Выращиваем картофель

Бишарова Эльвира Константиновна

Цель:

         Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания.

Задачи: Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания и как о лекарственном продукте.

         Дать представление о картофеле как о живом организме.

         Дать конкретные представления о труде человека по выращиванию картофеля.

         Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.

         Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая), развивать связную речь, логическое мышление;

         Воспитывать интерес к длительным экспериментам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyrashchivaem_kartofel.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:

        Дать детям представление о происхождении картофеля, приемах его возделывания.

Задачи: Уточнить и дополнить знания детей о картофеле как продукте питания и как о лекарственном продукте.

        Дать представление о картофеле как о живом организме.

        Дать конкретные представления о труде человека по выращиванию картофеля.

        Научить согласовывать свои действия с действиями других, развивать любознательность.

        Активизировать и обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая), развивать связную речь, логическое мышление;

        Воспитывать интерес к длительным экспериментам.

Дидактический материал

        Географическая карта или глобус; портрет Христофора Колумба; письмо от профессора; лупы; открытки с изображением блюд из картофеля; картофель сырой (проращенный, непроращенный), варенный; терка; 2 салфетки (одна накрахмалена); крахмал, мука (емкости для них); поделки из картофеля; халат, очки, визитка для профессора; схема описания картофеля; модели: роста, условий роста, живого организма; банка с водой; горячая вода в термосе; листы для зарисовки, карандаши; для аппликации: овощи, лист бумаги  с изображением почвы.

Предварительная работа

Чтение: Л.Н. Толстой "Мужик и медведь", сказка "Дело было в огороде", Дитрих А.К., Юрман Г.А., Кошурникова Р.В. "Почемучка". - М. Педагогика, 1990.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационная часть

        Дети сидят на стульчиках полукругом. Воспитатель сообщает детям, что за  письмо и зачитывает его:

        «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы очень умные, сообразительные и всегда хотите много знать, поэтому я хочу пригласить вас к себе в лабораторию и кое-что рассказать интересного. О чем? Узнаете, когда прилетите ко мне в гости на ковре-самолете. Ваш профессор Огород».

Воспитатель: Какое загадочное письмо. Интересно, о чем нам хочет рассказать профессор? Полетим к нему в гости?

– А чтобы наши пальчики крепко держались друг за друга, мы их разомнем.

Пальчиковая гимнастика:

Гляньте, радуга над нами, 
Над деревьями, домами,
И над речкой, над волной
И немножко надо мой. 

        Звучит тихая музыка . Дети берутся за ручки, садятся на ковер, закрывают глазки и представляют, что летят над лесом, озером, лугом.. В это время воспитатель надевает белый халат, берет в руки папку и превращается в профессора. Дети открывают глаза.

2. Основная часть

Профессор: Ой, кто это ко мне прилетел? Здравствуйте, ребята. Вы прилетели в лабораторию к профессору Огороду. Профессор – это я. Сегодня я занимаюсь исследованием одного овоща. Угадайте, что это за овощ?

И зелен, и густ
На грядке вырастает куст.
Покопай немножко
Под кустом… 
(картошка).

        Профессор берет в руку картофель.

– Дети, а вы знаете, откуда у нас появился картофель? Хотите узнать? Я знаю очень интересную историю о нём. Садитесь и слушайте.

        (Дети рассаживаются на стульчики).

        Давно это было!  500 лет назад  прибыли из дальнего плавания корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они из страны, называемой Южной Америкой, и привезли самый ценный груз – картофель. В Южной Америке  в то время жили племена индейцев, и их основной пищей был картофель. В честь его устраивали даже праздники. Когда картофель привозили в другие страны, то дарили как драгоценность богатым людям. Постепенно картофель перестал быть редкостью, и появился у простого народа.  Теперь картофель стал для нас и других народов вторым хлебом. Как вы думаете, почему?

Дети. Картофель очень полезный овощ. из него можно приготовить много блюд: его варят, жарят, пекут.

Профессор. Какие блюда можно приготовить из картофеля?

         Воспитатель вместе с детьми перечисляют, что можно приготовить, и показывает детям открытки с изображением блюд из картофеля.

Профессор. Картофель нужен людям не только для еды. Он - хорошее лекарство. Может быть вы знаете, как лечатся картошкой?

Дети. Если простудился, можно подышать над паром сваренной картошки, и легче станет.

Профессор. А еще сырой картофель прикладывают к ожогам. Вот какой удивительный овощ! Кто знает загадки о  картофеле?

Айназ: 

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

" Ну рассыпчата, вкусна!"

Профессор. Однако, много трудов надо приложить, чтобы вырастить картофель. Кто видел и знает, что нужно сделать, чтобы вырастить картофель?

– У меня есть картинки, на котором изображены этапы роста картофеля. Кто сможет рассказать, что надо делать, чтобы собрать урожай картофеля?

        Ребенок с помощью картинок  рассказывает об этапах роста картофеля.

– Чтобы посадить картофель, нужно вскопать землю, удобрить ее, потом пропалывать грядки от сорняков. Когда картофель подрастет, его надо окучить. Это делают для того, чтобы взрослый куст не развалился. Картофель, как и всякое другое растение, следует поливать, а осенью выкапывать.

Профессор. Для того, чтобы картофель, как и другие овощи, начал расти, необходимы определенные условия. Чтобы узнать о них, давайте поиграем.

        Дидактическая игра "Выбери нужную модель"(почва, свет, тепло, вода, человек и т. д.)

Профессор. Вот мы посадили картофель: создали необходимые условия, клубень картофеля превращается в растение. Какие части растения вы знаете? Выберите необходимую модель.

        Дети выбирают модель: корень, стебель, лист, цветок,плоды)

Давайте проверим

(показывает прорастающий в стеклянной банке клубень картофеля: есть корень, стебель , лист).

Можно сказать, что картофель живое существо?

Дети. Да.

Профессор. Почему?

Дети. Он растет, питается, погибает, если за ним не ухаживать.

        Педагог предлагает рассмотреть модель роста растений: движение, рост, питание, размножение.

Профессор.  А теперь, игра "Собери урожай". Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель.

Делаем наклон вперед.

        (Дети выполняют соответствующие движения).

Лето наступило,

солнышко сияет,

И картофель наш

быстро вырастает.

        Дети поднимают руки, тянутся вверх.

Ветер сильный дует.

        Качают вытянутыми в стороны руками.

И грохочет гром.

        топают ногами

                                                 А картофелю все это нипочем,

                                                 Снова в синем небе

                                                 Солнышко сияет

                                                 И картофель снова

                                                 Быстро вырастает

        Тянутся руками вверх.

                                                Картофель вырос: пора

                                                собирать урожай.

        Делают наклоны

Профессор. Молодцы! А теперь занимайте свои места за столом, только тихо. В моей лаборатории не шумят и ничего не трогают руками без моего разрешения. Ребята, вот какой мы собрали урожай картофеля! Картошины называют клубнями - это мясистое утолщение корня. Повторите.

        Дети повторяют.        

– А теперь возьмите по картофелю в руки (с подноса) и рассмотрите его.
– Какого он цвета?
– Какой формы?
– Картофель бывает разных сортов, поэтому он имеет разный цвет и отличается по форме клубней. Это как у людей, все мы отличаемся друг от друга.
– Какой картофель на ощупь?
Профессор. Возьмите лупы и рассмотрите: что есть у картофеля? Да, выемки - глазки- будущие ростки. А теперь возьмите в руки пророщенный картофель. Обратите внимание на белые ростки, которые есть на каждом клубне. Они появились на месте глазков. Ростки сначала белые, а потом зеленые - это начало роста картофеля. Весной проращенные клубни сажают в теплую землю, и через некоторое время появляются зеленые ростки. Они становятся все больше и больше, вскоре можно увидеть стебель, множество листьев и даже небольшие цветочки

         (показывает на картинке).

В земле это зеленое растение удерживаются корнем, на котором созревают множество клубней - молодых картофелин. Десять дней назад я посадил клубень картофеля, у него появились корни,  ростки в стебли превратились, выросли листья. Как вы думаете: каким он будет еще через десять дней?

        Профессор        выслушивает высказывания детей и предлагает все зарисовать).

Через десять дней мы увидим, насколько вы правы. Какие еще овощи растут в земле? На земле?

 (Ответы детей).
Профессор.  Молодцы! А теперь подойдите к столу, только тихо.– Перед вами 2 блюда: на одном картофель и на другом, рассмотрите их, потрогайте с помощью ложечки. 
–  Чем они отличаются? 
– Почему сваренный картофель рассыпчатый? Не догадались? Картофель рассыпчатый потому, что в нем содержится крахмал или картофельная мука. Чем больше крахмала в картофеле, тем он рассыпчатей, а значит - и вкуснее.

   Кругла, рассыпчата, бела,

        На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко,

Ведь правда, вкусная ...

Дети.  Картошка.

Профессор. Что содержится в картофеле? (показывает крахмал).

Дети. Крахмал.

Профессор. Да, его вырабатывают из картофеля и продают в магазинах.

Эксперимент "Картофельный крахмал"

Профессор. Чтобы доказать, что в картофеле содержится крахмал, проведем эксперимент: давайте вместе попробуем получить крахмал из картофеля. Берем заранее натертый картофель. Он уже посинел от нетерпения. Опускаем его в стакан с водой.

        Обратите внимание на осадок в стакане - это и есть крахмал. Картофель вынимают, воду осторожно сливают, осадок сушат, Получается крахмал.

Как вы думаете, почему крахмал называют еще картофельной мукой?

        (Ответы детей). 

Ребята, а вы сможете отличить крахмал от муки? у вас на столе стоят два блюдца: в одном - мука, в другом - крахмал? П осмотрите на них, потрогайте, понюхайте, только не сильно наклоняйтесь и вдыхайте.

        Дети вдыхают.

А теперь скажите  и покажите, в каком блюдце мука, а в каком крахмал? Правильно. крахмал светлее, чем мука, на ощупь крахмал  как бы скрипит. Чем они похожи?

        (Ответы детей).

А как вы думаете, для чего нужен крахмал? 

Дети. Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, накрахмаливать салфетки для красоты.

Профессор.  Правильно. Вот сравните две салфетки : одна накрахмаленная, а другая - нет. заметили разницу? А еще вы пользуетесь крахмалом в детском саду во время занятий аппликацией. Если заварить крахмал кипятком, получим клей - клейстер

        (показывает).

Вы сегодня используете его на вашем занятии. Понравилось вам проводить опыты, как настоящим ученым? К сожалению, ребята, у меня закончилось время, и мне надо идти проводить другие исследования. Ждите следующего приглашения в гости. А сейчас садитесь на ковер-самолет и отправляйтесь в группу. Закрыли глазки, вот вы летите над лесом, озером. Вдалеке показался детский сад.

(В это время воспитатель снимает халат, убирает папку).

3. Итог

Воспитатель: Ребята, я от вас отстала, и вы улетели без меня. Где же вы были?

Дети наперебой делятся своими впечатлениями, рассказывают об увиденном.

– Ребята, вы такие молодцы. Теперь я тоже буду знать о картофеле. Будем ждать еще приглашения от профессора. А что это в баночке у вас?

Дети. Это клейстер, он сварен из крахмала.

Воспитатель. Вот как хорошо: мы используем ваш клейстер для изготовления аппликации "Наклей овощ правильно"

Список используемой литературы:

1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Воронеж, 2007.
2. 
Железнова Е.С. Тук, тук, кулачок. Пальчиковые игры. М., 2007.
3. 
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвещение, 1985.
4. 
Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок. СПб., 1998.
5. 
Молодова Л. Игровые экологические занятия с детьми, Мн., 1996.
6. 
Рыжова Н.А. Я и природа. М., 1996.