«Cтретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»
консультация

Нестерова Ирина Анатольевна

Консультация для педагогов с элементами практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 18

с углубленным изучением отдельных предметов»

Консультация для педагогов

«Стретчинг,
как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста»

Подготовила:

Воспитатель

1 квалификационной категории

Нестерова И.А.

Сергиев Посад, 2023

   Одной из современных здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья дошкольников является стретчинг.
   Стретчинг – это растяжка, специальная поза, предназначенная для увеличения и сохранения длины мышц. То есть это упражнения, предназначенные для растягивания мышц, связок и сухожилий.

   Игровой стретчинг – специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

   Занятие стретчингом – это хорошая осанка, снижение травматизма, подвижность и гибкость тела, бодрый дух и отличное настроение.

Благодаря стретчингу увеличивается подвижность суставов, мышцы становятся более эластичными и гибкими, дольше сохраняют работоспособность. Стретчинг повышает общую двигательную активность. Упражнения стретчинга направлены на формирование правильной осанки. Кроме этого развивается эластичность мышц, воспитывается выносливость и старательность.

Заниматься игровым стретчингом можно начинать с детьми 3-4 лет, но лучше со старшего возраста 5-6 лет. Дети этого возраста более осознанно подходят к выполнению упражнений и знают персонажей сюжетно-ролевых игр и названия животных.

   Цель игрового стретчинга: способствовать укреплению физического и психического здоровья детей и гармоничного развития личности каждого ребенка.

   Задачи игрового стретчинга:

  • Обучение различным видам имитационных движений игрового стретчинга;
  • Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, гибкости, выносливости;
  • Укрепление костно – мышечной системы, повышение функциональной деятельности органов и систем организма;
  • Развитие психических качеств: внимания, памяти, воображения, умственных способностей;
  • Формирование у детей  интереса к занятиям и привычки к здоровому образу жизни.
  • Создание условий для положительного психоэмоционального состояния детей, раскрепощенности и творчества в движении.

Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно - связочного аппарата рук, ног, позвоночника, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Занимаясь стретчингом мы выполняем действия, которые являются естественной потребностью организма человека, заложенной самой природой.

Основные принципы игрового стретчинга:

  • Наглядность – показ физических упражнений, образный рассказ.
  • Доступность – обучение упражнениям от простого к сложному, от известного к неизвестному, учитывая степень подготовленности детей.
  • Систематичность – регулярность занятий, повышение нагрузки, увеличения количества упражнений, усложнения техники их выполнения.
  • Закрепление навыков – многократное выполнение упражнений. Умение выполнять их самостоятельно, вне занятий.
  • Индивидуально – дифференциальный подход – учет особенностей возраста, состояния здоровья каждого ребенка.
  • Сознательность – понимание пользы выполнения упражнения, потребность их выполнять.

Основные правила игрового стретчинга:

  • Подготовить организм к растяжкам (разогреться, восстановить дыхание);
  • Растягиваться медленно и плавно;
  • Удерживать занятое положение определенное время (для дошкольников 3-5 секунд), продолжительность увеличивать постепенно на 1-2 секунды;
  • Все мышцы должны быть расслаблены;
  • Спина и осанка всегда должны быть ровными;
  • Дыхание должно быть спокойным;
  • Регулярность. Не инстенсивность, а систематичность упражнений – вот ключ к успеху при занятиях стретчингом.
  • Необходимо помнить: растяжка должна выполняться симметрично, для обеих сторон тела.

Занятия игрового стретчинга для детей

На каждом занятии создаётся положительный эмоциональный фон. Целенаправленно используемая музыка при двигательной деятельности способствует настройке организма ребёнка на определённый темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов.

Структура занятия

В структуру любого занятия по физической культуре входит три части: вводная, основная и заключительная. Продолжительность занятия может длиться от 20 до 35 минут в зависимости от возраста и физической подготовленности детей.

Каждое занятие проходит с разыгрыванием сказки или игрового сюжета под музыку и структура такого занятия выглядит следующим образом:

В вводной части (3-5 мин) выполняется разминка - разогрев мышц, подготовка организма к работе (это могут быть несложные комплексы упражнений на координацию движений, внимание, упражнения в различных видах ходьбы, бега, прыжков, для укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания, а также танцев и игровой ритмики), задача которой подготовить детский организм к дальнейшим нагрузкам, к более сложным и интенсивным упражнениям игрового стретчинга.

В основной части (15 минут – младшие дошкольнике, 20 минут – старшие дошкольники) дети закрепляют старые упражнения и учатся выполнять новые. Когда каждый ребенок займет свое место, то можно начинать сюжетно – ролевую игру. Игры проводятся в виде сказочных путешествий, по заранее подготовленному сценарию, где дети изображают различных сказочных персонажей, объекты, предметы, явления. Детям от  3  до 5 лет предлагается до шести игровых упражнений, детям от 5 до 7 лет до 12 игровых упражнений. ( Каждая положение  упражнения сопровождается глубоким вдохом  и фиксируется от двух до пяти минут)

В заключительной части (3-5 мин) решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности.  Проводится дыхательная гимнастика, игры на расслабление  или релаксация. Дети расслабляются, занятие окончено.

Результат: Сказочные образы позволяют детям выполнять непростые физические упражнения, а упражнения направленные на профилактику различных деформаций позвоночника, укрепление его связочного аппарата, формирование правильной осанки. Кроме этого, развиваются эластичность мышц, координация движений, воспитывается выносливость и старательность.

Таким образом, игровой стретчинг является новым подходом к организации воспитательно-образовательного процесса, одним из средств физического развития детей, с помощью которого педагог может решить все образовательные задачи.

Эффективность игрового стретчинга :

- вовлекает в работу все мышцы и суставы организма и успешно развивает их.

- гарантирует детям правильное развитие систем организма.

- является отличной профилактикой сколиоза и плоскостопия.

- прививает коммуникативные навыки.

- развивает мышление, память, внимание

 «До тех пор, пока позвоночник гибкий – человек молод, но как только исчезнет гибкость – человек стареет»

Практическая часть

1.Наступила зима (ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища).

2.Утром звери проснулись и увидели на небе звездочки, зимой по утрам солнце встает поздно, поэтому звезды еще видны. Упражнение «Звезда»

И.п.: широкая стойка, стопы  параллельно, руки опущены вдоль туловища. 1- вытянуть руки в стороны ладонями вниз; вдох – плечи не поднимать, грудную клетку «раскрыть», голова прямо; 2- руки опустить (выдох), расслабиться.

3. С неба, как будто весело танцуя, падали снежинки. Упражнение «Снежинки»

4. Вокруг стали расти сугробы. Упражнение «Сугробы»

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на

полу, руки лежат вдоль туловища. 1 — оторвать

бедра и таз от пола, не прогибаясь в талии, поднять таз выше живота

(вдох); 2 — выдох, опуститься в и.п.

5) В лесу никого не было, только огромные пушистые ели примеряли снежный наряд

«Большая ель» (рис. 72). И.п.: стоя, ноги вместе, руки

вдоль туловища. 1 — развести носки врозь (вдох); 2 — вытянуть

позвоночник вверх, руки развести слегка в сторону вниз,

ладони направлены в пол (выдох).

5. Метель была настолько сильной, что все зверята пережидали ее в своих домиках. 

«Домик» (рис. 9). И.п.: широкая стойка, стопы параллельно,

руки опущены вдоль туловища. 1 — вытянуть руки над голо

вой, ладонями друг к другу, ноги крепко упираются в пол (вдох);

2— руки опустить (выдох), расслабиться.

6. Но вдруг метель прекратилась и выглянуло солнышко

«Солнышко».

И.п.: Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в

стороны.

1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука

не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

6. И тогда все зверята с радостью выбежали на улицу. Звери решили сделать из снега горку и покататься. Упражнение  «Горка»

И.п.: Сед с прямыми ногами, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечье (или на ладонях). 1 –не сгибая ноги и сохраняя оттянутыми носки, медленно поднять их в вертикальное положение. Задержаться. 2 – и.п.

Выполняется: На коврике

Цель: Укрепление мышц брюшного пресса.

7. Особенно понравилось кататься медведю. Упражнение «Медведь»

8. Лисичка каталась и переживала, а не испортится ли ее шубка? Упражнение «Лисичка»

И.п.: основная стойка. 1 – правой рукой мах через верх влево,.2 – прижимаем левой рукой к левому плечу и тянемся ладонью влево. То же самое повторить для левой руки. Ноги прямые. Задержаться. 3-4 – и.п.

Выполняется: Стоя

Цель: Укрепление мышц плечевого пояса, увеличение подвижности плечевых суставов.

9. Волк от радости завыл. Упражнение «Волк»

И.п.: стоя в упоре на ладони и колено.

1 — поднять правую (левую) ногу, голова прямо; 2 — и.п.

(выдох).

10. Зайчики от радости катаясь с горки, умудрялись еще и подпрыгивать. Им было очень весело. Упражнение «Заяц»

11. Лесные птички тоже решили присоединиться к общему веселью и полетать возле горки. Упражнение «Птички» (взмах руками наклон к правой ноге. Тоже к левой).

12. Все звери веселились, игрались, им было очень весело. И только строгая сова внимательно наблюдала за происходящим с ветки дерева, переступая с лапки на лапку.

«Веточка»

И.п. : узкая стойка, руки вытянуты вперёд и сцеплены «в замок»

ладонями наружу, вдох.

1) На выдохе поднять руки над головой.

2) Наклон вправо

3) Наклон влево

4) Вернуться в И.п.

Наступил вечер и на пришла пора возвращаться домой.

1. Наступила зима (ИП – стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища).

2. Утром звери проснулись и увидели на небе звездочки, зимой по утрам солнце встает поздно, поэтому звезды еще видны.

Упражнение «Звезда»

И.п.: широкая стойка, стопы  параллельно, руки опущены вдоль туловища. 1- вытянуть руки в стороны ладонями вниз; вдох – плечи не поднимать, грудную клетку «раскрыть», голова прямо; 2- руки опустить (выдох), расслабиться.

3. С неба, как будто весело танцуя, падали снежинки. Упражнение «Снежинки»

4. Вокруг стали расти сугробы.

Упражнение «Сугробы»

И.п.: лежа на спине, ноги согнуты, стопы стоят на

полу, руки лежат вдоль туловища. 1 — оторвать

бедра и таз от пола, не прогибаясь в талии, поднять таз выше живота

(вдох); 2 — выдох, опуститься в и.п.

5. В лесу никого не было, только огромные пушистые ели примеряли снежный наряд

Упражнение «Большая ель» .

 И.п.: стоя, ноги вместе, руки

вдоль туловища. 1 — развести носки врозь (вдох); 2 — вытянуть

позвоночник вверх, руки развести слегка в сторону вниз,

ладони направлены в пол (выдох).

6. Метель была настолько сильной, что все зверята пережидали ее в своих домиках.

Упражнение «Домик».

И.п.: широкая стойка, стопы параллельно,

руки опущены вдоль туловища. 1 — вытянуть руки над голо

вой, ладонями друг к другу, ноги крепко упираются в пол (вдох);

2— руки опустить (выдох), расслабиться.

7. Но вдруг метель прекратилась и выглянуло солнышко

Упражнение «Солнышко».

И.п.: Ноги на ширине плеч, левая (правая) стопа развернута наружу, руки в

стороны.

1) На выдохе – наклоняться в левую (правую) сторону, пока левая (правая) рука

не коснется пола, правая (левая) рука вытянута вверх.

8. И тогда все зверята с радостью выбежали на улицу. Звери решили сделать из снега горку и покататься.

Упражнение  «Горка»

И.п.: Сед с прямыми ногами, носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечье (или на ладонях). 1 –не сгибая ноги и сохраняя оттянутыми носки, медленно поднять их в вертикальное положение. Задержаться. 2 – и.п.

Выполняется: На коврике

Цель: Укрепление мышц брюшного пресса.

9. Особенно понравилось кататься медведю. Упражнение «Медведь»

Упражнение «Медведь»

 И.п.сесть в позу прямого угла, ноги согнуть в коленях, слегка разведя их. Пятки приблизить к ягодицам. Руки провести под внешнюю сторону согнутых ног, захватить ладонью стопу с внешней стороны. Поднять правой рукой правую ногу, стараясь выпрямить колено, задержаться. Вернуться в и.п.  Проделать то же движение левой ногой.).

10. Лисичка каталась и переживала, а не испортится ли ее шубка? Упражнение «Лисичка»

И.п.: основная стойка. 1 – правой рукой мах через верх влево,.2 – прижимаем левой рукой к левому плечу и тянемся ладонью влево. То же самое повторить для левой руки. Ноги прямые. Задержаться. 3-4 – и.п.

Выполняется: Стоя

Цель: Укрепление мышц плечевого пояса, увеличение подвижности плечевых суставов.

11. Волк от радости завыл.

Упражнение «Волк»

И.п.: стоя в упоре на ладони и колено.

1 — поднять правую (левую) ногу, голова прямо; 2 — и.п.

(выдох).

10. Зайчики от радости катаясь с горки, умудрялись еще и подпрыгивать. Им было очень весело. Упражнение «Заяц»

11. Лесные птички тоже решили присоединиться к общему веселью и полетать возле горки.

Упражнение «Птички» (

И.п. – широкая стойка. 1 - взмах руками; 2 -  наклон к правой ноге.3-4 – возврат в и.п.  Повтор для левой).

12. Все звери веселились, игрались, им было очень весело. И только строгая сова внимательно наблюдала за происходящим с ветки дерева, переступая с лапки на лапку.

Упражнение «Веточка»

И.п. : узкая стойка, руки вытянуты вперёд и сцеплены «в замок»

ладонями наружу, вдох.

1) На выдохе поднять руки над головой.

2) Наклон вправо

3) Наклон влево

4) Вернуться в И.п.

Наступил вечер и на пришла пора возвращаться домой.

Итак, занимаясь статическим стретчингом, мы получаем

1. Большой запас жизненной энергии;

2. Хорошие умственные способности;

3. Прекрасный, спокойный сон;

4. Способ предупреждать депрессии и другие эмоциональные расстройства;

5. Дополнительную гарантия от возникновения сердечно -сосудистых заболеваний;

6. Дополнительную гибкость всего тела;

7. Понижение кровяного давления и улучшение кровообращения;

8. Снижение нагрузки на  суставы и позвоночник.

     Уважаемые коллеги, игровой стретчинг используется не только на физкультурных занятиях, но и в физминутках.

 Физкультминутка — это тот же стретчинг! Проговаривая короткие стихотворения, то тянемся вверх, напрягая мышцы, то опускаемся вниз, расслабляясь. Здесь и наклоны, и присядка. Всё зависит от выбора и фантазии воспитателя, и готовности детей принять предложенные упражнения. Хочу отметить, что дети всегда с удовольствием выполняют упражнения физкультминутки.

 Также его используют в комплексах бодрящей гимнастики, утренней гимнастики, развлечениях.

Стретчинг раскрепощает детей, делая их открытыми и жизнерадостными. Во время этих занятий дети получают эмоциональную разрядку, физическое удовольствие, что в свою очередь вовлекает детей в процесс физкультурных занятий. Дети с огромным желанием ждут следующих занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Статья расскрывает используемые технологии здоровьясбережения для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста...

Проект "Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста"

Современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагоги­ческой деятельности. Организация в ДОУ музыкальных заня­тий с использованием этих технологий поможет обеспечи...

Использование технологии метода теории решения изобретательных задач в сохранении и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.

Технология ТРИЗ, созданная учёным-изобретателем Т.С. Альтшульцером, получила широкое  распространение в работе дошкольных учреждений потому, что она максимально увеличивает эффективность работы п...

Консультация для педагогов «Стретчинг, как технология сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста».

Эта консультация поможет педагогам более подробно познакомиться с техникой физических упражнений под названием "Стретчинг". Игровой стретчинг является новым подходом к ор...