Дыхательная гимнастика в стихах для детей дошкольного возраста
картотека

Парфёнова Лия Айратовна
Дыхательная гимнастика в дошкольном возрасте решает следующие задачи:
повышение общего жизненного тонуса ребёнка и сопротивляемости, закалённости и устойчивости его организма к заболеваниям дыхательной системы;
развитие дыхательной мускулатуры, увеличение подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшение лимфо- и кровообращения в лёгких, улучшение деятельности сердечно-сосудистой системы и кровообращения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №41 "РОСИНКА"

Дыхательная гимнастика в стихах

для детей дошкольного возраста

                                                                                                                                                                                     

г. Нижневартовск

Зачем нужна дыхательная гимнастика:

  1. развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений— повышает иммунитет;
  2. восстанавливает дыхательную систему после заболеваний;
  3. предотвращает частые простудные заболевания;
  4. гиперактивных детей учит расслабляться и успокаиваться.

 

Правила выполнения упражнений: 

1. Вдох должен производиться через нос, а выдох через рот. 

2. Во время дыхания плечики не поднимают, а держат на одном уровне. Выдохи всегда должны быть медленными, плавными, чтобы щёки ребёнка не раздувались.

3. Не допускайте симптомов гипервентиляции у ребёнка: при резком дыхании у деток может участиться сердцебиение, покраснеет лицо, начнёт покалывать в конечностях, может закружиться голова.

Что делать: для снятия указанных симптомов ручки ребёнка складывают ковшиком, после чего он должен глубоко и спокойно подышать в ладошки 2-3 раза, плотно прижав их к личику. 

4. Перед началом дыхательной гимнастики рекомендуется проветривание помещения. 

5. Не нужно делать все упражнения. Достаточно выбрать несколько, включающих разные элементы: с произнесением звуков на выдохе и без, с поднятием рук и без, с надутием животика и без.

Каждое упражнение можно повторять до 5 раз.

«Ромашки»

Ромашки нюхает Катюшка, 

Их так много на опушке. 

-Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот.

Пришли в цветочный магазин 

Алёнка, Маша и Василий. 

Вдохнули нежный аромат 

Сирени, хризантем и лилий. 

 -Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать — через рот.

«Бегемотик»

Ну-ка, выпяти животик 

—Получился бегемотик. 

А теперь — втяни живот 

—Похудел наш бегемот. 

Руки положить на область диафрагмы, выдохнуть остатки воздуха.

Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш.…» или «ф-ф-ф.…».

 

«Море»

По волнам корабль плывёт.

Ты вдохни, надуй живот. 

А теперь ты выдыхай 

И кораблик опускай. 

Руки положить на область диафрагмы, выдохнуть остатки воздуха.

Плавно и неторопливо вдохнуть носом и ртом так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая руки. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается.

Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш.…» или «ф-ф-ф.…».

«Машина»

Зашипела грустно шина, 

И стоит теперь машина. 

Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы верхняя передняя стенка живота выпятилась вперёд.

С поочерёдным подтягиванием колен к животу, осуществляется выдох. Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается. Для контроля ротового выдоха, рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш.…» или «ф-ф-ф.…»

«Упражнение с куклой»

Мы на мяч посадим Машу,

Покатаем куклу нашу.

Выполняется лёжа. 

На область диафрагмы посадить куклу. 

Плавно и неторопливо вдохнуть так, чтобы передняя стенка живота выпятилась вперёд, поднимая куклу. 

Выдох производится через рот плавно и по возможности полнее. При этом живот опускается и в конце выдоха втягивается -кукла опускается. Для контроля ротового выдоха рекомендуется произносить звуки «ш-ш-ш.…» или «ф-ф-ф.…».

«Свеча»

Дует Таня на свечу, 

И я тоже так хочу!

Положить ладони рук на рёбра. Вдохнуть и «подуть на свечу».

Воздух из лёгких выходит плавно и постепенно, рёбра опадают не мгновенно, а постепенно, по мере выдувания.

Для контроля ротового выдоха рекомендуется длительно произносить звукосочетание «фу-у.…».

 

«Мыльные пузыри»

Взял соломку Игорёк, 

Надул мыльный пузырёк

Имитировать длительный выдох через узкую трубочку.

Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.

 

«Ёжик»

Ёжик добрый, не колючий,

Посмотри вокруг получше.

Поворот головы вправо -короткий шумный вдох носом. 

Поворот головы влево -фиксированных выдох: выдох через почти сомкнутые губы, как при произнесении звукосочетания «пф-пф».

«Песенка ветра»

«У-у-у-у-у.…» 

Так завывает ветер

То в поле, то в трубе. 

А ну-ка ты попробуй: 

Удастся ли тебе? 

Произносить нараспев звукосочетания гласных: А, АО, АЭ, АИ, АУ, О, ОА, ОЭ, ОИ, ОУ, Э, ЭА, ЭО, ЭИ, ЭУ, АОЭ, АЭО, АОИ, АЭУ, ОАЭ, ОЭА, ОАИ, ОЭУ, ЭАО, ЭОА, ЭАИ, ЭОУ и т.д.

«Насос»

Накачаем мы воды,

Чтобы поливать цветы.

Медленный вдох. Наклон вправо с фиксированным выдохом: выдох через почти сомкнутые губы с произнесением «с-с-с».

Руки при наклоне свободно скользят вдоль тела. На вдохе поднимаемся. Повторяем всё в другую сторону.

«Шагают ножки»

Во время ходьбы на месте щ руки вверх — вдох, опустить руки   - выдох.

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки.

Шагают наши ножки

По пням, по кочкам,

По камушкам, по камушкам,

В ямку — бух! (Присесть.)

«Самолёт»

Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:

Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)

Отправляется в полёт (задерживает дыхание) 

Жу- жу -жу (делает поворот вправо)

 Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж) 

Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки) 

Я налево полечу (поднимает голову, вдох)

Жу – жу – жу (делает поворот влево) 

Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж) 

Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).

 Повторить 2-3 раза

«Косим траву».

Предложите малышу «покосить траву»:

ноги на ширине плеч, руки опущены.

Вы читаете стишок, а ребёнок, произнося «зу-зу» машет руками влево – выдох, вправо – вдох.

Зу-зу, зу-зу,

Косим мы траву.

Зу-зу, зу-зу,

 и налево взмахну.

Зу-зу, зу-зу,

вместе быстро, очень быстро

Мы покосим всю траву.

Зу-зу, зу-зу.

Пусть ребёнок встряхнёт расслабленными руками, повторить с начала 2-3 раза

«Говорилка»

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

«Семафор»

Стоя или сидя, спина прямо.

Поднять руки в стороны — вдох, медленно опустить вниз — длительный выдох, произносить «с-с-с-с-с».

Повторить 3–4 раза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей дошкольного возраста

В презентации представлен комплекс упражнений, направленный на развитие органов дыхания и дыхательной системы детей дошкольного возраста....

Консультация: "Здоровьесберегающая технология - дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста и уменьшения заболеваний дыхательной системы"

В связи с актуальной тенденцией ухудшения здоровья детей необходимо вести целенаправленную работу по обучению правильному дыханию. Это поможет избавить ребенка от болезней и не допустит их появления....

Дыхательная гимнастика в стихах для детей дошкольного возраста

От того, насколько верно и чисто ребёнок произносит звуки и слоги, во многом зависит его будущее — то, какое впечатление он будет производить на окружающих. Конечно, огрехи артикуляции исправляю...