Картотека "Пальчиковая гимнастика для детей среднего дошкольного возраста"
картотека (средняя группа)

Физминутки по развитию мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchikovye_igry.docx35.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 250»

Картотека

«Пальчиковая гимнастика

для детей среднего дошкольного возраста»

Воспитатели:

Баун Лидия Васильевна

Четверикова Юлия Николаевна

Барнаул

Скрут

«Кто живет под потолком?»

(руки в стороны)

-Гном.

(руки « колпачком» над головой)

«У него есть борода?»

(руки в стороны)

-Да.

(кисти рук у подбородка)

«И манишка, и жилет?»

(руки в стороны).

-Нет.

(руки к груди).

«Как встает он по утрам?»

- Сам.

(руки «в боки»).

«Кто с ним утром кофе пьет?»

-Кот.

(пальчики- «усики»).

«И давно он там живет?»

-Год.

(указательный палец правой руки - вверх).

«Кто с ним бегает вдоль крыш?»

(руки в стороны).

-Мышь.

(ладошки – «ушки»)

«Ну, а как его зовут?»

-Скрут.

(переплести пальчики обеих рук).

Прятки

В прятки пальчики играли.

И головки поднимали.

Вот так, вот так,

Так головки поднимали.

(сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Домик

Раз, два, три, четыре, пять.

(разжимаем пальца из кулака по одному, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(ритмично разжимаем все пальцы вместе).

Раз, два, три, четыре, пять,

(сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак,

начиная с мизинца).

В домик спрятались опять.

(ритмично сжимаем все пальцы).

Апельсин

Мы делили апельсин.

Апельсин всего один.

Эта долька для ежа.

Эта долька для чижа.

Эта долька для улитки.

Эта долька для крота.

Ну, а волку кожура

(начиная с мизинца, загибаем попеременно все пальцы).

Пальчики

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

-Тише, пальчик, не шуми!

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

(сгибаем поочередно пальчики).

Самолет

Летит самолет

Высоко- высоко!

Ему на посадку

Зайти нелегко.

Летчик за кругом

Делает круг…

Ему самолет

И товарищ и друг.

На взлетную полосу

Сел самолет,

Вперед пробежал-

И закончил полет.

Двери открылись,

Под трапом земля,

И пассажиров

Встречают друзья.

(правая рука изображает самолет,

большой палец и мизинчик оттопырены – это крылья).

Пропавшие руки

У меня пропали руки.

(руки за спиной).

Где вы, рученьки мои?

Раз, два, три, четыре, пять-

Покажитесь мне опять!

(игру можно изменить, вставляя вместо рук: глаза, уши,, нос и т д .

дети закрывают руками то, что было названо, и убирают руку после

последней строчки).

Дружба

Дружат в нашей группе,

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружимся,

Маленькие пальчики

(ритмичное касание пальцев обеих рук,

затем соединяем в замок).

Зайка

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит

Вот так, вот, так!

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал.

(Поднести пальцы к голове и шевелить ими,

Поворачиваясь вправо и влево.

Хлопают в ладоши,

Прыгают на одном месте.

Дети разбегаются в рассыпную).

Цветок

Вырос высокий цветок на поляне.

(руки в вертикальном положении,

ладони друг к другу,

развести пальцы и слегка округлить их).

Утром весенним раскрыл лепестки.

(развести пальцы рук).

Всем лепесткам красоту и питанье,

Дружно дают под землей корешки.

(ритмичные движения пальцами вместе – врозь).

(Ладони опустить вниз и тыльной стороной

Прижать друг к другу, пальцы развести).

Динь – динь – бом!

Динь – динь – бом!

(дети поворачивают руки ладонями то

вверх, то вниз).

Ходит кошка с бубенцами!

(те же движения ладонями).

Мыши сразу услыхали,

Динь – бом, динь – бом!

Быстро в норку побежали.

(кончики пальцев быстро бегут по столу).

Динь бом, динь – бом!

Не поймаешь их теперь!

Динь – бом, динь бом!

(дети показывают то кулак, то ладонь).

Дом

На опушке дом стоит.

(сложить ладони «домиком» над головой).

На дверях замок висит.

(сомкнуть ладони в «замок»).

За дверями стол стоит.

(накрыть правой ладонью кулачок левой руки).

Вокруг дома частокол.

(руки перед собой, пальцы растопырены).

«Тук- тук!» - дверь открой!

(постучать кулачком по ладони).

«Заходите, я не злой!»

(руки в стороны ладонями вверх).

Сороконожки

Две сороконожки,

Бежали по дорожке.

Бежали, бежали.

И друг друга повстречали.

Так друг друга обнимали,

Что мы еле их разняли.

(пальчики бегут навстречу друг другу).

Помощники

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

(вращаем ладонями)

Раз, два, три, четыре, пять,

Не сидится им опять.

(сгибаем и разгибаем пальцы на обеих руках)

Постучали, повертели

(стучим кулачками друг о друга)

И работать расхотели.

Этот пальчик хочет спать,

(сгибаем пальчики, начиная с мизинца)

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

А другой давненько спит.

Кто у нас еще шумит?

Тише, тише, не шумите

Пальчики не разбудите.

(говорим шепотом)

Утро ясное придет,

Солнце красное взойдет.

(говорим громче)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать

(разгибаем пальчики из кулачка поочередно).

Просыпайся, детвора!

В садик пальчикам пора!

(руки с раскрытыми ладонями).

По грибы

Раз, два, три, четыре, пять

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел!

От того и потолстел!

(попеременно сгибаем пальчики,

начиная с мизинца).

Утята

Раз, два – шли утята.

Три , четыре – за водой,

А за ними плелся пятый,

Позади, бежал шестой.

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал,

А девятый всех догнал,

А десятый испугался,

Громко – громко запищал.

Пи – пи – пи, не пищи,

Мы тут рядом поищи!

Семья могучая

В одном лесу дремучем

(показать руками над головой «деревья»)

Жила семья могучая.

(сложить ладони в «замок»)

У них был дом огромный,

(соединить пальцы, «крыша»)

И крыша с трубой темной

(поднять средние пальцы «труба»)

Из трубы в колечки дым.

(«колечки» из пальцев)…

«Плим, плим, плим..»

(пощелкать пальцами).

Засолка капусты

Мы капусту рубим, рубим,

(резкие движения прямыми кистями вниз и вверх)

Мы морковку трем,

(пальцы обеих рук сжать в кулаки,

Движение кулаков к себе то себя)

Мы капусту солим,

(движение пальцев, имитирующие

Посыпание солью из щепотки).

Мы капусту жмем!

(интенсивно сжимаем пальцы

обеих рук в кулаки).

Замок

На двери висит замок.

(соединить пальцы обеих рук в замок).

Кто его открыть бы мог?

Потянули,

(пальцы сцеплены в замок,

Руки тянем в разные стороны).

Покрутили,

(движения сцепленными пальцами

от себя, к себе).

Постучали.

(пальцы сцеплены, основания

ладоней стучат друг о друга).

И открыли!.

(пальцы расцепляются, ладони в стороны).

Мой домик

Пусть мой домик кос и крив,

Посмотри, как он красив!

Видишь - из окошка!

Выглянула кошка!

(Дети смотрят на « домик» со всех

Сторон с одобрением).

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву!»

(Дети сильно дуют на «домик»).

Но он крепкий, домик мой!

Хоть косой он и кривой!

(Дети ладошками как бы пытаются

сдавить « домик», но он не поддается).

Пусть неделю ветер воет-

Домик мой меня укроет!

(Дети делают ладошками крышу

над головой).

Пальчик – мальчик

Пальчик – мальчик,

Где ты был?

С этим братцем-

В лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем,

С этим братцем,

Песни пел, да плясал,

Малых деток забавлял!

Твои пальчики

Этот пальчик – самый большой,

Самый веселый и самый смешной!

(показываем большой палец)

Этот пальчик – указательный,

Он солидный и внимательный.

(показываем указательный палец).

Этот пальчик средний,

Ни первый, ни последний.

Этот пальчик – безымянный,

Он не любит каши манной.

(согнуть безымянный палец, как

буд-то он не хочет каши)

Самый маленький – мизинчик,

Любит бегать в магазинчик!

(оттопырить мизинец, буд-то

он хочет убежать от остальных пальцев).

Емеля

Мы спросили у Емели:

«Назови нам дни недели».

Стал Емеля вспоминать,

Стал Емеля называть

- Дядька крикнул мне «Бездельник».

Это было в понедельник.

На забор я лез и дворник

Гнал метлой меня во вторник.

В среду я ловил жука

И свалился с чердака.

Воевал в четверг с котами

И застрял под воротами.

В пятницу дразнил собаку,

Изорвал себе рубаху.

А в субботу – вот потеха!

На свинье верхом поехал.

В воскресенье отдыхал,

На мосту сидел, дремал,

Да с моста свалился в реку

Не везет же человеку!

Так у нашего Емели

Дни недели пролетели!

(загибаем по порядку пальцы,

Начиная с мизинца).

Пальчики

Разожми свой кулачок,

Посмотри, скорей - ка:

В кулачке твоем живет

Славная семейка!

Первый палец-

Самый главный

Он как папа

Он – большой.

И совсем похож на маму-

Указательный,

Второй.

Третий, пальчик,

Средний-

Твой братишка

Пятилетний.

А четвертый

Очень странный

От того, что-

Безымянный:

У него как у щенка,

Нету имени пока.

А мизинец-

Пятый пальчик,

Как его мне не узнать?

Это ты и есть,

Мой мальчик,

Научившийся считать.

Раз, два, три, четыре, пять!

(разжимаем пальчики по очереди).

Братцы

Ну – ка, братцы, за работу!

Покажи свою работу.

Большому – дрова рубить.

Печи все – тебе топить.

А тебе – воду носить.

А тебе – обед варить.

А малышке – песни петь,

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять!

(загибаем пальцы, начиная с большого).

Десять тонких пальцев

Десять тонких пальцев

Ходили по грибы.

Один под елкою заснул,

И их осталось девять.

Девять тонких пальцев

Ходили по грибы

Один под елкою заснул,

И их осталось восемь.

Восемь тонких пальцев

Ходили по грибы

Один под елкою заснул,

И их осталось семь.

Семь тонких пальцев

Ходили по грибы.

Один под елкою заснул,

И их осталось шесть.

И т. д. (загибаем пальцы).

Улитка

В саду за старою калиткой

Ползет по камешку улитка,

Улитка выпустила рожки

И смотрит, будто из окошка.

Но вдруг увидела меня

И спряталась, как от огня,

В ракушку - домик завитой.

А я пошел к себе домой

(правая рука изображает улитку:

указательный и средний пальцы - это усики,

сначала они высунуты;

левая рука сжата в кулак,

изображает домик улитки).

Разыгра

Девочки и мальчики, где же ваши пальчики?

(спрятать руки за спину).

Пошли пальчики с утра

(пошевелить пальцами)

В гости к тете Разыгра.

(похлопать в ладоши).

На скамеечке сидели,

(на большом пальце правой руки

«посидеть» каждым пальцем левой руки,

Начиная с мизинца).

Да в окошечко глядели.

(сложить «окошечки» перед

глазами из пальцев).

Напились чаю, чаю разыграю

(чередовать хлопки и показ

больших пальцев).

Солнышку ладошки погладили

Немножко.

(погладить ладошки,

слегка массируя их).

Пальчики подняли – лучиками стали!

(выпрямить и растопырить пальцы

обеих рук).

Прогулка

Пошли пальчики гулять,

(пальцы обеих рук сжаты в кулаки,

большие пальцы опущены вни

и как бы прыжками двигаются по столу)

А вторые догонять.

(ритмичные движения по столу

указательными пальцами).

Третьи пальчики пешком,

(медленные движения средних пальцев0.

А четвертые бегом.

(движения пальцев в быстром темпе)

Пятый пальчик поскакал,

(ритмичные движения мизинцами)

И в конце пути догнал!

(хопнуть руками в ладоши).

Изба

Вот стоит изба-

(делаем домик из рук)

Может, в ней весна?

(вытягиваем руки вперед)

Тук-тук-тук!

(стучим кулачком правой руки по ладони левой)

Разбудил весну этот стук.

Распахнулись ворота,

(распахиваем руки)

И пришла весна - красна!

Разбудила лес весенний,

(поднимаем руки вверх, изображаем деревья)

Землю солнышком согрела!

(показываем руками вниз, затем над головой

изображаем солнце).

Две птички

Сидят две птички,

Маленькие синички.

Сидят, прижавшись тесно в гнезде,

Тепло в гнезде на высоте.

Вот первая проснулась,

Проснулась, встрепенулась-

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

Вторая проснулась,

Проснулась, встрепенулась-

И к солнышку взлетела,

И песенку запела.

И вот две птички вместе

Под солнышком летают,

И солнышко лучами

Птичек согревает.

Май – сердце весны.

Месяц май – пой да гуляй!

Солнышко и туча

Стоит в небе домик.

(изображаем крышу)

В нем солнышко живет.

(руки в верху, ладони крест накрест,

пальцы раздвинуты)

Чай из самовара

На крылечке пьет.

(одна ладонь блюдце, другой

«пью чай» из чашки, подносим

ко рту)

А солнышко, похоже

Лицом на человека.

(указательные пальцы

к щекам)

И бродит у крылечка

Облачко – свечка.

(качаем руками над головой)

Вдруг угрюма, тяжела

Туча на небо вползла.

(понимаем руки вверх

и рисуем тучу)

Туча к солнышку ползла

Громко молнию везла.

(сжимаем кулачки и трясем

над головой)

Загремело у ворот

-Кто тут в домике живет?

(стучим кулачками по коленям)

Солнышко не испугалось

Вышло и заулыбалось.

(руки «полочка», покачиваем ими)

-Пожалуйте в гости!

Только чур, без злости.

(Вытягиваем руки вперед)

Тут случился странный случай

(пожимаем плечами)

Гром умолк,

Не стало тучи.

(ладони к щекам,

покачиваем головой)

И на синие луга

Вышла радуга – дуга!

(«рисуем» радугу).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по оздоровительной ритмической гимнастике для детей среднего дошкольного возраста «Цветик - семицветик» .

Занятие по оздоровительной ритмической гимнастике с детьми дошкольного возраста...

Комплекс партерной гимнастики для детей среднего дошкольного возраста

Упражнения на полу или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами достичь сразу 3-х целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц. Мышцы и суст...

«Друзья Ёжика». Конспект НОД с элементами пальчиковой гимнастики для детей среднего дошкольного возраста

Программные задачи:·         продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом, использовать навыки работы с природным материалом.·...

«Волшебные пальчики». Конспект НОД с элементами пальчиковой гимнастики для детей среднего дошкольного возраста

Цели: Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковые игры, творческое воображение, фантазию, терпение....

Дыхательная гимнастика для детей среднего дошкольного возраста

В консультации говориться о том, какую роль занимает дыхательная гимнастика в развитии ребёнка. А так же приведены примеры игр, в которые можно поиграть вместе с ним....

Развитие пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Представлены материалы: доклады из опыта, конспекты занятий, игры по развитию пальчиковой и артикуляционной гимнастики у детей с ЗПР, ОНР, алалия и др....