урок математики в 3 классе
план-конспект урока по математике (3 класс) на тему

Федотова Елена Владимировна

Конспект урока по математике в 3 классе. Тема "Умножение многозначных чисел на однозначное". УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_matematiki_v_3_kl.docx32.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  математики. 3 класс.

УМК «Планета знаний».

Тема: Умножение  двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число.

Цели:

1) Способствовать осознанию способа определения значений произведений, в которых один из множителей многозначное число;  учить детей формулировать проблему, выдвигать гипотезу и находить правильное решение; применять алгоритм при решении примеров и задач; закреплять умение решать  текстовые задачи с использованием новых знаний и преобразовывать их в зависимости от конкретных условий;  

2) Развивать логическое мышление, исследовательскую и творческую деятельность, рефлексию и адекватную самооценку;

3) Продолжить работу по воспитанию любознательности, интереса к предмету, чувства сопереживания и уважительного отношения к мнению одноклассников, культуры общения;

4) Продолжить работу по здоровьесбережению, способствовать укреплению зрения, избегать переутомления, опираться на индивидуальные особенности каждого ребенка.

Тип урока:  урок изучения новых знаний.

Вид урока: урок-исследование.

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;
  • проблемный;
  • игровой.

Материально-техническое оснащение урока:  компьютерная презентация урока, раздаточный материал с математическими заданиями, сигнальные карточки, учебник математики  (М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова  3 класс).

 

Слайд 1.                                                           

  1. Орг. момент

- Ребята, к нам с вами пришли гости. Повернитесь к ним, пожалуйста, лицом и улыбнитесь, чтобы у вас и у наших гостей поднялось настроение. Спасибо. Начнем работу.

Присаживайтесь.

-   Улыбнулись друг другу, теперь я ловлю ваши улыбочки.

-  Давайте проверим, как вы сидите:

        Руки! На месте,

        Ноги! На месте,

        Логти! У края.

        Спинка! Прямая!

II. Психологический настрой детей на урок.

  1.  - Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»

А для чего Вы изучаете такую сложную науку как математика?

Высказывания детей.

- «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Я желаю вам сегодня на уроке убедиться в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

  1. Ребята, чтобы нам легко работалось на уроке, давайте дадим себе установку. Повторяйте за мной:

      Я хороший,

      Я всё знаю,

      Я всё умею,

      Я буду стараться,

      У меня всё получится.

III. Актуализация знаний с последующей мотивацией.

 - Сегодня на уроке нам предстоит совершить открытие, выдвинуть гипотезу и постараться найти правильное решение.

Посмотрите на слайд «Зарядка для ума».       Слайд 2.

Что можете сказать про эту запись?

 ( Слайд 3)                12, 28, 11.

Дети: - Это числа, их три

   -Все они натуральные

  - Здесь есть четные и нечетные числа

- Какие задания с этими числами Вы бы предложили своим товарищам?

Дети: - Найти лишнее.

   - Разделить на группы.

   - Построить  по возрастанию, убыванию

-Найти разность, сумму и т. д.

Дети выполняют задания, работая в паре.

- Кто из Вас самый внимательный и скажет, как эти числа связаны с сегодняшним днём?

Дети:  Сегодня 28.11.12 – дата.           Слайд 3.

- Откройте тетради и запишите число.

- А там, где будет тема урока,  пока поставьте точку. Мы вернемся к этой строчке позже. А почему?

Дети: Мы должны сами определить тему.

Дети записывают число.

   IV.  Постановка проблемы.          Слайд 4.

- Готовы? Вспомним материал предыдущих уроков. Посмотрите на слайд.

- Что это такое?

Дети: Это буквенные выражения.

- Назовите математические законы, которым соответствуют эти выражения.

а+в=в+а                        переместительный закон сложения

(а+в)+с=а+(в+с)          сочетательный закон сложения

а*в=в*а                       переместительный закон умножения

(а*в)*с=а*(в*с)          сочетательный закон умножения

(а+в)*с=а*с+в*с         распределительный закон

-  А что теперь появилось на слайде?           Слайд 5.

Дети: Числовые выражения.

- Используя математические законы, вычислите значение этих выражений удобным для вас способом.

- Какие знания помогут Вам при нахождении значения этих выражений?

Дети: Знание таблицы умножения. Знание математических законов.

2 ученика работают у доски.

 (9*20)*5=

380+100+20=

3*70=

(60+8)*5=

68*5=

Сверка с доской. (согласие - несогласие показывают карточкой)

- Какой пример у вас вызвал затруднения, и вы не смогли его решить?

Дети: Мы не можем вычислить 68 х 5.

 - Почему?

Дети: Не умеем. Мы не решали такие примеры.

- Попробуйте, опираясь на свои знания, на математические законы, все же найти значение этого выражения.

 - Кто хочет попробовать свои силы на доске? (1-2 чел работают у доски – обратная сторона)

Дети пробуют вычислить.

- Кому нужна помощь? (Я даю карточки - помощницы. Приложение 1)

Решение: 26*5= (20+6)*5=20*5+6*5=100+30=130

 Сверка с доской. (аплодисменты – правильному решению)

- Можем мы сформулировать тему  и цели урока?

Дети: Да. Умножение многозначного числа на однозначное.

На слайде тема урока. Слайд 6.

Дети записывают в тетрадь тему урока.

- Итак, какова ваша гипотеза умножения многозначного числа на однозначное?

Дети: Чтобы умножить многозначное число на однозначное, надо сначала многозначное число заменить суммой разрядных слагаемых, а потом, каждое слагаемое умножить на это число и полученные произведения  сложить.

- Где можно проверить нашу гипотезу?

Дети: В учебнике.

V. Физкультминутка для глаз.  Слайд 7.

VI.  Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

1. - Открываем учебник стр.86 № 2  Слайд 8.

Дети анализируют задание из учебника (там предложено несколько способов решения).

- Ребята, а как в нашем учебнике называется тема сегодняшнего урока?

Дети: Умножаем и складываем. Слайд 9.

- Какое слово вы бы посоветовали авторам учебника добавить  к этой теме?

Дети: Заменяем. Слайд 10.

На слайде тема урока: Умножаем и складываем. Добавляю слово: заменяем.

Получилась тема: Заменяем, умножаем и складываем.

- Посмотрите внимательно на тему, что у нас получилось?

Дети: Алгоритм умножения многозначного числа на однозначное. Слайд 11.

VII. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 -  Давайте попробуем найти значения у других выражений. Работа по группам (по 4 человека)               Приложение 2

 

Проверка по одному чел. от группы (прикрепляют свое решение на доске).

Сделайте вывод: Алгоритм деления двузначного и трёхзначного числа абсолютно одинаков.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.    Слайд 12.

1. Давайте проверим, насколько хорошо каждый из вас научился вычислять. Самостоятельная работа по учебнику. Страница 86 №3 а).

1 вариант решает 1 строчку.

2 вариант решает 2 строчку.

На слайде высвечивается алгоритм решения. Кто быстро спрвился с этим заданием, устно разбирают на стр. 87 №5 (вариативная часть учебника).

Сверьте свои записи с эталоном из учебника. Проверяем «цепочкой».

- Какой вывод мы можем сделать по этому этапу урока?

 Дети: Получилось, потому что знаем алгоритм.

- Оцените свою работу на полях. Критерий самооценивания  обычный.

IX. Физкультминутка.    Слайд 13.

X. Работа над пройденным материалом.      Слайд 14.

- Определитесь с цветом карточки. Знайки раздайте карточки, соответственно поднятому светофорчику.

1. Разноуровневые задания.

Зелёные карточки – «Я в себе уверен»

Жёлтые карточки – «Я не уверен, но постараюсь»

Красные карточки – «Мне нужна помощь».

- Прочитайте первое задание.

«В математическом конкурсе принимали участие школьников восьми школ района. Каждая школа направила на конкурс 15 старшеклассников и 45 учеников начальных классов. Сколько всего школьников принимало участие в конкурсе?»

- Что это такое?

Дети: Задача. 

- Докажите.

(анализ)

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

- Почему?

- Задача простая или составная? Выполните задания из карточки и оцените свою работу.

Зелёная карточка  - 1.Запиши решение задачи выражением.

                                   2.Подумай, как можно изменить вопрос задачи так, чтобы она решалась вычитанием.

Жёлтая  карточка – 1.Запиши решение задачи по действиям.

                               2. Составь выражение для решения задачи.

Красная карточки –  Карточка-инструкция: (слабым)

  • Сначала узнай сколько учеников было на конкурсе от каждой школы.
  • Потом  ответь на вопрос задачи.
  • Попробуй записать решение задачи сложным выражением.

- А теперь поиграем в «пустяки». Слайд 15.

- Посмотрите №4 (б)  на странице 87 и скажите, для кого сущий пустяк выполнить это задание. Докажите это и запишите решение  самостоятельно.

- Кто быстро справился с заданием, решают из вариативной части задание №6.

XI.Фиксирование внимания на использовании выведенного алгоритма в новых условиях.

-Обратимся ко 2-ому действию задачи – какой там способ умножения?

- Какой алгоритм умножения вы использовали? (перечисляют)

XII. Итог урока. Слайд 16.

Дополните предложения.  Сегодня мы:

  • Выдвинули …(гипотезу умножения многозначного числа на однозначное).
  •  Составили… (алгоритм умножения двузначного и трёхзначного числа на однозначное).
  • Пользовались данным алгоритмом… (при решении примеров и задач).

XIII. Домашнее задание: уч. с .87 №3 (б). Слайд 17.

XIV. Рефлексия. Слайд 18.

- Какие задания показались самыми интересными?

- Какие наиболее трудными? Почему?

- Что вам удалось? Над чем надо еще поработать каждому из вас?

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Мы сделали еще один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.

- Помните в начале урока, я говорила: «Вы – талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению».

- Поднимите руку те, кто сегодня на уроке убедился в справедливости этих слов великого французского философа Ж.- Ж. Руссо.

- Мы сделали еще один шаг на пути изучения математики. Наша общая победа сложилась из маленьких побед каждого из вас.

  -А теперь встаньте, пожалуйста, и изобразите собой шкалу успеха. (Покажите, на сколько  вы:

                  1)Были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно;

                  2)Умеете применять свои знания(сидят за партами - плохо, слабо; просто стоят – хорошо; стоят руки вверх – отлично)

        -  А я считаю, что вы на уроке поработали вот так… (поднимаю руки вверх) Это как? (отлично)

-     Я до всех не дотянусь, поэтому погладьте себя сами по головке и скажите: «Я молодец!»

Слайд 19.

Приложение 1

Карточка 1

(а+в) х с = а х с + в х с

Карточка 2

 

1.Заменим…

2 Умножим…

3. Результаты сложим…

 

Приложение 2

 

    24  х 3

 

 

   7 х 18

 

 

   231 х 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема "Литр". Тип урока - урок- проблема

данный урок составлен с помощью  технологии деятельностного метода с элементами проблемного обучения. Урок 84. Математика. 1 класс.Тема: Литр.Тип урока:  урок – проблема.Структура:1....

Урок математики 2 класс, урок русского языка 2 класс.

Урок математики по теме :"Четные и нечетные числа", " Выражения со скобками"Русския язык " Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.".....

презентация к проекту к урокам математике 4 класс по теме математика вокруг нас

материал к проекту по математике по теме математика вокруг нас...

Урок математики 4 класс.Тема: "Математика и экология".

Урок математики 4 класс. Экология в числах. «Закрепление изученного материала»...

Конспект урока математики 1 класс"Что изучает математика?" "Школа России"

Конспект урока по математике  выполнен для учеников 1 класса "Что изучает математика?"...