конспект урока по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Федотова Елена Владимировна

Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Итоговый урок - смотр знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smotr_znaniy_po_russkomu_yazyku_v_4_klasse.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                        Слайд 1.

О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Иван СергеевичТургенев.

-Что это такое? (Крылатое выражение (афоризм) – это: образные цитаты из литературных произведений. Авторы афоризмов известны, в отличие от народных пословиц и поговорок.)

- Какие ещё группы устойчивых выражений вы знаете? (ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ; ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ; КРЫЛАТЫЕ СЛОВА И ВЫРАЖЕНИЯ) 

- Какие фразеологизмы вы знаете? Приведите примеры.

- Давайте пожелаем друг другу удачи фразеологизмами.  (Не считать ворон, не сесть в лужу)

-Что такое фразеология? Раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов.

- Уважаемые ребята, русский язык – богатый, мелодичный, великий язык. А    хорошо ли мы знаем его? Правильно ли говорим? Бережем ли свой язык?

- Определите цель сегодняшнего урока.

   Сегодня мы получим еще одну возможность показать,  насколько хорошо мы знаем наш язык. Делать это будем в два этапа: первый – теория, а второй – практика.

1 этап.                             Слайд 2.

1) -Какая бывает речь?

- Перед вами речь. Ознакомьтесь с ней.

Горностай.

     Кто не зна.т и не слыш.л об этом кр.сивом зв.рьке, ещё в самые недавние вр.мена обитавшем в нашей стр.не почти повсемес.но, от крайн.го сев.ра до д.лёкого юга? Когда-то мех горностая был в б.льшой мод. . В давние врем.на в мантиях из бел.снежных горностаевых шкурок кор.ли восседали на з.лочёных тронах.

      Горностай очень п.движный зверёк. Днём горностая трудно увид.ть. В зимн.. время на чист.м снегу отчётливо в.дны его парные лё.кие сл.ды. Скрываю.ся горностаи в подземных норах под к.рнями старых д.ревьев, обычно по б.р.гам рек и руч.ёв, в заросших лес.м оврагах.

                                                                                         (И. Соколов-Микитов)

-Как мы можем назвать иначе эту речь? (текст)

- Что такое текст?

- Какие виды текстов вы знаете?

- Данный текст к какому виду относится? Докажите.

- Сколько абзацев в этом тексте?

- 1 абзац к какому виду можно отнести? А второй?

Какой вопрос можно поставить к тексту описание? Итд

- Оцените свои теоритические знания по данному разделу.

2) - Из чего состоит текст?

- Как называется раздел,  изучающий предложения и сочетания слов? (Синтаксис) — это учение о предложении и сочетании слов.

- Какие виды предложений вы знаете?

- Найдите в тесте вопросительное предложение. Прочитайте.

- А какого вида предложения нет в данном тексте?

- Придумайте побудительное предложение. И произнесите его с невосклицательной интонацией.  А теперь с восклицательной.

- Какие бывают предложения по строению? (простые, сложные, осложнённые).

- Как отличить простое предложение от сложного? (одна или несколько грамматических основ).

- Что такое грамматическая основа?

- Какие ещё бывают предложения по строению? (распространённые и нераспространённые)

- Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

- Задайте одноклассникам  вопросы по второстепенным членам. (вопросы задают цепочкой)

- Оцените свои теоритические знания по данному разделу.

3) – Из чего состоит предложение?

- Как определить количество словосочетаний в предложении?

- Какие сочетания слов не являются словосочетанием? (Сочетание подлежащего и сказуемого, сочетание служебного слова со знаменательным)

- Оцените свои теоритические знания по данному разделу.

4) – Как называется раздел изучающий части речи? (Морфология – раздел науки о языке, изучающий части речи и их формы)

- На какие две группы делятся все части речи? (служебные и самостоятельные)

- Назовите самостоятельные части речи? (вопросы задают цепочкой)

- Назовите служебные части речи? Вопросы одноклассникам.

- Оцените свои теоритические знания по данному разделу.

5) -Что такое морфемы?

- Задайте вопросы по данной теме?

- Найдите в тексте однокоренные слова?

                                                                          Слайд 3.

Увид.ть, в.дны, пов.дал, в.дна

- Какое слово лишнее? Докажите.

- Оцените свои теоритические знания по данному разделу.

6) – Из чего состоят слова?

- Как называется раздел науки изучающий звуки речи и звуковое строение языка.

- На какие группы делятся все звуки?

- Назовите йотированные гласные?

- Что можете рассказать о согласных?

- Оцените свои теоритические знания по данному разделу.

7) – Что такое грамматика? (грамматика - раздел науки о языке, включающий в себя синтаксис и морфологию)

- Какие грамматические задачи мы решали с вами на протяжении четырёх лет?

- Назовите правила, которые помогут решить орфографические задачи в тексте, не называя ответ.

- Оцените свои теоритические знания по данному разделу.

2 этап - практика.

Сейчас каждый из вас докажет на практике, насколько хорошо он усвоил программный материал.

Сначала решите грамматические задачи - вставьте пропущенные буквы, а дальше по порядку. Выполнение теста.

       Итог урока.   Слайд 4.

Мы начали урок с афоризма И. С. Тургенева и его же цитатой, я хочу закончить наш урок: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять – таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!» Иван Сергеевич Тургенев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....