Проект "Когда заложен нос"
план-конспект занятия (старшая группа)

Сагитова Гульмира Махмутовна

Проект занятия "Когда заложен нос", опубликованный в сборнике материалов международной научно-творческой конференции с практикумом "Инновации творческих преобразований", сезон "Золотая осень", 2022г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sagitova_g.m._konferentsiya.docx886.89 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ «КОГДА ЗАЛОЖЕН НОС»

Сагитова Гульмира Махмутовна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад №261» г.о.Самара

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадости детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

(В.А. Сухомлинский)

Срок реализации: 1 месяц

Тип проекта: Исследовательски-творческий

Вид проекта: фронтальный (с группой детей и их семьями)

Используемые технологии: проективные, здоровьесберегающие (развитие дыхания, развитие слухового внимания, физминутки, релаксация), игровые, ИОС.

Цель: Создание условий для формирования предпосылок экспериментально-познавательной деятельности, развития  воображения и художественно – творческих способностей, в процессе реализации проекта «Когда заложен нос», познакомить детей с органами дыхания и обоняния.

Задачи проекта:

  1. Развитие интереса к собственному здоровью.
  2. Воспитание у детей культуры здоровья.
  3. Развитие умения работать в коллективе.
  4. Закрепление правил безопасности и жизнедеятельности.
  5. Развитие любознательности, интереса к разнообразным природным ресурсам;
  6. Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  7. Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а за тем и самостоятельно.
  8. Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
  9. Обогащение словарного запаса дошкольников.

Актуальность:

Исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними является для ребёнка естественным средствами познания. В совместной деятельности с взрослыми ребёнок понимает, как можно безопасно для себя исследовать окружающие его объекты, у него формируется умение делать выводы и умозаключения по итогам исследовательской деятельности. Систематичная работа по развитию познавательно-исследовательской деятельности может способствовать разностороннему развитию детей, так как у ребёнка формируются причинно-следственные связи, навыки общения, развивается речь, он получает первичные представления о себе и окружающей действительности [1].

Согласно [2], одной из основных задач работы воспитателя дошкольного образования, являются охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В осенне-зимний период наблюдается увеличение заболеваемости как детей, так и взрослых респираторными инфекциями. Заложенность носа – один из первых признаков болезни. Поэтому очень важно знать об этих взаимосвязях и процессах, происходящих в организме, и предотвращении заболеваний.

Приемы: беседа-рассуждение, художественное слово (стихи, загадки, фразеологизмы), эвристический метод, наблюдения, дидактические упражнения, экспериментирование, загадки, игровой прием.

Наглядность: дидактические игры «Где чей нос?», «Кому какой нос?», картинки с изображением носа, сказочных героев, животных, птиц, транспорта, обуви, посуды, человека, таблицы с правилами гигиены и безопасности.

Материал: ватман, карандаши, клей, кисточки, флаконы с различными запахами, зеркала, карточки с названием запаха, фишки, носовые платочки.

Предварительная работа: чтение рассказа В.Бианки «Чей нос лучше», Д. Родари «Чем пахнут ремесла», занятие «Воздух и его свойства».

Ожидаемый результат:

  1. Повышение знаний детей о свойствах носа;
  2. Развитие у детей интереса к исследовательской деятельности;
  3. Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности;
  4. Обогащение словаря детей.

Таблица 1. Распределение по этапам проекта «Когда заложен нос»

Этап

Деятельность детей

Деятельность педагога

I Постановка и обсуждение проблемы

  1. Вживаются в игровую ситуацию.
  2. Осознают и лично воспринимают проблему.
  3. Принимают задачи проекта.
  1. Вводит в игровую ситуацию.
  2. Формирует проблему.
  3. Определяет задачи.

II Поиск и сбор информации.

Обработка информации

  1. Подбор энциклопедий, познавательной литературы.
  2. Подбор интернет-материалов с помощью родителей.
  3. Систематизируют информацию.
  1. Помогает в подборе необходимой литературы.
  2. Популяризирует информацию.

III Практическая деятельность по решению проблемы

  1. Проводят опыты, эксперименты.
  2. Активно дискутируют.
  3. Играют в ролевые дидактические и подвижные игры.
  1. Организует проведение опытов и экспериментов.
  2. Организует разные виды игр.
  3. Предлагает темы для активного обсуждения с детьми.
  4. Решает задачу организации деятельности.

IV Презентация продукта

  1. Продукт деятельности готовят к презентации.
  2. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
  3. Делают вывод о решении проблемы.
  1. Оказание помощи в случае затруднения
  2. Подготовка к презентации
  3. Презентация.
  4. Подводит детей к формированию вывода о решении проблемы.

Таблица 2. Ход совместно – развивающей образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Планируемые результаты

I Организационный этап

Воспитатель говорит, что все люди дышат - вдыхают и выдыхают. Что для этого людям нужно и предлагает послушать стих:

«У всех людей, у всех зверей

Имеются носы.

Носы важны, носы нужны

Не только для красы!

И ни чихнуть, и ни вздохнуть

Без носа нам нельзя…»

Воспитатель предлагает посмотреть детям друг на друга и сравнить носы

Дети отвечают: «Носы»

Дети слушают стих

Дети сравнивают носы. У каждого ребенка свой неповторимый нос

Форсированность мотивации развивающей образовательной деятельности

II.  Основной этап

  1. Актуализация знаний, воспроизведение и коррекция опорных знаний

Воспитатель говорит, что во время насморка из носа вытекает жидкость – слизь вымывающая микробы, так нос борется с простудой.

Воспитатель предлагает Алине Б. предлагает провести опыт с луком, яблоком и картошкой.

Дети слушают. Рассказывает Ярослав о том, что, когда заложен нос от еды никакого удовольствия. Все кажется однообразным и безвкусным. С другой стороны, зажав нос, можно проглотить самое отвратительное лекарство

Рассказывает Алина: Мы сейчас проведем опыт. Для опыта я беру яблоко, картошку и луковицу (ставит на стол). А также три ложки, три блюдца и повязка на глаза.

«Что нужно делать?» Нужно очистить от кожуры картошку, яблоко, лук от шелухи и нарезать кубиками. В первой тарелке, нарезанной яблоко, во второй нарезанная картошка, а в третей мелко нарезанный лук. А теперь поиграем в игру «Угадай на вкус». Для этого нам нужен доброволец. Я положу ему на язык поочередно нарезанное яблоко, картошку, лук. Он должен будет с завязанными глазами угадать, где что.

Расширение знаний детей о функциях носа и о методах борьбы с простудой

Совершенствование познаний

  1. Динамическая пауза

Воспитатель предлагает провести физминутку:

«Буратино улыбнулся

Раз – нагнулся, два – нагнулся

Руки в стороны развел

Видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Встаем – вдох носом, опустились – выдох ртом»

Дети выполняют упражнение

Снятие физического напряжения

  1. Формирование новых знаний

Воспитатель спрашивает, почему так получилось и предлагает рассмотреть язык.

Воспитатель рассказывает, что, если прополоскать рот сахарной водой, водопроводная вода потом кажется горькой. А после соленой воды пресная кажется сладкой. Так что вкус, как и другие чувства, очень изменчив. Во время простуды ты почти не чувствуешь вкуса. Ведь когда заложен нос, воздух через него не проходит и запахи не попадают в обонятельные клетки. Вкусовые предпочтения у всех свои. Они заложены наследственностью, которая у всех разная. Еще предпочтения зависят от страны, где ты живешь, от ее кулинарных традиций. Где-то кузнечики и червяки считаются деликатесом, а у нас вызывают отвращение. Если когда-нибудь придется, есть что-то неприятное, просто открой рот, закрой рот и зажми нос. Чем меньше задействовано органов чувств, тем проще проглотить невкусную пищу. Принимая горькое лекарство, мы непроизвольно зажимаем нос, и оно перестает быть горьким.

Дети рассматривают плакат и слушают рассказ Ярослава о вкусовых рецепторах.

Во время еды ты кладешь пищу в рот и измельчаешь зубами. Одновременно пища смешивается со слюной, превращаясь в кашицу. Во рту пища соприкасается примерно с 2000 вкусовых рецепторов, которые и воспринимают вкус. Каждый участок во рту отвечает за определенный вкус: сладкий, кислый, горький или соленый. Однако намного чувствительнее вкуса обоняние.

Дети слушают, обсуждают.

Формирование новых знаний, расширение представлений о вкусовых рецепторах

  1. Закрепление новых знаний в знакомой ситуации

Воспитатель спрашивает, что нужно делать, чтобы не заболеть?

Дети высказывают свое мнение

Совершенствование навыков работы в группе умение слушать других

III Заключительный этап

Воспитатель рассказывает, что осень время простудных заболеваний и призывает детей следить за своим здоровьем.

Дети соглашаются с воспитателем.

Подведение итога занятия

http://s002.radikal.ru/i198/1105/9c/69ddbf223e47.jpg

DSCF9917.JPG

Рис. 1. Вкусовые зоны языка

Рис. 2. Игра «Угадай вкус»

Список литературы

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Методическое пособие. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Инновационные принципы организации развития дошкольников, заложенные в Федеральных Государственных требованиях

Преобразования, происходящие во всех сферах российского общества - экономической, социальной, политической, культурной, не могли не затронуть и систему образования, определяющую интеллектуальный потен...

Методическая разработка Конспект комплексного занятия для детей старшего возраста «Здесь будет город заложен»

Конспект комплексного занятия об истории основания Санкт-Петербурга для детей старшей группы...

здесь будет город заложен

презнтация и конспект по теме "Основание Санкт-Петербурга" на основе О.Воронкевич....

Генетические программы заложенные в нас

Будь собой. Прочие роли уже заняты.Оскар УайльдИз этой статьи вы узнаете, что такое генетические (коллективные, массовые, групповые) убеждения, откуда они берутся в нашей жизни; в каких формах проявля...

Как раскрыть заложенный потенциал ребенка?

Несколько правил, которые помогут раскрыть заложенный потенциал ребенка....

Конспект совместной образовательной деятельности взрослого с детьми старшего возраста. 5-6 лет. «Здесь будет город заложен…»

Цель: Формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории, символах города и основных достопримечательностях. В ходе совместной деятельности дети попадают в прошлое, строят Петропавло...