Отчет о работе по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе комбинированной направленности «Улыбка» на 2021 - 2022 учебный год.
материал (старшая группа)

Кодочигова Анна Анатольевна

Отчет о работе по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе комбинированной направленности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_formirovaniyu_zozh_i_obzh.docx36.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Отчет о работе по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе комбинированной направленности «Улыбка»

на 2021 - 2022 учебный год.

Воспитатели: Язенок Ю.В.

Кодочигова А.А.

2021 год

Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Сухомлинский В. А.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Здоровье на 50% зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает.

«Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования.

В государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения говорится:

«Здоровье сберегающая компетентность позволит заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств».

Цель работы:

  • Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
  • Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
  • Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.
  • Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
  • Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
  •  Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.

Задачи:

- Создать условия для формирования представлений о здоровье, его ценности, полезных привычках, укрепляющих здоровье, о мерах профилактики и охраны здоровья;

- Способствовать развитию самостоятельности детей в выполнении культурно-гигиенических навыков и жизненно-важных привычек;

- Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения;

- Развивать умение элементарно описывать своё самочувствие, умение привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;

- Создать условия для сохранения и укрепление физического и психического здоровья детей.

- Создать условия для обеспечения снижения частоты случаев заболеваемости.

- Создать условия для повышения к устойчивости к утомлению, повышению работоспособности у детей.

Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов.

Работа по воспитанию здорового дошкольника включает следующие составляющие:

• Сбалансированное соотношение разных видов деятельности и отдыха. Режим дня. Важным моментом режима для ребенка является достаточный по продолжительности сон. Пребывание на свежем воздухе способствует повышению обмена веществ.

• Сбалансированное питание. Детский рацион предполагает учёт физиологических потребностей растущего организма в белках, жирах, углеводах, воде, минеральных солях и витаминах.

• Активность. Физические упражнения, эмоциональные разрядки, оздоровительная гимнастика после сна, пальчиковая, зрительная, дыхательная, корригирующая гимнастика, а также подвижные и спортивные игры способствуют укреплению и сохранению здоровья детей.

• Закаливание. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и обеспечивает профилактику простудных и других заболеваний. Систематичность закаливаний способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

• Личная гигиена. Соблюдение правил личной гигиены необходимо для предупреждения попадания инфекции в организм. Чтобы сохранить свое здоровье на протяжении всей жизни, человек должен выполнять и соблюдать правила личной гигиены.

В детском саду разработаны мероприятия по оздоровлению детей, которые включают в себя:

1. Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня.

2. Физическая культура в зале.

3. Физическая культура на свежем воздухе.

4. Ежедневная утренняя зарядка.

5. Подвижные игры на прогулке.  

6. Ежедневный режим прогулок.

7. Создание необходимой развивающей среды.

8. Своевременное проветривание помещений.

9. Сбалансированное питание.

В настоящее время дошкольное учреждение является центром пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений, навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья, как детей, так и взрослых.

Для реализации цели по формированию здорового образа жизни у дошкольников мы организовали предметно-развивающую среду, создали такие условия, которые помогут каждому ребенку стать физически и психически здоровым:

— физкультурный уголок в групповой комнате.

В саду так же имеется музыкальный и физкультурный залы, а также медицинский кабинет.

Для проведения занятий создали благоприятные условия в помещении для игр и занятий:

— проводится проветривание по СанПин.

В работе по укреплению здоровья и стимулированию двигательной активности используем:

- физические упражнения в ходе утренней гимнастики;

- подвижные игры;  

- гимнастика после сна;

- спортивные игры;

- пальчиковая гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- дыхательная гимнастика;

- гимнастика для глаз;

- проведение кинезиологических упражнений;

- освоение навыков самомассажа;

- занятия по формированию здорового образа жизни с нестандартным оборудованием;

- корригирующая гимнастика.

Закаливающие процедуры:  

- прогулки на свежем воздухе;  

- водные процедуры (умывание, мытье рук);

 - хождение босиком по различным поверхностям (дорожка здоровья, массажные коврики, соляная дорожка);

- сухое обтирание массажными варежками;

- одежда по погоде;

- своевременное проветривание.

В рамках лечебно-профилактической и познавательной работы проводим следующие мероприятия:

- постоянный контроль осанки;

- контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;

- подбор мебели в соответствии с ростом детей;

- потребление фитонцидов (чеснок, лук, хвойные);

- витаминизация - сироп шиповника, аскорбиновая кислота;

- употребление соков и фруктов;

- игровой массаж (массаж рук, ног, ушей, подошв);

- игровые ситуации: «Научим зайчика заботиться о своём здоровье», «Катя заболела», «Таня простудилась», «Правила гигиены».

В процессе работы по формированию здорового образа жизни стараемся закрепить у детей основные гигиенические навыки, чтобы у детей появилось понимание их значения и важность для здоровья, и приучить детей систематически выполнять их правильно. Для их выработки дети научились закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком.

В процессе работы появилось понимание того, что руки моют для того, чтобы они были чистыми, на них не было микробов, а также объясняли на примерах, что грязные руки – это нечистоплотно, некрасиво, что мытье рук делает организм крепче, это закаливание – процедура, которая укрепляет здоровье.

В закреплении навыков умывания, воспитания опрятности и аккуратности большую роль играют познавательные занятия, дидактические игры. При формировании культурно-гигиенических навыков использовали такие приемы, как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа, чтение художественной литературы, просмотр тематических презентаций.

Утренняя гимнастика - поддержка оптимального физического состояния, нормализация здоровья, приобретение бодрости. Гимнастика проводится под музыку, без музыки, под сопровождение музыкального инструмента, с применением физкультурного оборудования, а также с применением нестандартного оборудования.

Дыхательная гимнастика. Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Проводится дыхательная гимнастика 2 раза в день по 10 минут не раньше, чем через час после еды. Оптимальный вариант — это десятиминутка утром во время зарядки. Есть картотека гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой. Дыхательная гимнастика Стрельниковой, в числе нескольких других методов, рекомендована Минздравом РФ для восстановления после COVID-19 согласно временным методическим рекомендациям «Медицинская реабилитация при новой коронавирусной инфекции» 2020 года. Мы так же создали свою картотеку дыхательной гимнастики. Проводим ее, выполняя упражнения, а также с нестандартным оборудованием (телефончики, трубочки для коктейля, перышки, игры «Сдуй помпон», «Забей гол» и т.д.).

Хорошо известно, что умственная работа без регулярных и целесообразных физических нагрузок приводит к снижению работоспособности, переутомлению. Поэтому в процессе занятий и между ними проводятся физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышению тонуса.

Гимнастика после сна.

Способствовать пробуждению после дневного сна. Тонизировать весь организм, воздействуя на биологически активные точки. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости на вторую половину дня. Созданы картотеки по гимнастике после сна.

Пальчиковая гимнастика.  Борьба с умственной усталостью, снятие напряжения артикуляционного аппарата, повышение тонуса организма и общий оздоравливающий и развивающий эффект. Мы так же создали картотеки пальчиковой гимнастики. А также используем в работе кинезиологические упражнения и сказки — это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Освоение навыков самомассажа - сохранение и укрепление психического и физического здоровья и приобщение дошкольников к основам ЗОЖ через игровой самомассаж. Также овладение основными навыками самомассажа - для дошкольников в комплексной коррекционной работы по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.

Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие «безопасность» трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровьявооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитания у него культуры здоровья и культуры безопасного поведения в быту.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ. Инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи:

  • Воспитательные
  • Развивающие
  • Обучающие

Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:

* Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.

* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.

* Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

* В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:

  • Микроклимат в ДОУ
  • Пространственно - предметное окружение
  • Игровая среда (ППР среда)

Формы организации деятельности детей дошкольного возраста:

  • Организованная деятельность детей
  • Совместную деятельность взрослых и детей
  • Свободная самостоятельная деятельность

Для проведения НОД по «Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников», используем разнообразные методические приемы:

  • беседы,

 • эксперименты,

 • наглядность,

 • сюжеты из жизни,

 • художественные произведения,

 • игры,

 • рисование на различные темы.

Разработан цикл бесед и мероприятий:

  1. Беседа: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу!» Цель: дать представление о методах сохранения и укрепления своего здоровья.

2. Беседа: «Полезные и вредные привычки».

Цель: углубить знания детей о полезных и вредных привычках; воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам, желание вести здоровый образ жизни; формировать умение детей следить за своим внешним видом, быть аккуратными, опрятными, устранять вредные привычки; воспитывать самостоятельность.

  1. Экскурсия в мед. кабинет.

Цель: дать детям представление о простудных заболеваниях (о поведении больного и здорового ребенка).

4. Беседа «Не хочу быть неряхой».

Цель: прививать детям привычку выглядеть опрятно, носить чистую одежду, следить за своей прической, серьезно относиться к своей внешности.

5.Беседа «Где живут витамины». «Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда».

Цель: развивать познавательный интерес. Объяснить детям, что организму человека требуются витамины. Дать детям знания о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах и ягодах.

8.Беседа «Как устроено тело человека».

Цель: обобщить имеющиеся у детей знания о функциях органов чувств, сформировать представление детей о том, что каждый орган чувств человека имеет большое значение для него, прививать навыки элементарного самомассажа. 

9. Сухое обтирание массажными варежками.

Цель: мощное оздоровительное средство; оказывающее общеукрепляющее воздействие на организм, повышает тонус ЦНС, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ, снимает усталость и нервное напряжение, стимулирует работу мозга, является активной формой самомассажа, улучшает кожное дыхание.

10. Досуг «Праздник мыльных пузырей».

Цель: удовлетворить потребность детей в двигательной активности; создать атмосферу радостного настроения; развивать самостоятельность и активность.

11. Спортивный праздник (развлечение): «Зимние состязания». Цель: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством активизации двигательной деятельности.

12. Беседа по теме: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки».  Обобщить знания детей о лекарствах от болезней, дети не должны самостоятельно принимать таблетки и витамины.

13. Беседа: «Режим дня». Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. 

14. Беседа с детьми «Врачи - наши помощники» (Партнёрская с родителями). Цель: познакомить детей с профессией врача и медицинской сестры; учить детей не бояться врача, самому оказывать помощь; закрепить понятие ценности здоровья, желание быть здоровым; развивать наблюдательность.

15. Беседа «Как вести себя в жару на участке?». Цель: обучать детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

16. Беседа по теме: «Ножницы, катушки – это не игрушки». Цель: побеседовать с детьми о правилах работы с самыми обычными предметами, которые есть в каждом доме.

17. Проведение мероприятий по теме «Юные экологи. Здравствуй, лето». Цель: формировать навыки культурного поведения в природе.

Структура работы по системе формирования здорового образа жизни у дошкольников предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ и родителей воспитанников ДОУ.

Рассмотрим кратко основные задачи работы по данному направлению каждого участника процесса:

— Заведующая ДОУ и методический состав – контроль за созданием необходимых условий работы, организацией педагогического процесса, консультации.

— Педагог-психолог – проведение практических занятий, консультаций для коллектива ДОУ, выявление особенностей детей и сообщение их педагогическому коллективу в целях учета в работе.

— Воспитатели – учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты.

— Медицинский персонал ДОУ – выявление особенностей детей и их сообщение воспитателям, проведение профилактических мероприятий, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

— Инструктор по физическому воспитанию – учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик.

— Музыкальный руководитель – учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека.

— Педагог по ИЗО – учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через использование произведений искусства, рисование и т. п.

— Логопеды — учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционной работы для исправления недостатков речи, тем самым повышая уверенность ребенка в себе, следовательно, повышая его социальный статус, психоэмоциональную устойчивость.

— Обслуживающий персонал – соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований.

— Родители – использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающие процедуры, учет особенностей ребенка, повышение психоэмоциональной устойчивости.

Следует отметить, что в первую очередь, каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса.

Информация для родителей оформляется на специальных стендах, «Уголке здоровья» рекомендации, советы. Для персонала ДОУ организовываются консультации, педагогические советы. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроля за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры здорового образа жизни ребенка, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки.

Таким образом, положительное влияние при обучении здоровому образу жизни, у ребенка устанавливаются психологические контакты с окружающими его близкими людьми, друзьями, воспитателями, формируется положительные межличностные отношения в семье и в детском коллективе, что позволяет решать вопрос сохранения и укрепления здоровья детей, формированию здорового образа жизни.

Можно сделать вывод о том, что правильно организованная развивающая среда, учитывание возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ и ОБЖ родителей, систематическая работа способствует укреплению здоровья детей, позволит сформировать представления о здоровье как о ценности, воспитывает полезные привычки и навыки здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения...

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятел...

Методическая разработка «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...

Методическая разработка на тему: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного в соответствии с ФГОС ДО»

Методическая разработка на тему:«Формирование навыков здорового образа жизни и основбезопасности жизнедеятельности у детей дошкольногов соответствии с ФГОС ДО»...

Отчет о работе по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности в старшей группе комбинированной направленности

Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы&raqu...

Отчет о работе по формированию здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности в младшей группе

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности и закладывания основ безопасного поведения и здорового образа жизни, период впитывания, накопления знаний.Цель «безопасного&raqu...

Рабочая программа воспитателя старшей группы комбинированной направленности № 12, на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы  разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада, в соответствии с введением в действие Федеральных госу...