Влияние активных форм обучения на формирование ключевых компетентностей
статья по теме

Федотова Елена Владимировна

Статья "Влияние активных форм обучение на формирование ключевых компетентностей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья11.8 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №38»

ВЛИЯНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Подготовила: Федотова Е. В.

г.о. Саранск

ВЛИЯНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

Не мыслям учить, а учить мыслить.

Э. Кант

«Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но ставит основную задачу  на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, то есть ключевые компетенции, определяющие современные качества содержания образования».

Значительное изменение социального заказа привело к пересмотру целей и задач обучения, что подтолкнуло меня к использованию активных форм обучения в сочетании с традиционными. В начальной школе компетентности формируются преимущественно на первом уровне, когда усвоенный способ деятельности ученик может применять самостоятельно.

Главный акцент должен быть поставлен на активное включение в деятельность самих детей, так как до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. В жизни ребенку нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать. И моя задача как учителя, не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий.

В своей работе я стараюсь разумно сочетать и использовать сильные стороны традиционных и активных форм обучения.

Активные формы обучения отнесены к классу образовательных технологий, обозначенных как «технологии модернизации традиционного обучения на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся»[1].

Активные формы обучения – это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания и применять их на практике, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

Они включают в себя следующие технологии: технология проблемного обучения, технология проектного обучения, игровые технологии, интерактивные технологии.

1. Технология проблемного обучения – это такая форма обучения, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых.

Основной дидактический прием – создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи. Познавательные задачи должны быть доступны по своей трудности, учитывать познавательные возможности обучаемых, находиться в русле изучаемого предмета и быть значимыми для усвоения нового материала. Функция обучающихся - не просто переработать информацию, а активно включиться в открытие неизвестного для себя знания.

Основная задача педагога - не столько передать информацию, сколько приобщить учащихся к объективным противоречиям развития научного знания и способам их разрешения. В сотрудничестве с преподавателем учащиеся «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности отдельных предметов. Эффективными проблемными методами являются диалогические методы побуждающий и подводящий диалоги.

Прием 1. Дается задание: записать слова: грустный, капустный, звездный и т.д. и проверить их по словарю.

Далее учитель спрашивает: «Вы сначала как написали? (побуждение к осознанию) А как надо записать? (предъявление факта)». А далее идет побуждение к проблеме: «Что же это за звук, если не слышится, не произносится? Значит, какая сегодня тема урока?» А тема урока «Непроизносимые согласные в корне слова».

Прием 2. Учащимся дается ряд заданий, решение которых сводится к вычислению сумм одинаковых слагаемых (2+2+2=6, 3+3+3+3=12, 4+4+4+4+4+4=24) и среди них такое: На одну рубашку пришивают 9 пуговиц. Сколько пуговиц надо пришить на 356 рубашек?) Если кто-то и начинает писать 9 + 9 + 9 +… вскоре останавливаются.

Далее учитель спрашивает: Вы смогли выполнить задание? Почему? В чем затруднение? Значит, что будем сегодня делать, какой вопрос исследовать? (Дети формулируют вопрос для исследования «Будем придумывать короткий способ записи.», а тема урока « Умножение».

        2. Технология проектного обучения  представляет собой развитие идей проблемного обучения. Характерной особенностью проектной технологии является наличие значимой социальной или личной проблемы ученика, которая требует интегрированного знания, исследовательского поиска решений, проектной деятельности. Роль учителя - это роль куратора, советника, наставника, но не исполнителя.

Цель проектного обучения: овладеть общими умениями и навыками в процессе творческой самостоятельной работы, а также развить социальное сознание.

Я активно практикую в своей учебной и воспитательной деятельности работу над проектами.

С успехом в нашем классе были реализованы следующие проекты: «Научился сам – помоги другому», «Подари буклет другу», «Книжки - малышки», сборник «Наше творчество», «Толковый словарь», «Календарь года», «Календарь месяца». «Зелёный друг», «Охранять природу – значит охранять Родину», «Проекты природных зон России», «Рыбкин дом».

Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют осознанность содержания проблемы, умение компетентно представить вариант её решения, аргументировано и чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику как фактор развития проекта.

3. Интерактивная технология - это такая организация процесса обучения, которая основана на прямом взаимодействии учащихся с окружающей информационной средой. Опыт учащегося – это центральный активатор учебного познания, учебное окружение выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта.

Ведущий метод – общение. Организационная форма – обучение в содружестве, работа в парах, в группах, учебный диалог, учебная дискуссия.

Часто на уроках я использую работу в парах, особенно она эффективна на начальных этапах обучения. Плюс этой работы заключается в том, что все дети имеют возможность высказаться, обменяться идеями со своим напарником, а только потом огласить их всему классу. Примерами такой работы является: обсуждение текста, взятие интервью у напарника, анализ письменной работы партнёра, разработка вопросов к классу или ответы на вопросы учителя и т.д.

Ценность интерактивных методик, на мой взгляд, состоит в том, что они позволяют практиковать и отрабатывать умения, навыки, новые компетенции на уроке и в реальной жизни, поскольку включают в процесс обучения не только сознание ученика, но и его чувства, волю (действие, практику), то есть «целостного человека».

4. Игровые технологии строятся как образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов.

В своей работе я применяю различные виды игр, например, игры способствующие развитию связной речи - «Бесконечное предложение», «Снежный ком», игры развивающие память, внимание, наблюдательность - «Найди причину», «Узнай меня», «Перевертыши», учебные кроссворды, игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету - «Подумай и отвечай», «Угадайка», «Аукцион», «Возьми гору», «Математическое домино» и т.д.

Игра, может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока должна решить задачу усвоения темы. В конце урока может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Формы проведения уроков с применением игровой технологии могут быть самыми различными. Наиболее часто я использую уроки, стимулирующие познавательный интерес такие как «Урок - игра», «Урок -викторина», «Урок - сказка», «Урок - путешествие», «Деловая игра».

Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.

Свою деятельность по организации учебно-воспитательного процесса я строю по алгоритму:

- создание положительного  эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока (поделись улыбкою своей, музыка в подарок, моменты радости);

- сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;

- использование проблемных творческих заданий (ситуация неожиданности, выбора, конфликта, несоответствия, неопределенности, предположения).

- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий;

- оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём;

- обсуждение с детьми  в конце урока не только того, что «мы узнали», но и того, что понравилось и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по – другому;

- домашнее задание необходимо дифференцировать содержанием и объемом заданий, давать рекомендации по выполнению домашнего упражнения.

Казалось бы, урок окончен, но на самом деле это только его начало. Мы вместе с моими учениками продолжаем творчески работать над пройденным материалом, они, выполняя домашнее задание, а я, анализируя наши успехи и неудачи, готовлюсь к следующему дню.  Для тех, кто не усвоил тему, готовлю тест по результатам проверки тетрадей. Тем, кто успешно справился с работой - подбираю задания повышенной сложности. Вся деятельность учеников должна быть творческой, интересной, тогда и знания, полученные в результате такой работы, будут иметь совершенно иную ценность.

В результате проведенной работы я пришла к выводу о том, что разумное сочетание и использование сильных сторон традиционных и активных форм обучения позволяют развивать у обучающихся:

- познавательные навыки и способность к самообразованию;

- способность ориентироваться в современном информационном пространстве;

- целеустремленность и настойчивость;

- способность взять на себя инициативу и ответственность;

- критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации;

- коммуникабельность.

Таким образом, применение активных форм обучения можно считать одним из основных путей формирования ключевых компетентностей современного выпускника начальной школы.


[1]         Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – Москва. НИИ школьных технологий. 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Доклад на тему: Формирование ключевых компетентностей младшего школьника в процессе обучения...

Выступление на МО «Создание условий для формирования ключевых компетентностей в процессе обучения младших школьников»

На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.Компетенция в переводе с латинского означает круг ...

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...

"Формирование ключевых компетентностей обучающихся в процессе обучения в начальной школе"

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» зафиксировано положение о том, ч...

Влияние современных образовательных технологий на формирование ключевых компетентностей младших школьников

В представленной статье приводятся примеры применения современных образовательных технологий, активных методов обучения в учебном процессе. Представлены результаты влияния технологий на формирование о...