Тьюторское сопровождение ребёнка с детским церебральным параличом в условиях общеобразовательного детского сада
статья

Моисеева Анна Николаевна

Материалы Х Всероссийской научно- практической конференции "Адаптация детей и молодёжи к современным социально- экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий". Абакан, 27 октября 2023г.

В современном образовательном пространстве становится особо актуальным вопрос о инклюзивном подходе к формированию групп воспитанников детских садов, обучающихся других образовательных учреждений. Это обусловлено несколькими моментами: во-первых подобный подход обеспечивает реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации; во-вторых, дети с ограниченными возможностями психического или физического здоровья имеют возможность коммуникации со сверстниками, имеющими сохранное развитие, что обеспечивает социальную ситуацию развития каждому. Подобный подход к организации дошкольного обучения позволяет в полной мере реализовать воспитательный потенциал образовательной ситуации: у детей формируется толерантное и доброжелательное отношение к детям, которые немеют ограниченные возможности, воспитывается желание помогать, быть ответственным за совместную деятельность, анализировать собственное поведение, планировать деятельность, предвосхищая последствия; при этом для детей с ОВЗ есть возможность проявить свои интересы, общаться в обогащенной речевой и предметной среде, получать опыт социального взаимодействия, который компенсирует особенности эмоционального и личностного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_moiseeva_a_n.docx26.57 КБ

Предварительный просмотр:

А.Н. Моисеева,

воспитатель МБДОУ Подсинский детский сад «Радуга», Алтайский район, с. Подсинее

ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЁНКА С ДЦП В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ДЕТСКОГО САДА

В современном образовательном пространстве становится особо актуальным вопрос о инклюзивном подходе к формированию групп воспитанников детских садов, обучающихся других образовательных учреждений. Это обусловлено несколькими моментами: во-первых подобный подход обеспечивает реализацию прав детей на образование в соответствии с «Законом об образовании» Российской Федерации; во-вторых, дети с ограниченными возможностями психического или физического здоровья имеют возможность коммуникации со сверстниками, имеющими сохранное развитие, что обеспечивает социальную ситуацию развития каждому. Подобный подход к организации дошкольного обучения позволяет в полной мере реализовать воспитательный потенциал образовательной ситуации: у детей формируется толерантное и доброжелательное отношение к детям, которые немеют ограниченные возможности, воспитывается желание помогать, быть ответственным за совместную деятельность, анализировать собственное поведение, планировать деятельность, предвосхищая последствия; при этом для детей с ОВЗ есть возможность проявить свои интересы, общаться в обогащенной речевой и предметной среде, получать опыт социального взаимодействия, который компенсирует особенности эмоционального и личностного развития.

Вместе с тем, введение в групповой состав детского сада детей с ОВЗ вызывает особые трудности для педагогов, чаще связанные с организацией образовательной деятельностью, безопасностью детей.  Одним из эффективных вариантов решения проблемы является тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в группе со сверстниками, имеющими сохранное развитие, что обеспечивает комплексное решение образовательных и воспитательных задач.

Традиционно в образовательной среде тьюторство рассматривается в качестве  практики, ориентированной на разработку, планирование и реализацию индивидуально ориентированной образовательной стратегии, которая позволяет учитывать у каждого ребенка его личный потенциал, особенности образовательной и социальной инфраструктуры и направленность и содержание образовательной деятельности [3]. Тьюторское сопровождение выступает немаловажным условием получения качественного образования для многих категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, причем в среде сверстников с сохранным развитием, что значительно увеличивает потенциал социализации их в дальнейшем. Вообще, сопровождение ребенка с ОВЗ тьютером представлено, по сути, разработкой и организацией образовательного движения ребенка с ОВЗ, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями, обеспечивая развивающее воздействие образовательной деятельности воспитателя и узких специалистов детского сада в ходе образовательной деятельности, совместной деятельности с другими детьми, где есть возможность получать и переживать общие достижения, интересы и т.п. [2]. Вместе с тем, к сожалению, введение в штатное расписание образовательных учреждений ставки тьютора, связано с вопросами дополнительного финансирования и не каждое образовательное учреждение может обеспечить это. Поэтому, вариантами решения вопроса может быть тьюторство, реализуемое узкими специалистами (например, педагога-педагога) или родителями. Важную роль в генезе нарушений играют возникающие в связи с заболеванием ограничения деятельности, социальных контактов, а так же условий воспитания и обучения. При всех формах ДЦП имеют место быть задержка и нарушение развития кинетического анализатора (тактильное и мышечно-суставное чувство), характерная черта – нарушение психомоторных функций: двигательные расстройства, нарушение координации движений, задержка психоречевого развития, судорожные припадки, нарушение зрения, слуха и другие в зависимости от тяжести и распространённости поражения [3].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к «основным принципам дошкольного образования» среди прочих относит «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», а также «содействие и сотрудничество детей и взрослых». Исходя из этого документа, который является наиболее значимым для системы образования на дошкольной ступени, необходимо осуществлять научный поиск тех способов, которые наиболее эффективно бы реализовывали данные принципы. И именно одним из таких способов является использование тьюторских  технологий в системе обучения дошкольников. Практика инклюзивного образования доказывает необходимость организации тьюторского сопровождения детей с ДЦП в условиях дошкольного образовательного учреждения, как одного из аспектов реализации специального ФГОС для детей с ОВЗ и преемственности дошкольного и начального общего образования детей с особыми жизненными потребностями.

Согласно точке зрения Ю.А. Лях: «Тьютор осуществляет полифункциональную деятельность: в образовательном процессе, он выполняет роли фасилитатора, модератора, консультанта, супервизора, методолога и др» [3]. С.Г. Чигрина считает, что использование тьюторских технологий в образовательном процессе «позволяет обеспечить доступ к полноценному качественному образованию разным категориям обучающихся, расширить возможности их социализации, обеспечить преемственность между ступенями образования, создать условия для дифференциации содержания обучения, построения индивидуальных образовательных программ» [4].

Достаточно часто в последние годы, в общеобразовательный детский сад приходят дети с несложными формами ДЦП. Они могут социально адаптироваться лишь при условии включения их в среду сверстников начиная с момента посещения детского сада и своевременно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворяя как общие, так и особые образовательные потребности с учетом характера нарушения их психофизического развития (Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, О.С. Никольская) [1]. Но при этом, они имеют не только проблемы  со свободным и самостоятельным передвижением по пространству группы и детского сада, но и эмоционально-личностной и познавательной сферы, поэтому введение их в состав групп на все образовательные занятия не всегда рационален и эффективен: так, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, продуктивных видов деятельности, воспитателю сложно оказать индивидуальную работу с детьми с ОВЗ, а наличие тьютера позволяет отработать мелкомоторные движения, дополнительно объяснить какую-либо информацию. Подобный подход позволяет снивелировать нарушения  познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности.

Тьюторское сопровождение позволяет детям с ДЦП в полной мере получать образовательные услуги в детском саду. Тьютор, как взрослый партнер, принимает участие с ребенком во всех формах образовательной деятельности организуемой воспитателем, помогает детям выстраивать совместное взаимодействие как игровое, так и коммуникативное, снижает эмоциональную нагрузку воспитанника и воспитателя. При этом, успешно решается вопрос об  организации развивающей работы с детьми, имеющими ДЦП, так как по рекомендации воспитателя, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютор организует индивидуальную работы с курируемым ребенком, подбирая наиболее свободное от общения и взаимодействия с воспитателями и другими детьми время.

Чаще всего эффективными оказываются следующие приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ДЦП при включении их вместе с тьютером во взаимодействие со сверстниками имеющими сохранное развитие, в условиях детского сада есть возможность создавать игровые ситуации, играть в дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков, проводить игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими детьми, организовывать психогимнастику, релаксацию, позволяющую снять мышечные спазмы и зажимы [3]. У тьютера есть возможность индивидуально, по актуальным состоянием и проблемам ребенка проявлять терпение и наблюдательность, эмоциональность и выразительность, изменение голоса и интонации в работе с детьми, что не всегда своевременно может сделать воспитатель группы, у которого одновременно работа ведется с 15-20 детьми [2]. Вместе с тем, тьютер успешно может организовать взаимодействие детей в парах, малых погруппах, обеспечить игровые обучающие ситуацию по обогащению эмоциональной сферы, социального опыта детей, включения их в активный и продуктивный диалог со сверстниками и педагогами, что несомненно успешно влияет и на адаптацию и социализацию детей в детском саду и приобретение опыта, который позволит с наименьшим стрессом войти в новый детский коллектив в дальнейшем школьном обучении.

Таким образом, тьюторское сопровождение детей дошкольного возраста с ДЦП в условиях общеобразовательного детского сада позволяет обеспечить социальную ситуацию развития каждого ребенка, интегрировать детей, обеспечивая взаимообогащаемый социальный опыт, совместную продуктивную, познавательную, игровую деятельность, что позволяет  ребенку с ОВЗ «вырасти» в своих потенциальных возможностях, имея перед глазами опыт деятельности сохранно здоровых детей. Тьютор в условиях общеобразовательного детского сада способствует формированию конструктивных отношений детей с ОВЗ в группе сверстников и педагогов, ценностное эмоционально-положительное отношение к себе, к своим возможностям и способностям, что позволяет воспитывать его как полноправного члена общества.

Библиографический список

  1. Специальная психология: учебник для академического бакалавриата / под ред. Л. М. Шипицыной. - М.: Издательство Юрайт, 2016.
  2. Тьюторское сопровождение воспитанников с ОВЗ в ДОУ https://www.maam.ru/detskijsad/tyutorskoe-soprovozhdenie-vospitanikov-s-ovz-v-dou [дата обращения: 20.09.2023].
  3. Тьютор в детском саду. - https://tutor-plus.ru/tyutor-v-detskom-sadu [дата обращения: 20.09.2023].
  4. Тьюторское сопровождение в условиях детского сада. - https://ds113.centerstart.ru/sites/ds113.centerstart.ru/files/archive/Тьюторское%20сопровождение%20в%20условиях%20ДОУ   [дата обращения: 20.09.2023].
  5. Тьютор в детском саду - https://obrazovanie-gid.ru/voprosy/tyutor-v-detskom-sadu-kto-eto-i-chem-zanimaetsya  [дата обращения: 25.09.2023].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование моторных функций у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом.

Особенности общей моторики у детей с детским церебральным параличом.Специфика мелкой моторики у детей с детским церебральным параличом....

Использование нетрадиционных приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми с диагнозом детский церебральный паралич

Статья отнесена к разделу: Коррекционная педагогикаИзобразительнаядеятельностьимеетогромноезначениедляразвитияивоспитаниядетейсограниченнымивозможностямиздоровья. Искусствосоздаетцелостнуюк...

Особенности арт-терапевтического сопровождения ребенка с детским церебральным параличем

Арт-терапевтические занятия  являются важным звеном в психолого-педагогическом сопровождении детей, имеющих диагноз ДЦП. Безусловно, возможность проведения занятий будет зависит от формы и степен...

Методическая разработка физкультурного занятия с детьми группы с тяжёлыми нарушениями в развитии «Особый ребёнок» с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) по ОО «Физическое воспитание» на тему: «СИЛЬНЫЕ, ЛОВКИЕ, УМЕЛЫЕ»

Конспект физкулльтурного занятия с детьмигруппы с тяжёлыми нарушениями в развитии «Особый ребёнок» с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич) по ОО «Физическое воспитание»...

Особенности арт-терапевтического сопровождения ребенка с детским церебральным параличом

В стендовом докладе отражены цели, задачи, виды деятельности в арт-терапевтическом пространстве, принципы организации работы и критерии результативности...