МАСТЕР-КЛАСС «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника»
консультация

МАСТЕР-КЛАСС.«Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Одинцовский лицей №6 им. А.С. Пушкина

дошкольное отделение – детский сад № 21

МАСТЕР-КЛАСС

«Народные игры как средство формирования

двигательной активности дошкольника»

Подготовила

инструктор по физической культуре

Чубарева Оксана Игоревна

Одинцово, 2022г.

 «Народные игры как средство формирования

двигательной активности дошкольника»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

- Скажите громко и хором, друзья,

- Деток вы любите? (Нет или да)

- Пришли вы учиться, иль сил совсем нет?

- Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет)

- Я вас понимаю…. Как быть господа?

- Проблемы детей решать нужно нам? (Да)

- Дайте мне тогда ответ, помочь откажетесь мне? (Нет)

- Последний вопрос, ответьте, друзья активными будете? (Нет или да)

Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни.

Тема мастер-класса «Народные игры как средство формирования двигательной активности дошкольника».

И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.

«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги.

Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.

Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».

А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».

И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.

Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека! Пусть он его поищет».

Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.

Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!»

Помочь ребёнку найти этот дар, сохранить и укрепить должен воспитатель! И слова В. А. Сухомлинского актуальны сегодня как никогда:

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!

Но мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились у различных  народов до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.

Одна из монгольских пословиц гласит: «Хочешь узнать, что за народ живет в стране, взгляни на игры его детей».

Народная подвижная игра, выполняя различные функции (развивающую, познавательную, развлекательную, диагностическую, корректирующую) служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры для детей ценны и оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически развивают ребёнка, развивают двигательные умения. Двигательные умения тесно связаны с двигательными качествами, основные из которых – ловкость, быстрота, сила, выносливость. Связь эта взаимная. Чем шире, богаче арсенал движений, тем легче ребёнку добиться успеха в двигательной деятельности.

Народные подвижные игры решают следующие образовательные задачи:

  • совершенствование техники выполнения движений,
  • формирование осознанного использования приобретённых навыков в различных условиях,
  • целенаправленное развитие физических качеств,
  • побуждение детей к проявлению морально-волевых качеств,
  • развитие самоконтроля и самооценки в процессе организации различных форм двигательной активности,
  • поддержка стремления детей к улучшению результатов выполнения физических упражнений.

Диагностика двигательного развития даёт возможность получить характеристики уровня двигательной активности, состояния развития движений ребёнка, позволяет определить для него "ближайшую зону" формирования жизненно важных двигательных умений и физических качеств.

По степени подвижности дети дифференцируются в три основные группы:

  • оптимально подвижные (ровное покойное поведение.)
  • малоподвижные (общая вялость, пассивность, быстрая утомляемость, стараются уйти в сторону, чтобы никому не мешать, выбирают деятельность не требующую активных движений.
  • гиперподвижные (находят возможность двигаться в любых условиях. Движения быстры, резки, бесцельны и легко управляемы, из всех видов движений выбирают бег, прыжки)

Низкий уровень двигательной активности может привести к нарушению работы сердечно-сосудистой системы, ожирению (что довольно часто встречается в наше время), вегетососудистой дистонии, атеросклерозу. Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат, мускулатура, плоскостопие) ребёнка к 5-6 годам ещё не завершено.

Именно поэтому я считаю, что благодаря играм развитие двигательной активности идет быстрее.

По определению П. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Методика обучения народным подвижным играм

При проведении игры выделяются следующие алгоритмы методики:

1. Подготовка к игре: выбор места, побор оборудования, инвентаря, атрибутов, разметка площадки и т. д.;

2. Сбор на игру можно объявить зазывалочкой («Собирайся народ – кто в прятки идёт»); привлечь внимание детей интересной игрушкой; показать картинку («Кто на картинке изображён? Кот и мышки. Давайте поиграем в эту игру»); загадать загадку. Сбор на игру длится не более 1,5-2 минут. От педагога требуется находчивость, особенно с малышами;

3. Объяснение игры должно быть коротким, понятным, интересным, эмоциональным с учётом возраста детей, их подготовленности к игре. В младшей группе правила объясняются по ходу игры; воспитатель принимает на себя главную роль. В средней и старшей группах объяснение игры выделяется особо, но проводится кратко, конкретно, не более 2 минут;

4. Распределение ролей имеет важное значение для создания интереса и игре. Водящий может назначаться педагогом, но при условии аргументации, понятной детям («У Иры сегодня день рождения, Серёжа давно не был водящим» и др.). Можно роли распределить с помощью считалочки, «волшебной палочки». Дети могут сами выбирать водящего;

5. В ходе игры необходимо обеспечить выполнение правил, физическую нагрузку, моторную плотность, усвоение движений. Увеличение физической нагрузки может быть обеспечено увеличением расстояний, усложнением правил, включением дополнительных водящих. Продолжительность периодов бега в игре должна увеличиваться постепенно, после пика – снижаться. Моторная плотность в игре должна быть в пределах 50-60%;

6. Окончание игры должно предусматривать подведение итогов, в основном по выполнению правил.

ВЫВОД. Важно использовать народные подвижные игры не только для совершенствования и повышения двигательной активности, но и для воспитания всех сторон личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Подвижные игры, как средство оптимизации двигательной активности дошкольников"

Одно из направлений современной образовательной политики нашего государство является сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Это просматривается во многих нормативных документах. В том числе и...

«Игра - как средство развития двигательной активности дошкольников».

Доклад об использовании подвижных игр для развития двигательной активности....

«Летом ты не скучай. Прыгай, бегай и играй» - дворовые игры как средство повышения двигательной активности дошкольников.

В современном мире дошкольника все меньше наблюдается веселых подвижных игр, дети стали заложниками компьютерных игр и других гаджетов, а ведь игра является не только способом освоения и присвоения оп...

Консультация для педагогов «Народные игры, как средство формирования двигательной активности дошкольника».

Народные игры — одно из средств развития двигательной активности детей.Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, вбирая в ...