Организация массовой внеклассной работы
методическая разработка по теме

Бергутова Разиля Фаритовна

      Организация культурно - досуговой  деятельности школьников наряду с образованием входит в число важнейших задач современного дополнительного образования. Сегодня, как никогда, актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Воспитанниками объединения Мастерская «Гармония» были организованы и проведены массовые мероприятия учебно-воспитательного характера.

1.Сценическая постановка сказки «Путешествие Царевны-лягушки во времени». Разработка носит развлекательный характер с элементами юмора и является итоговым мероприятием по результатам работы творческого объединения за год для учащихся 3-7 классов.

2.Сценическая постановка сказки «В стране затерянных цветов», в рамках акции «Берегите первоцветы» для учащихся 2-4 классов

3.Мероприятие «Лесная гостиная» в рамках акции «Берегите ели» для учащихся 5-7 классов.

      Основной целью данных разработок внеклассного характера является приобщение детей к разным видам творчества и воспитание адаптивной, творческой и гармонично развитой молодёжи.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация массовой внеклассной работы

          Организация культурно - досуговой  деятельности школьников наряду с образованием входит в число важнейших задач современного дополнительного образования. Сегодня, как никогда, актуальна проблема овладения детьми и подростками способами организации свободного времени, умением содержательно и интересно проводить свой досуг. Что можно предложить ребёнку, оставшемуся наедине с собою? Как заполнить пространство и время, находящее за пределами обязательной, учебной, деятельности? Ребёнок может посещать культурно-досуговые учреждения: дискотеки, компьютерные клубы, кинотеатры и др. Может проявить себя через систему дополнительного образования или же заполнить своё свободное время уличным общением с друзьями. Причём с возрастом приоритеты меняются.

       Сегодня насчитывается до 500 видов досуговой деятельности, и все они предназначены для развлечения, отдыха, общения и саморазвития. К сожалению, преобладающими для школьников являются развлекательные способы проведения свободного времени, что ведёт к снижению общего уровня культуры детей и ростом асоциальных проявлений. Именно поэтому необходимо научить детей делать свой досуг содержательным, полезным и нацеленным на развитие их интеллектуального потенциала, врождённых талантов и скрытых способностей. При этом можно использовать  различные   формы организации досуговой деятельности.

         В последнее время получило неожиданное развитие театрализованная сюжетная игра, возможно потому, что она требует активизации всех эмоциональных возможностей участников действия, погружения артистов и зрителей в атмосферу фантазии и вымысла. Несмотря на то, что игровая ситуация разворачивается длительно во времени, дети проявляют интерес и активность до самого момента выступления на сцене, поскольку каждый день приносит всё новые ощущения и смену «декораций».

        Воспитанниками объединения Мастерская «Гармония» были организованы и проведены массовые мероприятия учебно-воспитательного характера, городского, общешкольного уровней.        

  1. Сценическая постановка сказки «Путешествие Царевны-лягушки во времени». Разработка носит развлекательный характер с элементами юмора и является итоговым мероприятием по результатам работы творческого объединения за год для учащихся 3-7 классов.
  2. Сценическая постановка сказки «В стране затерянных цветов», в рамках акции «Берегите первоцветы» для учащихся 2-4 классов
  3. Мероприятие «Лесная гостиная» в рамках акции «Берегите ели» для учащихся 5-7 классов.

         Основной целью данных разработок внеклассного характера является приобщение детей к разным видам творчества и воспитание адаптивной, творческой и гармонично развитой молодёжи.



Предварительный просмотр:

Сценарий юмористической постановки отчётного мероприятия отдела (Постановка и переделка стихов Бергутовой Р.Ф.)

«Путешествие Царевны-лягушки во времени»  

Действующие лица: рассказчик,  царь, царевна- лягушка, Иван-царевич, Кощей, два сына, две невестки, прислуга, лягушата.

Действие первое.

(Царь во дворце с тоской на лице сидит на троне в потёртой короне).

 На Руси когда-то встарь,

Жил-был мудрый государь.

Строго правил он страною

И семьёй своей родною.

А в семье три взрослых сына

Для волненья есть причина.

Как спокойно будешь жить,

Коль пора детей женить?

Царь:

Что-то стало холодать, и служанки не видать…

Скоро некому мне будет, и стакан воды подать.

Слуг хороших не найти; то корми их, то плати,

Надо вечную проблему эту сходу обойти.

Чтобы дальше как-то жить, нужно сыновей женить.

И из трёх замужних див мы составим коллектив.

(Царь зовёт прислугу, звонит в колокольчик)

Царь:

Ты детей моих зови, да скорее, поспеши                        (появляются  царевичи)

Я давно хотел сказать: надо Родину спасать!

Потому как в ней осталось слуг всего, наверно, пять.

Дам я каждому стрелу, натяните тетиву

и стреляйте, кто куда,  знать таиться в ней судьба

И чтоб завтра ровно в шесть  

Три невестки были здесь

Действие второе.

Старший сын:

Стрельну я через забор, там как раз боярский двор,

А потом пойду с девицей на душевный разговор.

Средний сын:

Я вчера видал купца,  ошивался у дворца,

Дай-ка стрельну его дочке, пусть порадует отца.

За купчиху должен дать он примерно тысяч пять,

Нам приданое поможет экономику поднять.

Младший сын - Иван:

Я судьбу не отпущу, хоть  куда (и пред собой) стрелу пущу.

 (Братья выстрелили и пошли за стрелами  в разные стороны, Иван-царевич входит в лес, останавливается у болота,  видит со стрелой лягушку)

Иван:

Эй!  Ты, жаба! Дай стрелу! Может, я ещё стрельну,

Может, я ещё успею сбить невесту хоть одну.

Лягушка:

Ну, Ванюша, ты попал! Царь чего тебе сказал?

И теперича ты будешь мой ходячий капитал.

Грусть печаль свою уйми и царю меня неси

Иван:

Ты, лягушка, не шути; мне бы дома быть к шести,

Я же встал сегодня в семь, целый день не пью, не ем

По болотам я брожу, чтоб найти свою жену

Лягушка:

Не могу тебя понять, но хочу тебя унять.

Я давно уже мечтала жизнь на сказку променять.

И сегодня выпал шанс. Позвони,

чтоб нам прислали ваш придворный дилижанс.

Действие третье.

 ыходят сыновья со своими невестами, царь оглядывает их)

Царь:

Вы исполнили наказ, я доволен в этот раз.

Всё, ведите их во двор, (прислуге) и ворота на запор.

Но, наверное, Лягушка,- это всё же  перебор.

Жабу в жёны пригласил... не подумал, не спросил,

Да-а, тебя всегда тянуло  на заморский  эксклюзив.

Хоть согласный я на брак, как отец скажу я так,-

Ты - царевич по рожденью, а по сущности, – дурак.

(все хихикают)

Ты башкою не крути, и со мною не финти,

Ты с твоею родословной и получше мог найти.

Но с другой же стороны, что не плохо для жены,

Экономная она, ей  одёжка не нужна.

Ну да ладно, не грусти, делом удаль покажи (Ивану)

Вы потешите царя, дам заданья для ума (Всем)

Есть бумага у меня и орудия труда,

Во дворце моём беда, пустота и скукота

Ни цветочка, ни листочка нет в хоромах у царя

Видел в жизни как–то раз, посетив десятый класс,

я бумажные сады небывалой красоты

Вот невестам мой приказ, чтобы завтра в сей же час,

те цветы мне принесли, чтоб сады здесь зацвели.

Действие четвёртое

(Иван-царевич и Лягушка)

Лягушка:

Что ты Ванечка не весел, что ты голову повесил

Это горе не беда все успеем без труда.

А помогут нам ребятки  из кружка «Живые краски» (Дети выносят  рисунки)

Действие пятое

Царь: (И звонит в колокольчик )

(Входят невесты с сыновьями)

Ну, невестки, где цветы?  Без утайки и стыда Подавайте всё сюда.

(к старшей невесте)

Это цветик ерунда -  назову «белиберда»

(к средней  невесте)

Это я не стану  зреть, попрошу его унесть.

Если б мы встречались раньше, я б подумал: «Это месть».

(к лягушке)

Ну а это красота! Удивила ты меня!

(Иванушке)

Ты её не обижай, чаще в лужу выпускай.

(Подойдя к невесткам старшим)

И не гоже корчить рожи, и не надо плакать тут

Вы бы лучше на занятия походили как нибудь

И учитель хоть куда молода и хороша,

И учтива и мила и умом всех нас взяла

 (Всем)

Ну а завтра поутру вновь всех  вместе соберу.

Вот теперь хотел бы знать - вы умеете вязать?

И не петли лицевые, а узоры кружевные.

Красотою удивите и уменья   покажите

Я давно хотел иметь в царстве кружевную сеть

 Действие шестое

(Иван-царевич и Лягушка)

Лягушка:

Что ты Ванечка не весел, что ты голову повесил

Это горе не беда все успеем без труда.

Нам помогут ученицы, кружевных дел мастерицы

Их у нас теперь не счесть,

И как раз  возможность есть

Всё связать  крючком  волшебным

и клубочком разноцветным

И учитель у нас  есть,  славных дел у ней не счесть.

Сколько силы и добра отдает она всегда.

И мудра и весела, остроумна и щедра.

Все детишки уважают,  школьной мамой называют  

Действие седьмое

ыходят сыновья со своими невестами, царь оглядывает их)

Царь: (к старшим невесткам)

Вы невестки не срамите и подарок унесите

Видя  вашу чепуху, слёз сдержать я не могу

Не без вашего труда поседела борода

(Лягушке)

Ну, лягушка покажи, что умеешь, удиви!

(выходят дети с показом вязаных изделий)

Вот лягушиной работой  я доволен как всегда.

Как положено, царю, я тебя благодарю,

И тебе на День рожденья я платочек  подарю

Действие восьмое

(Иван-царевич и Лягушка)

Иван:

Эй, лягушка, где ты есть, я принёс дурную весть.

Царь решил заданье дать - гардероб свой поменять.

Нужно сшить ему  халат, не за деньги, просто так,

Потому что старый, с дыркой, он отправил на чердак

Лягушка:

Что ты Ванечка не весел, что ты голову повесил

Это горе не беда все успеем без труда.

Чтобы легче было жить, научилася я шить.

И халат  могу сварганить, и платочек подрубить

Позову сейчас девчат,  они мигом прилетят  

Всё сошьют и оверложат, отутюжат и скроят.

 И как только посветлеет,  мы вручим царю наряд

Действие девятое

ыходят сыновья с невестами)

Царь: (Оглядывает их)

Ну, невестки, я пришёл, сшили быстро - хорошо!

(к старшей невестке)

Кто пошил мне этот срам? Это мне не по годам!

Я же даже на базаре эту тряпку не продам.

(к средней невестке)

Весь народ помрёт с тоски как увидит те штаны,

Ведь они похожи сразу на рубашку и трусы!

Что у вас была за цель? Быстро топайте отсель.

Я указом запрещаю вашу швейную артель (убегают) 

(Лягушке)

Ну, лягушка что покажешь, может, что ещё расскажешь? (Иван подаёт упакованный халат) (царь достаёт халат из пакета и надевает)

Мастерству предела нет! Что за запах, что за цвет!

Я скажу, чтоб живописец намазюкал мой портрет.

Лягушка:

 А для славного царя здесь халатов без числа

(выходят дети с показом готовых изделий) 

Царь:

Вот Лягушка принесла мне халатов без числа,

И духами подушила, и в пакетик поклала

Ну, лягушка удружила, мастерством своим затмила. Всем заморским королям  твою визитку я раздам  

Пускай приходят во дворец и  нищете придёт конец

Ведь слышал я, что у тебя имеется своя швея

Ты лягушка удружи и всю правду расскажи.

Лягушка:

Ничего скрывать не смею, многое подвластно ей

И бизнес, и проект любой,  о чём мечтаешь ты Постой! А хочешь, помогу тебе побывать в другой стране?

Царь:

Ну, лягушка ты хватила, может быть ты пошутила?

Лягушка:

Стоит только захотеть и вместе конкурс одолеть. Нелёгкая сия стезя, с пути свернуть никак нельзя.

Терпение, знания  и труд с тобой в попутчики возьмут

Если очень захотеть мы сможем всё преодолеть

И помогают мне всегда учителя волшебные слова.

Ещё я тем всегда горжусь, что волшебству  у ней учусь.

Царь: (Царь звонит в колокольчик, обращаясь к прислуге)

Ты невесток уведи и в хоромах  их запри

Действие десятое

Царь: (сыновьям)

Я собрал вас на совет и озвучу свой завет.

Я хочу без суеты исполнения мечты,

И  давно уже наметил сделать конкурс красоты.

Объявление о дне мы напишем на стене

Вразумею, что Кощей нам откроет свой кошель.

Эту тему поутру с ним, конечно,  перетру.

Девки  пусть себя блюдут: всё сготовят,  всё сошьют.

Пусть помоют чисто тело и волосья подстригут.

(Ивану)

Не забудь сказать жене, чтобы там была при мне,

Ведь твоя Лягушка тоже симпатичная вполне.

Действие одиннадцатое

 (Гость-Кощей, Царь с сыновьями и невестками)

Царь:

Дорогие господа, пригласил я вас не зря,

Сегодня выбрать  мы должны Королеву красоты

А красавица отсель отъезжает в Куршавель.

Друг Кощей сопровождает и деньгою он снабжает.

Спонсора прошу любить и вниманье уделить.

(К старшей невестке)

Ну, боярыня, вперёд, - пусть потешится народ!

Покажи своё уменье и  в народном развлеченье.

(К средней невестке)

Эй, Купчиха, ты не трусь, мы не волки, ты – не гусь.

Ты давай-ка без каприз  ежли хочешь в тур-круиз

(К лягушке)

Где Лягушка, господа? Пусть скорей идёт сюда.

Пусть посмотрят все на диво с  захолустного пруда!

(Раздаётся грохот)

Иван:

Не бойтесь, это моя лягушонка в коробчонке едет

 (На сцену выходит Василиса)

Василиса:

Долго ждали? Вот и я. Аплодируйте, друзья.

Нас сегодня задержала фото сессия моя.

Я сменила имидж свой на престижный, на другой.

Кстати, Ваня, ты за шкурку отвечаешь головой.

Царь:

Что за диво, что за блеск не видал таких чудес

Ты застала нас в врасплох, может здесь, какой подвох? (Задумчивый царь уходит, а за ним и остальные, кроме Кощея)

(Иван, оглядываясь уходит с лягушечьей шкуркой)

Действие двенадцатое

Кощей:(Василисе) 

Конкурсу придать престиж могут Ницца и Париж,

Так что ты со мною завтра на Багамы полетишь.

Я давно сказать хочу: я тебя озолочу.

Нам, богатым олигархам, это дело по плечу.

Вот сейчас перекурю и брильянты подарю.

Василиса:

Ты, Кощей богатый может, только Ваня мне дороже.

Кощей Василисе:

Ты ошибку допускаешь, и на дурака меняешь

Как бы не было беды у королевы красоты (Уходит)

Действие тринадцатое

(Иван сжигает лягушечью шкурку)

(Василиса в поисках своей шкурки)

Василиса:

Где же шкурка господа.  Ваня, Ваня, где она?

(Ване)

Ты зачем её спалил, обо мне ты позабыл?

Человек такого вида называется дебил!  

Эта шкурка не простая и цена ей золотая

Вот теперь ищи меня у заморского царя

Оплатить ему должна, я по счету всё сполна

Если будешь возражать, мне придётся убежать.

Действие четырнадцатое

(Царь, Иван )

Царь:

Ну, зачем же ты балбес ей без спроса в сумку влез?

Почему ты помешал ей соблюсти свой интерес?

Государственный вопрос ты пускаешь под откос.

До семейных отношений ты, наверно, не дорос.

И какого-то рожна пострадает вся страна,

Без хозяйственной Лягушки вся развалится она.

Может правда, ты дебил, и я зря тебя растил?

Ты сходил бы на болото и лягушек наловил.

Иван:

Я уж был там наперёд

Мне сказал лесной народ, что законности в обход,

Там французы на поляне свой построили завод.  

И лягушки из пруда разбежались кто куда.

И теперь их не увидишь даже в самом дне пруда.

Царь:

Я  услышал от людей, что в Париже наш Кощей.

С ним царевна наша тужит, и охрана верно служит

Ты езжай, Иван, в Париж, там за ним и проследишь.

Может быть, без хулиганства  Василису возвратишь.

Действие пятнадцатое

(Иван и Василиса в Париже)

Иван:

Василиса, как дела? Ты, наверно, не ждала.

Побежали потихоньку, пока стража не пришла.

Василиса:

Я же, Ваня, не шучу, я давно домой хочу,

А Кощей серьезно зол и велит вернуть весь долг

Завтра он идет в музей и встречает там друзей

На той выставке с тобой можем дать серьёзный бой

Так что, Ваня, быстро в путь и дорогой не забудь - Против хитрости и зла нужна умная голова. (Провожает Ваню, всплакнув и помахав платочком)

 Действие шестнадцатое

Кощей: (Василисе)

Ты сейчас идёшь со мной будешь мне ужо женой

Да смотри без баловства нето  закрою все счета

Подарков больше не увидишь, если ты меня обидишь

Василиса:

Куда идём мы и зачем, и мне не хочется совсем.

Кощей:

Веду на выставку ребят, увидишь, что они творят

Действие семнадцатое

(На выставке грустная Василиса оживилась)

Василиса:

Ой! Как красиво всё вокруг, моих помощниц дела рук. Сестрички вы мои родные, мастерицы удалые.

Вы и сшили и связали и открытки мне послали.

Скорее хочется домой. Кощеюшка пусти родной.

Иван: (Появляется  из укрытия)

Ты Кощеич не шути и Василису отпусти.

Что хочешь, попроси взамен, возможен бартер аль обмен

Кощей:

Вы думаете такой я злой? И негодяй совсем глухой

Мне тоже хочется тепла,

И нежности и доброты и вами всеми, чтоб на «ты».

Но нужно соблюсти закон, ведь я же всё-таки  дракон.

Со мной сразиться вы должны, чтоб я не чувствовал вины. (Сейчас на стенде 3 иглы, и поломать вы их должны)

Ответите на вопросы мне. А правда ли, что по стране… (задаются вопросы викторины)

Кощей:

Наверно, мне пора к себе подумать думу о вреде плохих поступков и разбоя, что всем уже грозит бедою.

Мне надо имидж поменять и позитивным снова стать

Действие восемнадцатое

(Все герои)

Царь:

Собрал сегодня не случайно вас, хочу озвучить свой наказ

Я долго думал, как же быть, и что в наследство подарить?

Пустая царская казна, в нету злато, серебра.

Что я решил, скажу сейчас - и это будут мой наказ!

Вокруг взгляните, вы друзья!

Полна щедрот моя земля!

Вот в золоте лучей переливается ручей

Цветов весенний перезвон, волнует и тревожит сон.

А зимнею порой кругом сребро лежит горой

Лесов богатства нам не счесть и недр земли не перенесть.

В ней множество добра кругом и это всё

- наш отчий дом.

И если править будете с умом, оберегая жизни дом,

Всё царство станет процветать,

не стыдно  будет внукам передать.

Нашей  сказочке конец! Кто слушал – молодец!



Предварительный просмотр:

Правда ли что….

Крокодилы могут взбираться на дерево?

Правда. Молодые крокодилы хорошо лазают по деревьям и часто отдыхают на ветвях.

Змеи могут совершать прыжки до метра в высоту?

Правда. Гадюка, обитающая в Центральной Америке, способна прыгать в высоту до метра, нападая на свою жертву.

Стрижи могут спать  на лету?

Правда. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете спускаются поближе к земле.

Голубые розы растут только в Китае?

Нет. Голубых роз в природе не существует.

Зелёный картофель настолько ядовит, что может убить ребёнка?

Правда. Зелёный картофель содержит большое количество сильных ядов - соланинов, которые особенно вредны для детей. Эти яды не разрушаются даже при варке и тушении.

На зебрах водятся полосатые блохи?

Нет. Блохи на зебрах не маскируются.

Орхидеи используются для приготовления мороженного?

Отчасти, правда. Ароматические вещества для некоторых видов ванильного мороженного приготавливаются из шелухи семян орхидеи -  «ванилия планифолия», которая также обладает лечебным эффектом.

Бабочки живут всего один день?

Нет. Некоторые из них живут  несколько месяцев, даже перезимовывают или улетают в далёкие тёплые края.

Можно ли найти в желудке страуса монетки, пуговицы или гвозди?

Правда. Для переваривания пищи пернатым, в том числе и страусам, необходимы камешки. В домашних условиях птицы заглатывают все, что находят в округе.

Кваква – это второе название лягушки?

Нет. Это название птицы из отряда аистообразных.

Может ли птица устроить своё гнездо на половинке грецкого ореха?

Правда. Это колибри.

Ленивцы умеют  плавать?

Правда. Большую часть жизни они проводят на ветвях деревьев и совершенно не заботятся о чистоте своего тела. Ленивцы,  попадая в воду,  могут переплыть  довольно большие расстояния.

Может ли птица убить крокодила?

Правда. Небольшая птичка - бразильский ябиру, если перестанет вычищать зубы крокодила от остатков пищи, предотвращая их от загнивания.

Ласточки не умеют ходить по земле?

Отчасти, правда. Ласточки ходят по земле с большим трудом.

Цапля пудрится?

Правда.

Можно ли  обменять   яйцо бескрылой гагарки  на  автомобиль?

Правда.

Любимое лакомство грачей – это ящерицы, жабы и лягушки?

Нет.  

Ворон может досчитать до пяти?

Правда.

Попугай и ворона птицы одного отряда?

Нет.

Чижи обитают в тропических лесах?

Нет.

Птица  шалашник  строит шалаши?

Правда.

 Журавли любят танцевать?

Правда.

Может ли  мышка убить слона?

Правда.



Предварительный просмотр:

Методическая разработка мероприятия в рамках акции «Берегите первоцветы!»

Цель мероприятия: приобщение детей к природоохранным акциям.

Образовательная цель: познакомить детей с первоцветами, занесёнными в Красную Книгу

Развивающая цель: развивать в детях способности природосообразного поведения

Воспитательная цель: воспитывать в детях бережное отношение к первоцветам и любовь к природе.

Методическое обоснование: при выборе методов проведения мероприятия необходимо использовать сочетание словесного и наглядного способов передачи и усвоения информации в виде театрализованного представления, мультимедийной презентации, а также разгадывание кроссвордов. Деятельность воспитанников в процессе участия в мероприятии должна носить скорее репродуктивный характер, так как, дети – зрители и самостоятельность усвоения новых знаний ими сводится к минимуму. При проверке усвоения объёма знаний целесообразнее всего использовать коллективное заполнение кроссворда.

Материальное и дидактическое оснащение: художественно-декоративное оформление сцены, пошив костюмов, изготовление бутафории. Использование художественно-литературных (стихи, проза) и  научных (информация из Красной Книги) материалов, мультимедийной презентации.

 Межпредметные  связи: биология, экология, технология.

Структура мероприятия:

  1.  Постановка сказки для детей 5-9лет  «В стране затерянных цветов»
  2. Ознакомление детей с первоцветами,  сопровождаемое  мультимедийной презентацией
  3. Викторина  «Первоцветы все я знаю, Ваш кроссворд я угадаю»
  4. Подведение итогов по мероприятию

Сценарий праздника «В стране затерянных цветов»

Сценарий сказки и постановка Бергутовой Р.Ф.

        В глубине сцены расположились дети, исполняющие роли цветов (чистяк, хохлатка, мать-и-мачеха, ветреница, медуница).  «Цветы» сидят на полу, накрытые белым покрывалом, напоминающий сугроб. Вокруг деревья и трава. На небе яркое солнце.

Фея: Здравствуйте, ребята! (Вы узнали меня? Я, Фея Цветов!) Вы заметили как красиво вокруг! Солнце ярко светит, трава зеленеет! Повсюду слышен звон ручейков и веселое пение птиц. Всё это предвестники весны. А где же мои помощники цветики-цветочки? Что же случилось? Их нигде не видно, а ведь без цветов мы никогда не сможем встретить весну! Мне придётся отправиться за ними в «Страну затерянных цветов». А вы согласны отправится со мною в сказочное путешествие? Превосходно.

     У меня есть волшебный цветочек, и он не простой, может исполнить наше желание. Для этого я оторву лепесточек и произнесу заклинание, а вы закройте глаза, левой рукой возьмитесь за правое ухо, а правой рукой за левое ухо и повторяйте за мной: В зале выключается  свет,  солнце прячется за дерево.

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Нас в страну цветов перенеси.  Дети хором повторяют каждую фразу.

Звучит торжественная музыка Вивальди «Весна», в зале полумрак, освещена только сцена.

Фея: Травушка-муравушка, зеленая дубравушка

Встань передо мной как лист перед травой!

Появляется девочка-травушка.

Травушка: Ты звала меня, Фея?

Фея: Весна наступила, листочки распустились, а в моем королевстве нет ни одного цветочка!

А без них нам весны не видать.

Травушка: Это горе - не беда. Сейчас я все исправлю.

Вы, цветочки просыпайтесь!

От глубокого сна пробуждайтесь!

Фея  Цветов  пришла,

Стужу, ветер прогнала.

Цветы просыпаются и начинают водить медленный хоровод под  музыку (Чайковский «Вальс цветов»). В конце танца все цветы  грустно и обессилено опускаются на пол.

Фея: Что с ними случилось? Не пойму. Цветы никак не могут проснуться. Может они заболели?

Травушка: Цветочки сестрички вставайте,  просыпайтесь! (старается им помочь пробудиться)

Влетает  вьюга (звучит музыка вьюги), раскидывая по сторонам снег и накрывая цветы сугробом (покрывалом). Фея и Травушка забиваются в угол и дрожат от холода.

Вьюга: У-У-У кто посмел разбудить цветы?! Я так заморожу землю, чтобы все первоцветы вымерзли. Чтобы всегда была зима. А вы ребята (ехидно) снова будете кататься на коньках, санках и лыжах. Играть в снежки и лепить снеговиков.

Травушка: Дорогая Фея! Посмотрите, что она вытворяет? Она загубит все наши цветы.

Фея: Надо позвать Солнышко. Пусть оно растопит снег и холод.

Солнце, милое, родное

Появись передо мною!

Солнце медленно выходит из-за деревьев.  Вьюга  подслушивает разговор Феи и Травушки.

Вьюга: Ничего у вас не получится, ха-ха-ха! (потирает руки) Я нагоню тучи и закрою солнце у-у-у-у

И снова раскидывает снег в зрителей и на цветы.

Травушка: Что же нам делать? Кто нам поможет? Дети, может, вы знаете,  как разбудить солнце?

Фея: Кто солнце будет по утрам?

Зорькой раннею встает

Громким голосом поёт.  Обращение к детям

Ответы детей -  петушок.

Травушка: А чтоб позвать петушка, нам нужны семена.

 Фея: Подсолнух, дорогой дай нам семян я позову петушка, петушок разбудит солнышко, а солнышко растопит злую вьюгу,  и мы спасём  первоцветы.

Подсолнух насыпает Фее семена. Фея рассыпает их по полу. Под музыку появляется Петушок, начинает клевать семена и припевать:

Петушок:

 Ко-ко-ко как хорошо

Я поел и мне чудно

Сколько семечек вокруг

Появилось в поле вдруг

Фея:

Это мы тебя позвали,

С нетерпеньем долго ждали

Помоги ты нам дружочек

Нужен всем твой голосочек

Песню звонко запевай

Солнце яркое встречай

Петушок:

Кукареку, кукареку

Царство, лежа на боку

Кукареку, кукареку

Без тебя невмоготу

Ты вставай дружок скорей

И на нас свой свет пролей

Вьюга  продолжат отчаянно посыпать вокруг снегом, а солнце все не выходит.

Травушка: (с волнением) Что же делать? Даже петушок не может разбудить солнышко.

Фея: Ребята! Помогите первоцветам, давайте все вместе позовем солнышко!

Все вместе повторяют за петушком:

Петушок:

Кукареку, кукареку

Царство, лежа на боку

Кукареку, кукареку

Без тебя невмоготу

Ты вставай дружок скорей

И на нас свой свет пролей

Наконец, солнце встает (включается свет и звучит музыка)

Вьюга: Я таю, я таю-ю, я утекаю-ю-ю-у-у (уходит).

Травушка: Как же красиво стало вокруг! Смотрите, цветы просыпаются!

Звучит музыка («Вальс цветов» Чайковского). Первоцветы скидывают  покрывало и начинают веселый танец вместе с Феей и Травушкой.

Дальнейшее действие происходит на фоне слайдов презентации

1 слайд: Дорогие ребята! С вашей помощью мы сумели спасти первоцветы из «Страны затерянных цветов» и сегодня вы  можете их встретить на лесных проталинках и в парках  нашего города.

Я иду по широкому лугу, высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго, и я слышу цветов голоса.

Они шепчут: не рви нас, не надо! Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца - отрада, украшенье родимой земли.

2 слайд: С появлением первых тёплых весенних лучей солнца, после долгой холодной зимы, первыми на земле появляются подснежники,  одаривая людей неповторимой красотой нежных красивых цветов. Это явление можно назвать одним из чудес света. Кажется почти невозможным, что такие хрупкие нежные цветы могут выдержать холодные ледяные объятия ещё не растаявшего снега. Появление первоцветов на земле можно сравнить с символом победы тепла над холодом, добра над злом, красоты над  убожеством.

Запомните! Все растения, которые расцветают ранней весной, называются первоцветами. Они первыми появляются из-под снега, поэтому их ещё называют подснежниками.

3 слайд: Большое количество стихов и  загадок посвящены  подснежникам. Замечательные стихи написали дети об этих удивительных цветах.

У занесённых снегом кочек под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький подснежник полузамёрзший, чуть живой.

Первым вылез из землицы на проталинке подснежник.

Он мороза не боится, хоть и маленький.

Маленький, нежный, пушистый вырос подснежник молодой,
Хрупок он, как лед весенний. Не срывай его, пожалуйста, постой!

Не рвите цветы, не губите, любуйтесь природой осторожно!
Для детей и внуков сохраните то, что еще сберечь возможно!

Первоцвет весенний  желтенький цветок

Потянулся к солнцу нежный лепесток
Первоцвет весенний – ключик от весны,
Не тебе ли снятся золотые сны?
Будь же осторожен, не сорви его,
Мягкого, душистого друга моего.

Выглянул подснежник в полутьме лесной

Маленький разведчик, посланный весной.

Пусть ещё над лесом властвуют снега

Пусть лежат под снегом сонные луга

Пусть на спящей речке неподвижен лёд

Раз пришёл разведчик и весна придёт

Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (Подснежник)

Ручьями очищается и хвоя и валежник и первым появляется в проталине … (Подснежник)

       А знаешь ли ты? Почему подснежники  совсем не бояться холодов! В марте семь погод на дню: то солнцем греет, то снегом сеет! По ночам случаются заморозки. Тёмные тучи порой заволакивают небо, идёт дождь со снегом, дует пронизывающий ледяной ветер. А подснежнику всё нипочём! Холода он не боится, потому, что в соке, его наполняющем, содержится много сахара, а такие растворы во время небольших морозов не замерзают.

4 слайд: Ребята! А знаете ли Вы, что все первоцветы занесены в Красную книгу и они находятся под защитой нашего государства. Кто сорвет их, должен быть наказан штрафом за нанесение ущерба природе? Поэтому не только Вы, но и ваши братья, сестры и даже ваши мамы, папы, бабушки и дедушки не должны срывать подснежники весной. Мы очень надеемся, что, придя домой, вы расскажите своим друзьям и родным о том, какие первоцветы надо беречь.

       Немало легенд сложено о подснежниках

Лесною пропой шла Зима с подругами-

Стужами и Вьюгами, Метелью и Пургой.

А навстречу ей Весна и румяна и ясна,

В пёстром сарафане с птицами, цветами.

Позавидовала Зима Весне, её юности и красе,

Подула ветрами ледяными, закружила вьюгами злыми.

Испугались стужи цветки и склонили свои стебельки.

Только подснежник, хрупкий и нежный,

Не склонил головы и раскрыл лепестки

Стеблем своим Весну закрывая, солнца луча тепло сохраняя

Смелый цветок снега растопил, а воду ручьями по лесу разлил

Решила Зима проучить смельчака,  морозом ударила наземь она

Поник головой подснежник-герой,

Белой дымкой покрылся цветок, но не сломался его стебелёк.

И если, гуляя весенней порой, в лесу ты увидишь подснежник, постой

Не рви его,  знай, он защитник Весны и помочь мы ему непременно должны!

Вот букет – он брошен вместе с сором, умирают, сжавшись, лепестки.

Это мы срывали без разбора беззащитные тугие стебельки.

Для чего мы рвали их? Не знаю! Быстро вянет нежный первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне - вестников весны там больше нет!

Очень просто погубить живое, ведь подснежники не могут нам сказать

«Наслаждайся нашей красотою. Только очень просим нас не рвать!

5 слайд: А чтобы познакомиться поближе с первоцветами, мы с Вами поиграем в игру «Первоцветы я все знаю, Ваш кроссворд я угадаю!». Вы должны заполнить по горизонтали все ячейки, угадывая названия первоцветов по подсказкам.

6-7 слайд: Угадай название первоцвета. (Медуница)

  • Когда первоцвет  распускается, цветки у него розовые. Пройдет немного времени, и они станут малиновыми, а затем фиолетовыми. А увядшие цветки имеют синий цвет. Так как цветки на одном стебле распускаются в разное время, то и получается маленький разноцветный букетик.  Его ещё называют «цветок-светофор»
  • Медуницу  называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока нектара.  

Цветочек забавный цветет под осиной,

Был красный недавно, теперь уже синий.    

Это прозвище недаром у красивого цветка.

Капля сочного нектара и душиста и сладка!

От простуды излечиться вам поможет медуница.

 В лес пойдёте, не забудьте, медунице  поклониться!

Лес ещё стоит раздетым, даль прозрачна, как стекло,

Сколько солнечного света! Как просторно и светло!

Гнёзда вьют лесные птицы, заливаются, звенят.

Искры синей медуницы,  под деревьями горят.                          

8-9 слайд: Угадай название первоцвета. (Ветреница)

  • Этот цветок растёт повсюду, даже в хвойных лесах. Поднятые на тонких цветоножках ветреницы видны издалека. Хрупкое, нежное растение дрожит от любого дуновения ветерка, цветы её имеют разный окрас. Похожи то на пушистые белые снежинки, то на маленькое солнышко, зажигающее всё кругом ярким жёлтым окрасом.
  • А знаешь ли ты? Из сока ветреницы жители Камчатки делают яд для стрел при охоте на моржа
  • Такое растение цветет только в сезон сильных весенних ветров.
  • В ее названье говорится, что ветрена сия девица.

10-11слайд: Угадай название первоцвета. (Сон-трава) Прострел

В начале цветения у сон-травы нет листьев. По мере роста стебель вытягивается, и появляются листья. Всё растение покрыто серебристыми  волосками, а крупный лиловый колокольчик светится изнутри жёлтыми тычинками.

Растение так называется потому, что когда смотришь на поникшие цветки, кажется, что они спят. Существует поверье, что цветок имеет усыпляющее действие.

  • Видел я однажды по весне в лесу, как медведь выдрал из земли какое-то растение и начал его лизать. Лизал, лизал, да так и уснул. Что это было за растение? Почему его так называют? (Медведь выкопал корень сон-травы, который обладает снотворным действием, поэтому он и заснул).

Дальний лес стоит стеной, а в лесу, в глуши лесной,
На суку сидит сова,  там растет и сон-трава.
Как шепнет свои слова, сразу никнет голова.

На заснеженных полянах расцвели цветочки-

Меховые сарафаны, желтые глазочки (Прострел)

12-13слайд: Угадай название первоцвета. (Хохлатка)

  • Это растение миниатюрное, хрупкое и очень изящное с нежными мягкими кружевными листочками. Цветок имеет приятный душистый запах, так как полон нектаром. Фиолетовые цветочки,   в форме небольших хохолков, притягивают внимание многих насекомых.

На лесной проталинке вырос стебелёк. На конце,  как маятник, вьётся хохолок.

Цвета фиолета у него цветы. Как зовут подснежник? Ты скорей скажи.

Лиловые хохлатки весною расцвели, и за нектаром сладким к цветам летят шмели.

В кувшинчики разные налит душистый сок, а листья кружевные колышет ветерок.

И лес сегодня новый покрыт ковром цветным: то синим, то лиловым, то нежно-голубым.

14-15 слайд: Угадай название первоцвета. (Мать - и  - мачеха)

А знаешь ли ты? Какой цветок самый первый  зацветает по весне? Какое травянистое растение без листьев цветет, а стебелёк имеет чешуйки?  А когда первоцвет отцветёт, появляются большие зеленые листья. С виду самые обычные, а потрогаешь – вот так диво! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, как мамины руки, а другая – гладкая и холодная, как у злой мачехи.

 «Весну цветов открывает сверхранний первенец - Мать и мачеха. Этот золотой подснежник растёт на солнечных глинистых оврагах и распускается  раньше всех  до первых пчёл, до ледохода» так написал о мать -и - мачехе фенолог и писатель Дмитрий  Зуев.

На проталинке - первый цветок, Мать – и - мачеха звать ноготок.

Как же он беззащитен и мал: резкий ветер его потрепал,

Пригибал стебелёк к земле, леденил в предрассветной мгле,

Но отважный цветок устоял, и весны первый цвет передал.

Опущусь перед ним на колени я, прикоснусь к лепесткам рукой.

Сколько мудрости и терпения в этой капельке золотой!

У реки на лугу босиком по снегу

Первые цветочки желтые глазочки                                  

16-17 слайд: Угадай название первоцвета. (Чистяк)Заячий салат

Блестящие, как бы покрытые лаком лепестки,  сияют на солнце золотыми блёстками. Чистые, гладкие листочки цветка говорят сами за себя. Кажется,  цветочек только, что умылся росой. Он всегда выглядит чистым, поэтому его так и прозвали – чистяк.

Из-под снега вырос жёлтенький цветок

Ростом  небольшого, словно с ноготок.

Снегом он умылся, распушил  листву,

Лепестки направил к солнцу самому

Заблестел цветочек, чистый как капель

 Предвещая миру, что пришёл апрель.

В тенистых лесах. На лугах заливных

Его мы встречаем в разгаре весны.

Когда зацветает, блестящий на вид,

Но будь осторожен: цветок ядовит!

18-19 слайд: Угадай название первоцвета. (Ландыш)

«В ландыше вся лесная поэзия мая» так сказал об этих цветах финолог и писатель Дмитрий Зуев

Ветерок весёлый, смелый в лес весенний залетел.

Встрепенулся ландыш белый и тихонько зазвенел.

Колокольчик из фарфора зазвенел «Динь-дон, динь-дон!»

И разлился в чащах бора мелодичный перезвон.

Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

Мне кажется, его задень, он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг и птицы и цветы.

Давай послушаем, а вдруг услышим я и ты?

Даже ночью муравьишка не пропустит свой домишко:

Пусть дорожку до зари  освещают фонари.                          

На больших столбах подряд лампы белые висят.

   

Появились бубенчики-белые горошки.

Распустились колокольчики на зеленой ножке.

Чернеет лес, теплом разбуженный, весенней сыростью объят,
А уж на кончиках жемчужины от ветра каждого дрожат.
Бутонов круглые бубенчики еще закрыты и плотны,
Но солнце раскрывает венчики у колокольчиков весны.
Природой бережно спелёнутый, завернутый в зеленый лист,
Растет цветок в глуши нетронутой, прохладен, хрупок и душист.
Томится лес весною раннею, и всю счастливую тоску,
И все свое благоухание он отдал горькому цветку.                                
С.Я. Маршак

Ведущий: Ребята, давайте ещё раз все вместе назовём цветы – первоцветы,  которые всегда надо беречь. Медуница. Ветреница. Сон-трава. Хохлатка. Мать-и-мачеха. Чистяк. Ландыш.

(Молодцы) Первые весенние цветы несут не только радость в наши сердца, но и  являются неотъемлемой частью нашей природы. Без подснежников к нам не приходит весна. Знайте - это!



Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия «Лесная гостиная»

в рамках операции «ЕЛЬ»

для воспитанников 4-7 классов

(сценарий мероприятия Бергутовой Р.Ф.)

Цели:

  • расширение эколого-просветительской работы среди школьников

Задачи:

  • повысить уровень знаний учащихся об экологии хвойных растений;
  • привлечь внимание воспитанников к проблеме охраны хвойных растений в предновогоднее время;
  • повысить уровень теоретических знаний учащихся об экологии хвойных растений;
  • приобщить школьников к организации практической деятельности в области охраны хвойных растений;
  • раскрыть в воспитанниках творческий потенциал и художественную смекалку.

     

Оформление: актовый зал - выставка поделок и сувениров воспитанников ДЭБЦ, как альтернативный вариант украшения интерьера квартиры к новому году на тему: «Волшебное превращение». Шары. Стенд на 2 этаже - оформление конкурсных работ воспитанников (рисунки, фотографии, стихи, картинки) «В лесу родилась ёлочка». Мультимедиа. Музыкальное сопровождение.

  1. Вводная часть.

Немного из истории возникновения традиции, связанной с украшением новогодних ёлок. 

     В новогоднюю ночь людей объединяет неизменный символ — новогодняя елка, украшенная и сверкающими огнями и блёстками. Древние языческие народы в праздники часто украшали свои жилища зелёными ветками. В гороскопе друидов (кельтских жрецов, поклонявшихся лесу, деревьям) характер и судьба человека были связаны с «его» деревом (у каждого человека, в зависимости от даты рождения). Наши предки-славяне верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых зависит урожай хлеба, фруктов и овощей. Могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, поэтому их нужно было умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди всех деревьев. Она была священным центром, «мировым древом», символизирующим саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака. На самой большой елке в лесу ежегодно, в конце декабря (когда начинался «солнечный» год) люди «развешивали разные подарки» для духов, чтобы сделать их добрее и получить богатый урожай. Приносилась искупительная жертва, как бы воспроизводящая первую жертву сотворения мира. Древние европейцы подвешивали к зеленым ветвям ели яблоки — символ плодородия, яйца — символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия, орехи — символ непостижимости божественного промысла. Считалось, что наряженные таким образом ветки ели отводили злых духов и нечистую силу. Наряжали елку и игрушками. А поведали миру обо всем этом то ли волхвы, то ли древние германские пастухи. Затем этот веселый и уютный обычай проник в особняки и замки, где росли принцессы. Вырастая, они выходили замуж за иноземных принцев и приносили немецкий зимний обычай в другие страны Европы. Именно юная немецкая принцесса, выданная замуж за наследника британского престола, нарядила в конце XVII века первую елку в Англии. Другая принцесса из Германии научила этому французов. Кстати некоторые ученые считают, что первая елка была украшена в XVI веке в г. Эльзасе (принадлежавшем ранее Германии, а сейчас это часть Франции).

      Хотя существует и другая версия. Рассказывают, будто бы первым принёс ёлку в свой дом сам Мартин Лютер, основатель направления в христианстве, которое называется лютеранством. Однажды, в 1513 году, в ночь, накануне Рождества, Лютер шел домой и, взглянув на высокое небо, на сияющие звёзды, он услышал едва различимый их серебряный перезвон, и ему показалось, что и ели, стоящие вокруг, тоже осыпаны яркими сверкающими звёздами. Тогда-то он и принёс домой маленькую ёлочку, украсил её свечами и сверкающими звёздочками. С тех пор рождественские и новогодние ёлки поселились в домах и стали радовать детей и взрослых. Сначала их украшали небогато: использовали только орехи и яблоки. Но постепенно украшения становились всё более яркими. К середине прошлого века ёлка завоевала всю Европу и переселилась на американский континент.

      В России судьба елочки сложилась непросто. Как и любое западное новшество, оно развивалось с трудом. При Петре Первом елки в домах не ставили, а украшали жилище веточками, хвойными лапами. По существующему благородному и красивому обычаю ко дню новогоднего праздника выращивали в кадках цветущие вишни — и «свечи мира» горели рядом с цветами на маленьком деревце. Так, с незапамятных времен во многих домах на Новый год покрытая бело-розовыми и нежными лепестками благоухала, подобно нарядной невесте, славянская новогодняя вишня, а не колючая ель. Настоящие новогодние елки, а не веточки ели и сосны, пришли к нам лишь в 30-х годах XIX века. Да и то, наряженные елки стояли в домах петербургских немцев. А публично в столице ёлки ставились только с 1852 года. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов. В XX веке елки были неотделимы от зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству и религии, новогоднее дерево было запрещено на целых 17 лет (до 1935 года). И только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем, и новогоднее дерево вновь вернулось в наши дома.

  1. Важность и значимость хвойных растений в экосистеме земного шара.

1 слайд Ознакомительная презентация для участников мероприятия о хвойных деревьях.

2 слайд (Тайга) Тайга – это огромный, дикий и трудно проходимый лес, в котором растут в основном хвойные деревья.  Слово тайга означает «дремучий лес». Тайга располагается в северной части лесной зоны России и занимает 80% всей её площади. Тайга – самая древняя и самая снежная часть природы России. Её ширина в европейской части достигает 800 км, а в Западной и Восточной Сибири – 2150 км.

3 слайд (Хвойные деревья)  Хвойными называют деревья, у которых вместо листьев – хвоя. Хвоинки – это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки и зимой обеспечивают дерево необходимым количеством  пищи.  Эти листья  живут несколько лет.  Затем они буреют и опадают. Но не все сразу, так что на дереве всегда сохраняется  листва. Отсюда название -  «вечнозелёные».

4 слайд (Ель)   Ель – высокое вечнозелёное дерево (высотой до30 м.) с красивой кроной. Живёт в среднем до 250 – 300 лет (иногда до 600). Еловые леса очень плотные, густые, тёмные.  Ель растёт во влажных местах, а её корни расположены неглубоко в земле, поэтому её можно встретить далеко на севере, даже в тех районах, где расположена многолетняя мерзлота. Ель – морозостойкое растение. Ель является одним из главных символов Нового года и Рождества.

5 слайд (Ель обыкновенная)   Вечнозеленая ель — самое древнее дерево в русском лесу. Достигает 30 м.  Ель  морозостойкая, теневынослива.

6 слайд (Еловые хвоинки)   Еловые хвоинки   четырёхгранные,  расположены  по спирали, сидят по одной на листовых подушечках. Длина хвоинок  до  2 см. Продолжительность жизни каждой хвоинки — шесть и более лет.

7слайд (Шишки и семена ели)

8 слайд (Сосна) Сосна – вечнозелёное, светолюбивое, крупное, богатое смолой дерево. Сосна очень распространена по всему северу европейской России и большей части Сибири. Чисто сосновые леса называются бором и обычно растут на песчаных почвах и скалах.  Сосна отличается шелушащейся корой и мощной корневой системой. Это дерево высотой от 35 до 75 м. Ствол прямой, крона высоко поднята. Живёт в среднем до 350 лет. Многие виды сосны не боятся ни снега, ни мороза, ни засухи, ни ветров. Сосна дальше всех хвойных деревьев «заходит» на юг, её можно встретить

даже на Кавказе.

9 слайд (Сосновые хвоинки) Сосновые хвоинки трехгранные или уплощенные, располагаются на укороченных побегах по две, длинные и узкие,  жёсткие, гладкие, колючие  (длиной до 8 см ), остаются на побегах обычно  от 3 до  6 лет.

10 слайд (Цветение сосны) Сосна «зацветает»  в конце мая — начале июня красивыми пушистыми ароматными цветами. Продолговатые формы, вытянутые кверху придают сосновым цветам экзотический вид.

11 слайд (Шишки и семена сосны)

12 слайд (Лиственница) Лиственница - наиболее распространённая порода деревьев в Восточной Сибири. Высота – до 35 метров. Живёт 400 – 500 лет. У лиственницы, так же как у ели, корни проникают неглубоко в землю, поэтому она может расти в местах, где почва оттаивает ото льда всего на 1 метр. Весной  лес, состоящий из лиственницы, имеет ярко – зелёный цвет, а осенью приобретает золотисто – жёлтую окраску. В таком лесу светло, поэтому там растёт много кустарников и трав.

13 слайд (Лиственница в разное время года) Лиственница в благоприятных условиях вырастает до 50 метров. Это очень холодостойкое дерево. Сбросивна зиму мягкую, нежную, светло – зелёную хвою, лиственница может перенести мороз в  60 градусов.  Осенью лиственница  желтеет как лиственные деревья, а на зиму её хвоя осыпается.

14 слайд (Хвоинки лиственницы) Хвоинки лиственницы мягкие, нежные, сплюснутые, ярко-зелёного цвета. Они растут пучками по 20-30 штук вместе. Длина хвоинок достигает  40 мм.

15 слайд (Шишки и семена лиственницы)

16 слайд (Кедр)  Кедр похож на сосну, но хвоя и шишки у него  более крупные, а ствол темнее. Кедр имеет раскидистую крону и стройный ствол с тёмно – серой растрескивающейся корой.  Живёт кедр в среднем 350 – 400 лет. Высота – до 60 метров. Кедр – единственное дерево  сибирской тайги, у которого плоды – орехи. Его вкусные  и питательные семена – орешки – служат основным кормом для многих лесных зверей  и ценным продуктом питания для человека. 

17 слайд (Пихта) Пихта напоминает ель, только шишки у неё, в отличие от других хвойных, растут вверх.

Хвоя у пихты неколючая и плоская. Под густыми ветвями пихты сыро и мрачно, мало кустарников, цветов и трав. Пихта достигает высоты 30 метров. Живёт пихта 100 – 150 лет.

18 слайд Кроссворд  «Хвойные деревья»

3. Экологическая катастрофа по вырубке молодых ёлочек. Неумолимое приближение новогодних праздников неизбежно приведет к толпам желающих поставить в доме или во дворе красивые, празднично пахнущие хвоей зеленые красавицы - ель и сосну.

     К Новому году в стране открывается около 650 елочных базаров, а это десятки тысяч срубленных елей. Окультуривание общества в последние годы дошло уже до такого прогресса, что елки на базарах стали продавать в специальных сетчатых упаковках - чтоб нести удобней было. И ценовая политика весьма демократична: кому елочку попроще - тем на базарчик, кому пошикарней, можно и из Канады из специализированных центров. А некоторые российские граждане до сих пор считают, что все вокруг народное, все вокруг мое и совершенно беззастенчиво пытаются вырубать ели в лесах, как просто для себя, так и на продажу. Как только распространение елок встало на экономические рельсы, вырубка хвойных лесов приобрела поистине промышленные масштабы. Ради сезонной наживы за топор и пилу хватаются все, кому не лень. Ежегодно для продажи по всей стране отдельно взятыми хозяйствами вырубается порядка 10 тысяч елок, из которых реализуется до Нового Года максимум одна пятая часть. Остальное - сжигается. Стоит только представить, как горят 8 тысяч елок: катастрофа, сопоставимая с лесными пожарами.

     Полная уверенность человека в том, что он может распоряжаться окружающей его живой средой по своему усмотрению - вот глобальный порок, который и привел человечество к экологическому кризису. Ко всему прочему вырубка елей, в том числе санитарная и санкционированная, ведет к изменению малых экосистем и гибели обитающих в них живых существ.

4. Всероссийская акция «ЕЛЬ» по спасению ёлочек. Для защиты маленьких насаждений Министерством экологии была организована Всероссийская акция «ЕЛЬ», в которой каждый ребёнок может принять посильное участие.

5. Детский эколого-биологический центр на страже ёлочек нашего города. 

Анкета:

1. Украшаете ли Вы ёлку к Новому году?    «Да»         «Нет»

2. Какую ёлку дома вы ставите?       «Живую»              «Искусственную»

3. Как вы считаете, что выгоднее?  «Купить 1 раз искусственную ёлку»   «Ежегодно покупать живые ёлки»

4. Чем можно заменить живую ёлку?  «Еловые ветки (лапник)»  «Новогодние композиции»   «Новогодние поделки, сделанные своими руками»   «Допишите свой вариант…»

Анализ результатов анкетирования

    50- участников мероприятия

    47- приняли участие в анкетировании

    43- ставят искусственные ёлки, и не будут покупать живые ёлочки

    7- ставят живые ёлки: из них  4-хотят купить искусственную, а 3- будут покупать всегда живые ёлки.

6.Завершающая часть.

  1. Подведение итогов по конкурсам и награждение победителей

Итоги конкурса стихотворений «Лесная красавица»

Фамилия, имя победителя

Место

Класс, школа

ФИО руководителя

1

Деревянко Мария

Первое

29 школа     3 в

Крылова Е.В.

2

Канзафаров Тимур

второе

27 школа     3 б

Ахметова В.Н.

3

Мачкалян Александра

второе

27 школа      3 б

Ахметова В.Н.

4

Никитин Данила

третье

29 школа     3 в

Крылова Е.В.

5

Шишлов Иван

третье

29 школа     3 в

Крылова Е.В.

Итоги фотоконкурса «Ель-царица лесов»

Фамилия, имя победителя

Место

Класс, школа

ФИО руководителя

1

Назипова Аделя

первое

7 школа      8а

Назипова Н.Н.

2

Никитин Данила

второе

29 школа   3 в

Крылова Е.В.

3

Сабирзянова Диана

второе

29 школа    3 в

Крылова Е.В.

4

Миронова Ангелина

третье

29 школа     3 в

Крылова Е.В.

Итоги рисунков-плакатов «Берегите елочку, друзья!»

Фамилия, имя победителя

Место

Класс, школа

ФИО руководителя

1

Якшибаева Диана

первое

21 школа    4 б

Зиннурова Р.Я.

2

Гришина Полина

второе

7 школа     2 в

Назипова Н.Н.

3

Глушков Виталий

второе

21 школа    4 в

Бирдина А.Ф.

4

Еремина Дарья

третье  

Крас. Кл.  3 кл.

Марданова Л.В.

5

Степанов Егор

третье

21 школа 1 в

Зиннурова Р.Я.

  1. Завершение и подведение итогов по операции «ЕЛЬ»

Общий охват воспитанников, принявших активное участие Во Всероссийской акции «ЕЛЬ», составил:

Школа

Класс

Количество

1

5,21,27,29

3-4

17

2

21,27,29

1-4

30

ИТОГО:

47

PS: Если вы столкнётесь с незаконной вырубкой хвойных деревьев к Новогодним торжествам, просьба сообщить по телефону экологической милиции города Нижнекамска: 45-66-76

или в Закамское территориальное управление Министерства экологии  и природных ресурсов Республики Татарстан:    45-66-56

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяе...

Мини-библиотека – эффективный способ организации самостоятельной внеклассной работы учащихся.

В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной внеклассной работы учащихся через создание классной мини-библиотеки....

доклад «Пропаганда и использование в организации массовой работы школьной библиотеки перечня литературы «100 книг»

доклад «Пропаганда и использование в организации массовой работы школьной библиотеки перечня литературы «100 книг»...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Внеклассная работа по физике " ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"

quot; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ФИЗИКЕ"...

ОРГАНИЗАЦИЯ МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе....

"Массовые формы внеклассной работы по истории"

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственна красочность, торжественность, яркость, большое эмоцио...