Маленькими шагами к своему личному успеху (Обучение плаванию детей с ОВЗ)
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья, индивидуальный подход на основе учета двигательных и психических нарушений. индивидуальный подход на основе учета двигательных и психических нарушений. Мотивирующие мероприятия для детей пробуждающие больший интерес к занятиям по плаванию и стремлению к успеху.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malenkimi_shagami_novikova_o.yu_.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Маленькими шагами к своему личному успеху (Обучение плаванию детей с ОВЗ)

Новикова О.Ю. инструктор физкультуры МБДОУ ДС №181 г. Челябинска

Я работаю в детском саду № 181 инструктором физкультуры по плаванию. Дети, посещающие его, имеют особенности в психофизическом развитии: нарушение опорно–двигательного аппарата, органическое поражение центральной нервной системы, детский церебральный паралич, задержку речевого и психического развития.

При обучении плаванию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) решающую роль играет индивидуальный подход на основе учета двигательных и психических нарушений.

Одни дети активны и самостоятельны, отличаются выраженным стремлением к преодолению своих двигательных затруднений. Другие напротив, вялы, малоподвижны, они не используют даже имеющие двигательные возможности, требуют постоянной стимуляции к движению. Так как дети одного возраста имеют различный уровень моторного и психического развития, распределяю их на подгруппы с учетом индивидуальных особенностей. С некоторыми детьми занятия провожу индивидуально, они не могут заниматься в группе и находиться в воде без сопровождения. При обучении плаванию таким детям важна помощь в выполнении движений. Важным фактором успешности занятий является эмоциональная заинтересованность детей и преодоление страха перед водой. Эмоционально положительное отношение к занятию побуждает ребенка к преодолению трудностей.

Обучая детей плаванию, стараюсь развивать физические и волевые качества, двигательные возможности, организованность, активность, дисциплинированность и самостоятельность. В дальнейшем выявляю и реализовываю компенсаторные возможности ребенка с ограниченными возможностями путем организации и проведения занятий в условиях водной среды.

Обучение плаванию в детском саду осуществляю на основе Учебного пособия А. Д. Котлярова, Г. Л. Котляровой « Методика обучения плаванию в дошкольном учреждении». Это одна из базовых методик, которая представляет систему работы по обучению плаванию детей 3-7 лет, а так же раскрыты вопросы, касающиеся организации и методики проведения занятий по плаванию с дошкольниками.

Дети посещают бассейн 2 раза в неделю, начиная с 2х лет. Для данного возраста разработан цикл занятий. Основным для раннего возраста является знакомство с водной средой. Занятия с детьми начинаю с адаптационного периода, прихожу к ним в группу, знакомлюсь, играю с ними. Приглашаю детей с воспитателем на экскурсию в бассейн. Знакомлю ребят с помещениями бассейна (раздевалкой, душевой комнатой, чашей бассейна, игрушками, со спортивным плавательным инвентарем), правилами поведения в бассейне и в воде. Дети приходят посмотреть занятия с детьми постарше. Постепенно занятия переходят в водную среду. Положительные эмоции детей - это первый и важный шаг для достижения цели. В группах раннего возраста основной частью занятия является игра. Ребенок играя, знакомится со свойствами воды. Учится передвигаться в воде, преодолевая плотность воды, учится держаться на воде в надувных кругах, нарукавниках, выполнять несложные дыхательные упражнения.

Дети 3х-4х лет учатся свободно передвигаться в водном пространстве, задерживать дыхание выполнять погружение и выдох в воду, лежать на поверхности воды, скользить в нарукавниках, с доской или без помощи плавучих средств, учатся работать ногами как при плавании способом кроль.

Дети 4х-5ти лет выполняют лежание на груди и на спине в течение 2-4 сек., обучаются выдохам в воду, опуская лицо. Умеют выполнять движения ногами как при плавании способом кроль на груди у поручня, с подвижной опорой, а кто то и самостоятельно.

Дети 5ти-6ти лет выполняют многократные движения руками как при плавании облеченным способом кроль на груди (без выноса рук из воды), проплывают облегченным способом на груди или на спине до 7 метров.

С детьми 6ти-7ми лет работа направлена на отработку сформированных ранее плавательных умений и навыков, совершенствование техники плавания на груди и на спине в полной координации. Согласование работы рук и ног при плавании кролем на груди и на спине. К концу года умеют проплывать облегченным способом на груди или на спине 7 метров. Умеют проныривать под водой 4-7 метров.

В старшей и подготовительной группах провожу соревнования по умению выполнять плавательные упражнения. На соревнованиях дети демонстрируют свои умения перед своими сверстниками, педагогами, родителями. Во время соревнования отмечаю и поддерживаю каждого ребенка, хвалю за удачное выполнение задания, за упорство и смелость. Все дети посещающие бассейн участвуют в соревнованиях. Программа соревнований адаптируется с учетом психофизических особенностей детей. Все результаты заносятся в протокол и по лучшим результатам определяются победители в личном и командном первенстве. Каждый ребенок получает поощрение и небольшой приз. Это важный момент, который демонстрирует важность участия, подчеркивает его значимость, укрепляет уверенность в собственных силах.

Коллективные соревнования учат детей взаимодействовать в группе, ставить коллективные цели выше личных, налаживать общение со сверстниками. Ребенок, прежде всего, соревнуется с самим собой вчерашним и ставит собственные цели. Не быть лучше других, а быть лучшим из того чем можешь быть. Такой подход в дальнейшей жизни обеспечивает психологическую стабильность. Моя задача и окружающих взрослых ребенка, дать возможность почувствовать себя самостоятельным, выражать уверенность в его способностях, настраивать малыша на успех.

В результате соревнований выявляются дети, которые показывают хорошие результаты. С этими детьми мы участвуем в районной и городской спартакиаде по плаванию наравне с детьми других садиков с 2015 года и занимаем призовые места, как в командном, так и в личном первенстве. Награждение детей обязательно проходит в детском саду. Это мотивирует всех детей. Победы детей стимулируют сверстников еще лучше стараться на занятиях, преодолевать себя, использовать свои возможностями, быть более внимательными и старательными. Это очень важно для наших детей, с незрелой эмоционально волевой сферой. Ребенок может хорошо плавать, но быть совершенно не заинтересованным в результате, для него важен только сам процесс плавания. Такие дети хорошо мотивируются через успехи других детей. У них пробуждается интерес к занятиям, формируется стремление к успеху. Соревнования в своем коллективе, поездки на соревнования в другой детский сад, участие в мероприятиях - все это помогает детям в позитивной социализации.

Спорт является важнейшим фактором социализации человека с ОВЗ, способствуя социальной мобильности, достижению социального успеха и качества в целом. С гордостью хочу отметить, некоторые наши выпускники связали свою жизнь с большим спортом:

Саша Переляев имеющий инвалидность (спастический гемипарез) соревнующийся со здоровыми детьми 13 летним школьником в 2018 году сумел стать Чемпионом страны, а затем завоевать бронзу на первенстве мира по грэпплингу (вид борьбы разработан на основе самбо, дзюдо, вольной борьбы и бразильского джиу-джитсу).

Алексей Хряпкин имеет первый разряд по пауэрлифтингу (силовой вид спорта) среди лиц с нарушением опорно – двигательного аппарата. Победитель чемпионата Челябинской области 2019 года. Призер Чемпионата Европа – Азия 2020 года.

Кокарев Александр в марте 2023 года стал бронзовым призером первенства России по настольному теннису (спорт глухих) в командном разряде, выступая за сборную команду юношей Челябинской области.

Новиков Никита – мастер спорта по настольному теннису среди лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА). Победитель Кубка России Мартяшевой 2019 года. Завоевал в 2022году на кубке России золотую медаль в командном разряде. На чемпионате России в марте 2023 года в Пензе завоевал золотую медаль в паре.

Буркова Василина – заняла 1 место 10 апреля 2023 года на чемпионате и первенстве России по фитнес-аэробике в возрасте 10 лет, в возрастной категории 9-11 лет. Я уверена, что этот список будет только расти.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) регулярные занятия физической культурой должны стать жизненно необходимым и обыденным делом для поддержания здоровья, благополучия, и повышения жизни в будущем. В этом состоит моя задача привить любовь и желание заниматься физической культурой и спортом, потому что активное движение для них - это сама жизнь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению плаванию детей среднего дошкольного возраста (второй год обучения)

Задачи: Формировать гигиенические навыки:раздеваться и одеваться в определенной последовательности; аккуратно складывать одежду; самостоятельно пользоваться полотенцем; последовательно вытирать час...

Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»

По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...

Консультация для инструкторов по плаванию "Взаимодействие детского сада и семьи по обучению плаванию детей на глубокой воде"

В консультации подробно описано содержание работы с семьей по созданию условий, при которых дошкольники наиболее успешно будут овладевать навыками плавания, совершенствовать свои умения. Разобраны про...

Перспективное планирование занятий по плаванию в средней группе «Система обучения плаванию детей дошкольного возраста» А.А. Чеменева, Т.В. Столмакова

Перспективное планирование, график распределения учебного материала, конспекты занятий на весь учебный год по обучению детей средней группы плаванию...

Успех в обучении плаванию детей дошкольного возраста.

Чтобы добиться успеха в обучении плаванию малышей, у каждого педагога свой подход. Я предлагаю вашему вниманию свою точку зрения....

Использование элементов синхронного плавания при начальном обучении плаванию детей дошкольного возраста

Введение элементов синхронного плавания на уроках плавания в общеобразовательных учреждениях дает возможность увеличить количество детей, освоивших навык плавания, повысить уровень плавательной подгот...

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста , с элементами прикладного плавания

Конспект открытого сюжетного занятия по обучению плаванию детей старшего дошкольного возраста "В поисках сокровищ", с использованием элементов прикладного плавания...