Бергутова Разиля Фаритовна

Сайт педагога дополнительного образования

«Не мыслям учить, а учить мыслить» философ Иммануил Кант

Профессия: Педагог дополнительного образования

Профессиональные интересы: Методические аспекты педагогической деятельности. Компьютерная программа "Компас" (черчение). Проектная и исследовательская деятельность.

Увлечения: Бизнес-планирование. Шитьё. Дачное хозяйство. Спорт для здоровья.

Страна: Россия

Регион: Республика Татарстан

Населенный пункт: г. Нижнекамск

Место работы: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детский эколого-биологический центр" Нижнекамского муниципального района РТ

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/bergutova-razilya-faritovna
«Опыт - учитель, очень дорого берущий за уроки, но зато, никто не научает лучше него»
Т. Карлейль

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто хочет к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами и собственным напряжением» А. Дистервег

О себе

Многое в жизни людей предопределяет случай. Будучи инженером – технологом швейного производства и проработав в этой отрасли порядка 14 лет, волею судьбы, мне пришлось продолжить свою трудовую деятельность в межшкольной производственной мастерской мастером трудового обучения. Это стало началом совершенно другой новой жизни. Всё было впервые: обучение детей (не взрослых) швейному делу, которое всегда мне нравилось, постижение азов педагогики. При этом хотелось привнести свою «изюминку» в предмет обучения. Хотелось, чтобы дети всегда с интересом и желанием приходили на занятия и могли научиться действительным практическим навыкам, полезным в дальнейшей жизни. Мотивационным компонентом обучения для них стало выполнение проектных работ с элементами защиты проектов и дефиле готовых изделий. В 1998 году ещё никто не говорил о методе проектов, а наша коллективная работа «Живая книга» заняла на республиканской олимпиаде по технологии 2 место и получила дальнейшее развитие в школьной бизнес-компании «Baby Book» по производству дидактических ковриков для детей. Данная работа стремительно завоевала большую популярность и была представлена на европейском слёте школьных компаний в городе Осло в рамках проекта «Junior Achievement» в 2005 году. Стало очевидным, что моя педагогическая работа приносит мне не только моральное удовлетворение и понимание того, что мой производственный опыт позволяет помогать детям гораздо глубже и серьёзнее изучать предмет, но необходимость настойчивого и основательного самообразования, так как крайне не хватало педагогических навыков обучения, знаний по психологии и методике ведения уроков. Хотелось знать, какие передовые педагогические методологии существуют, какие педтехнологии целесообразно использовать в тех и иных ситуациях, хотелось изучать историю педагогики. С этого момента началась кропотливая и настойчивая работа по изучению огромного количества образовательной литературы, прохождение обучающих курсов, посещений НПК, семинаров, педагогических форумов. В результате обобщения накопившегося опыта мною была разработана Авторская образовательная программа Мастерская «Гармония», которую прорецензировали: Т.М. Насретдинова - старший преподаватель, методист высшей квалификационной категории Института непрерывного педагогического образования г.Н.Челны 2007г.; О.И. Белышева - к.п.н., доцент кафедры иностранных языков, проректор по научной и инновационной работе Нижнекамского муниципального института 2012г. Отличительной особенностью данной программы является то, что по ней можно научить шить и кроить совершенно самостоятельно любого человека, изделия любой сложности, включая и верхнюю одежду. Второй особенностью программы является умение учащимися создавать небольшие производственные структуры и реализовать изготовленные товары. Интеграция швейного дела и бизнес планирования, а также умение презентовать свои товары, стало основанием для формирования детей с высоким уровнем адаптивности, практичности и креативности, что крайне необходимо для социализации их в современном мире. Результатом данной педагогической инициативы стало создание инновационных изделий, не имеющих аналогов и прототипов в стране. Это своего рода изобретения. Так, подгибное устройство заняло призовое 2 место в Республиканской олимпиаде юных изобретателей «Кулибины XXI века» в конкурсе изобретательских проектов, а также стало победителем во Всероссийском конкурсе научно-технического творчества учащихся «Юные техники XXI века»2022г. Изделия ширпотреба Шнурователи и пуговицеватели, представленные школьной компаний «Ганеша» во Всероссийском слёте «Достижение молодых» 2007 году были безоговорочными победителями во всех номинациях и были отобрана на участие в Европейский конкурс «JA-YE Europe Company of the Year Competition 2008 Sweden» в рамках XIХ Слёта школьных компаний «Junior Achievement Young Enterprise». Stockholm 26 July 2008. Нужно заметить, что мы (сотворчество педагога и учащихся) не исключаем в своих проектных работах и научно-исследовательскую деятельность. Так, нами была проведена большая аналитическая исследовательская работа в образовательной школе №27 НМР РТ «Опасная жизнь в дыму». Работа не только выявила проблемные моменты в школе, но и помогла помочь детям избавиться от вредных привычек по разработанной методике реабилитации людей, попавших в сложную жизненную ситуацию.  Не менее интересной стала работа по созданию инновационного салона мод «Гармония», не имеющая аналогов в организации такого рода бизнеса. Используя компьютерную систему «Леко», можно создать производство пошива одежды на заказ без единой примерки за счёт точного кроя. Бизнес расчёты показали, что создание подобных салонов вполне рентабельно и целесообразно в сегодняшних условиях.  Ещё одной инновационной работой стали многофункциональные игрушки-трансформеры для дошколят, которые могут быть использованы одновременно, как развивающие игрушки шашки или мозаика, оздоравливающе коврики или массажоры, сумочки или портмоне.  Развитие технического творческого мышления позволяет раскрываться детям с совершенно неожиданной стороны. Скажем, изготовление новогодних игрушек трансформеров из разноцветных пластиковых ёмкостей из-под шампуней стали предметами достойного внимания и возможности дальнейшего развития их конструкторских решений. В продолжении темы из различных больших пластиковых бутылок был выполнен полный комплект инвентаря для уборки территории «Садовый инвентарь»: головные уборы, защитные очки, наколенники, нарукавники, водонепроницаемая обувь, фартуки, совки ведра, метлы и лопаты. Все конструктивные элементы изготовленных изделий, скреплены между собой без дополнительных скрепляющих изделий (гвоздей, клея, верёвки и пр.), а только за счет новаторского инженерного решения закручивающихся крышек. Все разработки получили определённые признания и призовые места на конкурсах разного уровня.

В 2008 году, в связи с реформированием системы школьного образования, появилась необходимость не только перейти в систему дополнительного образования, но и всерьёз задуматься о поиске новых форм организации обучающих процессов. Необходимо было кардинально менять свою образовательную доктрину, чтобы обучающая программа была актуальной и востребованной для учащихся. С этой целью встала необходимость в получении второго высшего педагогического образования. Я поступила и закончила с красным дипломом институт «Педагогики, психологии и социальных технологий» ФГБОУ ВПО Удмуртского государственного университета в 2013-2016г. На кафедре «Теории и методики технологического педагогического образования», где впервые познакомилась с компьютерной программой «КОМПАС-3D V13 Home», разработанный для операционной среды «MS Windows» в системах «КОМПАС–График» (двухмерная графика) и «КОМПАС-3D» (трёхмерная графика) для выполнения чертежей. Имея 4 разряд специалиста по черчению, первое инженерное образование, стало возможным всерьёз заняться обучением старшеклассников по разработанной авторской образовательной программе «Компьютерное черчение «Компас»». В течение трёх лет программа успешно прошла апробацию и была прорецензирована А.Е. Причининым - к.п.н., зав кафедры ТМТПО ИППСТ ФГБОУ ВПО УДГУ 2017г. и В.И Хайман - Лауреат премии Правительства РФ, заслуженный деятель искусств РТ, Почётный работник общего образования РФ, член Союза Дизайнеров России, профессор кафедры Инновационного дизайна ФГБОУ ВО «НГПУ», научный руководитель Региональной инновационной площадки РТ «Лаборатория Визуальных и Пространственных Технологических Искусств» 2017г. Авторская образовательная программа «Компас» актуальна для учащихся, ориентированных на технические вузы. Особенностью данной программы является не только обучение детей работе с программным обеспечением «Компас», но и развитие технического творческого мышления, крайне важного компонента для людей, выбирающих инженерные специальности. Очевидным является тот факт, что инженерное мышление необходимо развивать, в том числе и через решение графических задач. С этой целью мною был разработаны 2 сборника «260 задач для самостоятельного активного мышления» и ответы к ним «Проверь себя САМ», в которых в доступной и занимательной форме представлены задачи из реальной жизни, но решение, которых требует определённых интеллектуальных усилий. Все задачи разбиты по темам и уровням сложности. Обучение в образовательной программе «Компас» проводится по конструкторскому и строительному черчению. Сформирован учебно-методический комплекс используемых педагогических технологий, определены методы качества усвоения программы, разработаны контрольно - измерительные инструменты. При этом выполнение творческих проектов в обучении детей остаётся приоритетным и приобретает наибольшую самостоятельность со стороны учащихся, тьюторскую и кураторскую помощь со стороны педагога. Последние проекты учащихся имеют инженерную направленность и выполняются по этапам конструкторского проектирования с использованием компьютерной программы «Компас». Сегодня в технической разработке находятся такие проекты, как развивающая игрушка - трансформер «Парад планет», инновационная автоматизированная система домового (жилищного) сбора бытовых отходов «Домовой мусоотвод», туристическая многослойная одежда трансформер «Экомода», произодство по переработке животных экскрементов для сельских фермерских хозяйств. Проект «Аксессуары для деловых людей», который кардинально меняет принцип застёжки фурнитуры такого рода, стал победителем Всероссийского конкурса бизнес-планов «Будь предприимчивым-2019», победителем Всероссийского конкурса «Слёт школьных компаний 2019» и был представлен на европейской выставке-ярмарке Junior Achievement (JA) Marketplace 2019 (очное участие) в столице Австрии Вене.

20 летный опыт работы в образовании, сформировал во мне вполне конкретное видение главных аспектов образования детей, определил основополагающую парадигму педагогической деятельности, которая заключается в планомерном и постепенном ведении учебно-воспитательного процесса по принципу «от простого к сложному» с обязательным введением на всех этапах обучения мотивационных (опыт отношений личности), когнитивных (познавательный опыт личности), деятельностных (опыт осуществления способов деятельности) и творческих (опыт творческой деятельности) компонентов в содержание образования учащихся. Важнейшим аспектом моей педагогической деятельности является развитие в обучающихся детях технического творческого мышления, креативность, рационализаторские способности и тягу к изобретательству, которая крайне важна для современной молодёжи, живущей во времена больших научно-технических перемен. С годами появляется потребность распространения своего педагогического опыта, который может быть полезным для начинающих педагогов. Исследовательские работы, практические наработки, выступления, статьи, мастер-классы были проведены на форумах различного уровня. Педагогическим достижением является работа в Региональной инновационной площадке «Разработка, апробация и внедрение проекта «Лаборатория Визуальных и пространственных Технологических Искусств», как пространства развития актуального гибридного гуманитарно-технологического мышления» с темой «Лаборатория визуальных и пространственных компьютерных технологий, как пространства развития технического творческого мышления через решение развивающих графических задач» под руководством Хайман Вадима Исааковича. Работа в группе Международной экспериментально - творческой группы педагогов Центра педагогических инноваций им. К.Д. Ушинского «Новое образование» с экспериментальной работой «Дидактический материал учителям ИЗО, черчения, технологии» под руководством Кузалова А.В.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

1.Название книги: «Книга для родителей». Автор: Макаренко Антон Семёнович. Жанр: Советская классическая проза. Аннотация: Настоящее издание посвящено вопросам воспитания детей, структуры семьи как коллектива. Автор приводит многочисленные примеры жизненных ситуаций, конфликтов, непонимания в семье, затем разбирает и анализирует их. По его словам он стремился дать читателю «полезные отправные позиции для собственного активного педагогического мышления».

2.Название книги: «Педагогическая поэма». Автор: Макаренко Антон Семёнович. Жанр: Советская классическая проза. Аннотация: «Педагогическая поэма» — широко известное и наиболее значительное произведение советского педагога и писателя А.С. Макаренко. В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор.

3. Название книги:: "Флаги на башнях». Автор: Макаренко Антон Семёнович. Жанр: Советская классическая проза. Ремарка от автора: В «Педагогической поэме» меня занимал вопрос, как изобразить человека в коллективе, как изобразить борьбу человека с собой, борьбу более или менее напряженную. Во «Флагах на башнях» я задался совсем другими целями. Я хотел изобразить тот замечательный коллектив, в котором мне посчастливилось работать, изобразить его внутренние движения, его судьбу, его кружение» А.С. Макаренко.

4. Название книги: «Овод». Автор: Этель Лилиан Войнич. Жанр: Историческое приключение. Язык оригинала: английский, перевод: Н. Волжина. Анотация: Грустная книга о чести, но, наверное, ее должен прочитать каждый. Любите Родину! Ремарка от автора: «Приношу глубочайшую благодарность всем тем в Италии, кто оказал мне помощь по сбору материалов для этого романа. С особой признательностью вспоминаю любезность и благожелательность служащих библиотеки Маручеллиана во Флоренции, а также Государственного архива и Гражданского музея в Болонье". Э.Л. Войнич.

5. Название книги: «Моабитская тетрадь». Автор: Муса Джалиль. Жанр: Цикл стихотворений. Анотация: Стихотворения, составляющие «Моабитскую тетрадь», являются весьма разнообразными по своему содержанию и настроению. Наряду с патриотической лирикой и произведениями, гневно обличающими преступления нацизма (например, «Варварство»), в цикл входят стихи о любви и даже юмористические зарисовки из мирной жизни. Факты: Цикл стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля, написан им в Моабитской тюрьме. Сохранились два блокнота, в которых содержалось 93 стихотворения. Впервые стихотворения были опубликованы после смерти Сталина в 1953 году в «Литературной газете». В 1957 году за этот цикл стихов автор был посмертно удостоен Ленинской премии. «Моабитская тетрадь» была переведена более чем на 60 языков мира. В 2013 году цикл стихотворений был включён в список «100 книг», рекомендованных школьникам Министерством образования и науки РФ для самостоятельного чтения.

Мой взгляд на мир

Моё педагогическое кредо

«Учитель - это человек, способный к познанию мира и, как следствие,  аккумулирующий в себе опыт жизнедеятельности в различных областях. Поэтому главным предназначением учительства должно быть умение передачи накопленного опыта, компетенций ученику, чтобы создать человека нового типа с инновационными взглядами на жизнь, умеющего выстраивать свою жизненную траекторию, целеустремлённого во всех своих начинаниях. Человека, ведущего здоровый образ жизни, в широком смысле этого слова, позитивно мыслящего и инновационно созидающего, человека разумного, несущего в себе только добро и свет. Учитель это творец нового человека, а значит и новой жизни». Р.Ф. Бергутова 

Философия моей жизни:

  • лень-показатель слабости человека;
  • трусость-показатель низкого интеллекта человека;
  • обманывая других, ты обманываешь себя;
  • если тебя обидели, подумай, стоит ли сердиться, ведь будет наказан обидчик;
  • чтобы жить самому счастливо, не обижай других;
  • постарайся простить тех, кто тебя предал, это принесёт тебе облегчение;
  • держи эмоции в кулаке, а не кулаки на эмоциях;
  • стремись всегда к лучшему, тогда плохое обойдёт тебя стороной;
  • если хочешь, чтобы тебя уважали и ценили в старости, уважай и цени людей с молодости;
  • если не умею, учусь сам; если умею, учу сам.

Мои достижения

Поощрения

1.Благодарственное письмо Городского управления образования МОРТ, 2002г.

2.Благодарственное письмо Главы администрации Нижнекамского района и города Нижнекамска (И.Р.Метшин), 2003г

3.Благодарственное письмо от главы Муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» (О.Власов), 2006г.

4.Почётная грамота МБОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов» НМР РТ, 2006г.

5.Благодарственное письмо Главы муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» РТ (А.Р.Метшин), 2008г.

6.Диплом в номинации «Лучший конферанс» вручается семейному ансамблю Бергутовых школы №27 за участие в городском конкурсе «Творческая панорама-2008»

7.Благодарственное письмо МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» НМР РТ, 2009г.

8.Благодарственное письмо МБУ «Межшкольный учебный комбинат» 2009г.

9.Грамота МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» НМР РТ, 2010г.

10.Свидетельство о присуждении премии Главы муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» РТ (А.Р.Метшин), 2011г. (ученику).

11.Благодарственное письмо Главы Нижнекамского муниципального района РТ (А.Р.Метшин), 20011г. (за сына)

12.Благодарственное письмо Главы Нижнекамского муниципального района РТ (А.Р.Метшин), 20011г. (учителю)

13.Благодарственное письмо МБОУ «СОШ №27 с углублённым изучением отдельных предметов» НМР РТ, 2012 (за сына)

14.Почётная грамота МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» НМР РТ, 2014г.

15.Почётная грамота городской организации профсоюза работников образования, 2014г. (за активную работу ПП)

16.Почётная грамота муниципального образования «Нижнекамский муниципальный район» РТ (А.Р.Метшин), 2015г.

17.Почётная грамота Республиканского олимпиадного центра РТ, 2015г.

18.Почётная грамота городской организации профсоюза работников образования, 2017г. (за активную работу ПП)

19.Почётная грамота городской организации профсоюза работников образования, 2017г.

20.Почётная грамота Министерства образования Республики Татарстан, 2019г.

21.Республиканский конкурс на соискание Гранта «Лучший работник сферы воспитания и дополнительного образования детей» в номинации «Лучший педагог дополнительного образования», 2019г.

22.Почётная грамота Татарский республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки РФ, 2019г.

23.Диплом за добросовестный труд и дополнительную общественную работу в системе дополнительного экологического образования и воспитания детей, 2020г.

24. "Знак за заслуги в образовании РТ", 2022г.

 

Моё портфолио

«Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам, то он совершенный учитель» Л.Н. Толстой

Мои публикации:
Публикации моих учеников:
Научно-техническое творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: