Конспект занятия по валеологии Тема: «Командир моего организма – мозг».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Халимова Зулайхо Зайдулоевна

Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.

Задачи:

Образовательные: формировать знания о том, что мозг является своеобразным «командиром», принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» (глаза, язык, уши, нос, руки) и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам.

-Закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира.

-Познакомить детей с его удивительным свойством – памятью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komandir_moego_organizma_mozg.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по валеологии

Тема: «Командир моего организма – мозг». 

Цель: Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить.

Задачи:

Образовательные: формировать знания о том, что мозг является своеобразным «командиром», принимающим сигналы от своих пяти «разведчиков» (глаза, язык, уши, нос, руки) и посылающим команды выполнить то или иное действие различным органам. 

-Закрепить знания детей об органах чувств (слух, зрение, вкус, обоняние и осязание) и уточнить, какое значение для человека имеют органы чувств при восприятии им окружающего мира. 

-Познакомить детей с его удивительным свойством – памятью.

Развивающие: Развивать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.

Воспитательные: Формировать бережное отношение к своему организму, навыков сотрудничества, самостоятельности, активности.  

Планируемые результаты: Формирование потребности здорового образа жизни приведет к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.  Таким образом, сформированные традиции здорового образа жизни становятся достоянием наци, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

 Метод наглядный (наблюдение, рассматривание картин, демонстрация видеороликов; показ изображений с применением компьютеров), словесный (проблемные вопросы, художественное слово), практический – поиск.

Приемы: вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); указание (целостное и дробное); пояснение; объяснение; педагогическая оценка; беседа (после просмотра видеоролика).

Технологии: здоровье сберегающие, информационно-коммуникативная, личностно-ориентированное взаимодействие с детьми

Оборудование:

Демонстрационный материал, презентация, цветная таблица с изображением мозга, карточка мозг, череп, грецкие орехи, карточки с изображением органов чувств, схема «Цветовые центры мозга», рисунок с изображением кораблика, правила «Как сохранить мозг здоровым»). Тарелочка с продуктами (булка, апельсин, чеснок), три стакана воды, различной на вкус (солёная, сладкая, кислая), трубочка на каждого ребенка, лист бумаги на каждого ребенка, простые карандаши, грецкие орехи.

Активизация словаря:

Центр зрения, слуха, осязания и обоняния, извилины, кора мозга.

Предварительная работа:

Беседа и рассматривание с детьми картин, иллюстраций, презентаций, фотографий «мое тело». Чтение художественной литературы, дидактические игры.

Ход занятия

    I – Вводная часть

Дети стоят в кругу.

Воспитатель: чтение стихотворения В.Новикова, показ детьми частей тела на схеме тела человека

«Есть четыре помощника на службе у тебя,                                                              

 Не замечая, их используешь, шутя:                    

Глаза тебе даны, чтоб видет,                                                                                            

А уши служат, чтобы слышать,                                                                                    

Язык во рту, чтоб вкус понять,                                                                                        

А носик – запах различать.                                                                                                        

 Быть у каждого должна очень "умной" голова. 

 Я верчу ею как умею голова сидит на шее

Животик, спинка, грудь, их вместе всех зовут – туловище. 

Съел еду я всю, и вот мой наполнился живот.

На прогулке не забудь закрывать от ветра грудь

 Руки – чтоб ласкать, трудиться, воды из кружечки напиться.                                  

На руке сидят мальчики очень дружные пальчики                                                 

Бегут по дорожке резвые ножки.                                                                   

Спотыкнулся через Генку и ушиб себе коленку.  

                                                     

 Ребята, какие части тела мы не назвали и не показали?»                                    

Дети: - Плечи, таз, бедро, стопа.                                                                                        

Воспитатель: -Молодцы хорошо вы знаете строение тела человека.  

II. Основная часть.

 I.Вводная беседа.

Дети сидят на стульях перед компьютером.  

Воспитатель: -Кто такой командир? (Ответы детей)

Воспитатель: - А знаете ли вы, что в каждом из нас живет вот такой «командир»?

(Педагог показывает детям цветную таблицу с изображением мозга)  

- Кто из вас знает, как его зовут? (Ответы детей)

Воспитатель: - Это головной мозг - самый главный наш орган, без которого мы не можем жить. (Воспитатель предлагает детям показать на себе месторасположение мозга).  

Правильно, мозг надежно спрятан в нашей черепной коробке (цветная таблица с изображением черепа) . Человеческий мозг сложно устроен, но самая главная его часть - это кора мозга. На что она похожа? (Показывает половинку грецкого ореха без скорлупы и предлагает сравнить ее с «извилистыми, спутанными морщинками – бороздками» коры головного мозга) Сложный узор у извилин головного мозга. У каждого человека извилины различные.  А знаете, дети, у нашего мозга есть секрет, хотите, я вам его открою?  У нашего «командира» - мозга есть память. Он может запоминать на долгие - долгие годы множество запахов, картин, звуков и никогда их не забывать. Наш мозг можно сравнить с компьютером – (Картинка). Почему? (Ответы детей.) А как вы думаете, какие органы помогают мозгу всё это запомнить?

Дети: - Глаза, уши, нос, язык, руки. 

Воспитатель: - Правильно, это глаза, уши, нос, язык, руки. Они помогают нам познать окружающий мир, и поэтому мы называем их нашими помощниками.

Воспитатель: -Давайте поиграем.

2. Игровое упражнение «Угадай, кто тебя позвал?»

 Один ребенок отворачивается, а остальные по очереди называют его имя. Ребенок-водящий угадывает голоса товарищей.

Воспитатель: -Кто, Саша, тебе подсказал, что это был голос Сережи?

Сережа: - Память.

Воспитатель: -При помощи чего ты узнал его голос?

Сережа: - Ушей.

Воспитатель: -Это первый наш помощник. Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их.

3. Игровое упражнение «Определи на вкус».

Воспитатель предлагает детям попробовать прозрачную воду из трех стаканов, приглашая три человека одновременно.

Воспитатель: -Что же ваша память вам подсказывает?

(в первом стакане вода кислая, во втором - соленая, в третьем - сладкая). От кого вашему «командиру» - мозгу пришло такое сообщение? (От языка). Поверхность языка имеет участки, каждый из которых воспринимает определенный вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус?

 (Горькими, сладкими, кислыми, солеными). Это второй помощник.

4. Игровое упражнение «Узнай по запаху».

Детям предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится на тарелке (апельсин, чеснок, хлеб).

Воспитатель: - Ребята, под этой салфеткой кое - что спрятано. Давайте попробуем угадать по запаху, что там находится. А наши помощники-носики нам в этом помогут. Нос – третий помощник. (Дети поочередно выполняют задание)

- Чтобы ваши носы хорошо дышали, предлагаю выполнить дыхательную гимнастику.

5. Дыхательная гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать.

Отдыхать умеем тоже -

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко - легко подышим.

(Глубокий вдох, через нос, руки медленно поднять, ладони свести вместе. Подняться на носки, подтянуться вверх, задержав дыхание. Медленный глубокий выдох со звуком ААААА, руки в такт выдоху опускаются вниз).

6. Игровое упражнение «Узнай друга».

Из группы детей выбираются два человека. С закрытыми глазами они «исследуют» других детей, касаясь руками головы, волос, одежды.

Воспитатель: -Кто же тебе подсказал, что это был Саша? (Память). А от кого мозг принял донесение, что это был Саша? Это наши руки – четвертый помощник  

7. Игровое упражнение «Зрительный диктант».

Дети садятся за столы. Воспитатель несколько секунд показывает рисунок с корабликом. Дети должны нарисовать увиденное изображение на листе.

(Дети выполняют задание).

Воспитатель: -Кто передал мозгу эти сведения?

Дети: -Глаза.

Воспитатель: --Кто подсказал, что это кораблик?

Дети: -Память.

Воспитатель: - -От кого мозг принял сигнал?

Дети: - От глаз

Воспитатель: -  Это пятый помощник. Давайте сделаем гимнастику для глаз.

8. Гимнастика для глаз «Белка».

Белка дятла поджидала, (Резко перемещать взгляд вправо - влево)

Гостя вкусно угощала:

- Ну-ка, дятел, посмотри (Перемещать взгляд вверх - вниз)

Вот орехи: раз, два, три!

Пообедал дятел с белкой (Помигать глазами)

И пошел играть в горелки. (Закрыть глаза и открыть).

Воспитатель: - Мы узнали, что у нашего мозга есть память. А помогают ему запоминать наши (органы чувств). Давайте рассмотрим с вами схему «Цветовые центры мозга»: зрительный слуховой, тактильный, обонятельный, вкусовой. (Воспитатель показывает схему). Теперь вы знаете, почему я наш мозг все время называю «командиром»? (Ответы детей). Мозг в считанные секунды принимает сигналы, поступающие из различных органов тела, сортирует их, а затем посылает команды всем частям тела (пальцам, векам, ногам, носу, плечам) выполнить то или иное действие. Все эти центры мозга умеют работать вместе, вот как мы с вами.

III. Итог занятия.

Воспитатель: - А как сохранить мозг здоровым? Что для этого необходимо делать?

Дети: - Делать зарядку; соблюдать режим; правильно питаться; быть на свежем воздухе;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Командир моего организма – мозг"

Конспект  образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.Тема: «Командир моего организма – мозг».Цель: Дать детям представлен...

Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Командир моего организма – мозг».

Конспект открытого занятия в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Презентация к конспекту игре - занятию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «Командир моего организма – МОЗГ».

Цель:·         Дать детям представление о том, что мозг - важный орган человеческого организма, без которого человек не может жить....

Конспект занятия по формированию КГН «Моем, моем трубочиста»

Конспект занятия по формированию КГН «Моем, моем трубочиста»...