Познавательно-исследовательский проект «От улыбки станет всем светлей»
проект по психологии

Людмила Викторовна Соколова

Проект для специалистов детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ot_ulybki_2.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №4 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

  2.  ПИОНЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Познавательно-исследовательский проект

«От улыбки станет всем светлей»

Педагог-психолог Соколова Л. В.

г. Пионерский

В жизни по-разному можно жить:
в горе можно и в радости;

 вовремя есть, вовремя пить,

вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать и,

 помышляя о чуде, рукой обожженной

солнце достать и подарить его людям!

 Сергей Островой

«От улыбки хмурый день светлей, от улыбки в небе радуга проснется. Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз еще вернется!»

Слова этой популярной песни знают и дети, и взрослые.  Действительно, достаточно улыбнуться, как все вокруг обретает совсем другие краски - хмурый день, становится не таким уж и мрачным, а ссора с другом, кажется простым пустяком.

Когда у тебя хорошее настроение, тебе хочется поделиться им с теми, кто рядом с тобой.

Так почему же мы улыбаемся, что может вызвать у нас улыбку, а что может огорчить?

Улыбка, это признак доброго сердца или нет? Способна ли улыбка одного человека, вызвать ответную улыбку другого?

Оказывается, что даже в медицине есть метод лечения людей улыбкой, когда люди испытывая положительные эмоции лечатся, такой метод называют «смеха- терапия». Даже во сне люди улыбаются!

На эти вопросы мы решили найти с ребятами ответы, путем экспериментирования, в процессе общения с родителями и друзьями. Порой, в процессе опытов, улыбка возникала спонтанно и приводила в восторг всех остальных.

Вот что у нас получилось!

Краткое описание проекта

Название проекта

«От улыбки станет всем светлей»

Вид проекта

Познавательно-исследовательский

Срок реализации проекта

2 месяца

Участники

Дети старших, подготовительных групп

Руководитель

Соколова Людмила Викторовна

Выбор темы

Однажды мы с ребятами читали сказку, и в один миг все дружно рассмеялись, над одним, очень смешным эпизодом, а Родион З. сказал: «Ну и что тут смешного?» Тогда мы и заинтересовались этим вопросом, почему нам в определенные моменты жизни хочется смеяться, и может ли наше настроение влиять на отношение к нам окружающих.

Цель нашего исследования

Выяснить, что вызывает у нас улыбку, какие ситуации заставляют нас смеяться и радоваться. Показать на личных примерах, что улыбка помогает налаживать контакт между собеседниками, что улыбка, это признак доброты человека. Доказать, что наше настроение влияет на отношение к нам окружающих людей. Что с улыбкой и добрым сердцем прекрасно жить на свете.

Задача нашего исследования

- Рассмотреть все ситуации, способные вызвать у нас радость и улыбку.

- Собрать коллекцию улыбок.

Какие гипотезы выдвигались?

- Я думаю, что человек радуется, когда у него есть хорошие друзья.

-Человек улыбается, потому что его что-то очень радует, например, интересная работа.

-От нашего настроения зависит настроение окружающих нас людей, если ты к человеку с добром и улыбкой, то и к тебе в ответ улыбнуться.

-Человек радуется и улыбается, потому что ему весело.

Методы исследования

1.Чтение литературы, поиск информации в компьютерной сети Интернет;

2. Беседы со взрослыми, распространение памяток;

3. Общение с друзьями;

4. Продуктивная деятельность, опыты и

наблюдения.

К каким выводам пришли?

Улыбка возникает спонтанно, когда ты видишь или слышишь, или чувствуешь то, что тебе доставляет радость: музыка, кино, картина, общение с приятными тебе людьми, теплые и нежные мамины руки. Следовательно, человек улыбается, когда ему хорошо. Улыбка, признак доброты характера человека. Улыбкой можно делиться с другими. Улыбкой можно лечить. Наше настроение влияет на отношение к нам окружающих людей. От улыбки мир становиться светлей.

Продукт проекта:

- Фотовыставка «Я улыбаюсь»;

- Рисунки детей;

-Сочинили сказку «О девочке Капризке, которая нашла свою улыбку»;

- Познакомились с пословицами и поговорками о доброте.

Последовательность реализации проекта

Выбор темы

Однажды мы с ребятами читали сказку, и в один миг все дружно рассмеялись, над одним, очень смешным эпизодом, а Родион З.  сказал:

«Ну и что тут смешного?» Тогда мы и заинтересовались этим вопросом, почему нам в определенные моменты жизни хочется смеяться, и может ли наше настроение влиять на отношение к нам окружающих.

Выдвижение гипотез

 Мы провели опрос детей в форме интервью, и собрали наиболее частые предположения:

- Я думаю, что человек радуется, когда у него есть хорошие друзья.

 Человек улыбается, потому что его что-то очень радует, например, интересная работа.

- От нашего настроения, зависит настроение окружающих нас людей, если ты к человеку с добром и улыбкой, то и к тебе в ответ улыбнуться.

- Человек радуется и улыбается, потому что ему весело.

Собрав и обработав все предположения, мы вместе с ребятами приступили к исследовательской части нашего проекта и на экспериментах доказать, какие же гипотезы верны.

Проверка первой гипотезы:

Человек радуется, когда у него есть хорошие друзья.

Эксперимент № 1

Мы предложили детям поиграть в различные игры, одни дети объединились в группы, а другим детям предложили поиграть в игры в одиночестве.

Наблюдения в ходе эксперимента:

Те дети, которые играли в одиночку, вскоре стали скучать, им стало неинтересно, они бросили игру и присоединились к другим детям.

Те же дети, которые играли вместе с друзьям, им было интересно, весело и радостно. Эта группа детей закончили игру до конца и даже одержала победу.

Мы сделали вывод:

Что играть с друзьями весело, радостно и интересно, а одному очень скучно.

Таким образом мы доказали, что гипотеза о том, что человек радуется, когда у него есть хорошие друзья - верна.

Проверка второй гипотезы:

Человек улыбается, потому что его что-то очень радует, например, интересная работа.

Эксперимент № 2

Мы предложили ребятам заняться коллективной, творческой работой.

Эта работа требовала от нас сплоченности и стараний. Работа нас так увлекла, что мы совсем не устали, а наоборот, нам было очень весело и радостно от коллективной творческой работы, она у нас получилась замечательно.

Мы сделали вывод:

Что если человек занят интересной работой, если эту работу ты выполняешь с друзьями, это приносит только радость и удовлетворение.

Таким образом мы доказали, что гипотеза о том, что человек улыбается тогда, когда его что- то радует, а именно интересная работа – верна.

Проверка третьей гипотезы:

От нашего настроения, зависит настроение окружающих нас людей, если ты к человеку обращаешься с добром и улыбкой, то и к тебе в ответ улыбнуться.

Эксперимент № 3

Мы попросили Дашу Б. и Софию М. поучаствовать в этом эксперименте.

Девочкам необходимо было выразить свою просьбу - в грубой и доброжелательной форме, просьба заключалась в том, чтобы просто попросить куклу.

Даша попросила куклу у Софии с добрым выражением лица, вежливо и ласково. София поделилась игрушкой.

А Софии необходимо было попросить игрушку грубо, недоброжелательно.

В результате такой агрессивной просьбы, Даша отказала Софии и возникла ссора.

Мы сделали вывод:

Твое настроение влияет на окружающих, если ты к человеку с добром, выражаешь свою просьбу вежливо, то и он тебе ответит тем же.

Таким образом мы доказали, гипотеза, что от нашего настроения зависит настроение окружающих нас людей — верна.

Проверка четвертой гипотезы:

Человек радуется и улыбается, потому что ему весело и у него отличное настроение.

Эксперимент №4

Мы провели опрос-интервью среди детей и задали им вопрос:

«Почему человек улыбается? И что может вызвать у нас улыбку?»

Наиболее популярные ответы:

«Я улыбаюсь, потому что у меня есть моя любимая подруга»;

«Я улыбаюсь, потому что люблю играть на свирели и слушать ее звучание»;

«Я улыбаюсь потому что со мной все дружат»;

«Я улыбаюсь потому что люблю гулять на улице»;

«Я улыбаюсь потому что люблю рисовать с подругами различные рисунки и сочинять сказки»;

«Я улыбаюсь, когда праздник».

Мы сделали вывод:

Что улыбаться и радоваться нас заставляют различные обстоятельства, каждого из нас радуют определенные моменты в жизни, мы разные и радует каждого из нас, что- то свое.

Таким образом мы доказали, что гипотеза о том, что человек улыбается, тогда, когда ему весело и у него хорошее настроение - верна.

Итог:

Во время исследования мы узнали много интересного о нас самих и нашем настроении.

Все мы очень разные и нас радуют различные ситуации в жизни, например, то что доставляет радость одному, другого совершенно не радует.

Наше настроение влияет на отношение к нам окружающих нас людей.

Если мы относимся к окружающим с добротой и уважением, с теплом и улыбкой, то люди в ответ нам тоже улыбаются.

Любая работа ладится, если ты ее делаешь с хорошим настроением.

Плохо жить на свете без друзей, когда с тобой хороший, добрый друг, то всегда весело играть, трудиться, расти и познавать мир.

Мы узнали поговорки и пословицы о доброте:

В добрый час молвить, в худой промолчать.

Добра желаешь – добро делай.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Добрая ссора лучше худого согласия.

Добро и во сне хорошо.

Доброе дело и в воде не тонет.

Доброе слово – это доброе дело.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброта без разума пуста.

От вежливых слов язык не отсохнет.

Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Худо жить без ласкового слова.

Доброе слово лечит, а злое калечит.

Добряк добро творит, быть может, и, не зная, что от этого болит душа у негодяя.

Не одежда красит человека, а его добрые дела.

Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

Добрые слова дороже богатства.

В ком добра нет, в том и правды мало.

Не ищи красоты, ищи доброты.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

Сумел провиниться, сумей и повиниться.

И все дружно сочинили сказку о девочек Капризке.

Сказка «О девочек Капризке, которая нашла свою улыбку»

Жила была девочка. Она была очень капризная, ничего ее не радовало ни игрушки, ни игра с друзьями, она совсем забыла, как это - улыбаться, а только сидела и плакала. Поэтому ее так и прозвали девочка Капризка.

Ребята в садике, куда ходила Капризка, всячески пытались развеселить ее, то игрушкой, то веселой песенкой, то играми забавными, но ничего ее не радовало. Тогда воспитательница, предложила отправиться всем вместе в страну радости и чудес, может там они смогут развеселить рёвушку и вернуть ей улыбку.

Ребята не раздумывая отправились в путь, ведь несмотря на капризы девочки, они ее жалели, по-своему любили и желали ей помочь. Путешествие ребят оказалось таким увлекательным и веселым, что наша героиня перестала грустить и плакать.

Чего здесь только не было, и веселые клоуны, и забавные аттракционы, и сладости, и звонкие песни!

Именно в стране радости девочка улыбнулась, а забавные аттракционы, так ее развеселили, что ребята впервые услышали, как она смеется.

Смех Капризки оказался звонким, как колокольчик. Радостно ей было не только от тех развлечений и сюрпризов, которые встречались на пути, а от того, что она не одна, что рядом хорошие, добрые друзья. Без добрых и надежных друзей грустно жить на свете, это поняла Капризка и больше никогда не плакала, она очень боялась потерять самое ценное, что обрела в этом путешествии - друзей.

Вот так ребята вернули девочке улыбку. С тех пор девочку больше никогда не называли Капризой, теперь ее называли по имени Машенька, и девочка была очень счастлива от того, что рядом с ней ее замечательные друзья и ее прекрасная, добрая улыбка.

Литература:

1. Е.А. Алябьева «Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет» Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. -128с.

2.Л.А. Загуменная «Социально личностное развитие дошкольников» Программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Старшая группа. -Волгоград: Учитель, 2012. -231с.

3. Л.Ю. Павлова «Сборник дидактических игрпо ознакомлению с окружающим миром -М.: Мозайка- Синтез, 2012. -80с.

4. В.И. Петрова «Этические беседы с детьми 4-7 лет» Пособие для педагогов и методистов. - М.: Мозайка- Синтез, 2012. -80с.

Программы:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е Вераксы. -М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010.
  2. Мозайка. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- Тюмень: ТОГИРРО.

Интернет ресурсы:

1 http://ejka.ru/blog/stihi/854.html

2 http://skazki-online.ru/priskazki_pro_dobroty.html

3 http://www.razumniki.ru/poslovica_drugba.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "От улыбки станет всем светлей"

Краткосрочный проект к Дню смеха с детьми 2 младшей группы....

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса согласно требованиям ФГОС ДОО. Проект "От улыбки станет всем светлей"

В проекте "От улыбки станет всем светлей" отражены формы и методы работы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в детском саду №12 "Орлёнок". Вся работа педагога-психолога д...

Проект «От улыбки станет всем светлей»

Дети чаще выражают и понимают отрицательные эмоции, чем положительные, у них недостаточно развито чувство юмора. А что мы знаем о положительных эмоциях: радости и счастье? Об улыбке и смехе? Мы в...

Социальный проект Волонтерская акция От улыбки станет всем светлей

К большому сожалению, окружающий мир людей неоднороден. Еще имеют место быть социально мало защищенные группы людей, которым необходимо наше внимание, дружеская поддержка, сострадание, забота, помощь,...

Познавательно-исследовательский проект "От улыбки станет всем светлей"

    Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.Эмоции и чувства  играют существенную роль в развитии ли­чности. У ребёнка с тяжелым не...

Проект "От улыбки станет всем светлей"

Проект по альтернативным технологиям для детей среднего дошкольного возраста....

Презентация по проекту "От улыбки станет всем светлей"

Презентация по проекту "От улыбки станет всем светлей" для среднего дошкольного возраста...