Картотека: "Игры на приобщение детей к ЗОЖ"
картотека

Лебедева Светлана Николаевна

Игры по формированию элементарных представлений о здоровом образе жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_zozh.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №11» г. Канаш

КАРТОТЕКА:

Игры на приобщение

детей к ЗОЖ

                                                                                                                                 

                                                                                           

                                                                           

Льется чистая водица.

Цель: активизировать в речи детей предметный и глагольный словарь по теме; иллюстрировать движениями декламируемый текст, формировать элементарное представление о ЗОЖ.

Описание игры. Дети встают полукругом и вместе с воспитателем проговаривают стихотворение, выполняя разнообразные движения.

Льется чистая водица,

(Руки вперед, наклон, потянуться за руками).

Мы умеет сами мыться.

(Выпрямиться, круговые движения ладонями у лица).

Порошок зубной берем,

(Наклон в сторону с вытянутой правой рукой).

Крепко щеткой зубы трем.

(Движения, имитирующие чистку зубов).

Моем шею, моем уши,

(Руки за шею, ладони на уши).

Вытираемся посуше.

(Движения, имитирующие действия с полотенцем).

Что мы  видели -  не скажем, а что делали – покажем.

Цель: Развивать внимание, сообразительность и наблюдательность, умение соотнести слово о действие, формировать элементарное представление о ЗОЖ.

Описание игры. Выбирают водящего. Он выходит за дверь. Дети сговариваются, какое движение они будут выполнять. Потом приглашают водящего.

Здравствуйте дети!

Где вы были, что делали.

(Дети хором отвечают)

Где мы были – мы не скажем,

А что делали – покажем.

Если водящий верно назвал выполняемое действие, то выбирается новый водящий. Если не смог отгадать, снова водит. В игре используются всевозможные движения по уходу за телом: имитация мытья головы, натирания тела мочалкой, принятия душа, умывания лица и рук, чистки зубов, расчесывания волос и т.д.

Говорит гусь Коле…

Цель. Активизировать в речи детей предметный словарь по теме; имитировать движения животных, перечисленных в тексте, издавать характерные для них звуки.

Описание игры. Выбрать пятерых детей, распределить между ними роли. Воспитатель читает текст, а дети изображают соответствующих персонажей и издают звукоподражания.

Говорит гусь Коле:

- Пошел бы ты умылся, что ли.

Говорит Коле утка:

- Смотреть на тебя жутко.

Говорит коле кошка:

- Дай полижу тебя немножко.

А свинья от смеха давится:

- Мне мальчик этот нравится.

Усложнения. 1. Выучить с детьми текст, затем они самостоятельно разыгрывают диалог.

2. Подобрать слова-определения Коли (грязный, чумазый, неопрятный…).

3. После разыгрывания диалога предложить детям быть внимательными и называть слово, противоположенное по значению: чистый – грязный.

Подбери нужное слово.

Цель. Закончить предложение, точно подбирая слово, необходимое по содержанию и в нужной грамматической форме.

Описание игры: Воспитатель начинает фразу, а детям предлагает закончить ее, подобрав соответствующее слово:

Толя намылил руки… чем? (Мылом).

Толя вымыл голову… чем? (Шампунем).

Толя смыл мыльную пену… чем? (Водой).

Толя вытер руки… чем? (Полотенцем).

Толя расчесал волосы… чем? (Расческой).

Толя почистил зубы… чем? (Зубной щеткой и пастой).

Толя постриг ногти… чем? (Ножницами).

Толя вытер нос… чем? (Носовым платком).

Толя, принимая душ, натер тело… чем? (Губкой, мочалкой).

Письмо – шутка от Мойдодыра.

Цель. Закрепить знания о назначении предметов туалета.

Описание игры. Воспитатель сообщает, что пришло необычное письмо от Мойдодыра, вскрывает конверт и зачитывает предложения – дети исправляют ошибки:

Полотенцем моют руки.

Расческой вытираются.

Зубной щеткой намыливают тело.

Мылом причесываются

И т.д.

Зачем нужно?

Цели. Активизировать в речи детей глагольный словарь по теме; закрепить знания о назначении предметов туалета.

Описание игры. Педагог раскладывает на столе реальные предметы туалета (или картинки) – мыльницу, мыло, полотенце, зубную щетку, зубную пасту и т.д. Показывает по одному предмету и спрашивает: «Что это?» - «Мыло» - «Зачем нужно мыло?» - «Мыть руки» - «А что еще можно намылить мылом?». Так же про все остальные предметы. Педагог следит, чтобы дети четко представляли назначение предметов туалета.

Отгадай, что взял Петрушка.

Цель. Практическое употребление существительных в родительном падеже; закрепить умение составлять простое предложение, активизировать глагольный словарь по теме.

Описание игры. Воспитатель ставит на стол 4-5 предметов, просит детей назвать их и запомнить. Появляется Петрушка, здоровается. Воспитатель говорит, что Петрушке нужны некоторые предметы, лежащие на столе, но он не хочет чтобы дети видели, что именно он возьмет. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает один из предметов. По сигналу воспитателя дети открывают глаза и называют предмет, который взял Петрушка. Воспитатель – «Чего нет на столе?». Дети – «Нет зубной щетки» - «Что делает Петрушка» - «Петрушка чистит зубы». Постепенно воспитатель использует все предметы, приготовленные для игры: убирает по одному, группирует по-новому.

Повтори, как я.

Цель. Развивать слуховое внимание, память; активизировать предметный словарь по теме.

Описание игры. На столе разложены предметы туалеты или картинки. Воспитатель показывает на какой-либо предмет и произносит слово (громко, тихо или шепотом), предлагает ребенку повторить его так же.

Усложнения. 1. Называть не одно слово, а 3-4; позднее 4-5, 5-6.

2. Называть слово в единственном и множественном числе.

3. Проводить игру без опоры на картинки или предметы.

Правила поведения во время еды.

Цель. Закреплять знания о правилах культуры поведения. Учить отвечать на вопросы. Учить оценивать положительные и отрицательные стороны поведения, выбирая положительный пример.

Описание игры. Воспитатель знакомит детей со всеми правилами. Потом раздает детям карточки с сюжетными картинками. Ребенок должен рассказать, что изображено на картинке, а затем ответить на вопросы. Если у него не получается, помогай наводящими вопросами. Используются картинки несколько раз, чтобы каждый ребенок смог составить рассказ по карточке и ответить на вопросы.

Сервировка стола к завтраку и (или) обеду.

Цель. Закрепить навыки дежурства; сервировать стол к завтраку или обеду.

Игровые задания. «Накрой стол к завтраку (обеду)», «Подбери блюда для завтрака (обеда)», «Расскажи, что ты делаешь».

Описание игры. Воспитатель – «Будем играть в игру «Дочки – матери». Утром мы встали, умылись, сделали зарядку, а теперь пора завтракать. Выбирают детей, которые будут выполнять сервировку, остальные оценивать работу.

Усложнения. 1. Воспитатель кладет на стол карточку с образцом сервировки. Дети способом наложения выкладывают поверх нее маленькие карточки с изображением посуды.

2. Воспитатель ставит карточку на наборное полотно. Дети, глядя на образец, выкладывают посуду на салфетках, разложенных на столе.

3. Дети сервируют стол по памяти.

Дети садятся «завтракать» сами или кормят кукол.

Воспитатель задает детям вопросы о расположении посуды и столовых приборов. «Какой предмет справа? Слева? По центру? Выше? Ниже? И т.д.

«Угадай, как сервировать стол».

Цель. Закрепить умение сервировать стол для завтрака (обеда), учить отвечать на вопросы полными предложениями; формировать коммуникативные навыки.

Игровой задание. «Накрой стол для еды».

Описание игры. Воспитатель выбирает 4-х играющих. Двое из них будут «накрывать» стол. Двое других детей должны выбрать одну или несколько карточек с продуктами так, чтобы подходит вариант сервировки стола.

В конце игры можно провести беседу, задав детям вопросы: «Вспомни, что ты делал?», «Как ты догадался, что нужна именно такая посуда?», «Как ты расставил посуду» и т.д.  

«Кулинарная викторина».

Цель. Закреплять умение давать описание предмета, отгадывать предмет по описанию, сравнивать предметы; уточнять и расширять словарный запас.

Игровые задания. «Отгадай загадку», «Отгадай по описанию», «Назови признаки предмета», «Сравни предметы».

Описание игры. Дети отвечают на вопросы, получая за правильный ответ фишку. Например: «Отгадай предмет: это столовая посуда. Она гладкая, блестящая, хрупкая, мелкая (глубокая), похожа на круг, белого цвета. Она нужна для второго (первого) блюда.

2. - Что похоже на круг?

- Какая посуда нужна для супа?

- Что сделано из металла (Какой предмет металлический?)

- Что бывает из пластмассы?

- Какой предмет лишний? Почему? И т.д.

«Поварята».

Цель. Уточнять знания детей о труде повара. Расширять и обогащать словарный запас. Формировать знания о правильной и полезной пище.

Описание игры. Воспитатель раскладывает на столе карточки с изображением конкретных блюд лицевой сторон вниз. Ребенок наугад выбирает одну карточку. Воспитатель предлагает назвать это блюдо и продукты, из которых можно его приготовить («Это блюдо -  каша. Чтобы ее приготовить, нужны продукты: крупа, вода, соль, сахар, масло).  После этого дети с помощью пантомимы показать процесс приготовления.

Дополнительно можно провести сюжетно-ролевую игру «Магазин». В ней игроки должны «купить» недостающие для приготовления блюда продукты.

«Правила гигиены»

С помощью считалки выбирается водящий, он выходит из группы. Воспитатель с детьми договаривается, кто и что будет изображать. Затем водящего приглашают, дети по очереди показывают навыки гигиены при помощи жестов и мимики. Ведущий должен отгадать, что показывают дети: умывание, чистку зубов, обтирание, причёсывание, купание.

Полезная и вредная еда.

Цель: закрепить представление детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма.

Оборудование: Карточки зелёного и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, чёрный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша).

Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под зелёную картинку положить картинки с полезной едой, а под красную – с вредной, дети должны быть внимательны, в случае ошибки исправления не допускаются. Верное решение игровой задачи поощряется значком


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Игры для физического развития детей от 2 до 4 лет".

ДорогаИгра учит  ориентироваться в пространстве, перешагивать через препятствия.Делаем «дорогу» из старых кассет или из картинок, из карандашей, кубиков, кеглей и пр. (одна и та же быстро надоеда...

Картотека игры для развития речи детей 2-3 лет

В данной картотеке содержатся игры для развития речи детей ,памяти, познавательных и творческих способностей; игры , развивающие кругозор детей,умение общаться....

Методическая разработка - Картотека "Игры социо-игрового приобщения к делу "

Эти игры можно  использовать в процессе усвоения или закрепления учебного материала; если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т.п., то они научатся этому в процессе выпо...

Картотека "Игры на развитие речи детей третьего года жизни"

Давайте развивать речь грамотно и интересно....

Картотека "Игры малой подвижности для детей дошкольного возраста"

Картотека "Игры малой подвижности для детей дошкольного возраста"...

Картотека Игры, которые лечат: Для детей от 3 до 5 лет

При составлении картотеки использована литература:  Галанов А.С. Игры, которые лечат: Для детей от 3 до 5 лет. М.: Сфера, 2006. Картотека, в которой собраны игры для детей младшего, среднего...