Проект по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством валеологии "Путешествие в страну Здоровье"
проект (старшая, подготовительная группа)

Ким Анна Вадимовна

Актуальность проекта

   Здоровье человека является необходимым условием реализации всех заложенных в человеке возможностей, основа основ достижения любых успехов. Забота о своём здоровье позволяет жить полноценной во всех отношениях жизнью. В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.

   Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизни. В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребенок пассивен в этом процессе, то деформируется его социализация, разрушается здоровье.

   Поэтому именно на этапе дошкольного возраста приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Процесс обучения здоровому образу жизни неразрывно связан с двигательной активностью, как мощным и стимулирующим фактором интеллектуального и эмоционального развития ребенка. Именно на основе интереса детей к физкультурной деятельности следует формировать умения и навыки обеспечения здоровой жизнедеятельности, мотивацию на здоровье. Во главе всех принимаемых решений по развитию дошкольного воспитания должен стоять ребенок, его психическое и физическое здоровье, эмоциональное благополучие. Ведущей идеей является идея постоянного развития человека, развитие личности в период ее физического и социально-психологического созревания, расцвета и стабилизации жизненных сил и способностей, формирования достоинства личности и «базового» доверия, а также соблюдение конвенциальных норм и прав ребенка.

   В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

   Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья. Предмет изучения валеологии есть здоровый человек, поэтому часто термин «валеология» объясняют как «наука о здоровье человека или здоровье здоровых». Применительно к дошкольному образованию, валеология ставит свой целью обучение детей основным гигиеническим правилам и нормам, укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни: активный труд, рациональный отдых, закаливание, занятие физкультурой и саморазвитием, рациональное и полноценное питание, личная гигиена, своевременное обращение к врачу и др.

   Проект направлен на расширение представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье. В проекте учитываются особенности психологического развития детей, выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками, формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием культурно-гигиенических навыков

   Целью проекта: является создание устойчивой положительной мотивации к сохранению и укреплению собственного здоровья; формирование психологического здоровья дошкольника как важного фактора здоровья человека в целом; профилактика психосоматических заболеваний. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, расширять знания о сохранении здоровья.

   Задачи проекта:

  • Воспитание у детей сознания того, что человек – часть природы и общества.
  •  Установление гармонических отношений детей с живой и неживой природой.
  • Формирование личности ребенка.
  • Воспитание привычек личной гигиены.
  • Закаливание ребенка и его двигательная активность.
  • Профилактика и устранение вредных привычек.
  • Формирование представления о здоровье, его ценности.
  • Укрепление и сохранение здоровья детей посредством введения физкультурнооздоровительных, закаливающих мероприятий.
  • Воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Выявление проблемы

   В настоящие время существуют тенденции к снижению уровня здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.

Основополагающий вопрос: «Знают ли ребята как сохранить свое здоровье? Что такое здоровье? Где найти витамины и зачем они нужны? Что такое микробы и вирусы? Что мы делаем, чтобы избавиться от микробов и вирусов? Что означает выражение «будь здоров без докторов»? Что такое здоровый образ жизни? Как мы укрепляем свое здоровье?»

Вид и сроки реализации проекта:

долгосрочный, (2022 – 2023 учебный год).

Этапы:

  1. Работа с педагогами.
  2. Работа с детьми.
  3. Работа с родителями.

Формы и методы реализации проекта

   Система работы построена с учетом возрастных, психофизических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, опирается на основные принципы психологии и дошкольной педагогики. Значительное место отведено повышению психоэмоциональной устойчивости: обучение понимания своего эмоционального состояния. В работе широко используется наглядная агитация – уголок здоровья в группе, плакаты, дидактические игры. В детском саду создаются традиции ЗОЖ – постоянно проводятся физкультминутки в НОД, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, физическое развитие в НОД и активные подвижные игры на улице. Формирование культуры ЗОЖ проходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ:

  • режимные моменты: утренняя гимнастика, прогулка, режим питания, послеобеденный сон, гимнастика после сна.
  • Образовательная деятельность: беседы, игры, чтение художественной и т. д.

   Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ. Важным условием воспитания и развития ребенка является и создание валеологической развивающей среды. В группе созданы физкультурные уголки, оснащенные атрибутами, необходимыми для общеразвивающих упражнений, корригирующей, бодрящей гимнастики, коррекции осанки. Оформлены зоны здоровья с дидактическими играми, пособиями, библиотекой, папками - передвижками.

    Одним из обязательных условий воспитания валеологической культуры ребенка считается валеологическая культура семьи. Ее становление и обогащение осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия с родителями: дни открытых дверей, родительские собрания, консультации, педагогические беседы (индивидуальные и групповые по проблемам), совместные занятия для детей и родителей и т. д.

   Таким образом, воспитание валеологической культуры дошкольников обеспечивается через взаимодействие следующих педагогических условий:

  • Компетентность педагога в решении задач, связанных с воспитанием валеологической культуры дошкольников;
  • Валеологическая культура родителей;
  • Интеграция задач воспитания валеологической культуры в целостный педагогический процесс;
  • Создание валеологической развивающей среды в ДОУ, группе и педагогическая поддержка ребенка в ней.

Мероприятия в рамках проекта

 

  1. Организация фотоконкурса «Мы - за здоровый образ жизни»
  2. Педсовет «Валеологическое воспитание дошкольников»
  3. Мультимедийная презентация для детей и родителей «Физкультура и здоровье»
  4. Вечер вопросов и ответов «Наши вредные привычки»
  5. Памятки для родителей
  6. Физкультурное развлечение для детей и родителей «Любимые подвижные игры»
  7. Кинезиологические сказки
  8. Сюжетно-ролевая игра «Повара. Здоровое питание»
  9. Консультации для родителей
  10. Знакомство с валеологическими куклами
  11. Создание мини – музея «Азбука здоровья»
  12. Беседа «Как поддержать здоровье в осенний период»
  13. Физкультурно-оздоровительная работа: гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, утренняя гимнастика
  14. Закаливающие процедуры
  15. Занятия по валеологии
  16. Квест – игра «В поисках здоровья»
  17. Исследовательская деятельность по валеологии

 

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

 

В ходе реализации задач предполагается, что дети приобретут:

- Представление о своем теле и организме;

- Повысится интерес детей к оздоровлению собственного организма;

- Появится умение у детей определять свое состояние и ощущение;

- Сформируются навыки ведения здорового образа жизни;

- Снизится уровень заболеваний.

Дальнейшее развитие проекта.

   Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья). Поэтому работа по воспитанию здорового ребенка осуществляется через систему физкультурно-оздоровительной работы, включающей в себя все направления.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредствам здоровьесберегающих технологий

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3708027","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"324","width":"480"}}]]...

Консультация для родителей «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»

Использование здоровьесберегающих технологий не только на занятиях в ДОУ, но и в семейном воспитании помогает более эффективно развивать музыкальные способности дошкольников, сохранять и укреплять их ...

«Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования музыкальных игр»

         Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Педагоги ищут новые приемы сохранения и укрепления здоровья дете...

Доклад из опыта работы « Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих приёмов»

Современной системе образования много проблем. Одна из них – это ориентация всей системы образования на здоровьесохраняющее обучение и воспитание. Перед дошкольным образованием в настоящее время...

Доклад "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий"

Доклад музыкального руководителя "Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий" на основе своег...