Музейная педагогика.

Соболева Ирина Валерьевна

Предварительный просмотр:

«Музейная педагогика как средство патриотического воспитания  дошкольников».

   Уже с младшего дошкольного возраста, человек  формируется как личность. В этом возрасте закладывается личностная культура, маленький человечек приобщается к духовно-нравственным основам, обретает ценностные ориентиры. Личность же старшего дошкольника – это важное звено в цепочке преемственности поколений. Поэтому одним из центральных направлений работы с  подрастающим  поколением становится патриотическое воспитание.

      С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Проект, основная цель которого воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путём вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в закон об образовании, направленных на воспитательную работу.

   Во исполнение статьи 12.1 Федерального закона от 29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с целью приведения основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС № 6 «Сказка» в соответствие с действующим законодательством на основании решения педагогического совета (протокол от 15.01.2021 № 3) была разработана рабочая программа воспитания  и календарный план воспитательной работы ДОУ.

  Являясь членом рабочей группы,  мной разработан  модуль «Роль музейной педагогики в воспитании юного патриота».    Музейная педагогика является эффективным средством воспитания личности ребенка, обеспечивает историческую преемственность поколений, сохраняет национальную культуру, формирует  бережное отношение к наследию народов России. Музейное дело раскрывает духовно-нравственный потенциал дошкольника и способствует освоению социально-значимых представлений об окружающем мире.

   Содержание модуля выстраивается с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей. Основная цель - приобщение детей к традициям, истории и культуре своей Родины, своего народа и родного края.

Задачи:

  • формировать элементарные знания о предметах и объектах окружающего мира;
  • формировать первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях, быте, традициях и праздниках;
  • способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения, чувства гордости и сопричастности к родному дому, семье, своей Родине.

 

 Знакомство  воспитанников  ДОУ начинается  с посещения Белокалитвинского историко-краеведческого музея.  Музей  – это надежный хранитель исторической памяти и наследия прошедших эпох. Он  также является эффективным средством познания системы ценностей, традиций, которые передаются из поколения в поколение. Современный музей это место, где легко организовать диалог на разные темы средствами культуры. И социальная ценность такой площадки очень высока.

  Дети не только знакомятся  с родным городом, его историей, но и  учатся выражать своё личное отношение, как к экспонатам мини-музея, так и к историческим событиям отечественной истории.

   Детский музей-это целая воспитательно-образовательная система, в которой музейная педагогика облегчает ребёнку вхождение в сложный мир искусства, погружает его в мир традиционной культуры. В обычном музее ребёнок лишь пассивный созерцатель, а здесь  он – соавтор, творец экспозиции. В ДОУ создаются мини-музеи разной тематики.

   Огромную помощь и поддержку оказывают   родители воспитанников, приносят экспонаты, помогают в оформлении. Педагоги вместе с детьми разрабатывают содержание экскурсий по  музею, причем сами дошкольники могут предложить, что именно они считают нужным рассказать в мини-музее.

   В  группе организованны   мини-музеи:

  • «Казачья утварь». Музей  пополняется экспонатами: глиняный  кувшин-махотка, вязанные  крючком скатерть и салфетки, ухват, скалка и рубель для разглаживания белья.
  • «Народные промыслы Донской земли»  - это и Семикаракорская глиняная посуда,  и плетеные изделия (корзинки из лозы), и  кружевоплетение (скатерть и салфетки), и лоскутное шитьё (одеяло).
  •  «Куклы наших бабушек». Это совместное творчество детей,  педагогического коллектива, родителей воспитанников (куклы-семиручки, куклы-пеленашки, куклы из соломы, ткани, лоскутков, вязанные крючком и спицами).
  • Взаимодействие с музыкальным руководителем позволило создать в группе мини-музей «Казачьи народные инструменты». Куда вошли такие экспонаты: рубель, трещотки, деревянные ложки, трензель или треугольник.

       В речевом развитии атрибуты и игры мини-музея «Как у нас на Дону» расширяют казачий словарный запас  детей через авторские игры «Мой город в прошлом и настоящем», «Путешествие по городу»,  «Казачьи слова», «Собери казачью пословицу»,  «Составь из слов предложение», «Найди пару к слову», «Казачья поговорка». Играя, дети знакомятся с историей города через самобытность казачьего наречия.  Таким образом, дети приобщаются  к речевой культуре казачества.

  • Мини-музей «Старинной фотографии» (где были представлены  фотографии начала прошлого века,  сделанные на картоне). Историческая ценность этих фотографий состоит не только в том, что они отражают семейные взаимосвязи. На этих фотографиях читается целая эпоха: история казачества, довоенные фотографии, фото военных лет, послевоенные годы, на которых можно было увидеть наш город в разные его исторические периоды.

   В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! В обычном музее ребенок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.  

   Гордость  ДОУ - «Музей Славы»,  создан совместно с родителями   к проекту  «Мы будем помнить об этом всегда».  В этой экспозиции представлены военные находки с раскопок поисковой экспедиции Белокалитвинского Матвея Платова казачьего кадетского корпуса, в которой вместе с родителями участвовала наша воспитанница Соловьёва Соня. Гильзы, снаряды, саперская лопатка, разбитая солдатская каска, штык и затвор от винтовки, граната – всё это было найдено во время раскопок. В экспозицию также  вошли личные вещи ветерана Великой Отечественной войны Соловьёва Петра Фёдоровича, которому в этом году исполнилось 95 лет. Был создан  не просто музей экспонатов, перед детьми стояла важная задача – самостоятельно найти информацию о каждом экспонате.  Изучая историю, дети осознавали ценностную значимость военных писем-конвертов, солдатской фляжки и ложки, сапёрной лопатки.

    Каждый ребёнок, выступающий в роли экскурсовода, вместе с родителями придумывали текст, на основе полученной информации и затем, рассказывали свои истории  всей группе.  Фотогаллерея портретов родных и близких, с рассказами детей о том, с какими трудностями пришлось столкнуться им в годы войны, как на фронте, так и в тылу, помогла детям глубже понять, что испытали люди в эти лихие годы. Ещё один важный экспонат, созданный нами для «Музея Славы» - это книга памяти. В нашем городе много улиц, названных в честь героев войны. Имена этих героев сохранит теперь наша книга памяти.

   Наш музей стал центром, где проходит культурная жизнь воспитанников:

  • Литературный вечер "Мы о войне стихами говорим" разговор  шел  о ВОВ, о великой Победе на замечательном языке, на языке поэзии.
  •  Музыкальная гостиная «Этот день Победы».  

    В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением CoViD-19  был создан интерактивный музей «Музей Славы».

Пополнение экспонатов музея происходит постоянно. Это и обновление имеющихся экспонатов, и привнесение новых.

   Работа в мини-музее  помогла заложить хорошую основу гармоничного развития личности ребёнка, сформировать эстетический вкус, повысить активность, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным. У воспитанников обострилось понимание того, в какой стране мы живём, что наше Отечество развивалось в борьбе с врагами, что лучшие люди отдали свои жизни во имя мира на земле, во имя безоблачного детства маленьких граждан.