Программа по формированию основ здорового образа жизни " Быть здоровым - это здорово!"
учебно-методический материал

Родина Лариса Михайловна
  1. Пояснительная записка

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.

   Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. 

       В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Исследования медиков показали, что около 75% всех болезней человека заложено в детские годы; около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что дети 21 века в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что современное поколение большую часть времени проводит в статичном положении (с гаджетами, у телевизора, играя в игры за столом или на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Именно поэтому воспитание уважительного отношения к своему здоровью, формированию основ здорового образа жизни необходимо начинать с раннего детства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 459»

Принято: Утверждено:

Педагогическим советом № 1 Заведующий МБДОУ д/с № 459

МБДОУ д/с № 459 _____________ О.В.Верхоланцева

Протокол № 1 от #1075;.

Программа по формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (с элементами йоги)

«Быть здоровым – здорово!»

Составитель: Родина Лариса Михайловна,

воспитатель высшей квалификационной категории

  1. Целевой раздел

#1055;ояснительная записка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3

#1062;ели, задачи образовательной программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 6 #1055;ринципы программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,.6

#1055;ланируемые результаты,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7

  1. Содержательный раздел

#1042;озрастные особенности детей 5-6 лет,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,7

#1042;озрастные особенности детей 6-7 лет,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,11

  1. Направления работы с детьми:

Предметно-организационное направление,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,15

Физкультурно-оздоровительное направление с элементами йоги,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,18

Познавательное направление,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,19

  1. Примерное перспективное планирование работы с детьми

#1055;ерспективное планирование цикла «Познаю себя»(4-5),,,,,,,,,,,,,,20

#1055;ерспективное планирование «Познаю себя» (5-6 лет),,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,21

#1055;ерспективное планирование «Познаю себя» (6-7 лет),,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,21

План спортивных досугов и развлечений,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,22

Примерный список рекомендуемой литературы для чтения,

сюжетных и дидактических игр,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,23

  1. Примерное перспективное планирование работы с родителями,,,,,,,,,,,,,,,24 #1052;ониторинг по ЗОЖ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,26

III. Организационный раздел

#1056;ежим дня в группе,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,30-31

Список методической литературы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,33

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.

Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Исследования медиков показали, что около 75% всех болезней человека заложено в детские годы; около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Исследования М. Д. Маханевой, В. Г. Алямовской свидетельствуют о том, что дети 21 века в большинстве своем испытывают “двигательный дефицит”, т. е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что современное поколение большую часть времени проводит в статичном положении (с гаджетами, у телевизора, играя в игры за столом или на полу). Это увеличивает статичную нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии. Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеванию детей ожирением.

Именно поэтому воспитание уважительного отношения к своему здоровью, формированию основ здорового образа жизни необходимо начинать с раннего детства.

Не случайно в Приказе Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от N 1028 – одной из пяти образовательных областей является образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задачи:

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
  • воспитание культурно-гигиенических навыков;
  • формирование представлений о здоровом образе жизни.

Очевидно, что начинать формирование здорового образа жизни у детей необходимо, начиная с момента их рождения, совместными усилиями родителей, врачей, педагогов. Для этого нужно создать все необходимые условия для гармоничного физического и психического развития в семье, а затем и в стенах образовательных учреждений (детский сад, школа).

ЗОЖ (по Головину О.В.) – система личностно-ориентированного отношения человека к себе и своему здоровью, позволяющая средствами физической культуры удовлетворить свои двигательные, биологические и социальные потребности для обеспечения максимальной активности и продолжительности жизни.

Актуальность данной проблемы обусловлена социальным заказом на формирование здорового образа жизни у детей в период дошкольного детства; отношением к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности; а также возможностью совершенствования качества формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста путем создания специальных условий в ДОО.

Практическая значимость программы включает в себя гимнастику с элементами йоги. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в йога гимнастике основное внимание уделяется статическому удержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Большинство упражнений в йоге естественны и физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, предмет. Использование знакомых образов помогает детям представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение. Йога гимнастика является хорошей профилактикой сколиоза, простудных заболеваний и улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, мышц, развивается гибкость, улучшается осанка.

Программа также предусматривает использование следующих методов и приемов работы:

  • рассказ педагога
  • беседа
  • рассматривание альбомов, фотографий
  • просмотр мультфильмов, диафильмов, слушание аудиозаписи
  • ознакомление с художественной и научной литературой
  • опыты и наблюдения
  • минутки размышления
  • комплексы общеразвивающих упражнений
  • комплексы с элементами йога-гимнастики
  • комплексы психогимнастики и «Сказкотерапии»
  • заучивание стихотворений, пословиц, поговорок
  • подвижные, спортивные, дидактические, театральные, настольные, сюжет- но-ролевые игры
  • конкурсы и викторины
  • работа на гимнастических комплексах
  • музыкально-ритмические минутки
  • закаливающие мероприятия
  • инсценирование и анализ произведений художественной литературы и про блемных ситуаций.

Решение вопроса по формированию ЗОЖ у дошкольников в нашей стране регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми докумен тами:

Законами РФ и документами Правительства РФ:

  • Закон РФ «Об образовании» (ст. 51),
  • Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
  • Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации». «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

Документами Федеральных служб:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" от N 273-ФЗ;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от г. №1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»;
  • Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. №373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной дея- тельности по основным общеобразовательным программам – образователь- ным программам дошкольного образования».
  • Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП )
  • «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (СанПиН )
  • Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. № P-93

«Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом кон- силиуме образовательной организации»

  • Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от #1075;. № 919 «О введении федерального государственного образова- тельного стандарта дошкольного образования».

Нормативно-локальные акты:

  • Устав МБДОУ д/с № 459;
  • Программа развития МБДОУ д/с № 459;
  • Основная общеобразовательная программа МБДОУ д/с № 459.
  • Приказ «Об утверждении Положения о рабочей программе педагога дошкольного образования»
  • Программа по физическому воспитанию и оздоровлению детей «Здоровье детей Сибири». Городской центр валеологии «Магистр»,1997 г.

Программа предполагает построение образовательного процесса в первую очередь, игры как ведущего вида деятельности ребенка-дошкольника.

Срок реализации программы – 3 учебных года.

  1. Цели, задачи образовательной программы

Цель: создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, а также формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников.

Задачи:

#1057;оздать условия для формирования ЗОЖ у детей.

#1060;ормировать правильную осанку и равномерное дыхание, вырабатывать равновесие и координацию движений;

#1056;азвивать представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и что вредно для организма.

#1060;ормировать у детей представления о правильном (здоровом питании), по- лезных и вредных продуктах.

#1042;овлекать родителей в совместную работу по формированию у детей основ ЗОЖ, организовать среди них просветительскую работу по данному вопросу.

Основные принципы

Принцип системности – занятия проводят в течение целого года при гибком распределении содержания в течение дня.

Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции.

Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем.

Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников (до 5 лет – наглядно-действенное, после 5 лет – наглядно-образное).

Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

#1055;ланируемые результаты

Результатом освоения программы «Быть здоровым – это здорово!» становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни и который:

  • Имеет целостное представление об организме человека, его здоровье и о том, как поддержать, укрепить и сохранить его.
  • Обладает навыками безопасного поведения в различных жизненных ситуа- циях.
  • Информирован об общечеловеческих и личностно значимых качествах ценности здоровья.
  • Адаптирован к таким видам отношений, как труд, общественная и оздоро- вительная деятельность, к родителям и педагогам.
  • Владеет знаниями о здоровом образе жизни.

#1057;одержательный раздел

#1042;озрастные особенности детей 5-6 лет

Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.

Развитие личности ребенка 5-6 лет.

Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно ре- гулировать свое поведение. Дети, не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.

Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает, и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и осо- бенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Это важное новообразование в личности ребенка является началом появле- ния учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько ин- терес к дисциплинам, сколько желание видеть себя «умным», «знающим»,

«умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.

К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.

Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенны- ми. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети ча- сто категоричны и требовательны, при этом в отношении собственного пове- дения, как правило, более снисходительны и недостаточно объективны.

Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь ро- дителей.

К 5-6 годам ребенок приобретает понимание системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обла- дают мужчина и женщина, особенности проявления чувств, эмоций, специ- фика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в об- щении сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети актив- но интересуются окружающим социальным и природным миром, необыч- ными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно де- лают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.

Общение ребенка 5-6 лет.

Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или ино- го ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительны- ми качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение де- тей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоцио- нально сопереживают рассказам друзей.

Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрос- лого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает совместное обсуждение правил игры. Дети ча- сто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или крити- куют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование дей- ствий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по хо- ду самой игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли.

При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабевает. Дети активно стараются привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор, поделиться своими новыми знаниями, впечатлениями, суждениями. И толь- ко равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и помочь почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, лич- ностное) является важнейшим условием их полноценного развития.

Двигательные навыки в 5-6 лет

С пяти до шести лет у ребенка наблюдаются еще значительнее сдвиги в усовершенствование моторики и силы. Скорость движений продолжает воз- растать, заметно улучшается их координация. Теперь он уже может выпол- нять 2-3 вида двигательных навыков одновременно: бежать, ловить мяч, при- танцовывать. Ребенок любит бегать, соревноваться. Может больше часа не отрываясь играть на улице в спортивные игры, бегать на расстояние до 200 м. Он учится кататься на коньках, лыжах, роликах, если еще не умел, то с лег- костью может освоить плавание.

Развитие психических процессов в 5-6 лет.

Восприятие

Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представле- ний. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении ве-личины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.

Внимание

Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструк- ции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возни- кает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.

Память

К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребе- нок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно- зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.

Мышление

В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развива- ется способность схематизации и представления о цикличности изменений.

Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мыш- ления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.

Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение че- му - либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.

Понятие времени ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоми- наются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмо- ционально окрашенные события.

Воображение

Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом про- является в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но та- кие способности ребенок приобретает только при условии постоянной акти- визации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собствен- ных сказок.

Речь

Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, сви- стящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способ-ность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже ис- пользуют практически все части речи и активно занимаются словотворче- ством.

Лексический состав речи становится более широким, активно используют- ся синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны переска- зывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второ- степенные детали.

  1. Возрастные особенности детей 6-7 лет

Седьмой год жизни — продолжение старшего дошкольного возраста, очень важного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и заверша- ется к семи годам. В это время происходит дальнейшее становление важных психических образований, которое создает необходимые психологические условия для появления новых линий и направлений развития. Это время, ко- гда ребенок готов идти в школу и его жизнь кардинально меняется.

Развитие личности ребенка 6-7 лет.

Основным изменением в сознании дошкольника является появле- ние «внутреннего плана действий», который позволяет ребенку оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном варианте.

Значимым в самосознании ребенка, его восприятии образа «Я», становит- ся способность к рефлексии, то есть способность анализировать, отдавать се- бе отчет в собственных действиях, целях и полученных результатах, а также осознавать свои переживания, чувства. Именно это новообразование в созна- нии ребенка становится основой для морального развития ребенка. В каче- стве важнейшего новообразования в развитии психической и личностной сферы ребенка 6 – 7 летнего возраста является соподчинение мотивов. Осо- знание мотива «я должен», «я смогу» постепенно начинает преобладать над мотивом «я хочу».

Осознание своего «я» и возникновение на этой основе внутренних позиций к концу дошкольного возраста порождает новые потребности. В результате игра, которая является главной ведущей деятельностью на протяжении до- школьного детства, к концу дошкольного возраста уже не может полностью удовлетворить ребенка.

У него появляется стремление выйти за рамки своего детского образа жиз- ни, занять доступное ему место в общественно-значимой деятельности, т.е. ребенок стремится к принятию новой социальной позиции – «позиции школь- ника», что является одним из важнейших итогов и особенностей личностного и психического развития детей 6 – 7 летнего возраста.

Появляются интеллектуальные чувства – удивления и любознательности, чувства прекрасного, чувство гордости и самоуважения, чувство вины.

Самооценка у ребенка в этом возрасте, как правило, имеет тенденцию к за- вышению. При этом ребенок очень зависит от внешней оценки, так как пока он не в состоянии составить объективное мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес со сто- роны взрослых и сверстников.

Дошкольники искренне стремятся быть хорошими, первыми, очень огор- чаются при неудаче, ярко и эмоционально реагируют на изменение отноше- ния, настроения взрослых. В этот период более четко проявляется дифферен- циация детей в группе на популярных и непопулярных детей.

Общение ребенка 6-7 лет.

Ведущей потребностью дошкольника становится общение, как со сверст- никами, так и взрослыми. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, ребёнок стремится, как можно больше узнать о нём, причём круг интересов выходит за рамки конкретного повседневного взаимодействия. Так, дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо ин- тересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Развитие общения детей со взрослыми к концу седьмого года жизни созда-

ёт отчасти парадоксальную ситуацию. С одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении и взаимодействии со взрослым, с другой — очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого

Ведущая деятельность, как и в предыдущем возрастном периоде, остается сюжетно-ролевая игра. Особенность игры этого возраста в том, что дети начинают осваивать и проигрывать еще более сложные взаимодействия лю- дей, основные жизненные ситуации из окружающего мира.

Игры становятся сложными, порой имеют особый смысл, не всегда доступ- ный взрослому. При этом дети способны полностью отслеживать все игровое поле, всех участников игры и изменять свое поведение или роль в зависимо- сти от необходимых игровых действий.

Общение детей 6-7 лет обозначают как внеситуативно - личностное, то есть отражающее не данную временную ситуацию, а «что было» или «что будет».

Основное содержание общения – мир людей, правила поведения, природ- ные явления. Взрослый выступает носителем социальных норм, правил соци- альных контактов и человеком, открывающим природу мира. Ведущая по- требность в процессе общения – потребность во взаимопонимании, сопере- живании.

Ребенок делится с взрослым самыми яркими своими переживаниями как положительными, так и отрицательными. И основная задача родителей и пе- дагогов принимать детские эмоции, не преуменьшая их значимость в жизни ребенка.

В общении со сверстниками выражены следующие проявления возраста:

  • инициирование общения;
  • первые привязанности;
  • потребности друг в друге, в признании и уважении;
  • соревновательное подражание:

-высокая чувствительность к отношению партнера (обидчивость, протест, ссора);

  • возникает дифференциация детей по их положению в группе.

Двигательные навыки в 6-7 лет

Продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и са- мостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представ- ления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике.

Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличи- вается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок спосо- бен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и про- стейшие соревнования со сверстниками.

В этом возрасте они овладевают прыжками на одной и двух ногах, способ- ны прыгать в высоту и в длину с места и с разбега при скоординированности движений рук и ног (зрительно-моторная координация девочек более совер- шенна); могут выполнять разнообразные сложные упражнения на равновесие на месте и в движении, способны чётко метать различные предметы в цель.

В силу накопленного двигательного опыта и достаточно развитых физиче- ских качеств дошкольник этого возраста часто переоценивает свои возмож- ности, совершает необдуманные физические действия.

Развитие психических процессов в 5-6 лет.

Восприятие

Восприятие продолжает развиваться, оно становится осмысленным, целена- правленным, анализирующим. Ребенок способен на такие произвольные дей- ствия как наблюдение, рассматривание, поиск.

В этом возрасте полностью усваиваются сенсорные эталоны: форма, цвет, величина. Продолжается развитие восприятия пространства. Дошкольник оперирует такими понятиями как: вниз, вверх, на другую сторону. Также уже должны быть четко сформированы представления право и лево. Однако у де- тей данного возраста могут встречаться ошибки в тех случаях, когда нужно одновременно учитывать несколько различных признаков.

Внимание

К концу дошкольного возраста идет дальнейшее развитие произвольности внимания. Ребенок начинает его сознательно направлять и удерживать на определенных предметах и объектах. Увеличивается устойчивость внимания

— 20—25 минут, объем внимания составляет 7—8 предметов. Ребенок может видеть двойственные изображения.

Память

У ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблю- дение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элемен- ты произвольной памяти.

Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоя- тельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Желание ребенка запомнить следует всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышле- ния, воображения.

Появление произвольной памяти способствует развитию опосредствован- ной памяти — наиболее продуктивной формы запоминания. Первые шаги этого пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и др. В этот период можно це- ленаправленно обучать дошкольников приемам классификации и группиров- ки в целях запоминания.

Мышление

Ведущим по-прежнему является наглядно-образное мышление, но к концу дошкольного возраста начинает формироваться словесно-логическое мыш- ление. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. И здесь обязательно потребуется помощь взрослых, так как известна нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов.

В дошкольном возрасте начинается развитие понятий. Полностью словес- но-логическое, понятийное, или абстрактное, мышление формируется к под- ростковому возрасту. Старший дошкольник может устанавливать причинно- следственные связи, находить решения проблемных ситуаций.

Воображение

Этот период жизни ребенка характеризуется особенной активностью вооб- ражения. Сначала это было только воссоздающее воображение, то есть поз- воляющее просто представлять какие-либо сказочные образы, а теперь по- явилось творческое воображение, способное создавать совершенно новые образы. Это особенно важное время для развития фантазии ребенка.

Речь

Продолжается развитие грамматики, лексики, речь становится связной. Сло- варный запас увеличивается, дети активно употребляют обобщающие суще- ствительные, используют синонимы, антонимы и прилагательные. Если с ре- бенком много общаются и читают, то к этому возрасту должна быть хорошо сформирована как монологическая речь (объяснительная и описательная

речь), так и умение участвовать в диалоге. Начинает формироваться пись- менная речь. Словарный запас увеличивается примерно до 3000 слов.

Кризис 7 лет

К 7 году жизни у ребенка наступает очередной «возрастной кризис». Ос- новным внешним показателем этого периода становиться «потеря детской непосредственности», которая выражается в кривлянии и паясничании. Такое поведение выполняет функцию психологической защиты от травмирующих эмоций и переживаний ребенка.

Появляются непослушание и споры со взрослыми по разным поводам, же- лание демонстративно делать то, что родителям не нравится. В семье дети начинают демонстрировать «взрослое» с их точки зрения поведения с пози- ции «Я не маленький!», пытаясь рассуждать на темы, используя слова и фра- зы взрослых, не всегда логично и верно. Дети начинают обращать внимание на свою внешность, пытаются одеваться как взрослые или как «популярные» сверстники.

Причина кризиса 7 лет состоит в том, что ребенок перерос ту систему от- ношений, в которую он включен. В каждом переживании семилеток уже про- является интеллектуальный момент, их эмоции становятся осмысленными, ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я добрый», «я злой». Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покла- дистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе. С од- ной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, ко- торая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как не- искренность. С другой стороны, он кажется излишне взрослым, когда предъ- являет к окружающим определенные требования. Дети учатся удовлетворять свои физические и духовные потребности спо-

собами, приемлемыми для них самих и тех, с кем они общаются. Затрудне- ния в усвоении новых норм и правил поведения могут вызвать неоправдан- ные самоограничения и сверхнеобходимый самоконтроль.

Э. Эриксон говорит, что дети в это время "стремятся побыстрее найти такие формы поведения, которые помогли бы им ввести свои желания и интересы в социально "приемлемые рамки". Он выразил суть конфликта формулой "инициатива против чувства вины".

Поощрение самостоятельности детей способствует развитию их интеллекта и инициативы. Если же проявлениям независимости часто сопутствуют неудачи или детей излишне строго наказывают за какие-то проступки, это может привести к тому, что чувство вины возобладает над стремлением к само- стоятельности и ответственности.

#1053;аправления работы с детьми:

#1055;редметно-организационное направление

Центр

Предназначение

Оснащение

Центр

«Беби - йога» и

«Физкультурный уголок»

Расширение ин- дивидуального двигательного опыта в совместной и самостоя- тельной деятельности

Оборудование для ходьбы, бега, равновесия

Для прыжков

Для катания, бросания, ловли Для ползания и лазания Атрибуты к подвижным и спортивным играм

Нетрадиционное физкультурное оборудование

Центр

«Уголок природы»

Расширение познавательного опыта, его использование в трудовой деятельности

Календарь природы

Комнатные растения в соответ- ствии с возрастными рекомендациями

Сезонный материал Паспорта растений

Стенд с меняющимся материалом на экологическую тематику Макеты

Литература природоведческого содержания, набор картинок,

альбомы

Материал для проведения элементарных опытов

Обучающие и дидактические игры по экологии

Инвентарь для трудовой деятельности

Природный, бросовый материал.

Центр

«Уголок развива-

Расширение по-

знавательного

Дидактический материал по сен-

сорному воспитанию

ющих игр»

сенсорного опыта детей

Дидактические игры

Настольно-печатные игры Познавательный материал

Материал для детского экспери- ментирования

Центр

«Строительная мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятель- ности.

Развитие ручной умелости, твор- чества.

Выработка пози- ции творца

Напольный строительный мате- риал;

Настольный строительный мате- риал

Пластмассовые конструкторы Мягкие строительно- игровые модули

Транспортные игрушки

Схемы, иллюстрации отдельных построек (мосты, дома, корабли, самолёт и др.)

Центр

«Игровая зона»

Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем

мире в игре.

Накопление

жизненного опыта

Атрибутика для сюжетно- ролевых игр детей: «Семья»,

«Больница», «Магазин», «Шко- ла», «Парикмахерская», «Строи- тели», «Шоферы»

Предметы - заместители

Полифункциональный материал

Центр

«Книжный уголок»

Формирование умения самосто- ятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию

Детская художественная литера- тура в соответствии с возрастом детей

Наличие художественной литера- туры

Иллюстрации по темам образова- тельной деятельности по озна-

комлению с окружающим миром и ознакомлению с художествен- ной литературой

Центр

«Театрализованный уголок»

Развитие творческих способно-

стей ребенка,

стремление проявить себя в играх-

драматизациях

Ширмы

Элементы костюмов Различные виды театров Предметы декорации

Полифункциональный материал

Центр

«Творческая ма-

Проживание,

преобразование

Бумага разного формата, разной

формы, разного тона

стерская»

познавательного опыта в продуктивной деятель- ности. Развитие ручной умело-

сти, творчества. Выработка пози ции творца

Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тря- почек, пластилина (доски для

лепки) Наличие цветной бумаги и картона

Достаточное количество клея, клеенок, кисточек, тряпочек, салфеток для аппликации

Бросовый материал (фольга, фан- тики от конфет и др.)

Место для сменных выставок

детских работ, совместных работ детей и родителей

Место для сменных выставок произведений изоискусства Альбомы-раскраски

Наборы открыток, картинки, кни- ги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

Предметы народно – прикладно- го искусства

Центр

«Музыкальный уголок»

Развитие творче-

ских способностей в самостоятельно-

ритмической де- ятельности

Детские музыкальные инстру-

менты Магнитофон

Набор аудиозаписей Музыкальные игрушки (озвучен- ные, не озвученные)

Игрушки-самоделки Музыкально-дидактические игры Музыкально-дидактические по-

собия

#1060;изкультурно-оздоровительное направление

Тип двигательной активности

Положение в режимных моментах

Прием детей,

самостоятельная ДА

Ежедневно 30-40 минут

Утренняя гимна-

стика

Ежедневно 15-20 минут

Физкультминутки

На каждом занятии по 2-5 минут

Физкультурные за-

нятия

2 раза в неделю в спортивном зале по 25-30 минут

2 раза в неделю в бассейне по 25-30 минут

Музыкальные заня-

тия

2 раза в неделю по 25-30 минут

Прогулка

Ежедневно по 2 раза в день по часа

Гимнастика

пальчиковая

Ежедневно на занятиях по 2-3 минуты, в удобное время

(как индивидуальная, так и подгрупповая)

Йога-гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной

работы

Гимнастика

для глаз

Ежедневно 3-5 минут в удобное время

Оздоровительная

гимнастика после сна

Ежедневно по 20-25 минут

Воздушные ванны

Ежедневно после сна по 20-25 минут

Водные процедуры Гигиенические

процедуры

Ежедневно - обширное умывание, мытье рук до локтя, игры с водой, полоскание полости рта после приема

пищи. Питьевой режим.

Игровой час

во вторую полови- ну дня

Ежедневно в игровых зонах

Самостоятельная ДА,

подвижные игры

Ежедневно в физкультурном уголке

Физкультурные

досуги

1 раз в неделю

День здоровья

1 раз в месяц

Посильный

физический труд

Ежедневно на участке и в группе

#1055;римерное перспективное планирование работы с детьми

  1. Перспективное планирование цикла «Познаю себя» для детей 4-5 лет.

1.Тема: «ЗНАК0МСТВ0»

Цели: - Снять состояние напряженности, скованности; развивать умение сотрудничать в группе.

#1058;ема: «Моё имя»

Цели: - снять эмоциональное напряжение;

- создать эмоциональное настроение и атмосферу принятие

каждого;

- развивать способности понимать эмоциональное состояние и

умение выразить своё, учить приёмам ауторелаксации.

3. Тема: «Я люблю»

Цели: развивать умение сотрудничать в группе, умение понимать своё эмоциональное состояние и распознавать чувства окружающих людей, развитие коммуникативных навыков.

4. Тема: «Настроение»

Цели: - снятиие состояния агрессивности;

- создание эмоционального состояния принятия каждого;

5. Тема: Работа с именем.

Цели: - снять эмоциональное напряжение;

- создать эмоциональное настроение и атмосферу принятие

каждого;

- развивать способности понимать эмоциональное состояние и

умение выразить своё, учить приёмам ауторелаксации.

6. Тема: Дружба начинается с улыбки.

Цели: Развитие эмоциональной сферы детей.

- Закрепить умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

- Совершенствовать коммуникативные навыки детей.

- Воспитывать доброжелательность, сочувствие, эмотивность.

7. Тема: ПУТЕШЕСТВИЯ В СТРАНУ «ЧТО Я МОГУ»

Цель: Познакомить детей со своим телом. Учить называть части тела: голова, руки, ноги, живот, спина, и объяснить значение частей тела. Воспитывать интерес к своему телу.

8. Тема: Путешествие к Орлу Зоркий глаз.

Цель: Углубить знания детей об органе зрения, учить внимательно, слушать воспитателя, отвечать на вопросы, выполнять простые задания. Развивать воображение, тактильные ощущения. Вызвать интерес к самому себе.

9. Тема: Путешествие на острова «Загадочные звуки»
к Слонихе Чуткие уши.

Цель: Познакомить детей со строением уха, гигиена слуха, развитие остроты слуха. Определение направления звука.

10. Тема: Путешествие в пещеру
«Чудесные запахи
» к Собаке Острый нюх.

Цель: Продолжать укреплять здоровье детей, повышать сопротивляемость организма, укреплять дыхательную мускулатуру. Упражнять в правильном дыхании (спокойный вдох через нос и медленный выдох).

11. Тема: «Жить здорово!» Итоговое занятие.

Цель: укрепление психического здоровья дошкольников в процессе позитивного общения со сверстниками и взрослыми.

  1. Перспективное планирование цикла «Познаю себя» для детей 5-6 лет.

#1050;то мы? Какие мы?

Цель: дать общее представление о теле человека, его частях; выяснить основные внешние отличия мальчиков от девочек, познакомить с основными возрастными этапами жизни человека. Д/и «Чего не хватает?», «Восстанови порядок».

2. Что умеет наше тело?

Цель: познакомить детей с разнообразием движений, выполняемых человеком, о пользе физической нагрузки, правильной осанки. Д/и «Отгадай мое движение», п/и «Сделай, как я».

#1069;моции.

Цель: познакомить детей с основными эмоциями человека, учить контролировать свои эмоции, определять эмоциональное состояние других. Д/и «Определи мое настроение».

4. Органы чувств. Кожа.

Цель: дать общую характеристику органам чувств; познакомить с общим строением кожи, как самого большого органа человека. Практическая работа «Рассматривание кожи под лупой», лепка «Модель строения кожи».

5. Функции кожи.

Цель: познакомить детей с функциями кожи (защита, дыхание, выделение, терморегуляция). Просмотр видеофильма «Что умеет наша кожа».

6. Гигиена кожи.

Цель: закрепить знания детей о строении и функциях кожи, воспитывать стремление содержать свое тело в чистоте.

7. Отличие кожи человека от кожи животных.

Цель: выяснить главные отличия во внешнем виде кожи человека от кожи животных (отсутствие густого волосяного покрова, относительная мягкость, влажность и т.п.). Д/и «Кому принадлежит?»

8. Расы.

Цель: дать общую характеристику расам, распределение их по земному шару, воспитывать уважительное отношение к людям разного цвета кожи. Просмотр видеофильма «Мы – люди Земли».

9. Зрение (муляж глаза)

Цель: познакомить детей с общим строением глаза, закрепить знания о расах, выяснить различия во внешнем строении глаза у людей разных рас.

10. Гигиена зрения.

Цель: выяснить, какие факторы и как влияют на зрение, формировать навыки правильного положения книги при чтении, воспитывать уважительное отношение к слепым. Д/и «Что нужно глазам?», эксперимент «Легко ли быть слепым?».

11. Слух (муляж уха).

Цель: познакомить с общим строением уха, как органом слуха.

12. Как слышат животные.

Цель: познакомить детей с особыми способами улавливания и восприятия звуков в мире животных. Просмотр видеофильма «Удивительные животные»

13. Гигиена слуха.

Цель: закрепить знания детей о строении уха, выяснить, какие факторы влияют на слух, как снизить или избежать их пагубного влияния, воспитывать уважительное отношение к глухим людям. Эксперимент «Как жить в мире без звуков?».

14. Вкус.

Цель: познакомить детей с общим строением языка, как органа вкуса; выяснить, какие вкусы различают. Эксперимент «Определи вкус».

15. Пищеварительный тракт (муляж торса человека).

Цель: дать общее представление о строении и функции желудочно-кишечного тракта.

16. Профилактика заболеваний ЖКТ.

Цель: познакомить детей с правилами правильного питания, с основными признаками заболеваний ЖКТ. Д/и «Помоги другу».

17. Обоняние (муляж носа).

Цель: познакомить детей с общим строением носа, как органа обоняния.

18. Дыхание.

Цель: познакомить детей с процессом дыхания, дать общее представление о строении дыхательной системы. Эксперимент «Узнай по запаху».

19. Профилактика заболеваний органов дыхания.

Цель: познакомить детей с факторами, вызывающие заболевания органов дыхания. Д/и «Что хорошо, что плохо».

20. Точечный массаж.

Цель: познакомить с основами точечного массажа как профилактики заболеваний органов дыхания. Практическая работа «Точечный массаж».

21. Мышцы (муляж торса человека).

Цель: познакомить детей со строением мышц, расположением их в теле человека.

22. Мимика.

Цель: познакомить детей с видами основных эмоций человека, как проявления работы мимических мышц лица, учить определять настроение других людей. Практическая работа «Угадай мое настроение».

23. Работа мышц.

Цель: познакомить детей с работой мышц, раскрыть положительное влияние занятий физкультурой на развитие мышц. Просмотр видеофильма «Как работают мышцы».

#1050;ости (скелет человека).

Цель: дать общую характристику скелета человека, его основных отделов. Практическая работа «Скелет человека».

25. Осанка.

Цель: закрепить знания детей о правильной осанке, раскрыть негативное влияние неправильной осанки на работу организма в целом. Практическая работа «Поза».

26. «Путешествие по организму» (КВН).

Цель: применять усвоенные знания об организме человека при решении проблемных ситуаций»

#1055;ерспективное планирование цикла «Познаю себя» для детей 6-7 лет

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Эмоции

Цель: познакомить де-

тей с основными эмоци-

Пищеварительный тракт (муляж торса

человека)

Профилактика заболе- ваний ЖКТ

Цель: познакомить де-

ями человека, учить контролировать свои эмоции, определять эмоциональное состоя- ние других.

Д/и «Определи мое настроение».

Цель: дать общее пред- ставление о строении и функции желудочно- кишечного тракта.

тей с правилами пра- вильного питания, с ос- новными признаками заболеваний ЖКТ.

Д/и «Помоги другу».

Декабрь

Январь

Февраль

Дыхание

Цель: познакомить де- тей с процессом дыха- ния, дать общее пред- ставление о строении дыхательной системы.

Эксперимент «Узнай по запаху», «Надуй шарик»

Профилактика заболе- ваний органов дыха- ния

Цель: познакомить де- тей с факторами, вызы- вающие заболевания ор- ганов дыхания.

Д/и «Что хорошо, что плохо».

Мышцы (муляж торса человека)

Работа мышц

Цель: познакомить детей со строением мышц, расположением их в теле человека. Познакомить детей с работой мышц, раскрыть положительное влияние занятий физкультурой на развитие мышц.

Просмотр видеофильма

«Как работают мышцы».

Март

Апрель

Май

Кости (скелет человека)

Цель: дать общую характристику скелета человека, его основных отделов.

Практическая работа

«Скелет человека».

Осанка

Цель: закрепить знания детей о правильной осанке, раскрыть

негативное влияние неправильной осанки на работу организма в целом.

Практическая работа

«Поза».

«Путешествие по организму» (КВН)

Цель: применять усвоенные знания об организме человека при решении проблемных ситуаций»

План спортивных досугов и развлечений

Месяц

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

«Овощи и фрукты – лучшие

продукты!»

Октябрь

«Осень в лесу»

«По тропинке, по дорожке»

Ноябрь

«Физкульт-Ура!»

«Я здоровым быть хочу!»

Декабрь

«Здравствуй, Зимушка-зима!»

«В гости к Деду Морозу»

Январь

Веселые старты

Зимняя Олимпиада

Февраль

«Праздник пап и сыновей»

«Мы – бравые солдаты!»

Март

«Веселое путешествие»

«В гостях у сказки»

Апрель

«Мы – космонавты»

«Летим к звездам»

Май

«В гостях у Солнышка!»

«Будьте здоровы!»

Июнь

«Мой веселый, звонкий мяч»

Летняя спартакиада

Июль

«Веселый поезд»

«Мы едем, едем, едем»

#1055;римерный список рекомендуемой литературы для чтения

Список произведений для чтения по теме: «Ты и твое здоровье»

  • О физкультуре и спорте

#1041;ерестов В. Как я плавать научился, Что всего милее.

#1043;алиев Ш. Заяц на физзарядке, Огурцы в тюбетейках.

#1043;ришин В.Г.,Осипов Н.Ф.Малыши открывают спорт.

#1055;рокофьева С.Л., Сапгир Г.В., Гришин В.Г. Румяные щеки.

#1057;услов В. Про Юру и физкультуру, Веселый звонок.

  • О закаливании

#1041;елозеров Т. Моржи, Кладовая ветра.

#1051;ебедев-Кумач В. Закаляйся! Здравствуй, школа!

#1052;ихалков С.Про мимозу, Настоящие друзья.

#1056;отенберг. Энциклопедия здоровья.

#1057;еменова И.И. Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой.

  • О режиме дня и умении ценить время

#1051;адонщиков Г. Ленивцы. Опоздал, Чай с вареньем.

#1052;аршак С. Дремота и зевота, Не опаздывай, Дом, который построил Джек.

#1052;ошковская Э. Время спать, Книга для друга.

#1056;одари Дж. Лежебока, Здравствуйте, дети!

  • О том, как надо правильно уметь питаться

#1043;алиев Ш.Витаминные буквы. Находка с загадкой, Огурцы в тюбетейках.

#1052;ихалков С. Про девочку, которая плохо кушала, Настоящие друзья.

3. Суслов В.Тощий Тимка, Трудные буквы.

#1070;дин Г. Главное чудо света.

  • Безопасность на дороге

#1041;огданович З. Пешеходу-малышу.

#1044;орохов А.зеленый, желтый, красный.

#1050;удрина В. Зеленая волна.

4. Лебедев-Кумач В. Про умных зверюшек.

#1058;арутин О. Для чего нам светофор.

  1. Перспективное планирование работы с родителями.

Средняя группа

Сентябрь

Беседа с ребенком на темы: «Зачем человеку нужны глаза, уши, руки, ноги, зубы, нос?»;

Октябрь

«Почему люди болеют?»

Ноябрь

«Что может здоровый человек»;

Декабрь

«Что делать, если ты заболел?»;

Январь

«Где прячутся витамины?»;

Февраль

Обсудите с ребенком значение пословиц: «Здоровье дороже золота»; «Здоровье, ни за какие деньги не купишь»; «Добрый человек здоровее злого»; «Заболеть легко, вылечится — трудно»;

Март

Посмотрите мультфильмы «Про бегемота, который боялся прививок», «Митя и микробус», «Зубная быль»

Апрель

Семья – отдых, движение, телевизор, труд, природа. Выбирайте.

Старшая группа

Сентябрь

«Что такое быть здоровым?»

Октябрь

Ответственность за свое здоровье и здоровье ребенка

Ноябрь

Соблюдение режима дня дома и в детском учреждении.

Декабрь

Питание детей.

Январь

Как провести новогодние каникулы с пользой

Февраль

Как регулировать настроение ребенка.

Март

Здоровье ребенка – ребенок со здоровой психикой.

Апрель

Семья – отдых, движение, телевизор, труд, природа. Выбирайте.

Подготовительная группа

Сентябрь

Особенности возраста.

Октябрь

Психологический климат в семье.

Ноябрь

Осознанный подход к питанию. Экология и питание.

Декабрь

Вредные привычки и семья. Пример родителей.

Январь

Воспитываем личность. Культура моей семьи.

Февраль

Куренье и здоровье. Пассивное курение.

Март

Экология: воздух, вода, жилище. Здоровье и наша квартира.

Апрель

Аллергия и цветущие растения.

6. Мониторинг по ЗОЖ

Для выявления уровня развития навыков здорового образа жизни у дошкольников была использована методика В.Т. Кудрявцева «Беседа о здоровом образе жизни» для выявления знаний дошкольников о ЗОЖ; методика «Незаконченные предложения» Л.Г. Касьяновой,

методика наблюдений И.М. Новиковой. В соответствии с выделенными компонентами развития навыков здорового образа жизни были определены критерии и показатели развития навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста (Л.Г. Касьянова), представленные в таблице №1.

Критерии развития навыков ЗОЖ

Параметры развития навыков ЗОЖ

Когнитивный

Наличие знаний о строении и функциях человеческого организма, правилах здорового питания, значении физических упражнений и разного рода гимнастик, приемах проведения гигиенических процедур, закаливании, способах укрепления здоровья.

Эмоционально-мотивационный

Понимание значения здорового образа жизни, ценностное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, интерес к правилам здорового образа жизни.

Поведенческо-деятельностный

Стремление самостоятельно использовать навыки здорового образа жизни в повседневной жизни, способность переносить умение в другую ситуацию.

Для выявления знаний дошкольников о здоровом образе жизни (когнитивный критерий) использовалась беседа, предложенная В.Т Кудрявцевой. Беседа проводилась с детьми индивидуально, при этом создавалась спокойная, комфортная обстановка. В нее были включены следующие вопросы:

1. Что такое здоровье?

2. От чего человек может заболеть?

3. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

4. Зачем нужно делать утреннюю гимнастику?

5. Что такое полезные привычки и вредные привычки?

6. Как можно закаляться?

Каждый полный и правильный ответ оценивается двумя баллами, за неполный или неточный ответ дается 1 балл, за неверный ответ или за отказ отвечать дается 0 баллов. Уровни сформированности когнитивного компонента определяются по сумме набранных баллов. В.Т. Кудрявцева выделяет следующие уровни развития навыков здорового образа жизни у детей по когнитивному критерию:

Описание уровней:

Высокий уровень (10 баллов и более) – ребенок имеет четкое представление о понятии «здоровье» и связывает его с состоянием человека, окружающей среды; уверенно называет полезные и вредные привычки и объясняет их влияние на состояние здоровья; понимает значение гигиенических процедур и закаливания для здоровья, знает некоторые способы закаливания.

Средний уровень (от 5 до 9 баллов) – ребенок имеет частичное представление о понятии «здоровье», связывает его с состоянием человека, с помощью взрослого устанавливает связь между здоровьем и окружающей средой; частично имеет представление о полезных и вредных привычках, с помощью наводящих вопросов определяет их влияние на здоровье; понимает значение некоторых гигиенических процедур, способы и значение закаливания называет с помощью взрослого.

Низкий уровень (менее 5 баллов) – ребенок не имеет системных представлений о понятии «здоровье» как состоянии человека, не связывает его с состоянием окружающей среды; не может рассказать о вредных привычках, полезные привычки называет с помощью наводящих вопросов, не может определить их влияние на здоровье; имеет расплывчатое представление о закаливании и его способах, о значении гигиенических процедур. Данные, полученные в результате исследования «Беседа о здоровом образе жизни», заполнялись в таблице № 2.

Таблица № 2

Результаты исследования когнитивного компонента по методике "Беседа о здоровом образе жизни"

Ф.И.ребенка

Вопросы

сумма баллов

уровень развития

1

2

3

4

5

6

1.

2.

3.

Обобщенные результаты исследования представлены в таблице № 3.

Таблица № 3

Критерии развития навыков ЗОЖ

Средняя группа

2020-2021уч.г.

Старшая группа

2021-2022 уч. г.

Подготовительная группа

2022-2023 уч. г.

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

Уровень

Высокий

Уровень

Средний

Уровень

Низкий

Уровень

Высокий

Уровень

Средний

Уровень

Низкий

Уровень

Когнитивный

25%(7 детей)

35%(10 детей)

32,1%(9 детей)

35,7%(10 детей)

53,5%(15 детей)

10% (3 детей)

53,5%(15 детей)

46,4%(13 детей)

-

«Незаконченные предложения о здоровье» (Методика Л.Г. Касьяновой)

Для исследования навыков здорового образа жизни у дошкольников по эмоционально-мотивационному критерию была использована методика «Незаконченные предложения о здоровье», предложенная Л.Г. Касьяновой. Методика применяется для изучения отношения дошкольников к своему здоровью, уровня их переживаний в отношении здоровья. Детям предлагалась игра «Закончи предложения». «Я буду начинать предложение, а ты его заканчивай», ‒ говорил взрослый. Предложения были такими:

1. Мое здоровье …

2. Больной ребенок …

3. Я хочу, чтобы мое здоровье было …

4. Когда у человека что-то болит, то он …

5. Если бы у меня была волшебная палочка здоровья, я бы …

6. Иногда я болею, потому что …

7. Здоровый человек может …

8. Когда мы с мамой идем к врачу, то я думаю …

Каждый ответ оценивался двумя баллами, за недостаточно адекватный ответ давался 1 балл, за отказ отвечать или неадекватное завершение предложения ‒ 0 баллов.

Уровни развития навыков ЗОЖ у детей по эмоционально-мотивационному критерию.

Высокий уровень (16 баллов и больше) ‒ ребенок с интересом принимает участие в игре, проявляет активность. Все предложения имеют адекватное, исчерпывающее завершение, при этом обнаруживается валеологическая компетентность ребенка. Ребенок демонстрирует высокую мотивацию к здоровому образу жизни, осознанное отношение к своему здоровью, понимание необходимости заботиться о нем, знание правил здоровой жизни. Проявляет желание оказывать помощь, заботиться, совершать действия здоровьесберегающего характера.

Средний уровень (от 8 до 14 баллов) ‒ ребенка интересует лишь часть вопросов беседы, он проявляет избирательную активность. Более половины предложений имеют адекватное, исчерпывающее завершение, иногда проявляется валеологическая компетентность (способность поддержания здоровья). Ребенок демонстрирует неустойчивую мотивацию к ведению здорового образа жизни, недостаточное понимание необходимости заботиться о своем здоровье.

Низкий уровень (менее 8 баллов) ‒ ребенка практически не интересует тема предложенной ему игры, он не проявляет в ней активности. Большинство предложений имеет неадекватные, неполные завершения. Некоторые предложения ребенок не может закончить. Он обладает неустойчивой мотивацией или не мотивирован к ведению здорового образа жизни, не готов совершать действия здоровьесберегающего характера, не задумывается об этом. Не проявляет желания заботиться, оказывать помощь, демонстрирует непонимание необходимости выполнять правила здоровой жизни. Уровни определяются по сумме баллов.

Высокий уровень – 16 баллов и больше. Средний уровень – от 8 до 14 баллов. Низкий уровень – меньше 8 баллов.

Данные, полученные в результате исследования «Незаконченные предложения о здоровье», заполнялись в таблице № 4.

Таблица№4

Результаты исследования когнитивного компонента по методике «Незаконченные предложения о здоровье»

Ф.И.ребенка

Вопросы

сумма баллов

уровень развития

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

2.

3.

Обобщенные результаты исследования представлены в таблице №5.

Таблица № 5

Критерии развития навыков ЗОЖ

Средняя группа

2020-2021уч.г.

Старшая группа

2021-2022 уч. г.

Подготовительная группа

2022-2023 уч. г.

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Эмоционально-мотивационный

50%(14 детей)

42,8% (12 детей)

7%(2 ребенка)

60,7% (17детей)

35,8% (10 детей)

3,5% (1 ребенок)

71,5% (20 детей)

25%(7 детей)

3,5% (1 ребенок)

Для изучения навыков о здоровом образе жизни у детей по поведенческо-деятельностному критерию было использовано наблюдение. Наблюдения за детьми, проводятся во время режимных моментов и специально организованных проблемных ситуаций и направлены на изучение умений и навыков детей в выполнении гигиенических и закаливающих процедур (полоскание полости рта после еды, мытье рук, выполнение утренней гимнастики, закаливающий мероприятий, подготовка ко сну, свободная игровая деятельность и т.д.). Также организованные проблемные ситуации позволяют исследовать умения детей выбрать полезную и вредную еду, окружающую среду для укрепления здоровья.

В соответствии с методикой И.М. Новиковой были организованы следующие проблемные ситуации.

Проблемная ситуация «Полезная покупка». Задание направлено на выявление навыка детей выбирать полезные для здоровья вещи и продукты. Взрослый показывает на разложенные на столе предметы и говорит детям: «Это магазин, где можно купить разные вещи. Выберите только те, пожалуйста, которые полезны для здоровья. Объясните, почему вы выбрали 57 именно эти предметы». На столе в качестве «товаров» использовались: мыло, зубная щетка, расческа, лук, лимон, яблоки, чеснок, колбаса, молоко, кукла, игрушечная машинка, книга, конфета, скакалка, мяч и др.

Проблемная ситуация «Место для отдыха». Задание направлено на выявление навыка детей определить влияние окружающей среды на здоровье людей. Детям показывают четыре картинки с изображениями: улицы большого города, по которой идет транспорт; лесной поляны с цветами; комнаты с сидящим у телевизора мальчиком; предметов одежды, бытовой техники и косметики. Взрослый говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумным улицам города, где едут машины; можно поехать в лес или парк, где растут деревья, цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин за покупками; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку. Объясни свой выбор».

Уровни развития навыков ЗОЖ у детей по поведенческо-деятельностному критерию.

Высокий уровень – ребенок проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости, присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.

Средний уровень ‒ ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий, но она связана с положительным эмоционально-чувственным переживанием или проявляется на основе подражания другим детям; частично присваивает переданный взрослыми опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность. Способен выявить направленную на формирование здорового образа жизни сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности.

Низкий уровень ‒ ребенок не проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и гигиенических мероприятий, не присваивает переданный взрослыми опыт и не переносит его в самостоятельную деятельность. Не способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности и предметов окружающей действительности.

Данные, полученные в результате наблюдения, заполнялись в таблице №6.

Таблица№6

Результаты наблюдений за детьми при исследовании поведенческо-деятельностного компонента.

Ф.И.ребенка

Уровень развития

1.

2.

3.

Обобщенные результаты исследования представлены в таблице №7.

Таблица №7

Критерии развития навыков ЗОЖ

Средняя группа

2020-2021уч.г.

Старшая группа

2021-2022 уч. г.

Подготовительная группа

2022-2023 уч. г.

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Поведенческо-деятельностный

42,8%(12 детей)

39,2%(11 детей)

18%(5 детей)

64,3%(18 детей)

32,2%(9 детей)

3,5% (1 ребенок)

71,5%( 20 детей)

28,5%(8 детей)

-

Вывод: Высокий уровень по поведенческо-деятельностному критерию вырос на 28,7%, средний уровень снизился на 10,7%, низкий уровень снизился на 3,5%.

Сводная таблица мониторинга усвоения программы детьми.

Критерии развития навыков ЗОЖ

Средняя группа

2020-2021уч.г.

Старшая группа

2021-2022 уч. г.

Подготовительная группа

2022-2023 уч. г.

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Высокий

уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

Когнитивный

25%(7 детей)

35%(10 детей)

32,1%(9 детей)

35,7%(10 детей)

53,5%(15 детей)

10% (3 детей)

53,5%(15 детей)

46,4%(13 детей)

-

Эмоционально-мотивационный

50%(14 детей)

42,8% (12 детей)

7%(2 ребенка)

60,7% (17детей)

35,8% (10 детей)

3,5% (1 ребенок)

71,5% (20 детей)

25%(7 детей)

3,5% (1 ребенок)

Поведенческо-деятельностный

42,8%(12 детей)

39,2%(11 детей)

18%(5 детей)

64,3%(18 детей)

32,2%(9 детей)

3,5% (1 ребенок)

71,5%( 20 детей)

28,5%(8 детей)

-

Количество детей в группе 28 человек.

Таким образом, сравнительный анализ результатов мониторинга в 2020-2023 учебных годах показал рост усвоения программного материала детьми, т.е. прослеживается положительная динамика развития ребенка. В основном показатели выполнения программы лежат в пределах высокого и среднего уровня. В целом можно отметить, что работа по образовательной программе «Быть здоровым - здорово » благотворно сказывается на результатах итогового мониторинга. Таким образом, образовательная деятельность в группе «Теремок» реализуется на достаточном уровне.

  1. Организационный раздел

  1. Режим дня в группе в холодный период:

Режимные моменты

Время

Приём детей, осмотр, самостоятельная игровая деятельность, индивиду-

альная работа, утренняя гимнастика

Подготовка к завтраку, завтрак

Игровая и самостоятельная деятельность

Организованная образовательная деятельность

Самостоятельная игровая деятельность, индивидуальная работа

Подготовка к 2-ому завтраку, 2-ой завтрак

Игры, подготовка к прогулке, прогулка (игры, индивидуальная работа,

наблюдение, труд)

Возвращение с прогулки, игры

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

Подготовка к полднику, полдник

Игры, самостоятельная деятельность детей, организованная образова-

тельная деятельность/ совместная деятельность с детьми

Игры, Чтение художественной литературы

Подготовка к ужину, ужин

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

В теплый период:

Режимный момент

Время

Приём детей на улице, осмотр, самостоятельная игровая деятельность,

индивидуальная работа, утренняя гимнастика на свежем воздухе

Подготовка к завтраку, завтрак

Игровая и самостоятельная деятельность

Совместная деятельность с детьми, индивидуальная работа, ЧХЛ, само-

стоятельная игровая деятельность

Подготовка к 2-ому завтраку, 2-ой завтрак

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, индивидуальная работа,

наблюдение, труд, совместная деятельность с педагогом)

Возвращение с прогулки, закаливающие процедуры

Подготовка к обеду, обед

Подготовка ко сну, дневной сон

Постепенный подъём, воздушные, водные процедуры

Подготовка к полднику, полдник

Игры, самостоятельная деятельность детей

Подготовка к прогулке, прогулка, совместная деятельность с детьми,

индивидуальная работа

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину, ужин

Подготовка к прогулке, прогулка, игровая деятельность, индивидуаль-

ная работа, уход детей домой

Список методической литературы

  • Физическое воспитание в детском саду / Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаи- ка-синтез, 2006.
  • Теория и методика физического воспитания и развития ребенка / Э.Я. Сте- паненкова. – М.: аcademia, 2001.
  • Двигательная активность ребенка в детском саду / М.А. Рунова. – М.: Мо- заика-синтез, 2000.
  • Ознакомление с природой через движение / М.А. Рунова, А.В. Бутилова. – М.: Мозаика-синтез, 2006
  • Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных обра- зовательных учреждений / Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. рунова. – М.: Мозаика-синтез, 1999.
  • Физическая культура – дошкольникам / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2004.
  • Физическая культура в старшей группе детского сада / Л.Д. Глазырина. – М.: Владос, 2005.
  • Физкультура – это радость / Л.Н. Сивачева. – СПб.: Детство-пресс, 2001.
  • С физкультурой дружить - здоровым быть / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ «Сфе- ра», 2009.
  • Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учрежлении / Н.С. Галицына. – М.: Скрепторий, 2004.
  • Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет / Л.В. Яковлева, Р.А. Юдина.

– м.: владос, 2003.

  • Тематические физкультурные занятия и праздники в дошкольном учрежде- нии / А.П. Щербак. – М.: Владос, 1999.
  • Физкультурные праздники в детском саду / В.Н. Шебеко, н.н. Ермак. – М.: просвещение, 2003.
  • Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет / Л.И. Пензулае- ва. –М.: Владос, 2002.
  • Лечебная физкультура для дошкольников / О.В. Козырева. – М.: Просвеще- ние, 2003.
  • Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мо- заика-синтез, 2006.
  • Букварь здоровья / Л.В. Баль, В.В.ветрова. – М.: Эксмо, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Титульный лист программы по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год

Программа по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказом завед...

Титульный лист программы по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год

Программа по формированию основ безопасного образа жизни у дошкольников от 4 до 5 лет на 2019-2020 учебный год принята на педагогическом совете (протокол №1 от 23.08.2019г.), утверждена приказом ...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...

Консультация для родителей на тему: " Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни".

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них= воспитание в семье....