план по самообразованию "Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста" для детей подготовительной к школе группы
методическая разработка (подготовительная группа)

Ефремова Елена Александровна

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_zozh_gruppa_4_podgotovishka.docx54.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - «Детский сад №239»

(МБДОУ ЦРР – «Детский сад №239»)

План по самообразованию

Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

подготовительная к школе группа №4

2020-2021 г.

Разработчик: воспитатель

Ефремова Е.А.

2020

Актуальность.

 Современный век характеризуется быстрыми (порой негативными) изменениями в природной и социальной среде, а это сказывается на психическом и физическом здоровье человека.  Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу.

В.А.Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье ребенка – это важнейший труд воспитателя…».

Но решить эту проблему только воспитателям или только медикам не под силу. Поэтому необходимо объединение усилий семьи, воспитателей, медицинских работников и самого ребенка в борьбе за здоровье. Поэтому самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.

Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств: усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую, то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.

Даже строго следуя требованиям СанПина о максимальной учебной нагрузке на ребенка, можно сказать, что ритм жизни ребенка в детском саду остается высоким, не всегда удается сохранить оптимальный баланс между учебной и двигательной деятельностью. В этом и есть противоречие: с одной стороны работа детского сада предполагает превышение образовательного стандарта по всем направлениям развития ребенка, что в свою очередь обеспечивается введением парциальных программ, реализацией программ дополнительного образования. С другой стороны для решения основной задачи дошкольного образования: сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.

Следовательно, возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила интеграция оздоровительной деятельности в образовательную. Эта система работы в конечном итоге будет способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, формированию привычки здорового образа жизни.

Участники: воспитатели, родители, дети, инструктор по физической культуре, медицинский работник.

Цель: Создание комплексной системы познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленной на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья.

 Задачи: 

Для педага:

- изучение педагогической и методической литературы по проблеме использования здоровьесберегающих технологий в  воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни;

- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;

- разработать план мероприятий по проекту «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»;

- создать предметно – развивающую среду по данной проблеме в группе;

Для детей:

- углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и здоровья окружающих;

- формировать осознанное выполнение требований к безопасности жизни;

- развивать интерес к физической культуре и спорту;

-помочь ребенку создать целостное представление о своем теле;

-научить " слушать" и "слышать" свой организм;

- осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;

-привить навыки профилактики и гигиены;

- развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;

- научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;

Для родителей:

- расширять знания родителей о физических умениях и навыках детей;

- способствовать созданию активной позиции родителей в совместной оздоровительной деятельности в ДОУ;

-заинтересовать родителей в укреплении здорового образа жизни в семье;

Сроки реализации: сентябрь – май

Формы работы с детьми:

1. Знакомство с художественной литературой;

2. Беседы, отгадывание загадок;

3. Рассматривание картинок и иллюстраций;

4. Просмотр презентаций;

5. Рисование, аппликация и выполнение поделок;

6. Развлечения и досуги;

7. Игры: настольные, дидактические, строительные, театрализованные, подвижные.

Формы работы с родителями:

1.Консультирование;

2. Анкетирование;

3.Создание продукта деятельности.

Работа с педагогами:

1. Консультации; 

2. Памятки;

3.Выступление с отчетом о проделанной работе по данной теме на заседании педагогического совета (срок: май).

Ожидаемые результаты:

 - создание образовательной среды, формирующей у детей представления об основах здорового образа жизни и активное включение воспитанников в данную среду;

- снижение показателя заболеваемости;

- положительная динамика показателей физического развития детей.

- приобретённые навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни;

- полученные ребёнком знания и представления о себе, своём здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья;

- информация и практический опыт помогут родителям увидеть и лучше узнать работу ДОУ по физическому воспитанию;

Перспективный план работы с детьми и родителями

по теме

«Формирование основ здорового образа жизни у детей подготовительной к школе группы»

                                   Таблица 1

Месяц

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Подбор методической литературы, пополнение РППС

Сентябрь

-Беседа «Я расту здоровым!» (презентация)

-Беседа«Нужные и ненужные тебе лекарства. Беседа о домашней аптечке» 

-Занятие по формированию основ ЗОЖ «Микробы и вирусы»

-Рисование на тему «Микробы»

-Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая»

-Просмотр мультфильма «Мойдодыр», «Зарядка»

-Чтение «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

-Экскурсия в медицинский кабинет

-Анкетирование «Здоровый образ жизни в семье»

-Консультация «Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

-Консультация «Роль родителей в физическом воспитании ребенка»

-Составление памятки "Здоровье-главное богатство человека"

-Давиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни. Вестник Балтийской Академии, 1996 г.

-РППС: создание центра в группе «Обо мне и для меня»

-Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана на учебный год).

-Оформление картотеки пальчиковых игр по теме ЗОЖ

Октябрь

-Беседа «Виды спорта»

-Беседа по формированию основ ЗОЖ «Волшебные витамины» (презентация)

- Беседа "Здоровье в порядке, спасибо зарядке"

-Рисование «Спортсмены»

-Д/игра «Угадай и назови эмоцию»

-Пальчиковая гимнастика «Спортсмены»

 

 -Папка-передвижка «Значение и организация утренней гимнастики в семье»

-Консультация "Оздоравливаем ребенка дома"

-Выпуск стенгазеты «Я люблю спорт»

 -Привлечь родителей к оформлению альбома «Цветок моих эмоций»

- Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М.: Медицина, 1982. – 335с.

-Оформление фотоальбома «Юные спортсмены»

-Оформление дидактической игры «Мой день»

Ноябрь

-Беседа «Тело человека»

-Занятие по формированию основ ЗОЖ «Моё тело»

-Рассматривание детской энциклопедии «Мое тело»

Игра-импровизация: «Что умеет твое тело?».

-Лепка «Веселые человечки»

-Пальчиковая гимнастика «Веселый человечек»

-Практические задания: «Раскрась части тела», «Обведи кружочком подвижные части тела»

-Консультация «В здоровой семье – здоровые дети»

-Рекомендации для родителей "Как одевать ребенка на прогулку"

- Привлечь родителей к изготовлению с детьми поделки «Мой человечек»

-Береснёва З.И. Программа оздоровления детей в ДОУ "Здоровый малыш". М. Творческий Центр Сфера, 2005г. -31с.

- Оформление дидактической игры «Строение организма»

-Оформление дидактической игры «Веселый человечек»

Декабрь

-Беседа «Зимние игры и забавы»

-Беседа «Зимний спорт»

-Пальчиковая гимнастика «Зимняя прогулка»

-Рисование «Зимние развлечения»

-Консультация «Организация отдыха родителей и детей в зимнее время на свежем воздухе»

Папка-передвижка "Лечебная гимнастика"

- Организация на прогулочном участке снежного городка с постройками.

- Привлечь родителей к изготовлению материала на тему «Внутренние органы человека»

-Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорамма; Москва: Глобус, 2007. - 112с.

-Оформление дидактического пособия «Внутренние органы человека»

Январь

-Беседа «Значение занятий спортом для укрепления здоровья»

-Беседа «Утро радостных встреч с доктором Айболитом»

-Беседа «Наше сердце с кулачок»

-Пальчиковая гимнастика «Зимние виды спорта», «Фигурное катанье»

-Спортивное развлечение "Веселые старты"

-Рассматривание фотоальбома «Мои зимние увлечения»

- Консультация «Организация и проведение закаливающих процедур»

-Оформление слайдовой презентации на тему «Зимние забавы на прогулке»

- Буклет: «Основные заповеди «здоровой семьи»

Оформление стенгазеты «Мои зимние увлечения»

-Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении// Методист. - 2005. - №4. С.61-65

-Пополнение центра «Обо мне и для меня дидактической игрой «Витаминка»

-Оформление картотеки самомассажа для детей

Февраль

-Беседа "Какие бывают привычки"

-Беседа «Волшебный массаж» (Обучение приёмам самомассажа)

- "Мои верные помощники" (органы чувств)

-Пальчиковая гимнастика «Грязнуля»

-Консультация «Причины плоскостопия».

-Методические рекомендации "Игры и упражнения для профилактики плоскостопия"

-Консультация «Массаж и его влияние на организм»

-Фотовыставка "Как мы закаливаемся в детском саду"

-Яковлева Т.С. Т.С. Здоровьесберегающие технологии воспитания в детском саду, - М., Школьная пресса, 2007 г. - 136с.

-Оформление картотеки игр и упражнений для профилактики плоскостопия у детей.

Март

Беседа "Скелет-наша опора"

-Беседа "Осанка - стройная спина"

-Пальчиковая гимнастика «У меня есть глазки», «Вот наш нос»

-Консультация "Красивая осанка"

-Памятка для родителей "Игры для коррекции искривления осанки"

-Каралашвили Е. Упражнения для оздоравления детей 6-7 лет. // Дошкольное воспитание №6, 2002 г.

Оформление картотеки "Дыхательные гимнастика для детей подготовительной группы"

Апрель

-Беседа "Какие бывают болезни"

-Беседа "Беседа о здоровье и чистоте"

Беседа "Сохрани свое здоровье сам"

-Пальчиковая гимнастика «Гномики»

-Дидактическая игра "Витаминка"

-Консультация "Влияние природных факторов на закаливание детей"

-Папка-передвижка "Заботимся о здоровье детей вместе"

-Презентация "Целебные свойства овощей, фруктов и ягод"

-Оформление стенгазеты "Полезная пища"

- Мартынов С.М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М. Просвещение, 1996 г.

-Оформление картотеки "Гимнастика для глаз" для детей подготовительной группы

Май

-Беседа "Мой режим дня"

-Беседа "Береги здоровье смолоду"

-Пальчиковая гимнастика «Овощи»

Итоговая викторина "Что я знаю о себе"

Папка-передвижка "Когда и сколько заниматься"

Консультация "Отдых летом"

-Памятка для родителей "Игры нашего двора"

-Слайдовая презентация (отчет) "Что я знаю о себе"

-Пукинская М., Рунова М. Активный отдых дошкольников. // Дошкольное воспитание, №12, 2001 г.

Перспективный план по здоровьесберегающим технологиям

Подготовительная группа

Таблица 2

Месяцы

Неделя

Виды оздоровительно – профилактической работы

Комплекс упражнений

СЕНТЯБРЬ

I

Дыхательные упражнения

Вырастим большими.

На счет раз, два - подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, оттянуться – глубокий вдох через нос.На счет три, четыре – руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед – усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5-6 раз.

Дровосек.

И.п. – широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. Раз – поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице – глубокий вдох через нос. Два – наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) – усиленный выдох через рот. Три – и.п. повторить 7-8 раз в медленном темпе.

Гуси шипят.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки, на пояс. Раз, два, три, четыре – наклониться вперед, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: Ш-Ш-Ш-Ш. повторить 4-5 раз в медленном темпе.

Косарь.

Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произнести: Ж-У-Х! Ж-У-Х! повторить 7-8 раз в среднем темпе.

II

Упражнения для глаз

  • Глаза крепко зажмурить на 3-5 секунд. Повторить 5-6 раз.
  • Быстро моргать в течение 15 секунд. Повторить 3-4 раза.
  • Закрыть глаза и массировать веки круговыми движениями пальцев в течение 1 минуты.

III

Самомассаж

  • «Я хороший». Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.
  • «Наденем шапочку». И. п. рук тоже. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.
  • «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
  • «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.«Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движения направлено несколько по диагонали.

IV

Упражнения для формирования осанки

Упражнения с мешочками на голове (100г).

  • И.п.: стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот.
  • И.п.: руки вверх, присесть, руки вперед, вернуться в и.п.
  • И.п.: быстрые махи руками вверх, вниз, в стороны.
  • И.п.: подтянуть ногу, согнутую в колене к животу, проделать то же с другой ногой.

ОКТЯБРЬ

I

Дыхательные упражнения

Пилим дрова. (Выполнять парами)

Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая, и разгибая руки в локтях, имитировать движения рук пилку дров, при этом произносить: Ж-Ж-Ж-Ж.  повторять в течение 35- 40 секунд в медленном темпе.

Подуй на свечку.

Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет раз, два, сделать глубокий вдох через нос и рот; три, четыре – продолжительный и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3-4 раза.

Паровоз.

Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука, отходящего или останавливающего поезда: Ч-у-х! Ч-у-х! повторять в течение 35-40 секунд.

Надуй шар.

Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет раз, два - сделать глубокий вдох через рот. На счет три, четыре – усиленный выдох через рот, имитируя движения рук увеличивающийся шар. Повторять 3-4 раза в медленном темпе.

II

Упражнения для глаз

  • Сосредоточить свой взор на указательном пальце вытянутой прямо перед собой левой руки. Сгибая руку в локтевом суставе приближайте постепенно указательный палец к носу, не отводя взора от кончика пальца. Повторить 5-6 раз.
  • Круговые движения глаз – вращение ими влево, вверх, вправо, а затем – вправо, вверх, влево, вниз. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

III

Самомассаж

  • «Рисуем брови».   Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем. «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
  • «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживать в течение 3-5 секунд.
  • «Нарисуем усы». Движения указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
  • «Веселый клоун». Движения указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.

IV

Упражнения для формирования осанки

(повторить комплекс)

Упражнения с мешочками на голове (100г).

  • И.п.: стоя у стены, касаться ее затылком, лопатками и пятками, подтянуть живот.
  • И.п.: руки вверх, присесть, руки вперед, вернуться в и.п.
  • И.п.: быстрые махи руками вверх, вниз, в стороны.
  • И.п.: подтянуть ногу, согнутую в колене к животу, проделать то же с другой ногой.

НОЯБРЬ

НОЯБРЬ

I

Дыхательные упражнения

«Греем наши ручки».

Соединить ладони и потереть ими до нагрева.

«Проверяем носик».

Нажимая указательным пальцем точку под носом.

«Лепим ушки».

Указательным и большим пальцем «лепим» ушки.

«Правая ноздря, левая ноздря».

Вдох через правую ноздрю, левая закрыта указательным пальцем, выдох через левую ноздрю, правая закрыта указательным пальцем.

«Сдуваем листок».

Дуем на ладонь, вдох через нос, выдох через рот.

II

Упражнения для глаз

  •  Не поворачивая головы посмотреть медленно вправо, затем прямо, медленно повернуть глаза влево и снова прямо. Аналогично вверх и вниз. Повторить 2 раза подряд.
  • Стоя у окна, выставить руку вперед с поднятым указательным пальцем. Внимательно посмотреть на кончик пальца, после этого перевести зрение вдаль. Через 5 секунд снова вернуть зрение на кончик пальца и так 5 раз подряд.
  • Делать круговые движения глазами по часовой стрелке и против нее, не поворачивая головы. По 5 раз.

III

Самомассаж

  • «Грустный клоун». Движение указательным и средним пальцами от середины верхней губы к уголкам рта, а затем к уголкам нижней челюсти.
  • «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
  • «Погладим подбородок».  Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
  • «Расческа».  Поглаживание губ зубами.

IV

Упражнения для формирования осанки

Упражнения с мешочками на голове (100г).

  • И.п.: подтянуть ногу, согнутую в колене к животу, проделать то же с другой ногой.
  • И.п.: присесть из положения стоя на коленях, руки при этом отвести назад, 2 – и.п.
  • И.п.: перешагивание через мяч.

ДЕКАБРЬ

I

Дыхательные упражнения

Навыки носового дыхания

  • Погладить боковые части носа от кончика до переносицы (вдох). На выдохе постукивать по ноздрям. Повторить 5 раз.
  • На вдохе оказывать сопротивлениеносу, легко постукивать по крыльям. Повторить 5 раз.
  • При вдохе поглаживать нос и его придаточные пазухи, выдох носом свободный. Повторить 5 раз.
  • Сделать «курносый» нос, потряхивая кончик носа указательным пальцем – вдох. Выдох носом свободный. Повторить 5 раз.

II

Упражнения для глаз

  • Смотрите вдаль прямо перед собой 2-3 секунды. Поставьте палец на расстояние 25-30 см. от глаз, смотрите на него 3-5 секунд. Опустите руку, снова посмотрите вдаль. Повторить 10-12 раз.
  • Перемещайте карандаш от расстояния вытянутой руки к кончику носа и обратно, следя за его движением. Повторить 10-12 раз.
  • Прикрепите на оконном стекле, на уровне глаз круглую метку диаметром 3-5 мм. Переводите взгляд с удаленных предметов за окном на метку и обратно. Повторить 10-12 раз.

III

Самомассаж

  • «Молоточек». Постукивание губ зубами.
  • «Пальцевый душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
  • «Нарисуем три дорожки». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
  • «Нарисуем кружочки». Круговые движения ладонями по щекам в разных направлениях.

IV

Упражнения для формирования осанки

  • И.п.: сидя на полу, упор руками сзади. Поднятыми ногами выполнять упражнение «ножницы».
  • И.п.: лежа на спине. Зажать ногами листок бумаги и поднять его вверх, затем опустить. Дышать ровно.
  • И.п.: лежа на полу, закрепить ноги, подсунуть их под пору. Ритмично поднимать и опускать туловище, руки за головой.
  • И.п.: лежа на животе, согнутыми руками опереться об пол. Поочередно поднимать то правую, то левую ногу, не сгибая в коленях.

ЯНВАРЬ

I

Дыхательные упражнения

Смешанное дыхание.

«Трубач».

Стоя, сжать кисти рук в трубочку, поднять руки вверх – на медленном выдохе произнести «п – ф –ф –ф», по окончании – вдох. Повторить 3 раз.

«Каланча».

Стоя, руки раздвинуты – вдох, опуская руки, произносить звук (с-с-с). Повторить 3 раза.

«Дровосек».

Стоя, руки над головой сложены в «замке» - вдох. На выдохе наклон вперед со звуками (ух – х - х), как бы имитируется удар топором. Повторить 3 раза.

«Свисток».

Сидя, в одной руке стакан с водой, а в другой пластмассовая трубочка. Сделать вдох, выдыхать со звуком (у – у – у). Повторить 3 раза.

II

Упражнения для глаз

  • Открытыми глазами медленно, в такт дыханию, плавно рисуйте глазами "восьмерку" в пространстве: по горизонтали, по вертикали, по диагонали. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.
  • Поставьте большой палец руки на расстоянии 20-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10-12 раз.
  • Смотрите 5-6 секунд на большой палец вытянутой на уровне глаз правой руки. Медленно отводите руку вправо, следите взглядом за пальцем, не поворачивая головы. То же выполните левой рукой. Повторить 5-7 раз в каждом направлении.

III

Самомассаж

  • «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
  • «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы щек сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
  • «Испечем блинчики». Похлопать ладошками по щекам.
  • «Умыли личико». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба по щекам к подбородку.

IV

Упражнения для формирования осанки

Упражнения с гимнастической палкой.

  • И.п.: палка внизу, 1 – палка вверху; 2 – опустить за голову, на плечи; 3 – палку поднять вверх; и.п. повторить 6-8 раз.
  • И.п.: ноги врозь. Палка внизу. 1 – палку вверх; 2 – наклон вперед, руки вперед; 3 – выпрямиться, палку вверх; 4 – вернуться в и.п. повторить 5-6 раз.
  • И.п.: палка внизу. 1-2 – присесть, палку вынести вперед; 3-4 – вернуться в и.п. повторить 6-7 раз.
  • И.п.: ноги врозь, палка на лопатках. 1 – поворот туловища вправо (влево); 2- вернуться в и.п. повторить 6-8 раз.

ФЕВРАЛЬ 

I

Дыхательные упражнения

«Часики».

И.п. – о.с.: ноги в узкой стойке, руки опущены. Делая махи прямыми руками вперед и назад, произносить «тик – так».

«Шар лопнул».

И.п. – о.с : ноги в узкой стойке, руки опущены. Развести руки в стороны (вдох). Хлопок перед собой – выдох на звуке (ш – ш – ш).

«Петух».

И.п. – о.с.: ноги врозь, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам, выдыхая произносить «ку – ка – ре – ку».

«Вырасти большой».

И.п. – о.с.: ноги вместе, руки опущены. Поднимаясь на носки, подтянуть руки вверх (вдох). Опускаясь на всю ступню – выдох на звуках (ух – х – х).

II

Упражнения для глаз

Горизонтальные движения глаз: направо-налево.

  • Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
  • Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
  • Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
  • Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.

III

Самомассаж

Самомассаж мышц языка.

  • «Поглаживание языка губами». Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались уголков рта. Постепенно убирать язык  в полость рта.
  • «Пошлепывание языка губами». Просовывая язык сквозь губы вперед, пошлепывать его губами, при этом слышится звук «пя – пя – пя», точно так же убирать язык внутрь рта.
  • «Поглаживание языка зубами». Просунуть язык как можно больше сквозь узкую щель зубами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались уголков рта. Постепенно убирать язык  в полость рта.
  • «Покусывание языка зубами». Легко покусывать язык зубами, высовывая его вперед и убирая назад, в полость рта.

IV

Упражнения для формирования осанки

Упражнение с мешочком.

  • И.п.: мешочек на голове. Ходьба на месте, с продвижением вперед, высоко поднимая колени. Ногу ставить с носка. Выполнять 60 -7 шагов.
  • И.п.: ноги врозь, мешочек внизу. 1 -2 руки вверху, подняться на носки, потянуться, посмотреть на мешочек (вдох);  3-4 –и.п. (выдох); повторить 6-8 раз в медленном темпе.
  • И.п.: руки на поясе, мешочек на голове. 1-2 – присесть на носках (выдох); 3-4 –и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
  • И.п.: упор , сидя сзади, мешочек на ногах возле ступней. 1-2 – сгибать слегка ноги, поднять их над головой; 3-4- и.п. повторить 6-8 раз в медленном темпе.

МАРТ

I

Дыхательные упражнения

«Маятник».

И. п. – о.с.: ноги в широкой стойке, руки за спиной. Наклоны туловища в стороны. При наклоне выдох, выпрямиться – вдох.

«Гуси».

И. п. – о.с.: ноги в широкой стойке, руки опущены. Наклон вперед, отвести руку назад – выдох на звуке (ш – ш – ш – ш). Выпрямиться (вдох).

«Регулировщик».

И.п. – о.с.: ноги в широкой стойке, одна рука поднята верх, другая – в сторону. Поменять положение рук резким движениям (вдох). Снова поменять положение рук (выдох).

«Семафор».

И.п.: сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить, выдох на звуке (с – с – с– с).  

II

Упражнения для глаз

  • Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него - глаза легко "соединятся".
  • Частое моргание глазами.
  • Работа глаз "на расстояние". Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном, или на царапинку на стекле. Можно наклеить на стекло крохотный кружок из бумаги. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.

III

Самомассаж

Самомассаж ушных раковин.

  • «Погрели ушки». Приложить ладони к ушным раковинам и потереть их.
  • «Потянули за ушки». Взяться пальцами за ушные мочки и потянуть их вниз 3-5 раз.
  • «Послушаем тишину». Накрыть ушные раковины ладонями. Подержать их в таком положении 2-3 секунды.

IV

Упражнения для формирования осанки

Упражнение с мешочком.

  • И.п.: сидя на полу, руки в стороны, мешочек на голове. 1 –взмах ногой (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3-4 то же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой в среднем темпе.
  • И.п.: лежа на полу, на спине, руки за головой, мешочек на коленях возле ступней. 1-2 – согнуть ноги вперед (выдох); 3-4 – и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
  • И.п.: мешочек внизу. 1-2 – шаг левой ногой вперед, наклониться и положить мешочек на пол (выдох); 3-4 –приставляя левую ногу, возвратиться в и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в среднем темпе.
  • И.п.: ноги врозь, правая нога впереди, левая сзади, руки на пояс, мешочек на полу между ногами. Прыжки со сменой положения ног. Выполнят до 30 прыжков.

АПРЕЛЬ

I

Дыхательные упражнения

«Ежик».

 И.п.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди. Выпрямить ноги на звуке (ф - ф – ф– ф).

«Цветок распускается».

И.п. – о.с.: руки на затылке, локти сведены (нераскрывшийся бутон).  Медленно поднимаясь на носки, потянуть руки вверх и в стороны -  вдох (цветок раскрывается), вернуться в и.п. (выдох). Медленно. Повторить 4-6 раз.

«Лес шумит».

И.п. – о.с.: ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклон вправо (вдох), вернуться в и.п. (выдох), то же влево. Повторить 5-6 раз. Усложнение – руки при выполнении вытянуты вверх.

«Поднимем выше груз».

И.п. – о.с.: руки опущены, сжаты в кулаки. Медленно поднять руки до уровня грудной клетки (вдох), вернуться в и.п. (выдох). Повторить 6-8 раз.

II

Упражнения для глаз

  • Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно секунд 5.
  •  Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.
  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.
  • В среднем темпе сделать 3-4 круговые движения глазами вправо, затем влево.
  • Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.
  • Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

(Такую гимнастику для глаз можно представить малышу в виде игры уже в два года).

III

Самомассаж

Массаж  головы.

  • Сильным нажатием пальчиков имитирует мытье головы.
  • Пальцами, как граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы, словно сгребает сено в стог.
  • Спиралевидными движениями ведет пальцы от висков к затылку.
  •  «Догонялки» - сильно ударяя подушечками пальцев, словно по клавишам, «бегает», по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то догоняют друг друга.
  • «Конкурс причесок» - с любовью и лаской расчесывает пальцами, словно расческой, волосы.

IV

Упражнения для формирования осанки

Упражнение с мешочком.

  • И.п.: руки на пояс, мешочек на голове. 1-2 – поднимаясь на носки, отвести локти назад, прогнуться (вдох); 2- и.п.(выдох). Повторить в медленном темпе 6-8 раз
  • И.п.: руки в стороны, мешочек в правой руке. 1-2 – согнуть правую ногу в колене, руки вниз, касаясь мешочком пятки правой ноги, переложить мешочек в левую руку (выдох); 3-4 – и.п. (вдох). То же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой поочередно в медленном темпе.
  • И.п.: ноги врозь, руки внизу, мешочек на голове. 1- поворот туловища вправо (выдох); 2- и.п. (вдох); 3-4 – то же в другую сторону. Повторить 4-5 раз в каждую сторону в среднем темпе.
  • И.п.: руки в стороны, мешочек в правой руке. 1 глубокое приседание, колени вместе, руки вниз, переложить мешочек в левую руку возле носков (выдох); 2- и.п. (вдох); 3-4 – то же, перекладывая мешочек в правую руку. Повторить 4-5 раз каждой рукой поочередно в среднем темпе.

МАЙ

I

Дыхательные упражнения

«Травушка колышется».

И.п. – о.с.: руки опущены. Поднять руки вверх, плавно покачать кистями (вдох), опустить руки вниз (выдох). Повторить 4-5 раз.

«Травушка растет».

И.п.: стоя на коленях, пуки к плечам.  Поднять руки вверх, покачать плавно вправо и влево (вдох),  опустить руки на плечи (выдох). Повторить 3-5 раз.

«Грибок».

И.п.: глубокий присед, руки обхватывают колени (грибок маленький).  Медленно выпрямиться,

 разводя руки в стороны и немного отводя голову назад, - вдох (грибок вырос). Повторить 6- 8 раз.

«Насос».

И.п. – о.с.: ноги на ширине плеч, руки в стороны. Глубоко вдохнуть и на выдохе медленно наклониться (правая рука скользит вдоль туловища к колену, левая – вверх до уровня груди). На выдохе вернуться в и.п., то же влево. Повторить 4-5 раз в каждую сторону.

II

Упражнения для глаз

  •  Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  • Не поворачивая головы: посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 -4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
  •  Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 10-15.

III

Самомассаж

Самомассаж «Маленькие волшебники».

  • Потягивание «Лепим человечка».
  • Сидя по-турецки: поглаживание груди со словами: «Я милая,чудесная, прекрасная».
  • «Заводим машину». Вращательные движения пальчиками по середине груди по часовой и против часовой стрелки со звуком «ж- ж- ж».
  • «Машина завелась». Нажимает пальчиком на область сердца со звуком «пи – и – и».
  • Поглаживание шеи от грудного отдела к подбородку – «Жираф».
  • Ласково похлопывает по подбородку тыльной стороной кистей рук.

IV

Упражнения для формирования осанки

(Повторить комплекс за март)

Упражнение с мешочком.

  • И.п.: сидя на полу, руки в стороны, мешочек на голове. 1 –взмах ногой (выдох); 2 – и.п. (вдох); 3-4 то же другой ногой. Повторить 4-5 раз каждой ногой в среднем темпе.
  • И.п.: лежа на полу, на спине, руки за головой, мешочек на коленях возле ступней. 1-2 – согнуть ноги вперед (выдох); 3-4 – и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в медленном темпе.
  • И.п.: мешочек внизу. 1-2 – шаг левой ногой вперед, наклониться и положить мешочек на пол (выдох); 3-4 –приставляя левую ногу, возвратиться в и.п. (вдох). Повторить 6-8 раз в среднем темпе.
  • И.п.: ноги врозь, правая нога впереди, левая сзади, руки на пояс, мешочек на полу между ногами. Прыжки со сменой положения ног. Выполнят до 30 прыжков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  ЧЕРЕЗ ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ  ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ...

ПРОГРАММА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»

Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Формирование у детей навыков здорового образа жизни реализуется через активную деятел...

ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Портфолио здоровья дошкольника, созданное совместно с педагогом и родителями систематизирует и расширяет знания о ЗОЖ, но и  учит ребенка самостоятельно  оценивать свое здоровье, а  в р...

«ПОРТФОЛИО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА» КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Портфолио содержит в себе разнообразные задания, вопросы, рисунки, рекомендации для детей дошкольного возраста. Этот занимательный материал поможет ребенку развить представление о ЗОЖ, о ...

План работы по самообразованию «Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех...