"Двигательная деятельность, как одна из составляющих здорового образа жизни дошкольника»
консультация

Калякулина Надежда Ивановна

Консультация для педагогов дошкольного образовательного учрежздения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.51 КБ

Предварительный просмотр:

«Двигательная деятельность, как одна из составляющих здорового образа жизни дошкольника»

    Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

    В настоящее время вопросы охраны здоровья детей, формирования культуры здоровья и мотивации к здоровому образу жизни стали одним из важнейших направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений. Но здоровье детей продолжает находиться в критическом состоянии. Как показали результаты специального изучения, проводимого сотрудниками Российской медицинской академии под руководством Голубевой Л.Г., из 273 обследованных врачами детей у 225 имеются те или иные отклонения в здоровье. Физиологическая незрелость наблюдается у 60%, функциональные отклонения – у 70%, хронические заболевания – у 50%. Если 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке.

   Кроме того, было установлено, что наименее информированными о состоянии здоровья ребенка оказываются родители. В дошкольном детстве у детей возникает множество проблем со здоровьем и развитием, но родители не всегда осознают это. При этом у них создается картина так называемого ложного благополучия, вследствие которой дети не получают своевременную медицинскую помощь, для них не создают необходимые условия в семье по выполнению режима дня, закаливанию, питанию и т.п. Кроме того, для успешного решения задачи формирования у дошкольников потребности к здоровому образу жизни важен и необходим пример родителей. Но очень малое количество семей придерживается правил «здорового поведения». Все эти моменты провоцируют дальнейшее ухудшение здоровья детей дошкольного возраста.

   В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» - «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п.1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Так в нормативных документах определяется отношение государства к вопросу взаимодействия детского сада и семьи.

  Таким образом, целью взаимодействия детского сада и семьи является создание единого образовательного пространства, в котором всем участникам педагогического процесса (детям, родителям, педагогам) уютно, интересно и полезно. Такой союз ориентирован на согласованность воспитательных и развивающих воздействий на ребенка. Поэтому очень важно оказывать необходимую помощь родителям, привлекать их к участию в совместных физкультурных мероприятиях — физкультурные досуги и праздники, походы. И здесь важен принцип сотрудничества, а не параллельности.

   Во многих семьях сведены к минимуму игровая деятельность и двигательная активность дошкольников. Участие в мероприятиях, организованных в детском саду, позволит родителям лучше узнать своего ребенка, наладить с ним отношения, а также получить знания об организации физического воспитания в семье.

Основу системы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников составляет идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные институты призваны поддержать и дополнить их деятельность.

Все родители мечтают, чтобы их дети были здоровыми, умными, добрыми, и прилагают для этого соответствующие усилия. Большинство – готово принимать участие в физическом развитии малышей, но этому мешает отсутствие необходимых знаний и умений. Зачастую родители стремятся быть примером для ребенка, но испытывают трудности в организации физкультурных, в т. ч. совместных, занятий.

Совместная работа с семьей должна строиться на следующих основных положениях:

1. Единство. Оно достигается если и детский сад и семья отлично разбираются в целях и задачах воспитания здорового ребёнка. Если родители ознакомлены с основным содержанием, методами и приёмами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Если педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребёнка в детском саду.

3. Индивидуальный подход к каждому ребёнку и к каждой семье. Учет интересов семьи и способностей ребёнка.

4. Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей. Такое положение подразумевает не только взаимную доброжелательную критику, но и укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.

В соответствии с вышеперечисленными положениями работа с семьей ориентируется на:

- целенаправленную санитарно-просветительскую работу, которая пропагандирует общегигиенические правила, рациональный режим, сбалансированное и полноценное питание, закаливание и т.д.;

- ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения;

- ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка;

- участие родителей в составлении индивидуальных планов или программ оздоровления детей;

- обучение родителей конкретным приемам и методам оздоровления: ЛФК, дыхательная гимнастика, разнообразные виды закаливания, самомассаж и т.д.;

- ознакомление родителей с лечебно-профилактическими мероприятиями, которые проводятся в детском саду, а также их обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (аромотерапия, фитотерапия и т.д.);

С целью повышения физической и валеологической компетентности родителей, а также гармонизации детско-родительских отношений  работа в д/с ведется посредством организации разнообразных форм взаимодействия детского сада и семьи – традиционных и нетрадиционных.

Так, на родительских собраниях сообщается основной объем сведений о физкультурно-оздоровительной работе, проводимой в дошкольном учреждении, ее результатах и путях улучшения.

Во время специально организованных Дней открытых дверей родители воспитанников имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике и гимнастике после дневного сна, физкультурном занятии, могут наблюдать организацию питания, сна, закаливающих и оздоровительных мероприятий, игр детей и другие режимные процессы. После просмотра специалист готов ответить на все вопросы, касающиеся развития и воспитания ребенка.

На открытых занятиях родитель имеет возможность не только наблюдать образовательный процесс, но и оценить характер активности своего ребенка, степени управления собой и своими действиями для решения поставленной задачи.

«Домашние задания» способствуют повышению двигательной активности детей, помогают подтянуть отстающего в развитии движений дошкольника, скоординировать занятия по физическому воспитанию в домашних условиях. С этой целью используются рекомендации по методике выполнения движений на индивидуальных листках здоровья, где даются комплексы упражнений с рисунками, схемами и подробным описанием их правильного выполнения.

Родители оказывают посильную помощь на подготовительном этапе организации совместных физкультурных досугов, праздников для детей и взрослых. Можно предложить родителям вместе с детьми изготовить атрибуты, нестандартное оборудование и инвентарь, предложить свои идеи относительно организации и проведения праздника.

С целью предупреждения утомления и оздоровления детей в летнее-оздоровительный период при участии родителей организуется «Неделя здоровья», которая включает в себя спортивно-музыкальные развлечения, спортивные игры и упражнения, соревнования, досуги, экскурсии – походы на природу.

ЭТАПЫ и ЗАДАЧИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ:

Подготовительный

Заинтересовать и побудить родителей включиться в воспитательно-образовательный процесс по формированию здорового образа жизни, узнать как можно больше о д/с, которые посещает их ребенок. Совершенствование содержания и образования в д/саду в соответствии с реализуемой программой .

Просветительский

- открытие клуба «Здоровая семья»;

- подбор методических рекомендации по созданию здоровьесберегающей среды;

- распространение лучшего опыта семейного воспитания;

- подбор литературы по ЗОЖ в библиотеке.

Совместная деятельность с семьей.

- создание семейного клуба;

- проведение семейных праздников, акций, «Дня открытых дверей», с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей;

- создание участков для совместной двигательной активности родителей и детей.

ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Интерактивная: -  анкетирование;

-  интервьюирование

- проведение опросов, «Почтовый ящик» 

-  дискуссия;

-  круглые столы;

-  консультации специалистов.

-  родительские собрания .

- «День открытых дверей»;

- «Посиделки»

Традиционная:

- Туристический поход

- «Вазовская версточка»

- «Веселые старты», «Юный гимнаст»

- «Неделя здоровья»

- Спортивные досуги «Мама, папа, я – спортивная семья»

- Тематические праздники.

Просветительская:

- Бюллетени, информационные листы

- Уголок в группе

- Использование СМИ для освещения деятельности д/с по формированию ЗОЖ у детей

- материалы для интерактивной рамки «Галерея здоровья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие у дошкольников элементарных представлений о составляющих здорового образа жизни.

Формирование у детей валеологического сознания т.е. бережное и заботливое отношение к своему здоровью....

Формирование у детей дошкольного возраста основ культуры питания как одной из составляющих здорового образа жизни

Формирование основ культуры питания мы видим через реализацию программы «Будь здоров, как Максим Орлов!» (Программа разработана по инициативе Правительства Омской области, автор программы: Ю.В. Аристо...

Мини-лекция "«Двигательная активность - как одно из условий здорового образа жизни дошкольников»

В данной мини - лекции описывается  о значении двигательной активности в режиме дня дошкольника, какие условия необходимо создать для развития и оздоровления детей....

Экологическое воспитанию дошкольников, как одно из основ здорового образа жизни

laquo;К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство п...

«Прогулка – одна из составляющих здорового образа жизни»

Прогулка — это педагогически организованная форма активного отдыха детей на свежем воздухе, целью которой является укрепление здоровья детей, развитие их физических и умствен...

Консультация «Нравственное здоровье как одна из составляющих здорового образа жизни»

laquo;Помните, что первые семь лет жизни - самое важное время в формировании физического здоровья человека. А значит, этот период нужно грамотно смоделировать, иначе впоследствии за сегодняшние...