Опыт работы «Использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
статья

Оксана Анатольевна Панина

В связи с введением ФОП в дошкольное образование можно сделать вывод, что необходимо внедрять новые формы образовательного процесса и изменить его содержание. В современных условиях развитие ребенка невозможно без построения системы формирования его здоровья.  Поэтому мы стараемся уделять особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии. А полноценное физическое здоровье связано с их психологическим и эмоциональным благополучием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я хочу предоставить вашему вниманию опыт работы по теме «Использование здоровьесберегающих (коррекционных) технологий в работе с детьми дошкольного возраста»».

 В связи с введением ФГОС в дошкольное образование можно сделать вывод, что необходимо внедрять новые формы образовательного процесса и изменить его содержание. В современных условиях развитие ребенка невозможно без построения системы формирования его здоровья.  Поэтому мы стараемся уделять особое внимание обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни, применяя на практике инновационные здоровьесберегающие технологии. А полноценное физическое здоровье связано с их психологическим и эмоциональным благополучием.

  Для решения этой задачи мы совместно с психологом в своей работе применяем Арт-терапию, в которой заключается подбор нетрадиционных методов и технологий. Это метод воздействия на ребенка с помощью рисования, лепки, сказок. Все это очень близко детям и способствует самовыражению: застенчивым и нерешительным в своих действиях детям, помогает избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным – переключиться на более спокойный вид деятельности.  Критерием здоровья ребенка является гармония его с самим собой и окружающей средой, а так же способность понимать чужие чувства и свои.
Именно поэтому мы поставили перед собой задачу – развивать эмоциональную сферу детей, улучшать их психическое развитие.   Современная арт-терапия включает множество направлений и методов:

  Пескотерапию - ребенок часто словами не может выразить свои переживания, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное он приобретает бесценный опыт самовыражения своих чувств, эмоций, переживаний.

Сказкотерапию - метод, использующий сказочную форму для развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.  Находясь в сказке, ребенок взаимодействует со сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем. В своей работе я использую различные приемы работы со сказкой: прослушивание и анализ, групповое рассказывание, сочинение сказки, рассказывание и придумывание продолжения, инсценировки, рисование сказки, что способствует разрешению внутренних конфликтов и снятию эмоционального напряжения, изменению жизненной позиции и поведения.

Куклотерапию - для современного ребенка кукла — прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в символического партнера для игры. В куклотерапии применяются разнообразные куклы: куклы-марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные и многие другие. Куклотерапия – позволяет преодолеть психологическую защиту ребенка, активизирует настроение и заинтересованность, замкнутые дети включаются в игру; развивает навыки коммуникативного взаимодействия друг с другом, обогащает словарный запас.

Изотерапию  -  одна из популярных и доступных методов познания себя. На бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение, дает возможность успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Этот метод устраняет агрессивное поведение, зажатость, неуравновешанность, низкую самооценку, чувства одиночества и улучшается психологический климат в коллективе. И на примере рассмотрим некоторые техники изотерапии.

1. Марания: рисование ладошками, пальчиками.

Естественность такого рисования способствует тому, что ребенок «забывает» о социальных запретах и незаметно для себя может осмелиться на действия, которые обычно не делает. Это служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

2. Монотипия.

На гладкой поверхности – делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Снимать можно по разному. Получается оттиск с разными эффектами в зеркальном отражении. Этот прием мы используем для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

3. Рисунок на пене.

Пена для бритья – очень необычная поверхность для рисования. Краску на ней можно растягивать и закручивать красивыми завитками и другими узорами. Эта техника помогает развитию фантазии, воображения, оказывает удивительный успокоительный эффект. Рекомендуется для профилактики и коррекции тревожности и страхов.

4. Рисунок на стекле.

Этот прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности, которые боятся ошибиться. Подходит зажатым детям, так как провоцирует активность. Совместное рисование на одном стекле как проблемная ситуация провоцирует детей устанавливать и поддерживать контакты, уступать или отстаивать позиции, договариваться.

6. Рисование предметами окружающего.

Это использование для рисования нетипичных предметов: рисование палочками, губками, печатками и т.д. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребенка служит знаком вовлеченности в творческую деятельность, успешности адаптационного процесса, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей. И еще это просто весело!

Лепка (из глины, пластилина, теста) также исключительно благотворно воздействует на нервную систему, снимает напряжение и расслабляет. Тесто или пластилин можно мять, катать, сжимать. Растягивать, скручивать, рвать на кусочки или сплющивать. Все эти действия отражают различные чувства и эмоции. Лепка из теста полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью. А также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии.

   Арт-терапию, применяемую в работе с детьми, можно правомерно представить, как здоровьесберегающую инновационную технологию.

Как оказалось, это превосходный метод работы с детьми с различными способностями, в группах со смешанным уровнем развития, поскольку он позволяет каждому ребенку действовать на собственном уровне и быть принятым. Этот метод может быть применен для развития навыков общения и является идеальным инструментом для повышения самооценки и укрепления уверенности в себе, оказывает влияние на становление ребенка как личности общества, способствует сохранению и укреплению психического здоровья детей, развивает творческое начало, а значит, затрагиваются все направления Основной образовательной программы ДОУ. Совместно с психологом мы провели диагностику, где видно,  что у детей снизился уровень тревожности, агрессивности,  улучшилась познавательная активность, повысилась самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических ...

Опыт работы ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЦЕЛОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОЦЕССА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие воспитателя, логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и кор...

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...

Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный признак – использование психолого-педагогическ...

Статья "Опыт работы по здоровьесберегающим коррекционным технологиям. Арт-терапия"

В статье представлен опыт работы по песочной, тканевой и цветотерапии....