«Использование современных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ»
статья

Жукова Елена Николаевна

В статье рассматриваются цели использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их значение и основные виды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2024_gotovo.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 95

Красногвардейского района

Санкт-Петербурга

        

СТАТЬЯ

«Использование современных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ»

Воспитатель:

Жукова Елена Николаевна

первая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2024 год

Использование современных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ

АННОТАЦИЯ: в статье рассматриваются цели использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их значение и основные виды.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: здоровьесберегающие технологии, физкультминутки, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика, ритмопластика.

«Здоровье детей – здоровье нации!». Содержание этого лозунга отражают многие образовательные документы, в частности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [5]. В соответствии с ним, одно из приоритетных направлений работы детских садов является организация и проведение работы по оздоровлению детей, в том числе с использованием здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесберегающие технологии относятся к современным инновационным технологиям, направленным на то, чтобы сохранять и улучшать здоровье каждого участника образовательного процесса в детском саду. Такие технологии используются в двух направлениях:

  • формируют у дошкольников основы валеологической культуры, или учат проявлять заботу о своем здоровье самостоятельно;
  • организуют образовательный процесс в детском саду так, чтобы исключить негативное влияние на здоровье детей.

По ФГОС совместно со здоровьесберегающими технологиями могут использоваться и традиционные формы и методы в педагогике, при этом они будут дополнять друг друга различными способами осуществления деятельности по оздоровлению [Там же].

С помощью использования таких технологий может быть решен целый ряд задач:  

  • закладывается фундамент хорошего физического здоровья;
  • повышается уровень здоровья детей, и психического, и социального;
  • проводится профилактическая оздоровительная работа;
  • дошкольники знакомятся с основами здорового образа жизни;
  • формируется мотивация детей на ведение здорового образа жизни;
  • формируются полезные привычки;
  • формируются валеологические навыки;
  • формируется осознанная потребность регулярно заниматься физкультурой;
  • воспитывается ценностное отношение к своему здоровью [2, с.7].

Для того, чтобы обеспечить комплексный подход к процессу охраны и улучшения здоровья воспитанников, который требуется в соответствии с ФГОС, в детских садах возможно применение различных видов современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактических (проводить медосмотры, контролировать состояние здоровья детей, проводить противоэпидемиологическую работу, организовать специализированные коррекционные группы, проводить профилактику многих заболеваний, санитарно-гигиеническую работу, контролировать качество организации питания и т.п.);
  • физкультурно-оздоровительных (проводить подвижные игр, спортивные мероприятия, проведение валеологических занятий, процедур закаливания, организовывать прогулки и т.п.)
  • валеологического образования родителей (мотивировать родителей вести здоровый образ жизни, обучать их взаимодействовать с детьми разными способами с целью формирования валеологической культуры у детей);
  • валеологического просвещения педагогов (представлять инновационные здоровьесберегающие технологии и способы их внедрения, мотивировать вести здоровый образ жизни, расширять знания об особенностях детского возраста);
  • здоровьесберегающего образования дошкольников (формировать валеологические знания и навыки) [5, с.61].

Только при реализации всех указанных видов здоровьесберегающих технологий может быть достигнуто тесное взаимодействие основных факторов, которые влияют на здоровье дошкольников.

Можно применять множество эффективных методов и форм современных здоровьесберегающих технологий, их должен иметь в своей картотеке каждый воспитатель детского сада.

Физкультминутки.

Самым распространенным и простым видом здоровьесберегающих технологий детского сада являются физкультурные минутки. Также они могут называться динамичными паузами. Физкультминутки являются кратковременными перерывами в деятельности интеллектуального или практического характера, во время которой детьми выполняются несложные физические упражнения.

Целью таких физкультминуток является:

  • смена вида деятельности;
  • предупреждение утомляемости;
  • снятие напряжения: мышечного, нервного и мозгового;
  • активизация кровообращения;
  • активизация мыслительной деятельности;
  • повышение интереса детей к занятиям;
  • создание позитивного настроения.  

Проводить динамичные паузы нужно с учетом некоторых особенностей. Их приходится выполнять в ограниченном пространстве (около парт или столов, в центре комнаты). Большую часть физкультминуток выполняют в сопровождении стихотворного текста или же музыки.

Длительность таких динамичных пауз 1-2 минуты. Для их выполнения физкультминуток привлекается каждый ребенок. Для этого не нужно наличие спортивной формы или инвентаря. Их можно проводить в любое время, это зависит от того, насколько утомились дети. В физкультминутки допускается включение отдельных элементов другой здоровьесберегающей технологии [4, с.52].

Дыхательная гимнастика.

После анализа опыта работы детских садов можно сделать вывод, что самый популярный вид здоровьесберегающих технологий в детском саду – это дыхательная гимнастика. Она является системой дыхательных упражнений, входящих в комплексы коррекционных упражнений, направленных на укрепление общего здоровья ребенка.

При использовании дыхательной гимнастики происходит: улучшение работы внутренних органов; активизация мозгового кровообращения, повышение насыщения организма кислородом; тренировка дыхательного аппарата; осуществление профилактики заболеваний органов дыхания; повышение защитных механизмов организма; восстановление душевного равновесия, успокоение; развитие речевого дыхания.

На занятиях дыхательной гимнастикой должны быть соблюдены следующие правила. Проведение ее должно осуществляться в хорошо проветренных комнатах и перед приемом пищи. Проведение таких занятий необходимо ежедневно, длительность составляет 3-6 минут. Для того, чтобы выполнять дыхательную гимнастику не нужно одевать специальную форму, однако нужно учитывать, что одежда не должна стеснять движений ребенка.

По ходу выполнения гимнастики особое внимание должно уделяться тому, как производятся вдохи и выдохи. Дети должны учиться делать вдох через нос (короткие и легкие вдохи), а выдох через рот (выдохи долгие). Также в дыхательную гимнастику необходимо включение упражнений по задержке дыхания. Необходимо, чтобы дети, выполняя упражнения по развитию речевого дыхания не напрягали мышцы тела, не двигали плечами.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика относится к виду здоровьесберегающих технологий, применяемому не только для того, чтобы развивать мелкую моторику рук (она очень важна умения рисовать, лепить и писать), но и для того, чтобы решить проблемы с развитием речи детей.

Гимнастика для глаз также является одной из здоровьесберегающих технологий. Под гимнастикой для глаз подразумевается система упражнений, целью которых является коррекция и профилактика нарушений зрения [3, с.89].

Психогимнастика.

Психогимнастика является одной из инновационных здоровьесберегающих технологий, использующихся в детском саду с целью развития эмоциональной сферы детей, укрепления психического здоровья дошкольников.

Целью психогимнастики является:

  • провести психофизическую разрядку;
  • развивать познавательные психические процессы;
  • нормализовать состояние у детей, имеющиз неврозы или нервно-психические расстройства;
  • корректировать отклонения, имеющиеся в поведении либо в характере.

Психогимнастику проводят курсами по 20 специальных занятий, они проходят в форме игры. Их организовывают дважды в неделю, продолжительность их 25-90 минут. В состав каждого занятия включают четыре этапа, в течение которых разыгрываются: этюда с использованием мимики и пантомимы; этюды на изображение эмоций или качеств характера; этюды с психотерапевтической направленностью. Закончить занятие можно психомышечной тренировкой. В течение занятия также проводится «минутка шалости», ребенок в это время может выполнять любые действия [4, с.34].

Ритмопластика.

Ритмопластика – это инновационный метод работы с детьми, который основан на выполнении ими под музыку специальных пластичных движений, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики: восполнение «двигательного дефицита»; развитие двигательной сферы детей; укрепление мышечного корсета; совершенствование познавательных процессов; формирование эстетических понятий.

Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи [1, с.1408].

Помимо описанных здоровьесберегающих технологий в ДОУ можно использовать и другие их виды:

  • игротерапия;
  • ароматерапия;
  • фитотерапию;
  • цветотерапию;
  • музыкотерапию;
  • витаминотерапию;
  • физиотерапию;
  • гелиотерапию;
  • песочную терапию.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии относятся к современным инновационным технологиям. Суть таких технологий понятна исходя из их названий. Конечная цель использования здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС – сохранение и укрепление здоровья детей, что служит обязательным условием повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Только здоровый ребенок может стать хорошим учеником и успешной личностью.

Список использованных источников

  1. Аджимуратова З. Р. Методика организации занятий по ритмопластике в дошкольном образовательном учреждении // Молодой ученый. – 2016. – №11. – С. 1408-1410.
  2. Айзман, Р.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. Учебное пособие для академического бакалавриата / Р.И. Айзман. – М.: Юрайт, 2017. – 36 c.
  3. Анисимова, М.В. Музыка здоровья. Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников / М.В. Анисимова. – М.: Сфера, 2019. – 204 c.
  4. Деева, Н.А. Игровые здоровьесберегающие технологии: психогимнастика, зарядка для глаз, пальчиковые игры, физкультминутки. ФГОС ДО / Н.А. Деева. – М.: Учитель, 2018. – 112 c.
  5. Митяева, А. М. Здоровьесберегающие педагогические технологии / А.М. Митяева. – М.: Академия, 2019. – 208 c.
  6. ФГОС ДОО [Электронный ресурс] – Ссылка на источник: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/, свободный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Использование современных здоровьесберегающих технологий»

Консультация для воспитателей на педагогическом совете...

Использование современных здоровьесберегающих технологий в детском саду

Статья доказывает педагогам как можно в детском саду решать задачи зорового образа жизни...

«Наше здоровье» с использованием современной здоровьесберегающей технологии «Самомассаж» (технология Су-Джок)

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо области: «Познавательное развитие»для детей старшей группы (5-6 лет)Тема: «Наше здоровье»с использованием современной здоров...

Статья на тему :«Использование современных здоровьесберегающих технологий как условие реализации требований ФГОС до в средней группе»

Здоровье детей – будущее нашей страны, ее национальной безопасности. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно построить здание потребности в...

"Использование современных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ"

В статье рассматриваются цели использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ, их значение и основные виды....

Доклад на тему: «Использование современных здоровьесберегающих технологий в условиях ДОУ»

    Одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является охр...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровячок-речевичок» по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Цель проекта: проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе.Задачи проекта:Рассмотреть современные подходы к сохранению и формир...