Урок математики
план-конспект урока по математике (4 класс) по теме

Федотова Елена Владимировна

Урок математики в 4 классе  по программе "Школа России". Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_velichinyregion.docx30.95 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №38

 с углубленным изучением отдельных предметов»

             

Урок математики в 4 В классе

Подготовила: Федотова Е. В.,

     учитель начальных классов

г. о. Саранск  

Разработка урока математики в 4-м классе

по программе «Школа России»

Тема: Обобщение знаний учащихся по теме "Величины" на основе краеведческого материала.

Цели урока:

  1. Закрепить знания учащихся по теме "Величины", используя и обогащая представления учащихся о родном крае (Республики Мордовия);
  2. Развивать творческое мышление, способствовать развитию вычислительных навыков;
  3. Воспитывать любовь к малой родине.

     Для успешного достижения поставленной цели используются следующие оргформы: парная, групповая (весь класс), индивидуальная, дифференцированная.

Оборудование:

Выставка книг и периодических изданий по теме "Славлю тебя, мой край родной!";

Фонограмма песни "Родина";

Карта Республики Мордовия;

Карточки с названиями величин - длина, масса, площадь;

Карточки с планом работы на уроке;

Задания для самостоятельной работы;

Индивидуальные и дифференцированные карточки, презентация по теме урока.

Ход урока.

  1.  Организационный  момент. (слайд 1)

Организационный момент (звучит запись песни "Родина" слова Е.Тараховской, музыка Н.Глазковой).

     2.   Постановка целей и задач урока.

-  Почему сегодня наш урок начался с песни о родном крае? (ответы учащихся)

-  Каким вы представляете наш край? (ответы учащихся)

Читает ученик.

Земли есть и красивей

 Мне не надо иной.

 Ты ведь тоже Россия

  Край, мордовский родной.

-  (слайд 2) Республика Мордовия расположена в центре европейской части России в бассейне реки Волги, на перекрестке важнейших путей из Центра на Урал, в Сибирь, Поволжье, Казахстан и Среднюю Азию, граничит с Нижегородской, Ульяновской, на юге — с Пензенской, Рязанской областями и Чувашией (работа с картой).

-  Какой город является главным на территории республики Мордовия?

-  Ребята, найдите на карте город, в котором мы живём. (город Саранск)

-   Саранск  - это наша маленькая Родина.

-   Многое из истории города и республики  вы можете узнать из книг, журналов и газет, которые представлены на выставке "Славлю тебя, мой край любимый!", а так же на уроках гражданского образования.

- Сегодня мы с вами будем изучать родной край, а помогут нам в этом знания, полученные Вами на уроках по теме "Величины".

    3.   Актуализация знаний. 

- Что вы можете сказать о понятии "величина"? (ответы учащихся)

- Что можно измерить у предметов? ( На доске по мере ответов учащихся появляются карточки: длина, масса, площадь, объём, стоимость.)

- Что можно измерить у явлений? (На доске появляется карточка: время)

- Какие действия можно производить с величинами?

    4.   Устный счёт.

 Арифметический диктант. ( Все работают в тетрадях, два учащихся за доской, проверка в парах, у одного учащегося проверяется тетрадь учителем, остальные проверяют тетради «соседа» под диктовку учащихся, стоящих у доски). 

     4кг – 360 г =                                                    

    5 ч – 28 мин =

      3 км – 170 м =                                              

      2 ц – 30 кг=

  - Периметр квадрата со стороной 70 мм.

  - Одна четвёртая тонны -? кг

  - Одна пятая часть часа - ? минут.

  - Площадь квадрата со стороной 80 мм.

Ключ к отгадке:  соотнесите ответы с буквами и расставьте их в порядке очерёдности (работа в парах): (слайд 3)

12 мин  Т                                          3 кг 640 г   К                                    250 кг   С

4 ч 32 мин  Р                                    6400мм2     Ь                                    2км830м  Е

280мм   О                                         1ц70кг       П                                                                                                       

3)  - (слайд 4) Первоначально Саранск имел военное значение. Он возник как военная крепость на юго-восточной сторожевой черте Московского государства  в 1641 году.

-  1641 год – какой это век? (17 век).

-  Сколько лет Саранску?  (Вычислите столбиком).

 2009

 1641

   368

- 368 лет – сколько это веков?  (368лет=3в68лет).

Вывод:

Саранск — один из старейших городов Среднего Поволжья. У него яркая биография.

5.    Вычисление площади.

-  (слайд 5) Мордовия расположена на стыке лесной и степной природных зон. Поэтому природа ее чрезвычайно разнообразна. Из полезных ископаемых имеются месторождения известняков, разнообразных глин, торфа, мела. Это маленькие природные ресурсы.  

- Главное богатство Мордовии – это плодородная земля, на которой выращивают зерновые и кормовые культуры. Приведите примеры культур, выращиваемых на полях Мордовии.

Задача .

  1. Если соединить все пашни в одну большую, то её длина будет равна 200км, а ширина в  4 раза меньше. Вычислите, какую площадь занимают пашни Мордовии.

 Составление краткой записи на доске:

Длина – 200км

Ширина - ?, в 4 раза меньше

 S - ?

Самостоятельное решение с пояснением действий и последующей  взаимопроверкой.

 Решение:

1) 200:4=50 (км) – ширина пашни;

 2) 200*50=10.000 (км2) – площадь пашни.

Ответ: 10.000км2.

  1. Самостоятельная работа по учебнику («Математика»  авторы М. И. Моро,М. А. Бантова). Страница 58 №19.

- О чём говорится в задаче?

- Как вы думаете, растёт ли подсолнечник в Мордовии?

- Самостоятельно решите эту задачу.

Вывод: (слайд 6)

Плодами земледелия и скотоводства мордовские народы  издавна торговали с городами Казанью, Москвой, Нижним Новгородом, Ярославлем и т д.

6.   Решение задач.

-   (слайд 7) Вы знаете, что в 17 веке не было ни поездов, ни самолётов. Люди перевозили товар на гужевых повозках.  Составьте задачу по краткой записи (расстояние указано от Саранска до Москвы).

  1.  Составление и решение задачи (несколько учащихся получают индивидуальные карточки).  

Скорость V

Время t

Расстояние S

На гужевой повозке -10км/ч

?       На  ? часов      Во ? раз

640км

На поезде – 80км/ч

?         быстрее          медленнее

Решение:

  1. 640:10=64 (ч)
  2. 640:80=8 (ч)
  3. 64-8=56 (ч)

Ответ:  на 56 часов  быстрее на поезде, чем на гужевой повозке и в 8 раз медленнее на гужевой повозке, чем на поезде.

  1. Проверяем индивидуальные карточки (задание выполняли слабоуспевающие ученики).

Им надо было узнать, сколько часов люди затрачивали на путь от Саранска до Москвы, если шли пешком и перевести часы в более крупные единицы измерения.

С       5км/ч                            М

                    640км

 640:5=128 (ч)

128ч=5сут 8ч

Ответ:5суток 8 часов  идти пешком от Саранска до Москвы.

- Вывод: (слайд 8)

В 1890-е гг. действовали железоделательные, кирпичные, мыловаренные, маслозаводы, скотобойни, верёвочно-канатные и махорочные фабрики. Рост экономики, торговли, строительства, предпринимательства ускорило  проведение через Саранск в 1893 железной дороги.

7.  Физкультминутка. (слайд 9)

        По родному краю

       Дружно мы шагаем.

       Справа от нас - зелёный луг.

       Слева находится лес.

       В таком лесу полно чудес.

       Белка с ветки на ветку - скок.

       Филин крыльями машет. Ух!

       Аж,  захватывает дух!

8.  Решение буквенных выражение.  (слайд 10)

  -  Республика Мордовия  разделена на 22 административных района. На ее территории семь городов:  Саранск, Рузаевка, Ковылкино - республиканского подчинения, Ардатов, Инсар, Краснослободск, Темников – районного (работа с картой).

- Кто мне подскажет, какое выражение называется буквенным?  (Выражение, содержащее букву, называется буквенным выражением.)

-  Если найти значение первого выражения, то можно узнать какова численность населения в городе.  А вычислив второе выражение – узнаем численность населения  в сельской местности. Сложив полученные результаты, мы получим численность населения Республики Мордовия (данные на 1 января 2009 г).

Самостоятельная работа по вариантам:

        1 вариант:   100.000*К+102.000    при  К=4

        2 вариант:    800.000: С-68.900       при  С=2

 Проверка:

-  Какова численность городского населения?   (502.000 человек)

-  Какова численность сельского населения?    (331.100 человек)

-  Устно вычислите численность населения республики Мордовия. (833.100 человек)

Вывод:

Население республики по данным на 1 января 2009 г. составляет 833,0 тыс. человек в т. ч.: городское – 502,0 и сельское – 331,1 тыс. человек.

9.  Нахождение числа по доли. (слайд 11)

-  Мордовия — республика многонациональная. На ее территории проживают русские, мордва, татары, белорусы, украинцы, армяне и другие народы. 

-  Какие языки являются государственными? (Государственные языки - мордовский (мокша, эрзя) и русский.)

-  Мордовский язык принадлежит к финской группе урало-алтайской семьи, разговорным он является для 1/3 населения республики. 

-  Вычислите, количество людей общающихся  на мордовском языке.

833.100:3*1=277.700 (чел.)

Ответ: 277.700 человек общаются на мордовском языке.

Вывод:

Коренное население — мордва, состоит из двух групп: эрзи и мокши. На ранее обжитой территории мордовские народы оказалась в этническом меньшинстве — преобладающей частью населения стали русские.

10.  Решение уравнений. (слайд 12)

-  Назовите самые большие реки, протекающие на территории Мордовии. (На территории Мордовии протекают Мокша и Сура со своими притоками, относящимися к бассейну реки Волги.)

Дифференцированная работа.

 Решив уравнение:

по красным карточкам,  узнают, сколько в Мордовии больших и малых рек;

(827-X)*3=85560:40

 по синим карточкам,  узнают, сколько в Мордовии озёр;

X:5=618-518

  по зелёным карточкам, узнают,  сколько в Мордовии родников.

   2235-X=326

Проверка.

Вывод: (слайд 13)

- На территории Республики протекают Мокша и Сура со своими притоками, относящимися к бассейну Волги. Всего в Мордовии 114 больших и малых речек, около 500 озер. На территории Мордовии открыты значительные запасы сульфатно-хлоридной минеральной воды, которая может применяться для лечения заболеваний печени и желудочно-кишечного тракта. Мордовия славится своими родниками. Многие родники охраняются. Они являются памятниками природы. В благодарность за живительную влагу человек обустраивает, облагораживает родники, и вода в них служит спасением уставшему путнику, дает ему силы для дальней дороги. Родники — самые «маленькие», но самые многочисленные достопримечательности Мордовии. Площадь родника, как правило, не превышает 1—2 м2, и в настоящее время на территории Мордовии выявлено 1907 родников. 

-  (слайд 14) Мордовский край… Он не велик, но очень живописен. Луга с ромашками, васильками, колокольчиками, луговые реки и озера, леса, которые сказочны и величавы в любое время года, — их неяркая красота трогает до слез. Этот край имеет свои достопримечательности — исторические, природные и культурные, которые в совокупности обогащают облик Мордовии многообразием красок и оттенков пейзажей, исторических преданий и национальных особенностей.

11. Итог урока. (слайд 15)

   

Используется метод незаконченного предложения.

  1. Я научился…
  2. Я хотел бы больше…
  3. Оказывается, что…

12. Домашнее задание.

Составить рассказ на тему "Хочу рассказать о родном крае…"(с использованием величин).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода

Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...

урок математики в форме заочной экскурсии в город-герой "Волгоград", урок математики "Прогулка в Диснейленд"

интегрированный урок математики+ истории в форме заочной экскурсии в город - герой " Волгоград" в 4 классе и урок  математики    " Прогулка в Диснейленд" в 3 классе...

Урок математики в 4 классе по учебнику Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.П.Тонких “Моя математика» Тема урока Не только математика… Решение задач.

Цель урока: мотивировать детей к работе с разными источниками информации; формирование у детей интеллектуальных общеучебных умений.Машина времени готова к новому полету. А отправляемся мы снова в Росс...

Конспект урока математики в 4 классе по программе С.А.Козловой, Т.А.Демидовой, А.П.Тонких «Математика» (Образовательная система «Школа 2100») Тема: Круговая диаграмма (Урок введения новых знаний)

Цели: ·        Предметная: Познакомиться с понятием «круговая диаграмма»·        Метапредметные: - создать условия для формировани...