Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем».

Бишарова Эльвира Константиновна

 

 

ЦЕЛИ:

         - знакомство детей с разными видами календаря;

ЗАДАЧИ:

         - формирование стремления планировать свою жизнь по календарю;

         - представления о цикличности временных эталонов (частей суток, времен года, дней недели, последовательности месяцев в году), понятий «круглый год»;

         - закрепление умения составлять модель суток, недели, года, ориентироваться на модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_kelendarem_2.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Калтасинский детский сад №1 "Солнышко" МР Калтасинский район РБ.

Знакомство с календарем        

Конспект НОД в подготовительной  группе

                                                                        Подготовила: Бишарова Э.К.,

                                                                                        воспитатель                                                        

2020


Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с календарем»

для детей старшего дошкольного возраста

ЦЕЛИ:

        - знакомство детей с разными видами календаря;

ЗАДАЧИ:

        - формирование стремления планировать свою жизнь по календарю;

        - представления о цикличности временных эталонов (частей суток, времен года, дней недели, последовательности месяцев в году), понятий «круглый год»;

        - закрепление умения составлять модель суток, недели, года, ориентироваться на модели.

ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ:

        - разные виды календарей (отрывной, перекидной, карманный); модель частей суток в виде круга, разделенного на 4 сектора (розового, белого, серого, черного цветов); модель дней недели в виде радуги, зонтика, семицветика; модель года с выраженными временами года, месяцами; картинки с изображением зубной щетки, подушки, играющих детей, месяца и звезд.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

        - картинки с изображением времени года, детский карманный календарь, наборы карточек разного цвета (белый, розовый, серый, черный), по коробке карандашей или цветных палочек, тетрадь в клетку.

        

ХОД  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Воспитатель: Сегодня мы закрепим знания о разных временных промежутках познакомимся с основными правилами отсчета времени.

Игровое упражнение с моделью «СУТКИ».

Воспитатель: Посмотрите внимательно на эту схему. Вспомните, модель какого

промежутка времени она изображает? Как вы думаете, какое время

суток отмечено на модели серым (черным, белым и розовым)?

(воспитатель  выкладывает  поочередно картинки с изображением

зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т.д. и просит детей

показать с помощью карточки серого, розового, белого или

черного цвета, в какое время суток используют этот предмет.)

Воспитатель: Подумайте и скажите, чем будут различаться модели летних и

зимних суток. Почему на модели летних суток белого цвета больше,

чем на модели зимних суток?

Дети:    Потому что летом дни длиннее, чем зимой.

Воспитатель: Изменяется ли последовательность частей суток?

Дети:   Не изменяется.

Воспитатель: А как изменяется длительность дня и ночи в зависимости от времени

года?

Дети:   Зимой ночи длиннее, чем летом, а дни  короче.

Работа над закреплением понятия «неделя»

Воспитатель: Ребята, как называется промежуток времени, состоящий из семи  

суток?

Дети:   Неделя. (воспитатель предлагает поиграть в игру «Лови, бросай, дни

недели называй!»)

Воспитатель: Назовите дни недели по порядку?

Как называется первый день недели, пятый, шестой?

В какие дни недели мы не ходим в детский сад?

Какой день недели между четвергом и субботой?

(ответы детей).

Воспитатель: У Алеши день рождения послезавтра, в какой день недели наступит

день рождения, если сегодня вторник?

Сегодня вторник, к нам гости приехали позавчера. В какой день недели

они приехали? (ответы детей.)

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем изобразить модель недели. Для этого нам

необходимо вспомнить, сколько дней в неделе. Каждый день   постарайтесь изобразить разным цветом.

(Дети на листе бумаги или в рабочей тетради изображают модель, используя  цветные карандаши или фломастеры. Затем вместе с педагогом они рассматривают изображенные модели, делают вывод, почему модели, в которых дни недели изображены по кругу (в  виде цветка с семью лепестками или зонтика с семью секторами, кольца, окрашенного в семь цветов), наиболее точно представляют неделю - так как дни недели повторяются в определенном порядке, когда заканчивается одна неделя, начинается другая).

Сравнение моделей «СУТКИ» и «ВРЕМЕНА ГОДА»

Воспитатель: Ребята, мы уже знакомились с этой моделью времени. Давайте вспомним, это модель чего?

Дети:   Модель года

Воспитатель: Чем отличается и чем похожа модель года на модель суток?

Дети:   Они похожи тем, что  модель суток и модель года состоит из четырех частей,

а отличаются цветом секторов.

Воспитатель: Что на модели года мы отмечаем синим (зеленым, красным и желтым)?

Дети:   Времена года. Синий цвет – это обозначение зимы, зеленый цвет – весны, молодой листвы, травы. Красный цвет обозначает лето красное. Желтый

цвет - осени, золотых листьев.

Воспитатель: Обратите внимание, что на модели времен года все секторы равные по величине, а на модели суток розовая и серая части значительно меньше, чем черная и белая. Как вы думаете, почему?

Дети:   Потому что все времена года по длительности равны, а части суток разные, утро и вечер короче дня и ночи.

Игровое упражнение «Когда это бывает?»

Воспитатель: А теперь я буду загадывать загадки, а вы с помощью модельного знака

покажете, когда это бывает.

Тает снежок, ожил лужок,

День прибывает – когда это бывает?

(Дети показывают карточку зеленого цвета, символизирующую весну.)

Воспитатель: Очень душно, очень жарко, солнце светит ярко-ярко.

Побежим купаться, рыбками плескаться!

(Дети показывают карточку красного цвета, символизирующую лето.)

Воспитатель: Утром мы во двор идеи, листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят и летят, летят, летят.

(Дети показывают  карточку желтого цвета, символизирующую осень.)

Воспитатель: Дел у меня не мало: я белым одеялом

Всю землю укрываю, всю землю убираю,

Белю поля, леса, дома, а зовут меня?..

(Дети показывают карточку белого цвета, символизирующую зиму.)

Воспитатель: Какое время года между зимой и летом?

Какое время года предшествует осени?

В какое время года мы отмечаем праздник Новый год?

В какое время года птицы улетают в теплые края, листья опадают?

Какому времени года принадлежат месяцы июнь, июль, август?

Назовите зимние месяцы?

(ответы детей).

Знакомство с разновидностями календарей.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, с помощью чего мы узнаем, какое сегодня число, день недели, месяц, год?

Дети:   С помощью календаря.

Воспитатель: Посмотрите, какие разные календари бывают. Для чего нужны календари? Чем они похожи? Календари показывают число, месяц, день недели, рабочие и выходные дни обозначены разным цветом: рабочие дни – черным, а выходные – красным.

Воспитатель: Чем отличаются календари?

Дети:    Оформлением, размером, цветом.

Воспитатель:  Вот этот календарь называется отрывной, в нем каждый листок – это день года. На нем указаны число, название дня недели и месяца. Посмотрите, вот листок, обозначающий день 12 января, понедельник. Когда день пройдет, его нужно оторвать, за ним следует листок 13 января, вторник. Как вы думаете, какой затем следует день?

Дети:   14 января, среда.

Воспитатель: На этом календаре отмечают время восхода Солнца (когда встает солнышко) и время его захода (когда оно прячется, наступает ночь). Такие календари обычно помещают на стену. Настенные календари бывают разные: помесячные с перекидными 12 листами. Как вы думаете, почему листов 12?

Дети:   Потому что столько месяцев в году.

Воспитатель: На листе обычно размещают яркую картинку с пейзажем, характерным для этого месяца, рядом с картинкой семь дорожек. Почему на листе семь дорожек?

Дети:   Потому что семь дней недели.

Воспитатель: На дорожках стоят числа, каждое обозначает определенный день года. С помощью двигающего окошка мы отмечаем сегодняшний день А вот этот календарь называется перекидным, в нем такие же листочки, как в отрывном, только их не отрывают, а перекидывают, перелистывают (демонстрирует перекидной календарь). Перекидной календарь обычно занимает место на письменном столе. И, наконец, совсем маленький календарик, который можно носить в сумочке или кармане, называется карманным. Сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.

Под Новый год пришел он в дом

Большим румяным толстяком.

Но каждый день терял он вес

И, наконец, совсем исчез

Дети:   Это календарь!

Воспитатель: Вы правильно догадались: это отрывной календарь. А кто объяснит, почему это именно отрывной календарь (ответы детей).

Знакомство с моделью года.

Воспитатель: Сегодня я вас познакомлю с необычным календарем (показывает детям модель календаря). Какой формы этот необычный календарь?

Дети:   Он круглый.

Воспитатель: Правильно наш календарь круглый, как наша планета, как круглый год. Скажите, какими цветами раскрашен этот календарь?

Дети: Синим, зеленым, красным и желтым.

Воспитатель: Вспомните, что мы обозначали с помощью круга, разделенного на части?

Дети:         Мы обозначали времена года.

Воспитатель: На нашем необычном календаре мы видим, что после зимы всегда бывает весна, а за нею лето, вслед за летом всегда приходит осень, и опять времена года повторяются в строгой последовательности, сменяя друг друга.

Дети:        Как  только заканчивается один год, начинается следующий

Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, в какое время года заканчивается старый год и начинается новый?

Дети: Зимой.

Воспитатель: Как называется этот праздник и когда он наступает?

Дети: Этот праздник называется Новый год (если дети затрудняются, можно им подсказать, что последним днем года является 31 декабря, а первым днем-1 января).

Воспитатель: Обратите внимание, что на нашем календаре каждое время года разделено на части. Как вы думаете почему?

Дети:        Потому что в каждом времени года три месяца.

Воспитатель: Назовите самые  холодные зимние месяцы? А теперь подскажите, какие же в году самые жаркие месяцы? Сколько всего в году месяцев? Назовите из по порядку (ответы детей)

Игровое упражнение «Найди ошибку»

Воспитатель: Я думаю, что март, апрель, и сентябрь – это весенние месяцы? Правильно ли это?

Дети:        Нет, март и апрель – это весенние месяцы, а сентябрь – осенний.

Воспитатель: Я думаю, что сначала идет октябрь, потом сентябрь, а за ним ноябрь. Так ли это?

Дети:        Нет, сначала сентябрь, потом октябрь, а за ним ноябрь.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, что наша Земля, вращается вокруг Солнца  и по-разному подставляет ему свои бока? Посмотрите: в середине календаря изображено Солнце. Зимой у Солнца лучики короткие, поэтому они не достают до Земли и плохо ее согревают. Весною они становятся длиннее, и на Земле становится теплее. В летние месяцы тепло, жарко, потому что солнечные лучи длинные, согревают Землю, воздух, воду и все предметы, находящиеся на ее поверхности. А осенью лучи такие же длинные, как и летом?

Дети:        Нет, солнечные лучи становятся короче, и на Земле становится прохладнее.

Воспитатель: Дети, посмотрите на эти маленькие круги, расположенные по большому кругу. Как они окрашены?

Дети:        В черно – белый цвет.

Воспитатель: Кто догадается, что обозначено на нашем календаре этими необычными кругами? (если дети затрудняются ответить, воспитатель объясняет, что это сутки. Летом в них больше белого цвета, так как день летом длиннее, а ночь – короче, а зимой наоборот)

Воспитатель: Сегодня мы познакомились с необычным календарем. На нем нет цифр и букв, но  с помощью условных изображений мы легко можем проследить последовательность времен года, месяцев в году, длительность частей суток. Как вы думаете, для чего календарь нужен человеку? (ответы детей).

Воспитатель: Что вы узнали нового, необычного о календарях? (В конце непосредственно образовательной деятельности воспитатель может предложить детям собрать коллекцию календарей).