планирование курса Информатики
календарно-тематическое планирование по информатике по теме

Федотова Елена Владимировна

Календарно - тематическое планирование курса информатики (2-4 кл.).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задача обучения информатике в целом - внедрение и использование новых передовых информационных технологий, пробуждение в детях желания экспериментировать, формулировать и проверять гипотезы и учиться на своих ошибках.

Данная программа по курсу «Информатика и ИКТ" рассчитана на 2- 4 классы.

Этот курс носит пропедевтический характер. И, конечно, простейшие навыки общения с компьютером должны прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.

Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, продолжении образования.

К пропедевтическим элементам компьютерной грамотности относится умение работать с прикладным программным обеспечением. Программа курса имеет циклический характер. Раскрытие темы одного раздела может быть разнесено по всему курсу обучения и идет поэтапно по мере подготовки учащихся.

Программа курса рассчитана на следующее количество часов:

  1. 2 класс - 34 часа (1 раз в неделю);
  2. 3 класс - 34 часа (1 раз в неделю);
  3. 4 класс - 34 часа (1 раз в неделю).

ПРОГРАММА КУРСА

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Надо обладать умениями и планировать свою деятельность, и находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи, и строить информационную модель исследуемого объекта или процесса, и эффективно использовать новые технологии.

Такие умения необходимы сегодня каждому молодому человеку. Поэтому первой и важнейшей задачей школьного курса информатики является формирование у учащихся соответствующего стиля мышления, и начинать это следует в младших классах.

Развитие детей младшего школьного возраста с помощью работы на компьютерах, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, является одним из важных направлений современной педагогики. В этой связи актуальными становятся вопросы о формах и методах обучения детей с первого класса.

Концепция обучения ориентирована на развитие мышления и творческих способностей младших школьников. Сложность поставленной задачи определяется тем, что, с одной стороны необходимо стремиться к развитию мышления и творческих способностей детей, а с другой стороны - давать им знания о мире современных компьютеров в увлекательной, интересной форме.

Очень важна роль курса информатики в начальных классах.

Во-первых, для формирования различных видов мышления, в том числе операционного (алгоритмического). Процесс обучения сочетает развитие логического и образного мышления, что возможно благодаря использованию графических и звуковых средств.

Во-вторых, для выполнения практической работы с информацией, для приобретения навыков работы с современным программным обеспечением. Освоение компьютера в начальных классах поможет детям использовать его как инструмент своей деятельности на уроках с применением компьютера, при выполнении проектно – исследовательских работ.

В-третьих, для представления об универсальных возможностях использования компьютера как средства обучения, вычисления, изображения, редактирования, развлечения и др.

В-четвертых, для формирования интереса и для создания положительных эмоциональных отношений детей к вычислительной технике. Компьютер позволяет превратить урок информатики в интересную познавательную игру.

Компьютер дает возможность намного более полного и глубокого, чем при традиционном обучении, понимания процесса умственного развития ребенка. Современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая.

В последнее время ширится признание того, что пространственное мышление играет важную роль в овладении математикой и другими учебными дисциплинами, но до сих пор развитию навыков формального пространственного мышления уделяется мало внимания в учебном процессе.

Введение курса "Информатика и ИКТ" в значительной мере восполняет этот пробел. Уроки информатики, их непохожесть на другие уроки несут детям не только приятные минуты совместной творческой игры, но и служат ключом для собственного творчества.

Сущность творчества - в предугадывании результата. Учащийся, работая с компьютером, становится исследователем, открывателем. Это означает, что он учится делать выводы и обобщать, исходя из собственного опыта.

Основная цель курса информатики - научить растущего человека самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера.

При построении курса поставлены следующие задачи:

  1. знание возможностей и ограничений использования компьютера как инструмента для практической деятельности;
  2. умение использовать компьютер на практике только в тех случаях, когда это эффективно;
  3. формирование операционного стиля мышления;
  4. умение формализовать задачу, выделить в ней логически самостоятельные части;
  5. формирование конструкторских и исследовательских навыков активного творчества с использованием современных технологий, которые обеспечивает компьютер;

В программе курса "Информатика и ИКТ" можно выделить следующие основные разделы и фундаментальные понятия.

1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС.

Понятие об информации. Информация в нашей жизни. Информация вокруг нас (примеры из окружающего мира). Многообразие форм информации (рисунки, тексты, звуки) и способов ее обработки. Что можно делать с информацией? Получение преобразование, передача, хранение информации. Общие сведения о двоичном кодировании и представлении информации в компьютерах.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие информации, многообразие ее форм,
  2. носители информации,
  3. информационные процессы (передача, обработка, хранение информации).

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры информации и информационных процессов;
  2. приводить примеры носителей информации.

2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Компьютер как средство работы с информацией. Основные устройства компьютера, их функции. Назначение и взаимосвязь устройств компьютера. Начальные навыки работы на клавиатуре и считывание информации с дисплея. Компьютер как вычислительное устройство.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение основных компонентов компьютера;
  2. правила техники безопасности при работе на компьютере;
  3. применение, роль и возможности компьютера в различных отраслях деятельности человека.

Учащиеся должны уметь:

  1. работать в режиме микрокалькулятора;
  2. пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские,
  3. латинские, строчные, заглавные буквы, цифры, специальные символы;
  4. удалять ошибочно набранные символы; исправлять ошибки ввода);
  5. пользоваться прикладными программами.

3. КОМПЬЮТЕР - УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ.

Обработка графической информации на компьютере. Графический редактор. Система графических меню. Основные возможности по созданию и редактированию изображений. Запись и считывание изображений с диска.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение и основные возможности графического редактора.

Учащиеся должны уметь:

  1. "вырезать", "склеивать" и "стирать" произвольные части изображения;
  2. применять для рисования произвольные "краски" и "кисти";
  3. запоминать рисунки на внешних носителях, осуществлять их поиск и воспроизведение;
  4. масштабировать (изменять размеры) рисунки;
  5. добавлять к рисункам текст.

4. АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ.

Понятие об алгоритме. Исполнитель алгоритмов. Система команд исполнителя. Примеры алгоритмов и исполнителей. Способы описания алгоритмов. Линейный алгоритм. Непосредственный и программный способ исполнения алгоритмов. Процедуры. Условия в алгоритмах. Команды цикла и ветвления.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  1. понятие алгоритма, определение исполнителя;
  2. понятие программы как последовательности команд исполнителя;
  3. основные управляющие структуры (повторения, ветвления, процедуры);
  4. представление о различных способах записи алгоритмов.

Учащиеся должны уметь:

  1. приводить примеры алгоритмов;
  2. решать линейные алгоритмические задачи;
  3. находить ошибки в написанных алгоритмах;
  4. анализировать команды исполнителя;
  5. исполнять линейные программы для известных исполнителей;
  6. указывать реакцию исполнителя на ошибки;
  7. исполнять и составлять программы, содержащие управляющие структуры (повторения, ветвления, процедуры);
  8. планировать свой действия, работая с программными пакетами.

5. АЛГОРИТМЫ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКЕ.

Понятие сценария. Основные типы алгоритмов (линейный, разветвляющийся, циклический) и их реализация на языке сценариев.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  1. назначение и функции редактора сценариев.

Учащиеся должны уметь:

  1. загружать и сохранять сценарий компьютерного фильма;
  2. просматривать сценарий полностью и частично;
  3. конструировать собственный сценарий.

Программа курса ориентирована на большой объем практических, творческих работ с использованием компьютера. Работы с компьютером могут проводиться в следующих формах. Это:

  1. ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ - работу на компьютере выполняет учитель, а учащиеся наблюдают.
  2. ФРОНТАЛЬНАЯ - недлительная,но синхронная работа учащихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя.
  3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ- выполнение самостоятельной работы с компьютером в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой учащихся.

В курсе "Информатика и ИКТ" для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий информатики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.

Особое внимание в курсе информатики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы. Опыт работы показал, что гуманитаризация задач порождает подъем интереса детей к информатике.

Проблема интереса - это не только вопрос о хорошем эмоциональном состоянии детей на уроках; от ее решения зависит, будут ли в дальнейшем накопленные знания мертвым грузом или станут активным достоянием учеников.

При всем многообразии подходов к изучению предмета, связанного с различными типами техники, возрастными особенностями учеников, общим является девиз: "ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ".

Программное обеспечение:

  1. Методическое пособие «Информатика и ИКТ», авторы Матвеева Н. В.,Челак Е. Н., Конопатова Н. Л., Панкратова Л. П. издательство: М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011;
  2. Компакт – диск с ЭОР (приложение к методическому пособию);
  3. Компакт – диск «Мир информатики»: Центр «Учебная книга», «Кирилл и Мефодий. Знания обо всём», 2003;
  4. Планирование и методические разработки учителя.

Используемая литература:

1.Агафонова И. Н. Учимся думать. Сборник занимательных задач, тестов и упражнений. СПб.: М и М – Экспресс, 1996.
2. Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информация и информационные процессы. Омск, 1999.
3. Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Матвеева Н. В., Милохина Л. В. Непрерывный курс информатики. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2008.
4. .
     Матвеева Н.В. Обучение информатике во втором классе: Методическое пособие.  – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.

5. Методическое пособие. Матвеева Н.В. Обучение информатике в третьем классе: Методическое пособие.  – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006

6.  Матвеева Н.В. Обучение информатике в четвертом классе: Методическое пособие.  – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. 

7. Матвеева Н. В.,Челак Е. Н., Конопатова Н. Л., Панкратова Л. П. Информатика и ИКТ. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2011.
8. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: Проблемы и перспективы. М.: Знание, 1986.
9. Никитин Б. Ступеньки творчества или развивающие игры. М.: Просвещение, 1989.
10. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989
11. Хантер Б. Мои ученики работают на компьютерах. М.: Просвещение, 1989.

Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения
2 класс (34 часа)

N темы

Наименование разделов и тем

всего количество часов

в том числе практической и творческой работы

РАЗДЕЛ 1. ИНФОРМАЦИЯ ВОКРУГ НАС

1.1

Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности.

 Понятие информации. Информация вокруг нас. Примеры.

1

1.2

Как мы получаем информацию.  Виды информации. Способы представления и передачи информации. Проверочная работа.

2

2

1.3

Правила поведения в кабинете информатики. Виды информационных процессов: хранение, передача, обработка информации. Примеры.

1

 

1.4

Правила поведения в кабинете информатики. Кодирование информации. Проверочная работа.

2

 

Итого по разделу

6

 5

РАЗДЕЛ 2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ

2.1

Правила поведения в кабинете информатики. Инструктаж по технике безопасности. Применение компьютеров. Компьютеры и их возможности.

1

 

2.2

Инструктаж по технике безопасности. Компьютер и его основные устройства. Системный блок.

2

2.3

Инструктаж по технике безопасности. Клавиатура, работа на клавиатуре. Гимнастика для рук.

4

4

2.4

Инструктаж по технике безопасности.

Мышь. Пиктограммы. Клавиатура.

2

2

2.5

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с устройством "мышь" и дальнейшее знакомство с клавиатурой. Гимнастика для рук.

6

6

2.6

Инструктаж по технике безопасности.

Элементы логики. Суждение: истинное и ложное.

1

1

2.7

Инструктаж по технике безопасности.

Элементы логики. Сопоставление.

1

1

2.8

Инструктаж по технике безопасности.

Множества.

1

1

2.9

Инструктаж по технике безопасности.

Отношения между множествами.

1

1

 

Итого по разделу

19

17

 

РАЗДЕЛ 3. КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 

 

3.1

Правила техники безопасности при работе на компьютере. План и правила.

2

1

3.2

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Исполнитель. Пример исполнителя.  

1

1

3.3.

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с элементами компьютерной графики.  «Собери мозаику».

1

3.4

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с элементами компьютерной графики.  Раскрашивание компьютерных рисунков.

1

1

3.5.1

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с инструментами графической системы Paint и создание рисунков: изменение фонового цвета, карандаш, распылитель.

 2

 3.5.2

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с инструментами графической системы Paint и создание рисунков: лупа, заливка.

2

2

 

Итого по разделу

9

8

 

Резерв

 

 

Всего по предмету

34

30

Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения
3 класс (34 часа)

N темы

Наименование разделов и тем

всего количество часов

в том числе практической и творческой работы

РАЗДЕЛ 1. Информационный объект и компьютер.

1.1

Правила техники безопасности при работе на компьютере.

Источники и приёмники информации. Искусственные и естественные источники информации. Обработка информации.

1

1.2

Правила техники безопасности при работе на компьютере.

Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект.

1

1

1.3

Правила техники безопасности при работе на компьютере.

Электронный документ и файл.

1

1

1.4

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Текст  и текстовый редактор.

2

2

1.5

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Изображение и графический редактор.

2

2

1.6

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Схема и карта.

2

2

1.7

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Число и программный калькулятор.

1

1

1.8

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Таблица и электронные таблицы.

2

2

1.9

Множества. Отношения между множествами. Подмножества. Объединение множеств.

1

1

1.10

Контрольная работа. Тестирование.

1

1

Итого по разделу

14

13

РАЗДЕЛ 2. НА ПОРОГЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ. 

2.1

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Устройства ввода информации.

4

3

2.2

Назначение центрального процессора и памяти компьютера.

1

1

2.3

Устройства вывода информации.

1

1

2.4

Устройства передачи информации.

1

1

2.5

Обобщающий урок-игра.

1

 

 

Итого по разделу

8

6

РАЗДЕЛ 3. КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Работа с инструментами графического редактора Paint.

1

1

3.2

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Прямое копирование рисунков.

1

1

3.3

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Копирование рисунков с поворотом.

1

1

3.4

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Изменение размеров и наклонов, нарисованных фигур.

1

1

3.5

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Использование библиотечных слайдов и создание рисунков с их помощью.

2

2

3.6

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Использование графических редакторов в обучающих и игровых программах.

2

2

 

Итого по разделу

8

8

РАЗДЕЛ 4. АЛГОРИТМЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ

4.1

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Понятие алгоритма. Способы представления алгоритмов. Примеры алгоритмов.

2

4.2

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Система команд исполнителя.

2

2

 

Итого по разделу

4

4

 

Резерв

 

 

Всего по предмету

34

31

Тематическое планирование учебного материала и содержание обучения
4 класс (34 часа)

N темы

Наименование разделов и тем

всего количество часов

в том числе практической и творческой работы

РАЗДЕЛ 1.Информационные технологии.

1.1

Правила поведения в кабинете информатики. Повторение. Структура компьютера. Принтеры. Сканеры.

2

1

1.2

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Компьютерные программы. Обучающие и игровые программы.

1

1

1.3

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Просмотр web – страниц. Электронная почта.

1

1

Итого по разделу

4

3

Раздел 2. Информация.

2.1

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Элементы логики. Слова – кванторы.

1

1

2.2

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Отношения между множествами. Операции над множествами.

1

1

2.3

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Модель и её виды. Моделирование.

1

1

2.4.1

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Алгоритм. Свойства алгоритмов. Координаты.

2

2

2.4.2

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Линейные алгоритмы. Составление линейных алгоритмов.

2

2

2.4.3

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Разветвлённые алгоритмы. Составление разветвлённых алгоритмов.

2

2

2.4.4

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Циклические алгоритмы. Составление циклических алгоритмов.

2

2

2.5

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Исполнитель алгоритмов.

1

1

2.6

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Решение задач с использованием компьютеров.

4

4

2.7

Контрольная работа. Тестирование.

1

1

 

Итого по разделу

17

17

РАЗДЕЛ 3.  КОМПЬЮТЕР - ИНСТРУМЕНТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Знакомство с возможностями программы  Power Point и просмотр презентаций.

1

2.2

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Составление презентаций в программе Power Point.

4

4

2.3

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Анимации в программе Power Point.

2

2

2.4

Правила техники безопасности при работе на компьютере. Гиперссылка в программе Power Point.

2

2

2.5

Обобщающий урок. Тестирование.

1

 

Итого по разделу

10

10

 

Резерв

3

 

 

Всего по предмету

34

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"

Интерактивное пособие к курсу "Информатика в играх и задачах"  по программе Горячева А.В.В ресурсе представлены презентации к 13 урокам с типовыми упражнениями из 4-х разделов курса....

Планирование по информатике. 2 класс.УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы»

Автор УМК Рудченко Т.А. «Информатика, 1 – 4 классы» и УМК Семёнова А.Л. «Информатика, 3 – 4 классы»   ...

Тематическое планирование по курсу информатики за 3-ий класс.

Тут представлено тематическое планирование по информатике за 3-ий класс.Информация взята http://www.school2100.ru/uroki/elementary/izo.ph...

Поурочное планирование по курсу Информатика и ИКТ, 3 класс , УМК Матвеевой Н.М.

В данном документе представлено примерное поурочное планирование по курсу информатика и ИКТ, 3 класс....

Тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ» (34 часа)

4 класс Программа: Н. Матвеева, Е. Челак, Н. Конопатова...

Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу "Информатика " 4 класс

Календарно-тематическое планирование по факультативному курсу "Информатика " 4 класс. Примерной   авторской программы начального общего образования  по информатике   для начал...

Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на английском языке»

Программа интегрированного курса информатики и английского языка «В мире информатики на  английском языке» предназначена для работы с учащимися начальной школы. Рабочая программа рассчитана на 34...