Мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в ДОУ»
методическая разработка

мастер- класс учителя -логопеда для педагогов ДОУ  по темеиспользования  здоровьесберегающих технологий в работе с детьми

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Здоровьесберегающие технологии

в работе с детьми  с ОВЗ в ДОУ»

                                                     

                                                     Подготовила и провела

                                          Учитель-логопед

                                      Стуенко Т.Г.

Ноябрь 2023г.

ВВЕДЕНИЕ

В связи с внедрением нового федерального государственного образовательного стандарта, основная цель дошкольного образования — обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования, при этом важно учитывать и психофизиологические особенности детей из числа лиц с ограниченными возможностями.

В настоящее время отмечается неуклонный рост числа детей с ОВЗ:  проблемами речи и недоразвитием психических процессов, соматически ослабленных, с нарушением слуха и зрения.

В связи с этим, в последние годы широкое применение в работе с детьми с проблемами в развитии получила здоровьесберегающая практика (технологии).

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности.

Итак, здоровьесберегающие образовательные технологии – это прежде всего технологии воспитания и культуры здоровья детей, позволяющие дошкольнику эффективно решать задачи здорового образа жизни, укрепить и сохранить то, что дано природой и развить (скорректировать) имеющиеся отклонения. Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой  частью  коррекционной работы педагога.

В своей практической деятельности в нашем ДОУ я использую 3 вида современных здоровьесберегающих технологий:

Технологии сохранения и стимулирования здоровья: 

динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, расслабляющая.

Технологии обучения здоровому образу жизни: 

проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, массаж, точечный самомассаж.

Коррекционные технологии: 

кинезиология, технологии коррекции речи, психогимнастика, фонетическая ритмика,  артикуляционная гимнастика, биоэнергопластика, Су – Джок терапия, развитие графомоторных навыков.

Благодаря использованию здоровьесберегающих технологий у детей происходит:

- улучшение памяти, внимания, мышления;

- повышение способности к произвольному контролю;

- улучшение общего эмоционального состояния;

- повышается работоспособность, уверенность в себе;

- стимулируются двигательные функции;

- снижает утомляемость;

- улучшаются пространственные представления;

- развивается дыхательный и артикуляционный аппарат;

- стимулируется речевая функция;

- улучшается соматическое состояние.

И сегодня мне бы хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с некоторыми вышеизложенными методами, которые я использую в своей работе.

        Для начала, я предлагаю вам зарядиться положительными эмоциями, а для этого мы отправимся в лес.

Ведь где как не в лесу можно прекрасно отдохнуть (Звучит музыка леса).

Сядьте, пожалуйста, удобно и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и цветов. В самой чаще у реки стоит скамейка, присядьте на неё. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: прошёл дождь, ветер доносит запах сосен. Вдыхайте запахи носом, чувствуйте удовольствие от вдоха, а на выдохе отпускайте  напряжение из вашего тела.

Запомните свои ощущения и чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами на протяжении всего мастер — класса. А сейчас хорошо отдохнувшие, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем мастер-класс «Здоровьесберегающие упражнения в работе с детьми с ОВЗ.

Дыхание-это то, чем человек может управлять. Правильное дыхание избавляет человека от многих болезней и не допускает их появления. Правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы. Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Это очень актуально для маленьких детей, так как в большинстве своем это гиперподвижные, легко возбудимые дети.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Требования к выполнению дыхательных упражнений: выполнять упражнения каждый день по 3 – 6 мин, в зависимости от возраста детей; проводить упражнения в хорошо проветриваемых помещениях или при открытой форточке. Вдыхать воздух через нос, выдыхать – через рот; вдыхать легко и коротко, а выдыхать – длительно и экономно. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2 – 3 сек.

Кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
Важно научиться сильно и правильно дуть.

ВНИМАНИЕ!

  1. Вдох надо делать через нос.
  2. Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это
    происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
  3. Важно, чтобы ребёнок дул с силой (а не просто выдыхал). Воздушная
    струя должна быть узкая, холодная. Если воздушная струя тёплая, рассеянная и слышится звук, похожий на [X], значит, ребёнок дует неправильно.
  4. Не заставляйте ребёнка дуть длительное время, иначе у него может закружиться голова.

После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть.

«Чей ветерок сильнее?» Вытяни губы трубочкой, набери воздух и с силой дуй на руку себе. Выполни 3-4 раза и отдохни.

«Сдуй снежинку»  Улыбнись, немного высунь язык и положи широкий язык на нижнюю губу. Сделай вдох и, как бы произнося долгий звук [Ф-Ф-Ф], сдуй «снежинку» (ватный комочек) с ладони. Повтори несколько раз, постепенно отводя ладонь со «снежинкой» на все большее расстояние. (Если у ребёнка не получается сделать язык широким, выполни предварительно упражнение «Месим тесто».)

«Загони мяч» Вытяни губы трубочкой и с силой дуй на ватный шарик на столе, стараясь загнать его в «ворота» (между двумя карандашами).

«Фокус» Сделай «чашку» (боковые края языка прижми к верхней губе, посередине остается желобок).  Положи маленький кусочек ватки на кончик носа. Сделай вдох через нос.

Сильно дуй через рот на ватку, чтобы она полетела вверх.

ВНИМАНИЕ!

Следите, чтобы ребёнок дул с силой, резко. Если слышится что-то похожее на звук [X], значит, ребёнок дует неверно: воздушная струя слишком рассеянная и «фокуса» не получится — ватка не полетит вверх.

Подыши одной ноздрей
Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей, активизация мозгового кровообращения.
Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальцем правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки - через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз. Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно.

Ветер (очистительное, полное дыхание)
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
Радуга, обними меня
Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Исходное положение - стоя или в движении.
2. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.
3. Задержать дыхание на 3-4 секунд.
4. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.
Повторить 3-4 раза. Повторить 3-5 раз упражнение «Дышим тихо, спокойно и плавно».

         Насос
1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперед-вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).
3. Выдох произвольный. Повторить 3-6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторить 3 раза упражнение, затем наклоны вперед-назад (большой маятник), делая при этом вдох-выдох. Руки при наклоне вперед свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам. При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.
Повторить 3-5 раз.
Все эти  упражнения, можно делать с детьми как физкультурную паузу.

Я предлагаю вам сделать сейчас вместе со мной сделать следующие упражнения:

«Аист» - стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

«Комарик» - сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Для организации коррекционно - образовательного и оздоровительного процесса с детьми я использую различные виды массажа и самомассажа

Давайте с вами встанем и представим, что мы пришли на весенний лужок.

Массажная физминутка

Мы пришли на луг, светит солнышко.(потянуться руками вверх)

Солнышко ласковое и приятное      ( сделать массаж головы).

Ветерок ласкает наши щёчки            ( помассировать  щёки).

Сильнее и сильнее дует ветерок      ( растереть руки плечи)

Вдруг закапал дождик                        ( сильно хлопать в ладоши).

Гром и молния                                      ( стопами сильно стучать по полу).

Воспитатели могут использовать массажные физминутки на групповых занятиях

Речевая игра с самомассажем «Дождик»

Кап-кап, надо нам расходиться по домам                    

(Дети пальцами делают массаж головы  друг другу.)

Гром-гром как из пушек, нынче праздник у лягушек  (пальчиками стучат по спинке друг другу)

Град-град, сыплет град,      (кулачками стучат по спинке друг другу)

Все под крышами сидят.     (один приседает, другой делают «Крышу»перегибаясь телом через него)

В своей работе я также использую элементы точечного массажа. Учёным давно известно, что есть связь между участками кожи и внутренними органами. В результате точечного массажа укрепляются защитные силы организма. И он сам начинает вырабатывать «лекарства», которые намного безопаснее таблеток.

Я хочу познакомить вас с самомассажем  ушных раковин.

Он  производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук.

При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.

Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не должно превышает 2 минут и проводить такой массаж можно 1 – 2 раза в день.

Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным.

Взяли ушки за макушки            (Большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                                   (Несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                 (Несильные нажимы пальцами)

Вниз до мочек добежали.       (С постепенным   продвижением вниз)

Мочки надо пощипать              (Пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять...   (Приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём      (Провести по краю уха, слегка сжимая большим и указательным пальцами)

И к макушкам вновь придём.    

 Полезно сделать массаж ног и рук волшебным орешком. Для этого я использую грецкие орехи , а также массажные мячики.

Вот волшебный орешек лежит, помассировать руки( ножки) велит.

Следующий метод, с которым я вас познакомлю, Су - Джок терапия.

 Су - Джок терапия – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су Джок –терапия оказывает воздействие на биоэнергитические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.

Сейчас мы выполним массаж пальцев рук «Су-Джок» он будет представлен в стихотворной форме. Данный массаж выполняется специальным массажным шариком. Я буду проговаривать текст, и показывать движения, а вы повторяйте за мной.

Цель массажа: воздействовать на биологически активные точки по системе Су - Джок, стимулируя речевые зоны коры головного мозга.

Гимнастика с мячом «Ежик»

  Мы возьмем в ладошки «Ежик»                (берем массажный мячик)

И потрем его слегка,                                  (в одной ручке держим мячик, другой проводим по нему)

Разглядим его иголки,                               (меняем ручку, делаем то же самое)

Помассируем бока.                                    (катаем между ладошек)

«Ежик» я в руках кручу,                           (пальчиками крутим мячик)

Поиграть я с ним хочу.                             (подкидываем мяч)

Домик сделаю в ладошках –                    (прячем мячик в ладошках)

Не достанет его кошка.                            (прижимаем ладошки к себе)

А сейчас я хочу познакомить вас с ещё одним методом - кинезиология.

Кинезиология — это наука о развитии головного мозга через движения или по — другому «Гимнастика мозга». Состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнения с элементами кинезиологии.

Упражнения «Как мы  себя любим», «Плечо — пояс», «Локотки»

Звучит песня «Улыбка». На первый куплет выполняется упражнение «Как мы себя любим»: дети разводят руки в стороны, затем обнимают себя, скрестив руки на груди, чередуя движения: сначала правую руку кладут поверх левой, затем левая — поверх правой и т.д. На припев выполняются упражнения «Плечо — пояс» (правую руку кладут на плечо, левую на пояс, затем наоборот), «Локотки» (правая рука указывает на левый локоть, левая — на правый), где также чередуются движения правой и левой рук.

Кинезиологическая физминутка «Колечко» выполняется за столами.

Поочерёдно и как можно быстрее перебирайте пальцами рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и обратном порядке. Сначала каждой рукой отдельно, затем двумя руками сразу.

Движения, пересекающие среднюю линию тела «Перекрестные движения».

Мы делаем одновременные движения правой рукой и левой ногой, левой рукой и правой ногой. Главное, чтобы эти движения пересекали среднюю линию твоего тела. Когда работают оба полушария твоего мозга, тебе легче, проще узнать что-то новое!

Движения, пересекающие эту линию, интегрируют работу полушарий мозга. 
Поэтому «Перекрестные шаги» способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации. А еще снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота.

1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено. 
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя. 
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наобор

4. правая рука указательный палец на нос, левая рука на правое ухо. Хлопок – поменяли положение рук.

«Перекрестные движения» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота (4-8  раз).

Валеологическое просвещение родителей.

Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей. Поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых. Лишь при условии целенаправленной совместной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс «Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе».

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навы...

Доклад на тему: "Здоровьсберегающие технологии в логопедии". Мастер-класс по здоровьесберегающим технологиям.

Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы работы принадлежат...

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ"

Показать педагогам и родителям возможности развития мелкой моторики детей с помощью нестандартных предметов....

Мастер-класс "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми является важным фактором сохранения здоровья и своевременного гармоничного развития ребёнка....

Мастер-класс "Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста"

Самой актуальной проблемой во все времена является сохранение и укрепление здоровья детей. В данном мастер-классе представлены приемы и формы работы с детьми, которые способствуют укреплению здоровья ...