Использование здоровьесберегающих технологий в формировании культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста. 2022 год
статья (подготовительная группа)

Авдоева Фарида Ростамовна

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                 Авдоева Фарида Ростамовна

                                                    Восптатель МБДОУ №28 «Колосок»

 Теоретические основы формирования культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий

                     Культура здорового образа жизни: содержание понятия

В современном мире большую роль играет здоровье подрастающего поколения. Оно является важным при любых социально-экономических и политических ситуациях, происходящих в нашем государстве. Ведь именно оно определяет будущее страны, как в плане демографического показателя, так и являясь научным и экономическим потенциалом своей страны, региона, города.

Одним из приоритетных направлений развития нашей страны является здоровье детей дошкольного возраста. Детские дошкольные организации, как институт, в нынешнее время, несет в себе не только воспитательную функцию, но и решает проблему сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Именно на этом этапе жизни человека нужно решать данный вопрос. В федеральном государственном стандарте дошкольного образования описан портрет личности дошкольника. Уже здесь присутствует характеристика, говорящая о том, что каждый ребенок обязан выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни, должен укреплять свое здоровье. В личностных результатах стоит выделить формирующуюся установку на безопасный и здоровый образ жизни. Таким образом, мы сталкиваемся с необходимостью рассмотреть такие понятия как «здоровье» и «здоровый образ жизни».

Так, рассматривая понятие «здоровье», отметим, что оно формировалось на протяжении столетий. Вначале это понятие в основном соотносилось с физическим состоянием человека, но затем, по мере развития общества и различных наук, наполнялось новым содержанием. В современном мире сохранению здоровья уделяется особое значение.

Однозначного и всеобъемлющего определения понятия «здоровья» нет. Великий русский ученый М.В. Ломоносов обратился к исследованию проблем человека с позиции психологии, физиологии, педагогики в их совокупности. Именно такой подход, по его мнению, позволял получать объективные данные о человеке, которые необходимо знать педагогам. Работа «О сохранении и размножении российского народа, работы о проблемах воспитания юношества» позволяют считать М. Ломоносова первым русским валеологом, изучавшим проблему человека в медико-педагогической совокупности.  Так, по мнению Н.М. Амосова, здоровье – это естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений [7, с. 17].

С учетом этих же признаков И.И. Брехман считает, что здоровье – это гармоническое течение различных обменных процессов между организмом и окружающей средой, результатом которого является согласованный обмен веществ внутри самого организма [10, с. 28].

В данном контексте здоровье представляется как естественное гармоническое состояние организма при нормальном протекании в нем обменных процессов, исключающих любые болезненные явления.

С эволюционной и экологической позиций Л. Волошина раскрывает смысл понятия о здоровье как динамическом равновесие организма с окружающей природной и социальной средами, при котором все заложенные в биологической и социальной сущности человека способности проявляются наиболее полно и все жизненно важные подсистемы человеческого организма функционируют с максимально возможной интенсивностью, а общее сочетание этих функций поддерживается на уровне оптимального с точки зрения целостности организма и необходимости его быстрой и адекватной адаптации к непрерывно изменяющейся природной и социальной среде [15].

С социологической точки зрения здоровье является мерой социальной активности и деятельностного отношения человеческого индивида к миру. Развивая эту мысль, И.И. Брехман считает, что такое отношение в первую очередь должно проявляться в системе улучшения качества окружающей среды, сохранения собственного здоровья и здоровья других людей. И.И. Брехман, основоположник науки о здоровье – валеологии, определяет здоровье, как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [9].

В психологии придерживаются мнения о том, что здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее ее отражение, в смысле преодоления: здоровье – не только состояние организма, но и стратегия жизни человека. Так, З. Фрейд считал, что психологически здоровый человек – это тот, кто способен согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.

По мнению М.Н. Кузнецовой, здоровым может быть человек, ассимилировавший содержание своего бессознательного и свободный от захвата каким-либо архетипом [22].

С точки В. Райха невротические и психосоматические нарушения трактуются как следствие застоя биологической энергии. Следовательно, здоровое состояние характеризуется свободным протеканием энергии.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения определение понятия здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

М.Д. Махаева и М.Н. Кузнецова, взяв за основу определение Всемирной Организации Здравоохранения, считают необходимым и оправданным добавить два фактора. Итак, здоровье – это состояние полного, физического, душевного и социального благополучия и способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней и окружающей среды и естественному процессу сохранения, а также отсутствие болезней и физических дефектов [24, 22].

В Большой медицинской энциклопедии здоровье трактуется как состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешенны с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения. В то же время на протяжении своего развития меняет формы взаимодействия с условиями окружающей среды, при этом меняется не столько среда, сколько сам организм. Академик Н.М. Амосов полагает, что здоровье организма определяется количеством его, которое можно оценить максимальной продолжительностью органов при сохранении качественных пределов их функций [7].

Используя их Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности РФ в Федеральной концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определило соотношение их в нашей стране таким образом: генетические факторы – 15-20%, состояние окружающей среды – 20-25%, медицинское обеспечение – 10-15%, условия и образ жизни людей – 50 – 55%.

Так, можно сделать вывод о том, что здоровье человека на больше чем половину зависит от самого человека и образа его жизни. Это подводит нас ко второму понятию «здоровый образ жизни» (далее – ЗОЖ). Есть множество подходов к определению понятия «образ жизни». С. Прищепа рассматривает образ жизни как определенный, обусловленный историей тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной сферах жизни людей. Эта категория определений рассматривает данное понятие как общие и типичные способы жизнедеятельности людей, в единстве с социальными и природными условиями [31].

В другом подходе рассматривается данное определение как интегральный способ жизни человека во внутреннем и внешнем мире [27], как систему взаимоотношений с самим собой и условиями внешней среды, которая представляет собой комплекс действий, чувств, привычек, как полезных, так и вредных [52].

У зарубежных авторов данное понятие определяется широкой категорией, которая включает индивидуальные формы поведения, активности и реализации своих способностей в повседневной жизни, в труде и культуре, свойственной определенному социально-экономическому укладу [34].

Можно сделать вывод о том, что образ жизни понятие многостороннее и включает в себя основную деятельность человека, в которую входит трудовая деятельность, интеллектуальная, социальная и двигательная активность, общение и взаимоотношения.

Следовательно, образ жизни влияет на здоровье человека. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность человека, которая направлена на сохранение и улучшение здоровья, в первую очередь. Это выражается в типичных формах и способах жизнедеятельности человека, которые укрепляют и улучшают возможности организма, тем самым обеспечивает выполнение своих профессиональных и социальных функций независимо от внешних (политических, экономических и социально-психологических) ситуаций. Здоровый образ жизни складывается и формируется в течении всей жизни целенаправленно и постоянно. Именно это явление можно считать первичной профилактикой в укреплении здоровья населения через изменение уклада жизни, т.е. оздоровление с использованием гигиенических знаний, борьба с вредными привычками, гиподинамией и т.п. Здоровый образ жизни – это активная деятельность личности или группы людей, использующих возможности в интересах здоровья, гармоничного, физического и духовного развития человека.

Так, стоит отметить, что одной из важнейших задач образовательного учреждения является формирование здорового образа жизни и воспитание сознательного, ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья у дошкольников. Научить культуре здорового образа жизни, воспитать ответственное отношение дошкольников к своему здоровью обязаны не только педагоги, но и родители. В решении этих оздоровительных задач особое значение имеет целенаправленно организованная просветительная и физкультурно-оздоровительная работа с активным участием родителей, воспитателей и медицинских работников.

Сохранять и улучшать здоровье – огромная каждодневная работа, начиная с самого рождения. В современном обществе остро стоит вопрос о воспитании здорового ребенка. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей. В связи с вышесказанным необходимо разнообразить формы и методы работы с семьей, совершенствовать знания и умения родителей по формированию культуры здорового образа жизни.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Культура здорового образа жизни – это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни – это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья. В связи с этим, проблема сохранения здоровья дошкольников и воспитания культуры здорового образа жизни у детей представляет особый интерес для исследователей.

Вопросы формирования и воспитания культуры здорового образа жизни детей рассмотрены в работах Н.П. Абаскаловой, Н.М. Амосова, В.К. Бальсевича, И.И. Брехмана, М.Я. Виленского, Г.К. Зайцева, А.Г. Комкова, Г.М. Соловьева, Л.Г. Татарниковой, О.Л. Трещевой и др.

Понятие здоровый образ жизни входит в более широкое понятие и является элементом этой системы. Эта система носит название культура здоровья. Культура здоровья является более широким понятием и включает в себя несколько составляющих.

С первым из ее составляющих мы уже познакомились, а именно, культура здорового образа жизни. Характеристика заключается в использовании составляющих здорового образа жизни: рациональная организация трудовой и учебной деятельности, правильно организованный режим труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, сексуальная культура, рациональное планирование семьи, отсутствие вредных привычек.

Следующим компонентом является культура использования опыта, накопленного человечеством. Оно выражается в стремлении и умении сделать лучшие достижения мирового опыта в области физического и психического здоровья личным достоянием в самосовершенствовании, результатом которого станет физическое и психологическое здоровье.

Третьим компонентом выделена культура познания самого себя, которая заключается в умении определять свой уровень физического развития, физической и функциональной подготовленности, применять рекомендации для восстановления и расслабления организма с помощью традиционных и нетрадиционных методов оздоровления.

Культура учета общественных отношений и экологии, природной и социальной среды является следующей составляющей. В нее входит понимание и осознание здоровья и здорового образа жизни как личной и общественной ценности. Понимание того, что здоровье является глобальной проблемой современности, и дальнейшая эволюция возможна только в здоровой природной и социальной среде.

Пятой составляющей является культура установления согласованности и гармонии в единстве: тела, ума и эмоций, а именно, правильное соотношение и согласованная работа тела, ума и эмоций. Желательно равномерное их соотношение.

В основе понятия «культура здорового образа жизни» лежит понятие «образ жизни», которое представляет собой биосоциальную категорию, определяющую наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, рассматривающийся в единстве с природными и социальными условиями. В понимание здорового образа жизни существенный вклад вносит концепция самосохранительного поведения. В ее основе лежит идея М.А. Павловой, о том, что человек сознательно меняет себя, благодаря познанию себя и окружающего мира. Эта потребность саморазвития позволяет самоопределиться и самореализоваться в создаваемой им культуре [29].

В педагогической литературе здоровый образ жизни стал предметом специального исследования многих авторов. Так, можно отметить, что большинство исследователей придерживаются разного мнения о том, что здоровье – это следствие и результат здорового образа жизни, являющегося доминирующим фактором, определяющим состояние здоровья человека. Здоровый образ жизни дошкольника определяется как характеристика его личности, которая включает в себя знания и представления о здоровье как жизненной ценности человека, сформированные привычки и мотивацию своего поведения как здорового человека, умения и навыки здоровьесозидающего поведения на основе постоянной двигательной активности, неприятие вредных привычек.

По существу, здоровье во многом зависит от образа жизни. Здоровый образ жизни, как необходимое, но не достаточное условие, предполагает отсутствие вредных привычек. Кроме того, главное в здоровом образе жизни – это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Было установлено, что понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели, ценности и т.д.

Стоит отметить, что формирование культуры здорового образа жизни должно предусматривать также определенную деятельность по активизации резервных возможностей организма, формированию ощущения неразрывной связи с миром людей и природой, чувства защищенности и свободы самовыражения.

Таким образом, исходя из определения понятия «здоровье», как особого состояния, при котором отсутствуют болезни и имеются резервы, позволяющие ему взаимодействовать со средой на разных уровнях организации, наиболее благоприятным для решения текущих и перспективных задач своей безопасности, оно играет значимую роль в обеспечении здоровья человека. Так, можно сделать вывод, что культура здорового образа жизни – это культура жизни человека, направленная на профилактику болезней и укрепление здоровья. В узком смысле: культура здорового образа жизни – это распорядок действий, предназначенный для укрепления здоровья.

Исходя из вышесказанного, отметим, что если не сформировать культуру здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, то в будущем, формирование фундамента здоровья будет являться трудным процессом. Так, именно в этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать воспитанию у детей этого возраста привычек и потребностей к здоровому образу жизни, поддержанию и укреплению своего здоровья.

 Психолого-педагогические условия формирования культуры здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

В словаре русского языка понятие «условия» трактуется следующим образом: «условия – обстановка, в которой протекает что-либо, обстоятельства, при которых совершается что-либо. А также обязательные обстоятельства, предпосылки, определяющие, обусловливающие существование, осуществление чего-либо». Педагогические условия – это целенаправленно созданная обстановка (среда), в которой в тесном взаимодействии представлены совокупность психологических и педагогических факторов (средств), позволяющих педагогу эффективно осуществлять воспитательную или образовательную работу [50].

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с изменения и преобразования ее субъекта, ее творца и созидателя. Педагогическое мастерство воспитателя, которое определяется комплексом гностических, проектировочных, конструктивных, коммуникативных и организаторских способностей, позволяет ему эффективно руководить деятельностью детей. М.А. Павлова утверждает, что педагог может обеспечить формирование определенных качеств у детей, только если обладает ими сам. Воспитатель должен быть образцом для детей в соблюдении здорового образа жизни и хорошо подготовленным по всем вопросам, касающихся здорового образа жизни [29].

Важным условием в работе по формированию представлений о здоровом образе жизни является дополнение программного содержания валеологическими модулями, актуализирующими представления о ЗОЖ.

Во главу угла в педагогической деятельности по формированию представлений о ЗОЖ должны быть поставлены следующие принципы педагогики. Сознательности и активности, который обеспечивает развитие у детей осознанного отношения к своему здоровью: систематичности и последовательности, который заключается во взаимозависимости знаний, умений, навыков. Его обеспечивает планомерный, непрерывный образовательный процесс в течение периода обучения. Одним из самых важных является принцип повторения умений и навыков.

Таким образом, в результате многочисленных упражнений проявляются динамические стереотипы. Деятельностный характер будет проявляться в различении упражнений и вариантов их исполнения, в различных методических приемах, разнообразных формах заданий. Вставление вариантных изменений в стереотипы подразумевает выполнение принципа постепенности, предполагающего преемственность различных ступеней обучения. На основе общих закономерностей обучения и воспитания осуществляется принцип доступности и индивидуализации. Воспитатель осуществляет планомерное и всестороннее развитие ребенка в зависимости от его индивидуальных особенностей ребенка. Принцип непрерывности определяет закономерности построения технологии обучения как целостного процесса. Принцип цикличности включает повторяющуюся последовательность мероприятий, которая повышает подготовленность ребенка к последующим этапам обучения, а также благоприятствует процессу оздоровления [11].

Так, в современном воспитательном процессе приоритетным направлением в воспитании детей дошкольного возраста является повышение уровня здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, а также воспитание потребности в регулярных занятиях и получении новых знаний.

Задачи формирования представлений о ЗОЖ следующие:

– воспитание у детей сознания того, что человек часть природы и общества;

– выстраивание гармоничных отношений детей с живой и неживой природой;

– воспитание у детей заботливого и бережного отношения к личному здоровью;

– представления детей о навыках личной гигиены;

– представление о закаливание детей;

– профилактика и устранение вредных привычек;

– осуществление мониторинга [5].

С целью решения этих задач определяются следующие направления в работе дошкольного образовательного учреждения: человек и здоровье; природные условия здоровья; социальные условия здоровья; этно-здоровье; индивидуальное здоровье. Каждое направление ориентируется на содержание определенного ряда тем. Программа занятий выстраивается по концентрическому принципу: содержание расширяется, конкретизируется и углубляется от группы к группе [4].

Одно из обязательных условий – это использование игр. Их можно использовать как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности детей. Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Она создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и, вместе с тем, требует определенного напряжения нервной системы. Важным средством развития представлений о ЗОЖ у детей дошкольного возраста будут дидактическая и сюжетно-ролевые игра, которые используются как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников об окружающем. Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, четкое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения [22].

Семья – это главная социальная структура, которая обеспечивает здоровьесбережение детей, их приобщение к ценностям ЗОЖ. Все направления работы по формированию представлений о ЗОЖ необходимо использовать, планируя работу с семьями воспитанников. Для этого необходимо использовать принципы, взаимодействия с родителями.

1.Принцип партнерства, взаимопонимания и доверия. Понимание и доверие способствует направление совместных действий на формирование у ребенка потребности в ЗОЖ.

2.Принцип «Активного слушателя» подразумевает умения воспитателя «возвращать» в разговоре с родителями переданную ими информацию, обозначая при этом их чувства.

3.Принцип совместных непротиворечивых действий. Все правила обговариваются и поддерживаются всеми участниками образовательного процесса.

4.Принцип самовоспитания и самообучения. Взрослым: воспитателям и родителям необходимо признать и осознать свои вредные привычки, а также постараться изжить их.

5.Принцип ненавязчивости помогает всем участникам образовательного процесса ощутить себя партнерами в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни.

6.Принцип жизненного опыта. Взаимный обмен опытом, безусловно, пригодится в совместных действиях.

7.Принцип безусловного принятия. Безусловно, принимать ребенка – значит любить его просто за то, что он есть [46].

Вопросы формирования представлений о здоровом образе жизни должны решаться в сотрудничестве с родителями. В данном исследовании определяются следующие задачи:

– устанавливается доверительно-деловое взаимодействия с родителями;

– повышение педагогической культуры родителей; пропаганда здорового образа жизни;

– организация обмена положительным опытом семейного воспитания [17].

Процесс формирования представлений о ЗОЖ обеспечивается активностью и самостоятельностью самого ребенка, создавая условия для возникновения интереса к решению задач валеологического содержания и успешности ее решения. Овладение детьми представлениями о ЗОЖ происходит через самые разнообразные формы работы. Это занятия-игры, занятия-беседы, экскурсии, целевые прогулки, праздники и развлечения. Мероприятия экологической направленности органично вплетаются во все режимные моменты и деятельность детей. Среди методов и приемов используются: беседы, дидактические игры, труд, наблюдения, чтение книг, решение житейских ситуаций, сюжетно-ролевые игры, элементарные опыты, длительные наблюдения, упражнения и задачи, проектная деятельность [2].

Процесс формирования представлений о ЗОЖ обеспечивается активностью и самостоятельностью самого ребенка, поэтому педагогу необходимо поддерживать эту активность, создавать условия для возникновения интереса и проявления самостоятельности. Это возможно путем обеспечения индивидуального психолого-педагогического-медико- валеологического сопровождения ребенка. Его задачами являются: комплексная диагностика и проектирование индивидуального валеологического образовательного маршрута ребенка; проектирование валеологически целесообразного педагогического процесса, учитывающего особенности развития ребенка и содействующего укреплению и сохранению его здоровья; организация взаимодействия дошкольника с педагогом и специалистами в условиях целостного педагогического процесса; оперативная корректировка педагогического процесса, направленного на решение задач воспитания валеологической культуры дошкольников и задач воспитания и развития в целом. Решение поставленных задач службой сопровождения содействует приобретению опыт здравотворчества, здорового образа жизни; этому содействует согласованная деятельность педагогического коллектива и семьи, организация режима дня и питания детей, среда, с которой взаимодействуют дети. С раннего возраста ребенок накапливает опыт сохранения и поддержания здоровья, овладевает соответствующей компетентностью, стремится проявлять ее [40].

Соответственно в основные задачи по формированию представлений о ЗОЖ необходимо включать следующие направления: использование возможностей исследовательской деятельности, направленной на изучение зависимости здоровья от правильного питания, физических нагрузок и пр.; формирование представлений о ЗОЖ как экобиосоциальной категории; организация жизни детей в ДОУ с учетом всех компонентов ЗОЖ. Также представления о ЗОЖ могут формироваться у детей средствами ознакомления с природой в процессе разных видов деятельности: познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, наблюдениях за живой и неживой природой на прогулках, прогулках-походах и экскурсиях. При этом, значительное место отводится проведению непосредственно образовательной деятельности различного характера: познавательного, развивающего, интегрированного. В любое занятие можно включать подвижные игры, трудовые действия, оздоровительные и физические упражнения.

Таким образом, педагогическими условиями формирования у дошкольников культуры здорового образа жизни являются следующие.

–насыщение видов деятельности познавательно-исследовательской, опытно-экспериментальной, наблюдениями за живой и неживой природой на прогулках, прогулках-походах и экскурсиях, дидактическими играми валеологического содержания, проектной деятельностью;

– создание развивающей среды в ДОУ, способствующей формированию культуры здорового образа жизни и педагогическая поддержка ребенка в ней.

 В психолого-педагогических исследованиях отмечается, что развитие ребенка дошкольного возраста определяется содержанием и характером общения с воспитателем, с родителями, отношениями со сверстниками, деятельностью и достижением успеха в ней, культурой общения.

– сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи, основанного на единстве воспитательного воздействия;

– обеспечение детей и родителей информацией об основах здорового образа жизни и формирование на этой базе эмоционально-положительного отношения к данному процессу;

– повышение компетентности педагогов в решении задач, связанных с формированием культуры здорового образа жизни у дошкольников.

     Здоровьесберегающие технологии: содержание понятия

Технология (от греч. techne – искусство, мастерство, умения) – совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья, материалов. С начала 1960-х гг. ХХ в. получило распространение понятие «педагогическая технология».

Причиной его появления явились попытки в условиях научно-технического прогресса вывести образование на качественно новый уровень. Поначалу технологизация образования связывалась в основном с применением новых технических средств обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога. Сущностью педагогической технологии является ее этапность; включение определенных профессиональных действий на каждом этапе, предоставляя педагогу в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально- педагогической деятельности. Основной характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость, а также здоровьесберегающий характер. Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, объединяют педагогические действия воспитателя на здоровье детей на всех уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом. Большое значение в формировании представлений о ЗОЖ у детей имеет просвещение всех членов семьи, включающие технологии, направленные на обеспечение образованности родителей воспитанников ДОУ в области ЗОЖ и обретение ими соответствующей компетентности. Наиболее эффективным для формирования представлений о ЗОЖ являются проектный метод [12].

Однако на сегодняшний день, педагогическая технология –это не просто совокупность организационных форм и методических приемов применения тех или иных средств обучения, а еще и исследования, проводимые с целью выявления принципов развития и разработки способов оптимизации образовательного процесса, применения новых методических приемов и разработки учебно-методических материалов и технических средств обучения.

По мнению Л.В. Радионовой педагогическая технология является совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [32, с. 28].

А.М. Сивцова считает, что педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования [36, c. 10].

Изучая труды А. Фроловой, отметим, что педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [41].

Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

Общепедагогический (обще-дидактический) уровень: общепедагогическая (обще-дидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Частно-методический (предметный) уровень: частно-предметная педагогическая технология употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

Так, Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим физкультурно-оздоровительной процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью.

Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющей внедрения ФГОС ДО – это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, сориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья воспитанников

Здоровьесберегающие технологии – это условия обучения и воспитания ребенка в дошкольной организации (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация воспитательного и образовательного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья детей дошкольного возраста, от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение дошкольнику возможность сохранения здоровья в период пребывания в дошкольной организации, способствование воспитанию у воспитанников культуры здоровья.

Так, необходимо рассмотреть и особенности здоровья детей старшего дошкольного возраста, к которым относится система комплексной оценки состояния здоровья. Она основывается на 4-х базовых критериях:

– наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

– уровень функционального состояния основных систем организма;

– степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

– уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

Данное понятие остается дискуссионным, у разных авторов встречаются различные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии».

Родоначальником введения понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» в практику образования является Н.К. Смирнова, который утверждает, что здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога [38].

Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях – информационном, психологическом, биоэнергетическом.

Среди данных технологий можно выделить технологии:

–организационно-педагогические (определяющие структуру образовательного процесса, способствующую предотвращению состояний переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний);

– психолого-педагогические (связанные с воздействием, которое педагог оказывает на детей; с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса);

– социально-адаптирующие и личностно-развивающие (обеспечивающие формирование и укрепление психологической адаптации личности);

– лечебно-оздоровительные (лечебная физкультура и лечебная педагогика).

Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей, любые воздействия на ребенка-дошкольника должны в своей основе иметь принцип здоровьесбережения. Используемые в практике дошкольного образования здоровьесберегающие технологии – это технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья субъектов образовательного процесса в ДОУ: детей, их родителей и педагогов.

Целями здоровьесберегающих технологий применительно к ребенку являются обеспечение высокого уровня реального здоровья ребенка и формирование мотивационных установок на осознанное отношение к своему здоровью; применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья.

Также здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.

В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от типа дошкольного учреждения, от продолжительности пребывания в нем детей, от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий ДОУ, профессиональной компетентности педагога, а также показателей здоровья детей.

Выделяют (применительно к дошкольному образованию) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:

– медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств – технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);

– физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка – технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);

– образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);

– обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);

– здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни); сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, релаксация);

– обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки здоровья», проблемно-игровые (игро-тренинги, игро-терапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказко-терапия, психо-гимнастики и др.)  

– к числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.

Таким образом, подводя итоги, отметим, что, исходя из определения понятия «здоровье», как особого состояния, при котором отсутствуют болезни и имеются резервы, позволяющие ему взаимодействовать со средой на разных уровнях организации, наиболее благоприятным для решения текущих и перспективных задач своей безопасности, оно играет значимую роль в обеспечении здоровья человека.

 Опираясь на ключевые положения гуманистического подхода, согласно которому приоритеты отдаются личности, ее интересам, развитию, здоровье может рассматриваться в качестве одного из ориентиров образовательной деятельности.

Также, важно отметить, что в ходе проведенного исследования, нами был сформулирован вывод, который заключается в следующем положении: в современной системе образования имеется большое количество различных проблем.

Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.

Перед дошкольным образованием в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей.

Федеральные государственные требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач: охрану и укрепление здоровья воспитанников через интеграцию образовательных областей, создание условий безопасной образовательной среды, осуществление комплекса психолого-педагогической, профилактической и оздоровительной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12126340","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","style":"color: rgb(34, 34, 34); font-size: 12px; float: right;","width":"480"}...

Программа по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста "Здоровей-ка"

Программа "Здоровей-ка" - комплексная система воспитания и оздоровления дошкольников старшего дошкольного возраста...

План тематической недели «Мы за здоровый образ жизни» по формированию основ здорового образа жизни для старшего дошкольного возраста

Создать оптимальные условия для укрепления психического и физического здоровья; подвести к осознанию потребностей ребёнка в знаниях о себе и своём здоровье....

«Использование современных образовательных технологий в формировании здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста».

      Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна.         С каждым годом возрастает ...

Презентация "Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через реализацию эффективных форм активного отдыха".

Презентация "Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста через реализацию эффективных форм активного отдыха"....

ПРОГРАММА по формированию основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста «Здоровей-ка».

             Программа посвящена актуальной проблеме – формированию у детей дошкольного возраста  культуры здоровья. Она ориентирована на формирова...