Федотова Елена Владимировна

сайт учителя начальных классов

"Если хочешь, чтобы уважали тебя - уважай других"

Профессия: учитель начальных классов

Профессиональные интересы: создание презентаций к урокам

Увлечения: вышивание

Регион: Республика Мордовия

Населенный пункт: город Саранск

Место работы: МОУ "Средняя общеобразовательная школа №38"

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/fedotova-elena-vladimirovna
Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут. Душа ребёнка равно сложна, как и наша, полна подобных противоречий, в тех же трагичных вечных борениях: стремлюсь и не могу, знаю, что надо, и не могу себя застсвить.
Януш Корчак, польский педагог, писатель, врач и общественный

Здравствуйте!

Я - учитель начальных классов, Федотова Елена Владимировна.

    Мой сайт, в первую очередь, для учителей начальных классов, родителей и учеников. 

Я хочу поделиться своими наработками, найти друзей и единомышленников. 

Мне интересно Ваше мнение о материалах сайта. 
Заранее благодарна за Ваши советы, отвечу всем, кому интересна моя работа.

На сайте вы найдёте разработки уроков, внеклассных мероприятий, презентации, исследовательские и творческие работы моих учеников.

Буду рада, если мои методические разработки Вам пригодятся. Для учеников и их родителей так же найдётся много интересной, разнообразной информации.

Я рассчитываю на приятное полезное общение с коллегами, родителями и учениками на страницах сайта.

             С уважением, Елена Владимировна.

О себе

Это поле обязательно для заполнения, так что я просто напишу сюда этот текст, который никто никогда не прочитает

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Ранее я читала много произведений замечательных авторов. Но недавно мне попалась в руки книга Михаила Веллера "Всё о жизни". Эта книга прямо и внятно отвечает на вопросы: Так что же такое любовь? Почему человек так часто несчастлив? Чего ради мы страдаем? И в чём же, наконец, смысл жизни? Эпиграф автора скажет много больше: "Всё о том, как устроена эта жизнь и этот мир, и почему ты чувствуешь то, что чувствуешь, хочешь то, что хочешь, делаешь то, что делаешь, и с тобой происходит именно то, что происходит". Советую прочитать, и, возможно, вы поменяете свои жизненные приоритеты.

Мой взгляд на мир

Мои педагогические идеи

В нашей школе разработана целевая программа “Формирование гражданско-правовой и экономической компетентности школьников”. Данная программа – часть общей программы инновационного развития школы. В рамках целевой программы курсы общественных дисциплин введены с начальных классов. Во 2 классе дети начинают изучать  курс гражданского образования. Основная задача гражданского образования на данной ступени обучения – расширение кругозора учащихся, развитие их активности, творчества и воображения, формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе в частности.

Детально ознакомившись с методическими рекомендациями к авторской программе «Гражданское образование в начальных классах», которую  при содействии Департамента образования и науки Нижегородской области, Нижегородского гуманитарного центра, Нижегородского института развития образования  создали и предложили преподаватели НИРО С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева, Т.Я. Железнова, Н.Ю. Яшина, я пришла к выводу, что авторы предоставили учителю прекрасное пособие,  где  дано много дополнительных сведений: исторические факты, сказки, стихи, игры, частушки, загадки,  пословицы, много заданий на релаксацию, познание самого себя.  В 1999 году был разработан учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя. Обучающий курс не утратил своей актуальности, привлекательности и по сей день.

Программа курса построена на сочетании всех основных элементов образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентаций. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса,  носят интегрированный характер. Они включают в себя термины, факты, сведения о природе, обществе, человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.

Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нём главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентаций, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг другу.

Учащиеся приобретают и определённый опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями.

На уроках гражданского образования использую специальные технологии (учебный диалог, педагогические ситуации морального выбора, игры), позволяющие осуществлять переход от информационной педагогики к творческо-деятельностной.

Уроки обобщения темы в курсе имеют игровой характер, это уроки-праздники. Игра позволяет создать эмоциональную атмосферу, стимулирует и активизирует накопленный на уроках эмоционально-нравственный опыт детей, закрепляет полученные теоретические знания в непосредственной деятельности. Дети в непринужденной атмосфере, в естественной для них игровой ситуации показывают свое понимание темы. Например, на урок – праздник «Саранская ярмарка» была подготовлена игровая программа. При помощи родителей мы оформили выставку, на которой были предоставлены изделия народных умельцев. Ребята отгадывали загадки из матрёшек; состоялся конкурс скороговорок и частушек. На ярмарке были «зазывалы» в традиционных мордовских костюмах и скоморохи, у которых, отгадав загадку-шутку, можно было купить товар – поделку, изготовленную самими же учениками совместно с родителями: блокнот в виде матрёшки, забавную подвижную игрушку, деревянную ложку, ленту  - закладку, традиционные мордовские кулинарные изделия. Праздник удался!

В процессе своей педагогической деятельности я убедилась, что изучение учебного материала с опорой на специфику среды обитания, обычаев, традиций своего региона повышает эффективность учебно–воспитательного процесса. В связи с этим программу курса «Гражданское образование», рассчитанную на 2 года обучения, я рассредоточила на 3 года. Введение регионального компонента в преподавание курса «Гражданское образование» - первый источник изменения.

Региональный компонент равномерно распределён в курсе преподавания гражданского образования на все 3 года обучения. В процессе обучения реализуется принцип «от общего к частному, от частного к общему и затем к выводам и обобщениям.

Обращение к местному, близкому и понятному учащимся материалу, реализация личностно ориентированного подхода в обучении способствует:

-    развитию патриотизма и гражданственности, пониманию общего и особенного в развитии Мордовии;

- становлению социальной ответственностиличности через отношение к конкретным проблемам развития Мордовии как части России;

- развитию умений получать социальную информацию и самостоятельно ориентироваться в нейчерез расширение круга источников, отражающих региональные вопросы: местные СМИ, информация от близких людей, личные наблюдения и др.

       Я ориентируюсь на модель обучения поискового типа: от усвоения исходных понятий к формированию осознанной позиции учащегося через проживание им учебного процесса в роли активного участника и соответственно через более глубокое и самостоятельное усвоение знаний, навыков, общих идей, возникающих в ходе выработки позиции, принятия решений.

Считаю, что этому способствую и групповые формы обучения.  Ребята учатся  вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь. А главное, осознавать, что от тебя зависит успех всей группы, что ты несешь ответственность и за свои успехи, и за успехи товарищей. Применение активных методов обучения, работы в мини-группах, тренингов, позволяющих  создать оптимальные условия для самостоятельной и творческой работы   обучающихся – второй источник изменения.

А социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе уроков, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах микрорайона, города, края, наконец, страны в целом. В ходе реализации проектов учащиеся активно используют свои знания, общаются и сотрудничают друг с другом. Расширение образовательного пространства за счет введения в социальное проектирование,  включающего в себя изучение регионального компонента,  нахождение разрешений правовых и  личностных конфликтов в повседневной жизни – третий источник изменения.

Проекты "Планета Земля", "Город детства", "Чистый город", позволили развить представления школьников о добре и зле, умение терпимо относиться к различным мнениям, способствовали формированию  критического осмысления происходящего.

В результате исследовательской работы «В тех именах истории шаги» узнали, в честь кого или в честь какого события названы улицы, на которых проживают учащиеся нашего класса, и находится наша школа, какова  история образования данных улиц. Собрали и исследовали материал  о вкладе жителей Мордовии в победу  в ВОВ (1941-1945 гг.), выявлено, что в городе Саранске есть много мест, связанных с увековечиванием памяти воинов ВОВ; установлено, что почти в каждой семье есть участники ВОВ и о некоторых из них написаны книги.

 Принято решение:

               1. продолжить и дальше исследовать подвиги наших героических соотечественников;

              2. чтить память своих дедов и прадедов не только в День Победы, 9  мая, но и оказывать шефскую помощь нуждающимся ветеранам ВОВ.

Разработка и реализация проектов способствует формированию гражданской компетентности учащихся, становлению основ  гражданской культуры, позитивного опыта взаимодействия в коллективе.

Повысился интерес  к добыванию знаний. Дети активно откликнулись на создание проектов, предлагают и свои темы.

Разнообразие экономики, исторических, культурных, национальных особенностей определяют необходимость формирования у учащихся знаний о прошлом и настоящем Мордовии, где они живут, будут работать, каждодневно наблюдают общественные явления. Мы тесно работаем с Мордовским национальным музеем: прослушали цикл лекций с просмотром музейных экспонатов по данному курсу. Также совершили экскурсии в  Национальный музей изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи.

Итогом таких занятий послужат (мы над этим работаем) индивидуальные и групповые проекты. Вот примерные темы работ:

·                   Различия русских и мордовских орнаментов в вышивке;

·                   Значение вышивки в мордовском костюме;

·                   Обряд крещения в мордовском селе;

·                   Что в имени твоём?

·                   Мастера и ремёсла мордвы;

·                   Традиционные национальные обычаи мокши и эрзи.

Формируемые у школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с русским языком, чтением, математикой, природоведением и др.

Дети готовили сообщения, рефераты о мордовском крае. А материалы этих сообщений я активно использую на уроках русского языка.  Для этого:

          1.                          Вкарточках даю тексты, составленные по истории родного края. А задания включаю в соответствии с темой урока.

         2.                          Предлагаю творческие задания.

   В историко-краеведческом музее нашей школы собрано более 200 экспонатов. Из них немало предметов домашнего обихода. Описание этих предметов использую в заданиях лексического характера. В упражнения по фразеологии включаю названия предметов старинной одежды. Сбор для музея бытовой техники, предметов домашнего потребления даёт детям возможность лучше понять этимологический состав слова.

Немалую роль в формировании гражданского сознания, опирающегося на личный опыт школьников, могут сыграть различные формы ученического самоуправления.

Поработав с учащимися над Конвенцией прав ребёнка и Конституцией РФ, я предложила учащимся создать свои законы,  по которым мы будем жить в классе. Детям эта идея очень понравилась. Все до одного включились в данный процесс, бурно обсуждая каждое предложение. Законы есть, но их соблюдение необходимо контролировать. Мы выбрали правление класса. Но, чтобы вовлечь, «зажечь» детей всего класса, чтобы они с большей радостью и воодушевлением справлялись со всеми поручениями, чтобы от них исходило больше инициативы, что побудило бы их к творческому подходу к любому делу, на базе нашего класса мы создали Республику «Мечта». Все ребята класса становятся её жителями.

В этой маленькой республике всё как в настоящей стране. Есть народ – дети, есть президент – учитель. Все жители – трудолюбивые люди. Они живут «Семейками», каждая  в своём сказочном домике по 4-5 человек и выполняют соответствующие обязанности:

Правление – следят за соблюдением  законов, урегулируют конфликты, стараются  мирным путём разрешить спорные ситуации.

Министерство Здравоохранения следят за чистотой рук, состоянием школьных принадлежностей, ремонтируют книги классной библиотеки, проводят ежедневную утреннюю зарядку, организуют физкультурные минутки.

Министерство Просвещения – являются помощниками учителя (помогают изготавливать и раздавать пособия к уроку,  контролируют ведение дневников читателей и школьных дневников).

Трудовики – выполняют обязанности дежурных, организуют генеральные уборки, ухаживают за комнатными растениями.

Редакторы – выпускают стенгазеты, пишут объявления, рисуют плакаты.

Должности меняются еженедельно. Таким образом, каждый ребёнок сможет пожить в разных семейках, учась при этом выполнять разные поручения.

Мы выпустили свои деньги «мечиги». Предварительно продумали еженедельные оклады по должностям, а также расценки по источникам заработков и системе штрафов.

Мы «Республика» - у нас свой атрибут – галстуки, но у каждой семьи свой цвет.

Конечно же, я предварительно на собрании рассказала родителям об этом новшестве. Об их роли как родителей,  и как спонсоров. Только с их согласия ознакомила детей с условием игры. Поскольку кульминацией этого проекта является приезд «магазина» в класс в конце каждого полугодия. На товарах указаны цены в «мечигах». Каждый участник покупает товар (школьные принадлежности, развивающие и познавательные игры) на заработанную сумму.

Цель данного проекта:

·                   Объединить детей одной общей идеей, создать атмосферу дружелюбия в классном коллективе;

·                   Создать  и совершенствовать систему самоуправления в классе;

·                   Формировать мышление: «Чем больше и лучше я работаю, тем лучше я живу».

Работа в данном направлении помогает  ребятам на практике постигать премудрости властных структур. Развивается творческая, созидательная личность школьника, умеющего проявлять учебную инициативность, самостоятельность.

Многие ребята впервые побывали в роли организационного лидера и повысили свою самооценку.

Наряду с предметно-содержательными учебными результатами (знания, умения, навыки), особым результатом такого  типа обучения явился  личный, рефлексивно осмысленный опыт самих учащихся.

Итогом выступления послужат составляющие моейконцепции:

-    приобщение к гражданским ценностям;

- приобретение общественных знаний и практических навыков общественной жизни;

-     активное участие в общественной деятельности, в делах школы.

Таким образом, мои ученики получают возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни, что соответствует образовательным стандартам  «Нашей новой школы».

Мои достижения

Руководство практикой студентов МГПИ им. М. Е. Евсевьева; авторская программа «Информатика – машинный вариант в начальной школе» в рамках дополнительных образовательных услуг; руководство научным школьным общвом естмладших школьников «Начало», участие в городском конкурсе "Учитель года 2010", на данный момент разрабатываю факультативные занятия с одарёнными детьми по русскому языку и математике.

Моё портфолио

В своей работе я использую следующие технологии.

1.Технология проблемного обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности.

Успешность проблемного обученияобеспечивается совместными усилиями учителя и обучаемых. Использую основной дидактический приём – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи подбираю по своей трудности, учитываю познавательные возможности учащихся значимые для усвоения нового материала. Функция учащихся – не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания. Стараюсь не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к противоречиям научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с учителем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами, на мой взгляд, являются диалогические методы: побуждающий и подводящий диалоги.

            На уроке  гражданского образования в 3 классе по теме «Я надежда Отечества» после того, как для создания эмоционального настроя прозвучит музыка П. Чайковского, спрашиваю:

- Как вы думаете, для чего рождается человек? (ответы учащихся)

- Каждый человек – это связь между прошлым и будущим. Многое в нашей жизни зависит от того, каков каждый из нас, что каждый приносит в наш мир.

- Как же можно сформулировать тему сегодняшнего урока?  (Я – надежда Отечества)

2.  Технология проектного обучения представляет собой развитие                                    идей проблемного обучения. Главной особенность проектной технологии  является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Моя роль – роль советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развитие социального сознания.

            Активно практикую в своей учебной и воспитательной деятельности работу над проектами. С успехом в нашем классе были реализованы следующие проекты:  «Пять шагов избегания конфликта», «Планета Земля», «Чистый город»,  «Город Детство», «Республика Радость».

            Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировать, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

3.Интерактивная технологияоснована на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.

Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

Часто использую работу в парах. Плюс работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, только потом огласить классу. Например: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу.

Ценность таких технологий в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции на уроке и в реальной жизни, так как включают в процессе обучения не только сознание ученика, но и его чувство, волю.       

4.Игровые технологиистрою как образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённые общим содержанием, сюжетом, персонажем.  Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

В своей практике я применяю различные виды игр.  Например:  игры, способствующие развитию связной речи – «Собираемся в поход», «Фантазёры»; игры, развивающие память, внимание, наблюдательность – «Сгруппируй предметы»,  «Что изменилось?», «Перевёртыши»; учебные кроссворды. Почти на каждом уроке основных дисциплин и на каждом уроке гражданского образование использую ролевые, интегрированные, социометрические игры («Трон», «Государство», «Мировое древо»).

Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес, такие как «Урок – игра», «Урок – викторина», «Урок – сказка», «Урок – путешествие», «Деловая игра».

5.Также при проведении уроков использую иинформационные технологии.  Я убеждена, что  ИКТ - средство повышения мотивации обучающихся к обучению. Причём, средство сильное, так как опирается на эмоциональную сферу, усиливает наглядное представление материала на уроке, активизирует образное мышление учащихся, уроки становятся интересными, увлекательными и для учителей и для учеников.  Но каждый раз, готовясь к уроку,  я определяю меру и   целесообразность использования ИКТ.  Всегда задаю себе  вопрос: «Зачем, с какой целью использовать ИКТ на этом этапе урока?».

Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно–познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. Ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приёмами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

            В результате проведённой работы я пришла к выводу о том, что разумное сочетание и использование сильных сторон традиционных и активных форм обучения позволяет развивать у детей:

-  познавательные навыки и способности к самообразованию;

-  Способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

-  целеустремлённость и настойчивость;

-  способность взять на себя инициативу и ответственность;

-  критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

-  коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы.

Мои публикации:
Воспитательная работа
Информатика
История
Математика
Междисциплинарное обобщение
Общепедагогические технологии
Окружающий мир
Разное
Русский язык
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио