Картотека упражнений на развитие речевого дыхания
картотека

Халимова Зулайхо Зайдулоевна

Развитие речевого дыхания детей дошкольного возраста – ключевой процесс при формировании  связной и понятной речи. В развитии речевого дыхания в этом возрасте есть определенные особенности:

  • низкий уровень мускулатуры. Неформированность мышечных структур речевого аппарата у детей такого возраста требует регулярных упражнений на речевое и обычное дыхание;
  • недостаточное контролирование глубины и ритма дыхания. Ребенок может забывать поддерживать дыхание в нужных моментах во время разговора или неверно оценивать глубину дыхания;
  • плохое сопряжение дыхания с другими элементами произношения слов. Для обеспечения равномерности речи необходимо правильно сочетать дыхание с фонемами;
  • отсутствие ритмичности речи. Ребенок может произносить слова с неправильным тоном, что затрудняет понимание высказывания.

Для улучшения качества речи можно проводить специальные упражнения на развитие речевого дыхания, которые будут включать в себя дыхательную гимнастику, игры с музыкой, занятия логоритмики (различение ритма), чтение и повторение стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_uprazhneniy_na_razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx731.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"

http://letopisi.org/images/a/a1/%D0%AD%D0%BC%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%8B_%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0_%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE.jpg             

Картотека упражнений

на развитие речевого дыхания

https://image.winudf.com/v2/image/Y29tLmtiZXJlbV9zY3JlZW5zaG90c18xX2Q4YTM4NmVk/screen-1.jpg?h=710&fakeurl=1&type=.jpgг. Нижневартовск

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи.

Оно обеспечивает нормальное голоса- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

Формирование речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания.

При правильном речевом дыхании малыш сможет верно произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно и соблюдать необходимые паузы.

Качество речи, её громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания. Ведь для того чтобы можно было легко произнести развёрнутую фразу достаточно выразительно, с правильной интонацией, нужно владеть плавным, достаточно продолжительным выдохом через рот.

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несёт развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача - это формирование у ребёнка сильного и плавного выдоха ртом.

Начинать занятия следует с развития физиологического дыхания. Прекрасным средством для того являются общеразвивающие и лого ритмические игры и упражнения, которые целесообразно включать в комплексы оздоровительной и утренней гимнастики, в физкультурные и музыкальные занятия, а в теплое время года - в прогулки.

Самое первое, чему ребенку важно научиться - это делать сильный плавный выдох ртом. Малышу надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно.

Ключевая цель дыхательной гимнастики — научить дошкольника правильно дышать, а значит, укрепить его здоровье. 

Лёгкие должны максимально наполняться в процессе вдоха, грудная клетка — расширяться.

При выдохе крайне важно, чтобы высвободился весь воздух, в противном случае оставшийся будет ограничивать поступление нового в необходимом объёме.

Игры-упражнения, направленные на развитие способности осуществлять плавный выдох

и регулировать его силу (подготовительный этап)

«Качели»

Цель: укрепление физиологического дыхания у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку.

Вдох и выдох - через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

«Лети-порхай»

Цель: развитие длительного плавного выдоха.

Оборудование: узкая коробка из-под рулета красочно оформленная, фигурки из материала легкой текстуры, привязанные на нити.

Ход игры: - Наступило прекрасное, теплое утро, солнышко взошло высоко в небо. Вот проснулись и запели птички, зайчики поскакали искать себе пищу. Ах, посмотрите, запорхали бабочки, листочки. Закачались звездочки на небе, цветочки от легкого ветерка Покажи, как? Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

«Буря в бутылке»

Цель: формирование правильной, непрерывной воздушной струи

Оборудование: маленькая пластиковая бутылка (от фруктового сиропа 200 мл.) красочно оформленная, с отверстием в крышке, раскрошенный пенопласт, конфетти или кусочки мишуры, пластиковая трубочка. В бутылке сделать отверстия для трубочки, внутрь положить кусочки раскрошенный пенопласт, конфетти или кусочки мишуры.

Ход игры: - Ребята, давайте устроим настоящую снежную бурю.

Для этого нужно набрать побольше воздуха и подуть в трубочку, белые кусочки пенопласта и конфетти закружатся.

«Попади мячом в ворота»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: шарик от настольного тенниса или ватный шарик, ворота из стаканчика из-под йогурта или обклеенная коробка с условной разметкой футбольного поля, коктейльные трубочки.

Ход игры: - Сегодня ребята, мы проводим соревнование кто точнее попадет мячом в ворота. Итак, мы начинаем. Участники, улыбнитесь, положите широкий язык на нижнюю губу (упражнение "Лопаточка") и плавно, со звуком [Ф], дуем на шарик.

Внимание! Следить за щеками ребенка, и чтобы он произносил [Ф], а не [Х], то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Бабочки порхают»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Оборудование: тубусы из-под туалетной бумаги, нитки, яркие фантики из-под конфет, клей, скотч.

Тубусы можно украсить.

Ход игры: - На лесной полянке проснулись красивые бабочки, но летать пока не хотят, давай им поможем, подуем на них, носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на бабочек, как ветерок, стараясь не надувать щеки. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.

«Укутай ёлочку снежком»

Цель: формирование правильной, непрерывной воздушной струи; активизация губных мышц.

Оборудование: пластиковый контейнер любой формы, картонная ёлочка, маленькие комочки бумаги, помпоны или шарики от пенопласта, пластиковая трубочка.

Ходи игры: - Бедная ёлочка замёрзла в лесу зимой. Морозко забыл укутать её в снежную шубку. Помоги Морозке согреть ёлочку. Для этого нужно набрать побольше воздуха, подуть в трубочку и снежок укутает маленькую ёлочку.

«Сдуй дождинки с листочка»

Цель: развитие длительного плавного сильного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: бумажные капельки на ниточках, прикрепленные к листочку.

Ход игры: - Представьте, что сейчас лето. Пойдемте на прогулку в сад. Недавно прошел дождик. Давайте сдуем с листиков капельки дождя.

«На листочки я подую. Все дождинки быстро сдую»

Цель: развитие сильного плавного и продолжительного выдоха.

Оборудование: сюжетная или предметная картинка небольшого размера, цветная бумага.

Ход игры: - Хотите попробовать себя в роли детектива? Хорошо! Нам пришло секретное задание, его нужно расшифровать. Для этого носом вдохнем, сложим губы трубочкой и длительно подуем, не надувая щек на цветные полосочки, как ветерок. Постарайся разглядеть, что скрыто за цветными полосками.

«Разноцветные шарики»

Цели: укрепление круговой мышцы рта; тренировка навыка правильного дыхания; формирование углубленного ритмичного выдоха.

Оборудование: разноцветный кружок.

Посмотри-ка, мой дружок,
Вот какой у нас кружок!
Наш кружок прекрасный,
Ярко-ярко красный.

Шарик сделанный из цветной бумаги, закрепленный ниткой с двух сторон в виде фонарика. Ребенок берет двумя руками за нитки и дует на шарик, на расстоянии 10-15 см. При этом важно следить, чтобы малыш стоял прямо и дул, используя один длинный выдох, не добавлял воздух порциями.

Игры, подобные этому упражнению придумать легко: можно дуть на кораблики, запущенные в ёмкости с водой или ванне, можно сдувать со стола кусочки ваты («снежинки», устраивая соревнование, какая снежинка первая пролетит заданное расстояние.

«Нюхаем цветы»

Вдохнуть воздух носом, задержать ненадолго дыхание, сделать полный выдох.

«Задуваем свечи»

Почему-то все дети очень любят задувать свечки:-)

Используйте это в обучающих целях. Глубокий вдох носом и ровных сильных выдох ртом.

Когда одну свечку удается легко загасить, можно поиграть в именинный пирог.

Отличная возможность попрактиковаться в контроле над длительностью и силой выдоха.

«Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.

Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе «п-ф-ф» - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем «ф-р-р» - а это уже довольный ежик.

Повторите с ребенком три-пять раз.

«Надуй шарик»

Цель: тренированнее силы вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух - ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

«Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух».

Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу».

Продолжительность - до 30 секунд.

Тренируем дыхание, используя речевой материал

 (развитию собственно речевого дыхания)

После того как ребёнок научился делать глубокие плавные выдохи нужно переходить к заданиям, которые стимулируют эффективное развитие собственно речевого дыхания.

На данном этапе целесообразно использовать не только упражнения, направленные на развитие правильного выдоха и вдоха, но и вводить задания с воспроизведением речевого материала

Для этого нужно вместе с ребёнком многократно повторять произношение гласных, слогов и звукосочетаний, используя один выдох:

Дождь закапал за окном - кап, кап, кап;
Кукла Маша просит кушать - А-ааа, у-ууу;
Мишка топает за шишкой - Топ, топ, топ;
Укачиваем малыша - «Ааа-аа-аа!»;
Воет волк - «Ууу-ууу»;
Дождик капает - «кап-кап-кап»;
Дождик капает по крыше -па-па-па;
Зайка прыгает -оп-оп-оп;
Дует ветер - у-у-у-у и т. д.

Пой со мной!

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.

Ход игры: сначала взрослый предлагает ребёнку вместе с ним спет «песенки». - Давай споем песенки.

Вот первая песенка: "А-А-А!" Набери побольше воздуха - вдохни воздух. Песенка должна получиться длинная.

Во время игры необходимо следить за четким произношением и утрировать артикуляцию звуков.

Сначала поем звуки А, У, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.
- Вот вторая песенка: "У-У-У!" Теперь "О-О-О!", "И-И-И!", "Э-Э-Э!"

- Давай устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Звуки вокруг нас

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Ход игры: взрослый предлагает ребёнку поиграть в такую игру.

В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит: "У-У-У!" А пароход на реке гудит: "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

Обратите внимание ребёнка на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/11/12/s_5facf506ba41f/1564959_1.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека упражнений для развития речевого дыхания

laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи»...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что после вдоха, ко...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания детей.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать....

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

Цель: развитие и воспитание правильного речевого дыхания....

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

Рекомендации родителям по развитию речевого дыхания (игровой материал)...