Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Наши помощники» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Манухина Галина Исламовна

 

Жизнь ставит перед нами много проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Так как в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_obzh.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Наши помощники»

                         для детей старшего дошкольного возраста 

Составили :

педагог-наставник,

воспитатель

Манухина Г.И.

наставляемый, воспитатель

Самохина Н.В.

Цель: продолжать знакомить детей с органами чувств человека.

Задачи:

Обучающая: уточнить и расширить представление об органах чувств человека и их значении для жизнедеятельности организма. Учить соотносить органы чувств человека с их функциональным значением.

Развивающая: развитие внимания и наблюдательности; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье. Тренировать зрительные, слуховые ощущения, обоняние, совершенствовать восприятие.

Воспитательная: воспитывать желание заботиться о своём здоровье, поддерживать интерес детей к проблемам сохранения своего здоровья.

Материал: ширма, коробка с письмом, бумага, вода, ножницы, чеснок, душистый перец, апельсиновая кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе, металлические ложки, шарфы, иллюстрации по теме.

Ход :

Воспитатель: Ребята, к нам в гости сегодня пришёл Буратино, он рассказал, что Мальвина заставляет его мыть руки и часто мыться. А он с этим не согласен. Давайте докажем Буратино, что он не прав.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим об органах чувств, о наших помощниках  и расскажем Буратино о том, что произойдёт, если,  не ухаживать за телом.

Загадка :

Всё слышат, но молчат…. (уши)

Сколько ушей у человека?

Дети: 2 уха

Воспитатель: А зачем человеку нужны уши?

ДетиЧтобы слышать разные звуки: кто как кричит, как шумит море, шуршит листва, пение птиц, голос мамы и т. д.

Воспитатель: Правильно. Чтобы слушать, что происходит вокруг нас. Уши – это орган слуха.

А вот сейчас проверю у вас хороший слух или нет. Игра «Определи на слух»

(за ширмой рвет бумагу, переливает воду в стакан, режет ножницами бумагу)

Чтобы уши были здоровыми и был хороший слух, надо за ними ухаживать, беречь их.

- Что делать нельзя:

- Ковырять в ушах острыми предметами;

- Не допускать попадания воды;

- Слушать громкую музыку;

- Кричать на ухо;

Воспитатель: Ребята так что же лежит в коробке хотите узнать? Давайте ее откроем.

(открывают, схемы органов чувств в конвертах с написанными загадками)

Загадка:

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Глаза)

- Правильно, глаза. Для чего нужны глаза человеку?

Дети: Чтобы видеть, смотреть все вокруг.

Воспитатель предлагает детям с помощью эксперимента выяснить, зачем человеку глаза?

Вызывает двух детей и завязывает им глаза:

- Скажи, что у меня в руках?

- А что я делаю?

Воспитатель: С помощью глаз мы можем увидеть как прекрасен наш мир, увидеть какого цвета, формы, размера предметы. Глаза – это орган зрения. А вы хотите узнать какого цвета ваши глаза? Тогда посмотрите в глаза друг другу. Какого они цвета?

Природа заботливо оберегает глаза: они расположены в специальных углублениях- глазницах (домиках). Закрывает этот «дом» специальная «дверца» под названием – веко. Как вы думаете, для чего нужны ресницы, веки?

Дети: Они оберегают глаза от пыли, ветра.

Воспитатель: Но для того чтобы наши глаза хорошо видели их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения?

- Нельзя тереть глаза грязными руками.

- Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

- Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

- Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

Что нужно делать, чтобы глаза были здоровыми?

- Есть продукты с витаминами.

- Делать упражнения для глаз.

- Гулять на свежем воздухе.

Воспитатель: Чтобы глаза не уставали, сделаем гимнастику для глаз

Посмотрели вправо – влево

Вверх - вниз

На меня скорей взгляните

Левым глазом подмигните

Правым глазом мне моргните.

Быстро, быстро поморгайте

Сильно закрывайте

А теперь их открывайте.

Отгадайте загадку:

Вот гора, а у горы

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит,

То заходит, то выходит (Нос)

Воспитатель: Для чего человеку нужен нос?

Дети: Чтобы дышать, с его помощью различать разные запахи.

Воспитатель: Правильно, ребята. Нос – это орган обоняния. С помощью носа мы можем определять разные запахи. И сейчас мы проверим, сможете ли вы определить разные запахи.

Проводится игра «Определи по запаху».

( на большом подносе в пакетах лежат ароматизированные предметы: чеснок, душистый перец, апельсинная кожура, вата с запахом духов, ванилин, кофе).

- Ребята, а может ли запах предупредить человека об опасности?

Дети: Может. Испорченные продукты плохо пахнут – их нельзя есть, запах дыма при пожаре, утечка газа, подгорелая еда на плите.

Воспитатель: Для того чтобы нос хорошо дышал и мог почувствовать различные запахи необходимо беречь его и ухаживать за ним.

Правила здорового носа:

- Одеваться в соответствии с погодой.

- Избегать простуды.

- Пользоваться платком во время чихания.

- Не засовывать в нос посторонние предметы.

- Не ковырять глубоко в носу.

- Беречь от ударов.

- Тщательно и аккуратно промывать нос.

- При простуде принимать лекарство только с взрослыми людьми.

Отгадайте загадку:

Всегда во рту, а не проглотишь? (Язык)

Воспитатель: А для чего нам нужен язык?

Дети: Различать продукты на вкус.

Воспитатель: Правильно. С помощью языка мы различаем вкус пищи, поэтому язык – орган вкуса.

Проводится игра «Определи на вкус»

- Назовите, что может быть сладким, кислым, соленым, горьким?

- Какие вы знаете правила гигиены полости рта:

- Нельзя есть немытые овощи и фрукты? Почему?

- Мыть руки перед едой, после прогулки, после туалетной комнаты.

- Нельзя облизывать игрушки, пальцы.

- Нельзя передавать продукты изо рта в рот.

-Нельзя пробовать незнакомые ягоды, грибы.

А теперь проведем упражнение для язычка:

Рот по шире открывай

Язычок вперед давай

Влево – вправо, тик да так

Время точно на часах

Шире рот мы открываем

Язык вправо направляем

Еще шире открываем

Язык влево направляем

Влево – вправо, влево – вправо

Язычок и так и сяк

Это часики висят.

Отгадайте загадку:

В этой одежде я родился,

В этой одежде и бане помылся,

Эту одежду снять невозможно.

Эта одежда называется…. (Кожа)

Воспитатель: А для чего нам нужна кожа?

Дети: С помощью кожи человек может почувствовать предметы : горячее, холодное, твердое, мягкое, сухое, мокрое. Кожа защищает нас от перегревания и переохлаждения. Наша кожа чувствительна к боли.

Воспитатель предлагает взять металлические ложки и коснуться кожи руки. Вы почувствовали какая ложка? А теперь возьмите ткань? Какая она на ощупь? Попробуйте ущипнуть себя? Почувствовали боль? Кожа – это орган осязания. Но самая чувствительная кожа находится у нас на кончиках пальцев рук. Мы даже можем определить предмет на ощупь. Не верите, тогда давайте поиграем и проверим чувствительность ваших пальцев.

Проводится игра «Чудесный мешочек». Надо на ощупь определить, что это за предмет.

Ребята, а мы можем с вами сбросить нашу кожу как старую одежду и заменить ее на новую?

Конечно, нет. Кожа нам дана одна на всю жизнь. И поэтому ее надо беречь и ухаживать.

А какие правила вы знаете по уходу за кожей?

- Надо держать свою кожу в чистоте. (мыло, мочалка)

- Аккуратно обращаться с острыми предметами.

- Нельзя долго находиться под прямыми палящими солнечными лучами.

- Защищать кожу от сильных морозов.

- Одеваться по погоде (чтобы не мерзнуть и не перегреваться).

- Не трогать не знакомых животных.

- Вредно для кожи царапины и ушибы.

- Ну что все загадки мы с вами, но здесь что – то находится ещё. Отгадайте кроссворд.

- Проводится игра «Доскажи словечко»

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам (глаза)

Запах хлеба, запах меда,

Запах лука, запах роз

Различать поможет (нос)

Есть у зайца на макушке,

У тебя, твоей подружки, Бывают слушки и не слушки

Что же это? Наши (ушки)

Чтоб попробовать компот

Есть у человека (рот)

Мягкое и твердое, острое, тупое,

Горячее, холодное, мокрое, сухое…

Разобраться в этом сложно.

Нам поможет наша (кожа)

- Ребята, а как можно назвать все эти органы (уши, глаза, нос, язык, кожа, двумя словами?

Дети: Органы чувств.

Воспитатель: А для чего нам нужны органы чувств?

Дети: Они нам нужны, чтобы познавать, изучать, знакомиться с окружающим миром.

Буратино: Дети, я сегодня очень много узнал об органах чувств и как важно за ними ухаживать, иначе можно заболеть. Спасибо вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию по теме «Невидимка - воздух» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект Нод с использованием опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Наша Армия» для детей младшего дошкольного возраста.

Уточнить представления детей о Российской армии, как надёжной защитнице нашей Родины.Дать представление о различных родах войск.Воспитывать уважение к российским воинам....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Увлекательное путешествие» для детей старшего дошкольного возраста

Обучающие задачи: продолжать учить детей составлять математические задачи, выделять условие задачи, вопрос, записывать решение с помощью цифр и математических знаков, решать с помощью ленты цифр, чита...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитиена тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: закреплят...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Чтобы помнили» для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение « Детский сад №4 «Ромашка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическом...