Анализ уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Бишарова Эльвира Константиновна

Определить уровень владения связной речью у детей средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz.docx21.34 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ Калтасинский детский сад № 1 «Солнышко» с детьми средней группы в количестве 18 человек с 07. 11. по 10. 11. 2023г.

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов:

1.констатирующий эксперимент – 07.11. 2023 г.;

2.формирующий эксперимент – 08.11. 2023 г.;

3.контрольный эксперимент – 08.11. 2023 г.

Цель первого этапа работы состояла в определении уровня развития связной речи детей среднего дошкольного возраста и изучении педагогических условий ее развития в ДОУ.

Были поставлены задача определить уровень владения связной речью у детей средней группы.

С детьми средней группы регулярно  проводились специальные занятия по развитию речи. На этих занятиях велась работа по расширению и обогащению словаря детей, по развитию звуковой культуры (проводились артикуляционные гимнастики, специальные упражнения на правильное произношение звуков в словах), а также грамматического строя речи (согласование слов в предложении, употребление предлогов), в том числе развитие умений составления описаний и повествований.

На занятиях посвященных развитию связной речи детей учились описывать игрушки или предметные картинки. Главный прием – собственный образец.

При обучении повествованию использовались сюжетные картинки, на некоторых занятиях дети с помощью педагога составляли рассказы из личного опыта. Особое внимание уделялось количеству используемых предложений, динамике сюжета.

Итак, развитие описательной и повествовательной речи происходило на специально организованных занятиях. На этих занятиях использовался наглядный материал. Особое внимание уделялось формированию осознанности речевых действий, знаний и представлений о структуре.

Для решения задачи определения уровня владения связной речью – была проведена диагностика. Она представляла собой индивидуально проводимое обследование каждого ребенка, проводимое во второй половине дня, после сна.

В основу диагностики положены методические рекомендации и диагностические приемы, предложенные О.С.Ушаковой.

Целью, проводимой диагностики, было определение уровня владения двумя типами связного высказывания, доступными для детей средней группы – описанием и повествованием.

Диагностика состояла из двух заданий:

1-ое задание. Определение уровня развития описательной речи. Для этого ребенку предлагалось описать игрушку – мяч. Во время рассказа ребенка фиксировались следующие параметры: самостоятельность изложения или с помощью взрослого; структурное оформление (название предмета – начало, перечисление свойств и признаков – середина, вывод или оценочное суждение. Особенности описания – полное описание (Это мяч. Он круглый, синий, резиновый, новый. С мячом играют. Его кидают, ловят, катают), с перечислением разнообразных признаков (синий, резиновый, новый), называет отдельные слова.

2-ое задание. Определение уровня развития повествовательной речи. Для этого ребенку предлагалось составить рассказ по предложенной серии картин (1-я картинка – мальчик с удочками идет по дороге, 2-я – мальчик на реке в лодке удит рыбу, 3-я – мальчик возвращается домой с уловом). Во время рассказа фиксировались следующие параметры: самостоятельность составления рассказа; последовательность изложения (не пропустил и не перепутал картинки); четкая структура; разнообразные средства связи (союзная, лексические повторы, местоименная и др.).

Данные обследования представлены в приложении 1.

В ходе проведения обследования были определены критерии уровней развития описательной и повествовательной речи.

Описательная речь.

Высокий уровень.

Ребенок самостоятельно составляет описательное высказывание. Описание носит полный характер: ребенок называет предмет, перечисляет его признаки, качества, свойства, действия с ним. Выдерживает структуру: начало (название предмета), середина (признаки свойства и т.д.).

Средний уровень.

Ребенок с помощью наводящих вопросов взрослого составляет описание. Описание представляет собой перечисление отдельных признаков. Структурное оформление нарушено: в начале перечисляет признаки, затем называет предмет.

Низкий уровень.

Ребенок даже с помощью взрослого с трудом составляет описательное высказывание. Описание состоит из отдельных слов, иногда не связанных друг с другом по смыслу.

Таблица 1.

Результаты обследования развития описательной речи у детей среднего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента

Уровень

Кол-во

детей

%

Высокий

4

22

Средний

7

39

Низкий

7

39

Из таблицы видно, что у 22 % процентов детей выявлен высокий уровень развития описательной речи. Эти дети самостоятельно дали полное описание предмета, соблюдая его структуру. Например, Ваня Г.: «Это мячик. Он синенький, круглый, резиновый. Он красивый. Им можно играть, катать, бросать».

У 39 % детей – средний уровень. Эти дети не смогли самостоятельно составить связное описательное высказывание. Описание состояло из перечисления признаков предмета. Почти никто из этих детей не придерживался структуры, они начинали описание с перечисления признаков, а в конце называли объект. Например, Самира Т.: «Синий, круглый. Его можно кидать. Это мячик».

У других 39 % детей – низкий уровень. Дети, имеющие низкий уровень, не справились с заданием самостоятельно, а некоторые даже с помощью педагога. Они просто называли отдельные слова. Например, Валерия Ш.: «Синенький. Игрушечный».

Повествовательная речь.

Высокий уровень.

Ребенок самостоятельно составляет рассказ, придерживаясь четкой последовательности. Структурное оформление правильное, имеется начало, середина, конец. Используется разные средства связи.

Средний уровень.

Ребенок с помощью взрослого составляет рассказ. Нарушает последовательность изложения, пропускает структурные части. Пользуется одним средством связи, иногда пропуская ее.

Низкий уровень.

Ребенок не может составить связный рассказ по серии картин, помощь взрослого не дает результатов. Перечисляет действия героя. Нарушена последовательность: может начать с последней или любой другой картинки, которая больше всего понравилась.

Таблица 2.

Результаты обследования развития повествовательной речи у детей среднего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента.

Уровень

Кол-во

детей

%

Высокий

2

12

Средний

8

44

Низкий

8

44

Из таблицы видно, что 12 % (2 детей) детей имеют высокий уровень. Эти дети правильно поняли сюжетную линию предложенных картинок. Самостоятельно составили повествование, выдержав последовательность сюжета и структуру повествовательного высказывания. Средство связи всех частей повествования – формально-сочинительная. Кирилл Т.: «Мальчик пошел на рыбалку. Взял удочку и пошел на речку. А там сел в лодку и плавал. И потом вытащил большую рыбу и пошел домой».

44 % детей имеют средний уровень развития повествовательной речи. Эти дети составили рассказ только с помощью воспитателя. Большинство из них не правильно отразили последовательность сюжета в рассказе, и тем самым нарушили структуру. Многие дети не использовали между предложениями никаких средств связи. Например, Алсу И.: «Мальчик собрался на рыбалку и пошел. В реке поймал рыбу. Вернулся домой». Адель Ш.: «Мальчик ходил на речку. Пошел дальше, в ведерке у него рыбки. Он их из речки вытащил».

У 44 % детей – низкий уровень развития повествовательной речи. Их рассказы нельзя назвать связными, перечислены только действия, пропущена концовка. Некоторые дети ничего не смогли рассказать. Например, Елисей Б.: «Пошел. Поймал рыбку». Айгиз З.: «Мальчик поймал рыбу».

Таким образом, большинство детей (7 детей) средней группы принявших участие в обследовании не могут составить связное повествовательное высказывание. Они не смогли составить связный повествовательный рассказ по серии картин. Описание не смогли составить 8 человек. У большинства детей средний уровень развития описательной речи. Два ребенка справился с обоими заданиями. Исходя из полученных данных, с детьми необходимо проводить работу по развитию описательной и повествовательной речи, уделяя внимание осознанному формированию знаний и представлений о функциях и структурных особенностях текста, а также развитию умений использования различных средств связи в высказывании.