Картотека артикуляционной гимнастики.
методическая разработка

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз.

Цель артикуляционной гимнастики: удерживание губ и языка в заданном положении. Развитие мышечной силы и подвижности губ. Развитие произвольного движения языка, укрепление кончика языка.

Основные задачи артикуляционной гимнастики:

- развивать подвижность языка (уметь делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад, в глубь рта и т.д.);

- развить достаточную подвижность губ (уметь вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

- развить умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_1.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

    КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых органов, помогающая улучшить подвижность органов артикуляционного аппарата, увеличить объем, силу движений, а также выработать точность и дифференциацию артикуляционных поз.

Цель артикуляционной гимнастики: удерживание губ и языка в заданном положении. Развитие мышечной силы и подвижности губ. Развитие произвольного движения языка, укрепление кончика языка.

Основные задачи артикуляционной гимнастики:

- развивать подвижность языка (уметь делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад, в глубь рта и т.д.);

- развить достаточную подвижность губ (уметь вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами);

- развить умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для звуков.

Поэтому на начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная (речевая) гимнастика.

Артикуляционная гимнастика может проводиться в группах, микрогруппах или индивидуально. В групповой форме гимнастику можно провести утром после зарядки, перед завтраком. В микрогруппах и индивидуально её обычно проводит логопед или родители. Артикуляционные упражнения бывают:

статические — необходимы для формирования артикуляционного уклада;

динамические — важны для точности переключения артикуляционной позы в потоке речи.

Основные правила проведения артикуляционной гимнастики:

продолжительность проведения зависит от возраста, но не должна превышать 10 минут;

во время гимнастики обязательно нужно использовать зеркало, чтобы ребенок видел свои органы артикуляции;

гимнастика должна проходить в игровой форме;

комплекс должен включать не менее 4–5 упражнений, но переутомлять детей большим количеством заданий не нужно;

если дети затрудняются в выполнении какого-либо упражнения, не заставляйте их, используйте зонды или чайные ложки;

всегда следите за правильностью и плавностью выполнения упражнений, помните, что качество важнее количества.

Артикуляционную гимнастику желательно выполнять по 2 раза в день.

 «Улыбка»

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Описание: улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

“Улыбка - трубочка”

Описание: вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

«Хоботок»

Я слегка прикрою рот,

Губы –  «хоботом»   вперед.

Далеко я их тяну,

Как при долгом звуке: у-у-у.

Описание: вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

“Пятачок”

Описание: вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.

“Домик открывается”

Ротик широко открыт,

Язычок спокойно спит.

Описание: слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для пропевания  звука   «а»: «а-а-а»), подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.

«Окошко»

Рот прикрою я немножко,

Губы сделаю  «окошком».

Зубки рядышком стоят

И в окошечко глядят.

Описание: зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение окошечка. Удерживать их в таком положении 5-10 секунд.

«Любопытный язычок»

Вот и вышел на порог

Любопытный язычок.

«Что он скачет взад-вперед?» -

Удивляется народ.

Описание: улыбнуться, слегка приоткрыть рот и производить движения языком вперёд-назад. Язык кладём на нижнюю губу, затем убираем его в рот. Рот остаётся открытым. Упражнение выполняется 8-10 раз.

«Язык здоровается с подбородком»

Просыпается язык –

Долго спать он не привык.

И спросил у подбородка:

 Эй, какая там погодка?

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и широким языком дотянуться вниз (к подбородку), затем убрать язык в рот. Проделать упражнение 5-10 раз.

«Язык здоровается с верхней губой»

Улыбнись, не будь груба,

Здравствуй, верхняя губа!

Описание: слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу. Подержать язык на верхней губе 3-5 секунд, убрать в рот.

«Шлёпаем губами по языку»

А теперь уж не зубами –

Я пошлепаю губами:

«У быка губа тупа,

Па-па-па, па-па-па».

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить:  «па-па-па». Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: пошлёпать губами кончик языка; пошлёпать губами середину языка; пошлёпать губами язык, подвигая его медленно вперёд, а затем назад.

«Покусаем язычок»

Выдвигай свой язык,

Чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня

Я кусаю все проворней.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот и покусать язык.

Варианты:  1. Покусать кончик языка. 2. Покусать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить:«та-та-та». Произношение слогов («та-та-та» помогает ребёнку выполнять задания.

«Лягушка»

Ниже нижнюю губу

Опущу я, как смогу.

Описание: ребёнок опускает нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращает её на место. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Змейка»

А у змейки язычок

Узок, тонок, как сучок.

Ходит-ходит взад-вперед:

Как же он не устает?

Описание: открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»).

«Индюк»

Широко открыт мой рот,

Язычок – назад – вперед.

Лижет  « чашечкой »   губу

И  « болбочет »   на бегу.

Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движения постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится  «бл-бл» ( так «болбочет» индюк).

«Обезьянка»

За нижнюю губку заложен язык –

Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубам. Удержать его в таком положении не менее 5 секунд.

«Зайчик»

Губку верхнюю подняв,

Замер зайчик, зубки сжав.

Описание: ребёнок поднимает верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опуская её обратно. Упражнение выполняется до 10 раз.

«Бульдог»

За верхнюю губку заложен язык –

Бульдог уступать никому не привык.

Описание: чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

 

«Хомячок»

 Языком давить стараюсь,

В щеку сильно упираюсь.

Раздалась моя щека,

Как мешок у хомяка.

Описание: язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении на 3-5 секунд.

«Лошадка»

Я лошадка – серый бок (цок, цок),

Я копытцем постучу (цок, цок),

Если хочешь, прокачу (цок, цок).

Описание: улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка ( «лошадка цокает копытами»).

«Кружок»

Мой язык совсем не глуп –

Ходит кругом возле губ.

Описание:  рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (правая щека – под верхней губой – левая щека – под нижней губой). Затем язык двигается в обратном направлении. «Нарисовать» по 5-6  кругов в одну и другую сторону.

“Чередование   «Толстячки - худышки”

Вот толстяк – надуты щеки

И, наверно, руки в боки.

Вот худышка – щеки впали:

Видно, есть ему не дали.

Описание:  ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.

«Шарики» (поочерёдное надувание щёк)

Шарик слева, шарик справа,

Есть у нас одна забава:

В щеки дуем – чередуем,

То в одну, а то в другую.

Описание: ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щёки в другую.

 

«Самовар»

Щеки надую и выпущу пар,

И запыхчу, как большой самовар.

Описание: сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося    “Пых!”.

«Чашечка»

Улыбаюсь, рот открыт:

Там язык уже стоит.

К зубкам подняты края –

Вот и «чашечка»  моя.

Описание: улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

“Вкусное варенье”

Как будто варенье лежит на губе –

Слижу его  «чашечкой»   в ротик себе.

Описание: улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движение сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая  «чашечку».

«Загоним мяч в ворота»

Щек своих не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

Описание: вытянуть губы вперёд «трубочкой» и длительно подуть на шарик (лежит на столе перед ребёнком), загоняя его между двумя кубиками.

Варианты: можно предложить ребёнку на вертушку, мелкие игрушки, которые легко катятся по столу, ватку (сдуть с ладошки), направленная воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить ребёнку подуть в небольшую чистую бутылочку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздаётся своеобразный гудящий или свистящий звук («гудит пароход»).   Это очень нравится детям.

«Лопаточка»

Поперек улыбки лег –

Отдыхает язычок.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Дуем на лопаточку»

Дую, дую на  «лопатку»,

Чтоб была широкой, гладкой.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно подуть по середине языка.

«Горка»

Улыбаюсь, рот открыт –

Там язык лежит, свернувшись.

В зубы нижние уткнувшись,

Горку нам изобразит.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить   «горкой».  Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Ветерок дует с горки»

С горки дует ветерок,

И несет он холодок.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

«Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны)

Зубы верхние – смотри:

Чищу «чашкой»  изнутри.

Описание: улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить»  верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

«Чистим нижние зубы»

(с внутренней стороны)

Ходит  «горка»   влево – вправо,

Чистит зубки очень браво.

Описание: улыбнуться показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны.

«Катушка»

Широко раскрою рот,

«Горку»   выведу вперед.

И, назад отодвигая,

Я ее не разрушаю.

Описание: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать»   вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

«Гармошка»

Присосу язык на нёбо,

А теперь смотрите в оба:

Ходит челюсть вверх и вниз –

У нее такой круиз.

Описание: улыбнуться, открыть рот (видны верхние и нижние зуб) и широким язычком «почистить»   верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

«Кучер»

Губы вместе я сведу,

Через губы буду дуть.

Поиграю я в игру

И скажу лошадке:  «Тпру!».

Описание: сомкнуть губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен характерный звук «тпру-у-у».

Варианты: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами («едем на мотоцикле»).

«Маляр»

Язык – как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

Описание: улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд-назад.

 

«Барабанщик»

За зубами в бугорок

Бьёт широкий язычок.

Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося:  «дын-дын-дын» («звоночек»).

Стучим и произносим:  «т-д-т-д» («скачет лошадка»).

 Многократно произносим:   «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»).

«Грибок»

На лесной опушке,

Где жила кукушка,

Вырос гриб волнушка,

Шляпа на макушке.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

«Парус»

Улыбаюсь, рот открыт:

«Парус» там уже стоит.

Прислоню язык, смотрю,

К зубкам верхним изнутри.

Описание: улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

«Иголочка»

Улыбаюсь: вот шутник –

Узким – узким стал язык.

Меж зубами, как сучок,

Вылез длинный язычок.

Описание: открыть рот, язык высунуть как можно чаще, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.

«Маятник»

Влево-вправо кончик ходит,

Будто места не находит.

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.

«Качели»

На качелях Я качаюсь

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

И все выше поднимаюсь,

А потом вниз.

Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз.

«Ветерок»

Описание: дети округляют губы, как для произнесения звука “у”и спокойно выдыхают воздух на свою ладошку.

«Фокус»

Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос. На кончик языка положитькусочек ваты – он должен полететь вверх. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх, не сжимать язык зубами. Выдох плавный, длительный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В КАРТИНКАХ...

Картотека Артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы

Картотека артикуляционной гимнастики для 2 младшей группы....

Картотека "Артикуляционная гимнастика"

Комплекс упражнений по артикуляционной гимнастике...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека артикуляционной гимнастики предназначена для логопедов и воспитателей в работе с детьми....

Картотека артикуляционной гимнастики

Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, уча...

картотека артикуляционная гимнастика

картотека артикуляционная гимнастика...

Картотека артикуляционной гимнастики

Данная картотека дает возможность детям самостоятельно выполнять знакомую гимнастику....