить зайцев.

МЫШИ И КОТ

Возраст: 3-4 года

ЦЕЛЬ: приучать детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка кота.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети сидят на скамейках или стульчиках. Это мыши в норах. В противоположной стороне зала сидит кот. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всему залу. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. Мыши быстро убегают и прячутся в норках. Пойманных мышек кот уводит к себе. Когда остальные мыши спрячутся в норках, кот ещё раз проходит по залу, затем возвращается на своё место и засыпает.

МЫШЕЛОВКА

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: развивать у детей ловкость, быстроту.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Играющие делятся на две равные подгруппы. Одна образует круг – «мышеловка», остальные дети – «мыши» - находятся за кругом. Дети, изображающие мышеловку, берутся за руки и ходят по кругу, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Всё погрызли, всё поели,

Берегитесь же, плутовки,

Доберёмся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас.

Дети останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх. «Мыши» вбегают в «мышеловку» и выбегают из неё. По сигналу «Хлоп!» дети опускают руки – «мышеловка» захлопнулась. «Мыши», не успевшие выбежать по сигналу, считаются пойманными. Они становятся в круг и вместе с другими также изображают «мышеловку». При повторе игры подгруппы меняются ролями.

МЫ – ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению быстро перебегать с одной стороны площадки на другую, увертываясь от водящего.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети стоят на одной стороне площадки за чертой. На противоположной стороне площадке также проведена черта. Сбоку от детей на середине площадке находится ловишка. Дети хором произносят слова:

Мы – весёлые ребята,

Любим бегать и скакать.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три – лови!

Затем дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет их. Тот, до кого ловишка дотронулся, прежде чем убегающий пересечёт черту, считается пойманным, он отходит в сторону. Игра продолжается.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению бегать с увертыванием, ориентироваться в окружающей обстановке.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка зайца и охотника.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Из числа играющих выбирают «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети чертят себе кружки. Это – «домики». Каждый встает в свой домик. По сигналу «бездомный заяц» убегает, а «охотник» - догоняет. «Заяц» может спастись от «охотника» забежав в любой «домик». Тогда «заяц», стоящий в этом домике должен тотчас же убегать, потому что теперь он становится бездомным, и «охотник» будет ловить теперь его. Как только «охотник» осалил «бездомного зайца», он сам становится «зайцем», а бывший «заяц» - «охотником».

БАБКА ЁЖКА

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей прыгать на одной ноге с продвижением вперед, уворачиваться от ловишки, развивать ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ: «помело».

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Чертят круг. В середину его встает водящий – «Бабка Ежика». В руках у неё «помело». Дети прыгают на одной ноге вокруг «Бабки Ёжки» и дразнят её:

Бабка Ёжка –

Костяная ножка.

С печки упала, ножку сломала,

А потом говорит:

«У меня нога болит».

Пошла на улицу –

Раздавила курицу,

Пошла на базар –

Раздавила самовар,

Пошла на лужайку –

Испугала зайку.

«Баба Яга» скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». Кого запятнает – тот замирает.

УДОЧКА

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению перепрыгивать горизонтальную вращающуюся скакалку.

ОСНАЩЕНИЕ: скакалка или верёвка с грузом.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Играющие становятся в круг. Водящий в середине круга вращает верёвку с грузом. Дети внимательно следят, чтобы он не задел их, и как только мешочек приближается к ногам, подпрыгивают. Тот, кого заденет верёвка или груз, становится в середину круга и начинает её вращать. При вращении верёвки отходить от своего места не разрешается. Тот, кто это сделает, выбывает из игры.

ЛОВИШКА, БЕРИ ЛЕНТУ!

Возраст: 5-6 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению увертываться от водящего; развивать быстроту, ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ: цветные ленточки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг. Каждый получает цветную ленточку и закалывает её за пояс. В центре круга – ловишка. По сигналу «беги!» дети разбегаются по площадке. Ловишка бегает за игроками, стремясь вытянуть у них ленточку. По сигналу «раз, два, три – в круг скорей беги!» дети становятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент, возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой. Во время игры не разрешается ленточку придерживать руками. Лишившийся ленточки выходит из игры на один ход.

ПОПАДИ В ОБРУЧ

                               

                   

                       

                                                                

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении бросать мяч в движущуюся цель, в катании обруча друг другу; развивать глазомер, ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ: обручи, мячи.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Для игры необходимо распределить детей по четыре человека. Каждая четвёрка становится парами напротив друг друга. По сигналу воспитателя двое из них, стоящие по диагонали, катят обруч друг другу, а вторая пара в это время старается перебросить мячик друг другу, не задев при этом обруч. Спустя некоторое время дети меняются местами. Выигрывает та пара, в которой дети оказались самыми меткими и ловкими.

ПОЙМАЙ ЛЯГУШКУ

Возраст: 5-6 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению выполнять прыжки из исходного положения упор присев; развивать силу мышц ног, выносливость.

ОСНАЩЕНИЕ: маски-шапочки лягушек.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Все игроки на ограниченной площадке принимают исходное положение упор присев. В таком же положении за пределами площадки находятся и двое водящих. По сигналу они прыгают способом «лягушка» (с поочерёдной опорой на руки и ноги) на площадку и стараются приблизится к играющим, осалить кого-либо из них. Те имеют право убегать только способом «лягушка». В ходе игры никому не разрешается сидеть на корточках, оторвав руки от пола. Продвигаться вперёд или назад можно только толчком двух ног или рук. Каждый, кого осалили водящие, становится «лягушкой» и начинает ловить остальных игроков. Игрок, пойманный последним, объявляется победителем.

ПТИЧКИ И КОШКА

Возраст: 4 – 5 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению бегать и увертываться от водящего на ограниченном пространстве.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка кошки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На земле обозначается круг диаметром 5-6 м. В центре его становится водящий – это «кошка». Остальные дети находятся за кругом – это «птички». «Кошка» засыпает. «Птички» вылетают в круг. «Кошка просыпается и начинает ловить «птичек». «Птички» спешат вылететь из круга. Тот, кого коснулась «кошка» в кругу, считается пойманным, он выходит из игры. По окончании игры подсчитывается пойманное количество «птичек». Затем назначается другая «кошка» и игра продолжается.

ВОРОБЫШКИ И АВТОМОБИЛЬ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; начинать бег и менять направление движения по сигналу; находить своё место.

ОСНАЩЕНИЕ: обруч.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети встают на начерченную линию на одной стороне площадки. Это «воробышки» в «гнёздышке». Один ребёнок с обручем в руках находится по другую сторону площадки. Он изображает автомобиль. Воспитатель говорит:

Воробышек-пташечка,

Серая рубашечка.

Откликайся, воробей,

Вылетай-ка, не робей.

После этих слов «воробышки» переступают линию и бегают в разных направлениях по всей площадке, размахивая руками – «крылышками». На слова: «Автомобиль едет, летите, воробышки, в свои гнёздышки», - они улетают в «гнёзда». «Автомобиль» уезжает в гараж.

МАШИНЫ

Возраст: 3-4 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению бегать по всей площадке в разных направлениях, действовать по сигналу.

ОСНАЩЕНИЕ: малые обручи или кольца.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Каждый ребёнок получает обруч или кольцо – это «руль». Дети бегают по площадке, поворачивая «руль» вправо и влево. По сигналу они делают остановку, во время которой «накачивают шины автомобиля», «заливают бензин», «включают сигнал».

МОЙ ВЕСЁЛЫЙ ЗВОНКИЙ МЯЧ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей прыгать в ритме произносимого стихотворения, слегка сгибая ноги в коленях и низко не приседая; бегать в пределах площадки.

ОСНАЩЕНИЕ: можно использовать для показа мяч.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг и подпрыгивают на месте на двух ногах, а воспитатель имитирует игру с мячом, делая движения рук над головой детей вверх – вниз, и ритмично приговаривает:

Мой весёлый, звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Жёлтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

С окончанием слов дети разбегаются по площадке, воспитатель догоняет их. Затем всё вновь собираются в круг, игра продолжается.

ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению чередовать ходьбу с прыжками.

ОСНАЩЕНИЕ: цветные кружки разных цветов, цветные флажки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети стоят стайкой или строятся в колонну друг за другом. Воспитатель ритмично, в определённом темпе произносит текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Раз-два, раз-два,

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам…

И в яму – бух!

Вылезли из ямы.

Сначала дети идут шагом. Затем прыгают на двух ногах, слегка продвигаясь вперёд, на предпоследнюю строчку присаживаются на корточки, на последнюю – приподнимаются.

Воспитатель, снова повторяя стихотворение. После нескольких повторений он произносит другой текст:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом –

Здесь мы живём!

По окончании текста дети бегут в «дом».

МЫШИ И КОТ

Возраст: 3 – 4 года

ЦЕЛЬ: учить детей бегать легко, на носках, не наталкиваясь друг на друга; ориентироваться в пространстве; менять направление движения по сигналу воспитателя.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка кота.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети – «мышки» - сидят на стульчиках или скамейках. Это их «норки», которые расположены на одной стороне площадки. «Домик» кота на противоположной стороне. Воспитатель говорит:

Мыши, мыши, выходите.

Порезвиться поспешите.

Выходите поскорей,

Спит усатый кот-злодей!

«Мыши» начинают бегать по площадке. Но вот «кот» просыпается, потягивается. Воспитатель произносит слова:

Котик глазки открывает

И мышаток догоняет!

«Кот» мяукает и начинает ловить «мышат». Они убегают и прячутся в норки.

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению ходить и бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; действовать по сигналу.

ОСНАЩЕНИЕ: зонтик.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит: «Солнышко! Идите гулять!» дети ходят и бегают по всей площадке. Воспитатель произносит:

Дождь идёт! Дождь идёт!

Капает всё чаще.

Это – дождь скороход,

Дождик настоящий!

Дети убегают на свои места и прячутся под зонтик воспитателя. В это время педагог произносит текст:

Дождик выбился из сил –

Он не лил, а моросил.

А потом совсем устал.

Даже капать перестал.

Воспитатель предлагает детям позвать солнышко:

Солнышко, солнышко!

Выгляни в окошко,

Ждут тебя детки,

Детки – малолетки.

Со словами воспитателя: «Солнышко! Идем гулять!» - игра продолжается.

ЛОШАДКИ

Возраст: 3-4 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей выполнять прямой галоп, согласовывая подскоки с ритмом текста.

ОСНАЩЕНИЕ: гимнастические палки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Детям раздают гимнастические палки – это «лошадки». Садясь на них верхом, дети скачут прямым галопом по всей площадке в разных направлениях, согласовывая движения с текстом:

Цок! Цок! Цок! Цок!

Я – лошадка серый бок!

Я копытцами стучу.

Если хочешь, прокачу!

С окончанием слов, дети ходят по площадке, «стучат копытцами», кивают годовой. После небольшого отдыха игра продолжается.

ЗАЙКА БЕЛЕНЬКИЙ СИДИТ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению внимательно слушать текст и в соответствии с ним выполнять движения; подпрыгивать на месте на двух ногах; быстро убегать по сигналу воспитателя.

ОСНАЩЕНИЕ: игрушка Мишка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети сидят на стульчиках. Воспитатель говорит им, что они все – «зайчики», и предлагает встать в круг. Воспитатель произносит текст и в соответствии с ним вместе с детьми выполняет движения:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки согреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки согреть.

Зайке холодно стоять.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать.

Мишка зайку испугал,

Зайка прыг – и ускакал…

Воспитатель показывает игрушку Мишку, и дети убегают на стульчики. Для поддержания интереса можно использовать другие игрушки.

ПРЫГАЕТ – НЕ ПРЫГАЕТ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении подпрыгивать на месте, сильно отталкиваясь ногами; развивать мышцы ног.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети свободно стоят по залу. Воспитатель называет животных и предметы, которые прыгают и не прыгают. Если воспитатель назвал то, что прыгает – дети должны подпрыгнуть вверх, оттолкнувшись двумя ногами. Например, мяч, лягушка, кузнечик. Если называет то, что не прыгает – то дети никаких движений не выполняют. Например, слон, машина и т.д.

НЕ ОТДАМ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению прыгать на носках в положении ноги вместе, ноги врозь; развивать быстроту реакции.

ОСНАЩЕНИЕ: палочки или шишки, или снежки, или листочки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг, между ног – палочка или шишка, или листочек, или снежок. Воспитатель – в центре круга. Он делает вид, что пытается взять предмет у ребенка, приближаясь по очереди то к одному, то к другому. Ребенок прыжком соединяет ноги вместе и говорит: «Не отдам!».

ЗАЙКА СЕРЫЙ УМЫВАЕТСЯ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей выполнять действия согласно тексту; прыгать на двух ногах с продвижением вперед.

ОСНАЩЕНИЕ: маска-шапочка зайчика.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Играющие становятся в круг. Ребенок, выбранный на роль зайчика, находится в центре круга. Дети хором произносят текст:

Зайка серый умывается,

Видно, в гости собирается:

Вымыл глазки,

Вымыл ухо,

Вымыл носик,

Вымыл ротик,

Вымыл хвостик

И поскакал в гости.

«Зайка» проделывает те же движения, что и все дети в соответствии с текстом. Затем он скачет на двух ногах к кому-либо из детей. Тот, к кому приблизится «зайчик», отправляется на середину круга, прыгая на двух ногах, а «зайчик» занимает его место. Игра продолжается с новым «зайчиком».

БРОСЬ И ДОГОНИ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении бросать мяч двумя руками снизу.

ОСНАЩЕНИЕ: мячи.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети встают на исходную позицию на расстоянии шага друг от друга. В руках у каждого по мячу. По сигналу воспитателя дети бросают мячи двумя руками снизу, догоняют их, берут в руки и встают возле второй линии (на расстоянии 5-6 шагов от исходной). Снова бросают мячи, догоняют их, возвращаются к исходной позиции.

ЛОВИ МЯЧ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению ловить мяч двумя руками, не прижимая его к груди; бросать мяч снизу в заданном направлении.

ОСНАЩЕНИЕ: мяч.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети стоят полукругом. Воспитатель с мячом в руках – напротив, на расстоянии 1 м от детей. Называя имя ребёнка, воспитатель бросает ему мяч. Тот ловит его и бросает воспитателю, стараясь точно его направить. Ребёнок бросает мяч снизу двумя руками.

МЯЧ В КОРЗИНЕ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению бросать мяч в горизонтальную цель правой и левой рукой.

ОСНАЩЕНИЕ: мячи, горизонтальная цель (корзина, ящик).

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На землю ставят корзину или ящик. Это цель. На расстоянии 1 м от цели чертят линию. За ней располагаются 6-8 детей на расстоянии одного шага друг от друга. У каждого 2 мяча. По сигналу они бросают мячи в корзину одной и другой рукой.

ПРОПОЛЗИ ПО МОСТИКУ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении лазать по ограниченной поверхности; развивать координацию рук и ног.

ОСНАЩЕНИЕ: доска, мячи.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На землю кладут доску – это «мостик». На другом его конце ставят корзину с мячами. Ребёнок на четвереньках ползет по доске, встаёт, берёт мячи и играет с ними (бросает вверх, ловит), кладёт в корзину и возвращается, чтобы начать игру сначала.

ЦВЕТНЫЕ АВТОМОБИЛИ

Возраст: 3-4 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению действовать на определённый сигнал воспитателя, бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

ОСНАЩЕНИЕ: флажки, кружки разных цветов.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети с цветными кружками в руках располагаются по краям площадки. Воспитатель – в центре с цветными флажками в руках. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружки такого же цвета, начинают бегать по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок, как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на свои места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, в игру вступают дети, имеющие в руках кружки такого же цвета. Можно поднять одновременно 2 или 3 флажка разных цветов. Тогда «выезжают» «автомобили», цвет «руля» которых соответствует цвету флажков.

ЧЬЯ КОЛОНКА БЫСТРЕЕ ПОСТРОИТСЯ?

Возраст: 4 – 5 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению ходить и бегать в разном направлении; по сигналу воспитателя быстро находить своё место в колонне или круге.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Воспитатель распределяет детей на несколько групп с одинаковым числом играющих. Каждая подгруппа находится около стульчика с предметом, который они выбрали для себя. Под удары в бубен все дети бегают и ходят в разных направлениях по всему залу. По сигналу: «На места!» - дети бегут к своим стульчикам и строятся в колонну. Отмечается та подгруппа, которая быстрее выполнила задание. Для усложнения игры воспитатель даёт сигнал: «Стой!» Играющие останавливаются, закрывают глаза, а педагог в это время меняет местами предметы, затем подает сигнал: «На места!» Дети открывают глаза, бегут к своим стульям, на которых находятся их предмет-игрушка, строятся в колонну или круг.

ЗМЕЯ

Возраст: 4 – 5 лет

ЦЕЛЬ: развивать ловкость и быстроту реакции, согласованность движений.

ОСНАЩЕНИЕ: свисток.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Пять-шесть детей строятся в колонну друг за другом и держатся руками за впередистоящего. Вся колонна – это «змея». Первый ребенок – «голова», последний – «хвост». По сигналу воспитателя (свисток) «голова» должна поймать «хвост», который от нее убегает. Когда первый ребенок поймает последнего, то переходит в конец колонны, и игра продолжается. Дети должны крепко держаться друг за друга; если «хвост» или «голова» оторвутся, то они выбывают из игры.

КОШКИ-МЫШКИ

Возраст: 4 – 5 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению бегать в разных направлениях, увертываться от водящего.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг, берутся за руки. Назначаются два человека на роль кота и мышки. «Мышка» находится в кругу, а «кот» - за кругом. Дети идут по кругу и говорят:

Становитесь в хоровод!

Оля – мышка! Саша – кот!

Будем дружно играть, коту мышку не поймать!

По окончании слов дети поднимают сцепленные руки вверх, образовав ворота, через которые они стараются пропустить только «мышку». Воротца закрываются, когда приближается «кот». Вместе с воспитателем дети произносят слова:

Ты не бойся, мышка!

Кот не пройдет в наш хоровод!

Игра повторяется с другими «котом» и «мышкой», которых можно выбирать несколько.

ФИЗКУЛЬТ-УРА!

Возраст: 5-6 лет

ЦЕЛЬ: развить у детей выносливость; учить умению бегать по прямой с ускорением.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети располагаются на одной стороне площадке за линией старта. На противоположной стороне в 15-20 м от линии старта – финиш. Ребята говорят.

Спорт, ребята, очень нужен.

Мы со спортом крепко дружим.

Спорт – помощник!

Спорт – здоровье!

Спорт – игра! Физкультура – ура!

С окончанием слов дети бегут наперегонки к финишу. Побеждают те, кто в числе первых трёх пересёк линию финиша. При повторе победители становятся на 1-2 шага дальше от линии старта.

ЯСТРЕБ И УТКИ

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: развивать у детей ловкость, быстроту, смелость; учить их умению увертываться от водящего во время перебежек из круга в круг.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На площадке на расстоянии 5-10 шагов рисуют 2 круга – это «озёра». С помощью считалочки выбирают «ястреба», он встаёт между «озёрами». Остальные дети – «утки». Они плавают в своих «озёрах». По сигналу «утки» меняются местами. В это время «ястреб» ловит «уток». В «озере» «уток» ловить нельзя. Пойманные «утки» выбывают из игры. Игра возобновляется после смены «ястреба». Для выбора «ястреба» можно использовать считалочку:

Жил в реке один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

КОРШУН И НАСЕДКА

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: учить увёртываться от водящего; развивать ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ: маски – шапочки коршуна и курицы.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

В игре участвуют 8-10 детей. Одного из играющих выбирают «коршуном», другого – «наседкой». Остальные дети – «цыплята», они становятся за «наседкой», образуя колонку. Все держатся друг за друга. В стороне находится гнездо коршуна. По сигналу он вылетает из «гнезда» и старается поймать «цыпленка», стоящего последним в колонне. «Наседка», вытягивая руки в стороны, не даёт «коршуну» схватить «цыплёнка». Все «цыплята» следят за движениями «коршуна» и быстро двигаются за «наседкой». Нельзя разрывать колонку, держать «коршуна» руками. Пойманный ребёнок временно выходит из игры.

НОГИ ОТ ЗЕМЛИ

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: развивать быстроту, ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Все играющие свободно бегают по залу, водящий догоняет их. Если убегающий займёт такое положение, ступни его ног не будут касаться земли (вис на канате, сядет на скамейку – ноги приподнимет и т. д.), тогда осаливать его нельзя. Тот, кого водящий осалит, выходит из игры. Игра продолжается с новым водящим.

ГДЕ ТВОЙ ДОМ?

Возраст: 5– 7 лет

ЦЕЛЬ: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание.

ОСНАЩЕНИЕ: нарисованные круги или большие обручи.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Посередине зала или площадки чертят 3 круга диаметром 2-3 м каждый и обозначают цифрами: 1, 2, 3. Первый – «лес», второй – «море», третий – «болото». От этих кругов в обе стороны отмеряют по 5м и обозначают линию «города». Все участники игры делятся на 2 команды. Игрокам раздаются медальоны с изображениями различных животных, обитателей моря и птиц (одинаковые для обеих команд). Игроки каждой команды размещаются вдоль линии «городов», при этом дети с одинаковыми медальонами стоят напротив друг друга. Ведущий называет какое-нибудь животное. Дети обеих команд, имеющие медальоны с изображением этого животного, бегут в круг №1 («лес»). Очко присуждается той команде, игрок которой в круг прибежал первым. Побеждает та команда, которая наберёт больше очков.

РЫЖАЯ ЛИСА

Возраст: 5 –7 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению выполнять имитационные движения; развивать быстроту реакции, бег с увёртываниями.

ОСНАЩЕНИЕ: маски – шапочки лисы и петуха.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

С помощью считалочки выбираются «лиса» и «петушок». Дети становятся в большой круг. «Петушок» сидит на корточках в центре, а «лиса» - в своём домике за кругом. Дети идут по кругу и произносят слова:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Масленая головушка,

Шёлкова бородушка.

Что ты рано встаёшь, деткам спать не даёшь?

После этих слов «петушок» просыпается и идёт противоходом в центр круга, высоко поднимая колени. Дети, стоя на месте, продолжают произносить текст, а «лиса» в это время крадётся к «петушку», останавливается у круга:

Из-за леса, из-за лесочка,

Из-за зеленого кусточка

Вышла рыжая лиса.

Лиса. Здравствуй, Петя- Петушок!

Петушок. Отыщи меня, дружок!

Лиса. Спой мне песенку свою!

Петушок. Ку-ка-ре-ку!!!

После этого дети поднимают сцепленные руки вверх, «лиса» проникает в центр круга и бежит за «петушком». Когда она его поймает, назначаются новые ведущие.

НЕ ПОПАДИ В БОЛОТО

Возраст: 5 – 7 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению быстро бегать по площадке, обегая препятствия, увёртываться от водящего.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На площадке обозначаются места, куда нельзя забегать (чертятся круги, ставят небольшие препятствия), - это «болото». Выбирают «ловишку». По сигналу он догоняет детей, стараясь их осалить. Осаленный ребенок или тот, кто попал в «болото», считается пойманным, он выбывает из игры.

ЗАРЯ - ЗАРЯНИЦА

Возраст: 5 – 7 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении бегать по кругу наперегонки.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На роль лета назначается ребенок. Он становится в круг. Все дети стоят возле вращающейся стойки, к которой прикреплены атласные ленты. Дети берутся за них и идут направо, «Лето» идёт налево, все произносят стихотворение:

Заря – заряница,

Красная девица,

По полю ходила

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые.

Раз, два, три, беги!

На последних словах все останавливаются, двое детей, которых называет «Лето», бегут по кругу в разные стороны. Побеждает тот, кто первым прибежит и дотронется до ленты. Он и становится водящим.

ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА

Возраст: 5 – 7 лет

ЦЕЛЬ: развивать быстрый бег, ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ: флажок на подставке.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На земле чертят маленький кружок. В центре его ставят флажок на подставке. Дети становятся по кругу парами, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Один ребёнок в кругу – ведущий. Он идёт в «золотые ворота» и  ребром ладони разъединяет руки одной из пар. При этом все говорят:

Тра-та-та! Тра-та-та! Отворяйте ворота.

В золотые ворота проходите, господа!

Первый раз прощается, второй запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!

Дети, руки которых разъединил ведущий, бегут к кружку. Тот, кто первым возьмет флажок, становится ведущим, а проигравший встает в пару.

КОСМОНАВТЫ

Возраст: 5 – 7 лет

ЦЕЛЬ: развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве.

ОСНАЩЕНИЕ: обручи.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На площадке – «ракетодроме» раскладывают обручи – «ракеты». «Ракет» должно быть меньше на 2-3 меньше, чем игроков. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и приговаривают:

Ждут нас быстрые ракеты,

Для прогулок по планетам.

На какую захотим,

На такую полетим.

Но в игре один секрет:

Опоздавшим – места нет!

Как только будет сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодрому» и стараются быстрее занять места в любой «ракете». Выигрывают те дети, которым удалось совершить 3-4 полета.

ПРЫГУНЫ

Возраст: 5 – 6 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении ритмично подпрыгивать на месте.

ОСНАЩЕНИЕ: три ленты.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На землю кладут три ленты. Трое детей встают так, чтобы ленты находились между их стопами. Дети прыгают по очереди над лентами, то скрещивая, то разводя ноги, не задевая ленту. На каждое четверостишье прыгает другой ребенок.

Зайка беленький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Скок-скок, скок-скок,

Надо зайке поскакать.

Дети должны прыгать, не задевая и не сдвигая ленты с места; соблюдать ритм прыжков, начинать и заканчивать прыжки в соответствии с началом и окончанием чтения стихов.

Для усложнения игры во время прыжков можно выполнять хлопки перед собой, над головой, за спиной.

КТО СДЕЛАЛ МЕНЬШЕ ПРЫЖКОВ?

Возраст: 5 – 7 лет

ЦЕЛЬ: учить детей прыгать в длину с места, сильно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На площадке обозначают две линии на расстоянии 5-6 м одна от другой. Несколько детей встают возле первой линии и по сигналу прыгают до второй линии, стараясь достичь ее, сделав наименьшее число прыжков.

НЕ ЗАДЕНЬ!

Возраст: 5– 7 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению перепрыгивать через качающуюся длинную веревку, не задевая ее.

ОСНАЩЕНИЕ: длинная веревка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

На границах площадки, шириной 3-4 м, длиной 8-10 м, с противоположных сторон – двое водящих с длинной веревкой. Остальные играющие – на площадке. Водящие ходят, держа веревку на высоте 15-20 см от пола. Играющие бегают, перепрыгивая через веревку. Кто задел ее, на некоторое время выходит из игры.

ЛЯГУШКИ И ЦАПЛЯ

Возраст: 5 – 7 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении прыгать на двух ногах с продвижением вперед и в ходьбе, высоко поднимая колени.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

В середине площадки обозначают болото. С помощью считалочки выбирают двух цапель:

Ква, ква, ква,

Начинается игра,

Кве, кве, кве,

Прилетели цапли две.

«Цапли» занимают места на противоположных сторонах болота. Остальные – «лягушки». Они прыгают на двух ногах по всей площадке со словами:

Мы – зеленые лягушки,

Веселимся на опушке.

Здесь у нас пруд –

Цапли в нем нас не найдут.

После последних слов «лягушки» прыгают в болото, а «цапли» стараются их запятнать. «Цапли» подсчитывают количество пойманных «лягушек». Игра продолжается с новыми «цаплями».

ПОЙМАЙ ЛЯГУШКУ

Возраст: 4 – 5 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению выполнять прыжки из исходного положения упор присев; развивать силу ног, выносливость.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Все игроки на ограниченной площадке принимают исходное положение упор присев. В таком же положении за пределами площадки находятся и двое водящих. По сигналу они прыгают способом «лягушка» - с поочередной опорой на руки и ноги – на площадку и стараются приблизиться к играющим, осалить кого-либо из них. Те имеют право убегать только способом «лягушка». В ходе игры никому не разрешается сидеть на корточках, отобрав руки от пола. Продвигаться вперед или назад можно только толчком двух ног или рук. Каждый, кого осалили водящие, становится «лягушкой» и начинает ловить остальных игроков. Игрок, пойманный последним, объявляется победителем.

ЛОВИШКА С МЯЧОМ

Возраст: 5 – 7 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении метать в движущуюся цель; развивать ритмичность движений, меткость, ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ: мяч, обруч.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг. С помощью обруча обозначается центр круга. По сигналу дети предают мяч из рук в руки, ритмично произнося текст:

Раз, два, три – мяч скорей бери!

Четыре, пять, шесть – вот он здесь!

Семь, восемь, девять – бросать, кто умеет!

Тот, у кого оказался мяч в руках, говорит: «Я!» Он выходит на середину и бросает мяч, стараясь осалить разбегающихся в стороны детей. Ребенок, которого осалили, получает штрафное очко. Выигрывают те дети, у которых меньше штрафных очков.

МЕДВЕДИ И ПЧЕЛЫ

Возраст: 5-6 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей лазать по гимнастической лестнице переменным шагом, развивать координацию движений рук и ног, быстроту реакции, смелость.

ОСНАЩЕНИЕ: гимнастическая лестница.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Гимнастическая лестница – «улей», на противоположной стороне – «луг», в стороне «берлога». Несколько детей – «медведи» - находятся в «берлоге». Остальные – «пчелы» - влезают на лестницу. По сигналу «пчелы» вылетают (слезают) и летят на «луг». «Медведи» в это время выбегают из «берлоги» и забираются в «улей» (влезают на лестницу). На сигнал: «Медведи!» «пчелы» летят в «улей». «Медведи» должны убежать в «берлогу». Не успевших вовремя слезть; «пчелы» «жалят» - дотрагиваются рукой. После двух повторений дети меняются ролями. В игре участвуют столько ребят, чтобы все они могли свободно разместиться на лестнице (на одном пролете 2-3 ребенка).

РАКИ

Возраст: 5-6 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении ползать способом «рак»; развивать координацию и силу мышц рук и ног.

ОСНАЩЕНИЕ: обручи.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Несколько детей держат обручи вертикально полу. Остальные проползают через них ногами вперед, опираясь на руки. Время от времени играющие меняются местами.

ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ

Возраст: 5– 7 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении лазать по гимнастической лестнице удобным для них способом, развивать быстроту, ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ: гимнастическая стенка, колокольчики или погремушки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети стоят лицом к гимнастической лестнице на расстоянии 4-5 шагов от нее в 3-5 колоннах (по числу пролетов). На каждом пролете наверху подвешен колокольчик (погремушка). По сигналу дети, стоящие первыми в колоннах, бегут к стенке, влезают на нее и звонят колокольчиком (погремушкой). Затем слезают и идут в конец колонны. Отмечают того, кто позвонил первым. Затем то же самое проделывают дети, стоящие в колонне следующими. По окончании игры определяется колонна, в которой насчитывается большее количество выигравших.

ВЕСЕЛЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ

Возраст: 5 – 7 лет

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении подтягиваться на скамейке, лежа на животе; развивать силу мышц рук, быстроту, ловкость.

ОСНАЩЕНИЕ: гимнастические скамейки, обручи.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Играющие становятся в 3-4 колонны у общей черты. Впереди каждой колонны в 4-5 шагах ставят гимнастические скамейки, дальше на полу кладут обручи. По сигналу первые в колоннах бегут к скамейкам, проползают по ним указанным способом (на животе, на коленях и ладонях), подбегают к обручам, пролезают в них, кладут на пол и быстро возвращаются в конец колонны. Затем то же самое выполняют дети, стоящие в колонне следующими. Выигрывает та колонна, дети которой выполнят задание раньше других.

НА ОДНОЙ НОГЕ

Возраст: 5 – 7 лет

ЦЕЛЬ: учить детей умению прыгать на одной ноге, при этом продвигаться вперед и осаливать игроков.

ОСНАЩЕНИЕ: платочек.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети расходятся по всей площадке, закрывают глаза, руки за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладет платочек. На слова: «Раз, два, три – смотри!» дети открывают глаза. Стоя на месте, внимательно смотрят друг на друга. Ребенок с платочком в руке неожиданно поднимает его вверх и говорит: «Это я!» участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от ребенка с платочком. Тот, кого он коснулся рукой, становится водящим. Он берет платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: «Это я!» Игра продолжается. Ребенок с платочком, как и все играющие, должен прыгать на одной ноге. Когда меняются водящие, играющим разрешается стать на обе ноги.

ИГРАЕМ В ПРЯТКИ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению ориентироваться в окружающей обстановке; упражнять их в выполнении ритмичных элементарных движений.

ОСНАЩЕНИЕ: привычная обстановка группы или зала.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Воспитатель предлагает детям поиграть в прятки. Он отворачивается и ждет, пока они спрячутся (за стульчик, за занавеску и т. д.). После чего начинает искать детей, приговаривая:

Я по комнате хожу, деток я не нахожу.

Ну, куда же мне идти,

Где ребяток мне найти?

Надо дудочку достать,

И на дудочке сыграть.

Все услышат, прибегут

И со мной плясать пойдут!

По окончании слов текста воспитатель имитирует игру на дудочке и выполняет танцевальные движения («пружинку», «каблучок»), а дети за ней повторяют.

ПОГРЕМУШЕЧКА

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению выполнять ритмичные движения с погремушкой, согласовывая с текстом.

ОСНАЩЕНИЕ: погремушки.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг, у каждого в руке погремушка. Воспитатель вместе с детьми выполняет движения согласно произносимому тексту:

Погремушечку я брала,

Погремушечкой играла,

Динь, динь, динь,

Динь, динь, динь.

Погремушечку я брала,

По ладошке ударяла,

Динь, динь, динь.

Динь, динь, динь.

Погремушечку я брала,

По коленям ударяла,

Динь, динь, динь.

Динь, динь, динь.

НОЖКИ ПО ДОРОЖКЕ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении ходить в колонне друг за другом, развивать чувство ритма.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети бегают друг за другом, воспитатель впереди. Педагог говорит:

Зашагали ножки – топ, топ, топ.

Прямо по дорожке – топ, топ, топ.

Ну-ка, веселее – топ, топ, топ.

Вот, как мы умеем – топ, топ, топ.

Топают сапожки – топ, топ, топ.

Это наши ножки – топ, топ, топ.

ПУЗЫРЬ

Возраст: 3 – 4 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении ходить мелкими шагами.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети, взявшись за руки, образуют тесный круг. Небольшими шагами они отходят назад, постепенно расширяя круг на расстояние вытянутых рук, и произносят слова:

Раздувайся, пузырь.

Раздувайся большой,

Оставайся такой

Да не лопайся!

С окончанием последней строчки дети останавливаются, поворачиваются в одну сторону и идут по мелкими шагами по кругу, держась за руки. При этом говорят:

Он летел, летел, летел

И за веточку задел!

На слова воспитателя: «Пузырь лопнул!» опускают руки вниз, произносят слово: «хлоп!» и приседают. Затем снова становятся в тесный круг и берутся за руки. Игра продолжается.

ТИШИНА

Возраст:  3-4 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении ходить по кругу, держась за руки.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг, держась за руки. Они идут по кругу и говорят:

Тишина у пруда.

Не колышется вода,

Не шумят камыши,

Засыпайте, малыши.

На последние слова они останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза на 10 сек.

ЛИСА И ЗАЙЧИК

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении быстро передавать игрушки друг другу по кругу.

ОСНАЩЕНИЕ: игрушки Лиса и Заяц.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг. Двум из них, стоящим напротив, дают игрушки: одному – лису, другому – зайчика. По сигналу дети начинают передавать эти игрушки по кругу. Заяц старается «убежать», а лиса стремится его «догнать».

НА ЗАРЯДКУ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учитель детей умению ходить в колонне друг за другом, высоко поднимая ноги, развивать чувство ритма.

ОСНАЩЕНИЕ: флажки, барабан.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в колонну друг за другом на расстоянии вытянутых вперед рук. По сигналу начинают ходить по залу, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, и размахивая флажками в ритм ударов барабана или по словам воспитателя:

На зарядку утром рано

Мы выходим с барабаном.

Он гремит, гремит, гремит,

В ногу всем шагать велит.

МЫ ТОПАЕМ НОГАМИ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении ходить и бегать по кругу, выполнять движения согласно тексту.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Играющие становятся в круг. Воспитатель читает стихотворение и выполняет вместе с детьми движения в соответствии с текстом:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

И бегаем кругом,

И бегаем кругом…

СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

Возраст: 3 – 4 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении ходить по кругу друг за другом, не сужая круг; выполнять движения по ходу текста.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Воспитатель произносит слова:

Смотрит солнышко в окошко.

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладоши,

Очень рады солнышку!

Топ, топ, топ, топ!

Топ, топ, топ, топ!

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!

На сигнал: «Дождь идет!» дети присаживаются на корточки и поднимают руки над головой, изображая крышу. После слов воспитателя «Дождь прошел. Солнышко светит!» игра повторяется.

ПОКАТАЕМСЯ НА ЛОШАДКЕ

Возраст: 3 – 4 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению ходить мелкими шагами.

ОСНАЩЕНИЕ: обруч.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Воспитатель изображает лошадку. Он держит обруч горизонтально сзади себя и предлагает двум – трем детям встать в обруч – «покататься на лошадке». При этом просит каждого назвать свое имя. На сигнал: «Лошадка поехала!» дети идут; на сигнал: «Стоп, лошадка!» останавливаются.

ТЕЛЕФОН

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить детей умению использовать предметы-заменители; отвечать по сигналу воспитателя.

ОСНАЩЕНИЕ: обручи, игрушки-заменители.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Каждый ребенок занимает свой «домик» - обруч. У каждого ребенка «телефон». Воспитатель говорит: «Сейчас мы с вами будем разговаривать по телефону. Чье имя я назову, тот мне будет отвечать.» Далее - называет имя ребенка, обыгрывается разговор, во время которого детям предлагается назвать варианты своего имени (Лена – Алена – Леночка – Елена и т. д.), рассказать стихотворение, выполнить какое-нибудь задание, показать части тела, пригласить к телефону того, кто живет рядом, в соседнем «домике».

ТРАМВАЙ

Возраст: 3 – 4 года

ЦЕЛЬ: упражнять детей в умении ходить мелкими шагами друг за другом, держась за веревку; дружно двигаться по сигналу.

ОСНАЩЕНИЕ: колокольчик, веревка-шнур.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в колонну друг за другом. Одной рукой они держатся за веревку с колокольчиком на конце. Ребенок, стоящий последним, дает звонок. «Трамвай» трогается. Вначале роль вожатого берет на себя воспитатель, затем во главе трамвая ставят кого-нибудь из детей.

ЛАДУШКИ-ОЛАДУШКИ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить умению ритмично хлопать в ладоши, подпевать.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг. Воспитатель и дети хлопают в ладоши и поют:

Ладушки, ладушки.

Испекли оладушки,

Маслом поливали,

Деток угощали.

Далее дети поворачивают ладошки вверх, а воспитатель легонько хлопает то по одной, то по другой ладошке каждого ребенка. Вместе считают: «Раз, два!» Воспитатель продолжает:

Всем по два!

Всем по два!

Хороши оладушки

У нашей бабушки!

ТАПОТОЧКИ

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: учить умению ходить по кругу, держась за руки.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Дети становятся в круг. Один ребенок – в центре круга. По сигналу дети идут по кругу. Ребенок, стоящий в центре, идет им навстречу и выполняет движения в соответствии с произносимым текстом:

По дорожке Катя шла,

Тапоточки нашла,

Тапоточки примеряла,

Лишь надела – захромала.

Коле тапки отдала,

С Колей танцевать пошла.

Двое детей в кругу, а остальные хлопают в ладоши.

ПТИЧКИ, РАЗ-ДВА!

Возраст: 2 – 3 года

ЦЕЛЬ: упражнять в умении выполнять движения; учить счету.

ОСНАЩЕНИЕ:

ОПИСАНИЕ ИГРЫ

Воспитатель предлагает детям посчитать, сколько у птичек лапок, крылышек, глаз. При этом говорит:

Птички, раз! – выдвигают вперед одну ногу.

Птички, два! – выдвигают другую ногу.

Скок! Скок! Скок! – скачут на двух ногах.

Птички, раз! – подняли одну руку.

Птички, два! – подняли другую руку.

Хлоп! Хлоп! Хлоп! – хлопают в ладоши.

Птички, раз! – закрывают одной рукой один глаз.

Птички, два! – закрывают второй глаз.

Чик-чирик! Чик-чирик! – кружатся на месте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Подвижные игры для младшей группы (картотека подвижных игр)

Подвижные игры для младшей группы Пузырь"Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся.П...

КАРТОТЕКА ПОДВИЖНЫХ И МАЛО ПОДВИЖНЫХ ИГР ПО ВСЕМ ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Картотека игр разработанна с целью укрепления и развития физических навыков детей дошкольного возраста....

Авторская картотека подвижных игр « Подвижная математика»:

Подвижные игры с использованием математических задач...

Картотека подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста "Подвижные игры Народов севера"

Материал поможет обоготить поедставления детей о народах севера России. Даст возможность поиграть в подвижные игры....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (средняя группа)

В материале представлена подборка игр с предметами и без для проведения в заключительной части физкультурного занятия....

Картотека подвижных игр малой степени подвижности (подготовительная группа)

В представленном материале собраны подвижные игры для детей подготовительной группы, которые можно использовать в заключительной части физкультурного занятия....