Артикуляционная гимнастика для детей среднего дошкольного возраста
картотека

Парфёнова Лия Айратовна

Цель артикуляционной гимнастики -выработка полноценных движений определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_dlya_detey.docx685.51 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

CРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 (ОТ 4 ДО 5 ЛЕТ)

C:\Users\Ислом\Downloads\image.png

г. Нижневартовск

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляционно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков- фонем – и коррекции нарушений звукопроизношения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определённых положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики -выработка полноценных движений определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

1 Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.

Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2 Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3 Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание позы в одном положении).

4 Соблюдать последовательность упражнений, идти от простых к сложным.

Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

Название

Комплекс

Цель, описание:

1

«Бегемотик»

Бегемотик рот открыл,

Подержал.

 Потом закрыл.

Подразним мы бегемота -

Подшутить над ним охота.

Цель: Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Описание: Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3-4раза.

2

«Улыбка»

Улыбается щенок,

Зубки напоказ.

Я бы точно так же смог,

Вот, смотри.

Сейчас.

Цель: Учимся делать упражнение «Улыбка».

Описание: Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение.

Даем ребенку время для отдыха и расслабления.

Повторяем упражнение 3-4раза.

3

«Хоботок»

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи.

И слоненку покажи.

Цель: Учимся делать упражнение «Хоботок».

Описание: Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3-5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза.

4

«Хомячок»

Хомячок надует щечки

У него зерно в мешочках.

Мы надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Цель: Учимся делать упражнение «Хомячок».

Описание: Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3-5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза.

5

«Лопата»

Устала собачка и дышит устало.

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.

Цель: Учимся делать упражнение «Лопата».

Описание: Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3-5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну.

Повторяем упражнение 3-4раза.

6

«Котенок лакает молоко».

Котенок любит молоко:

Нальешь - и нет ни капли вмиг.

Лакает быстро и легко,

«Лопаткой» высунув язык.

Цель: Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».

Описание: Широко открываем рот, делаем 4-5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза.

7

«Чашечка».

Язычка загнем края,

Делай так же, как и я.

Язычок лежит широкий.

И, как чашечка, глубокий.

Цель: Учимся делать упражнение «Чашечка».

Описание: Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться.

 Повторяем упражнение 3-4раза.

8

«Качели».

Выше дуба, выше ели

На качелях мы взлетели.

А скажите, вы б сумели

Язычком «качать качели»?

Цель: Учимся делать упражнение «Качели».

Описание: Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6-8 раз.

Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза.

9

«Иголочка».

У птички клювик очень колкий

И тонкий, острый, как иголка.

Взгляни-ка рядом на страницу:

Мой язычок - как клюв у птицы.

Цель: Учимся делать упражнение «Иголочка».

Описание: Широко открываем рот, приподнимаем и вытягиваем вперед тонкий язычок. Фиксируем положение на 3-5 секунд. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4 раза.

10

«Вкусный мед».

Знает это весь народ:

Любит мишка вкусный мед.

Язычком губу оближет

И подсядет к меду ближе.

Цель: Учимся делать упражнение «Вкусный мед».

Описание: Широко открываем рот, острым кончиком языка проводим по верхней губе слева направо и обратно.

Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6-8 раз. Убираем язычок, закрываем рот.

Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза.

11

«Мостик».

Выгни язычок, как спинку.

Выгнул этот рыжий кот.

Ну-ка, рассмотри картинку:

Он по мостику идет.

Цель: Учимся делать упражнение «Мостик».

Описание: Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении 3-5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами.

 Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3-4раза.

12

«Маятник».

Язык, как маятник часов,

Качаться вновь и вновь готов.

Котенок улыбается,

Он, как и ты, старается.

Цель: Учимся делать упражнение «Маятник».

Описание: Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то правого уголков губ.

Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть.

Выполняем 6-8 раз.

Убираем язычок, закрываем рот.

Даем ребенку время для отдыха и расслабления.

Повторяем упражнение 3-4раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста  поможет софрмировать пре...

Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «Значение аппликации в среднем дошкольном возрасте».

Данный материал даёт расширенное представление о аппликации ,в среднем дошкольном возрасте...

Конспект НОД по музыкальному развитию "Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста»

Конспект НОД по музыкальному развитию"Путешествие по сказкам" для детей среднего дошкольного возраста  Тема: «Театрализованная деятельность как эффективное средство развития музыкальных...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Итоговая аттестационная работа ТЕМА Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)

Итоговая аттестационная работа ТЕМАСовременные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста (проект рабочей программы для детей среднего дошкольного возраста)...

Конспект игровой деятельности для детей среднего дошкольного возраста составила Завьялова Т.Н. "В гости к паровозику" Пальчиковые игры для детей дошкольного возраста Тема «Транспорт». Советы для родителей «Научите детей, как надо вести себя на

Задачи игровой деятельности: упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам другой; обозначать результаты сравнения слов...