Организация внеклассной работы по предмету. (Из опыта работы учителей МО гуманитарных наук)
статья на тему

Ложникова Елена Филимоновна

В статье представлено обобщение опыта работы методического объединения учителей гуманитарных наук МОУ "Седановская СОШ" (п. Седаново Усть-Илимский район Иркутская область). Внеклассная работа позволяет активизировать мыслительную,  познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся,  расширяет их  кругозор и имеет огромное воспитательное значение. Подробно проанализированы следующие виды внеклассной работы с учащимися: литературные часы, историческое лото, очные и заочные викторины, классные часы, научно-исследовательская деятельность, творческие работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnaya_rabota_mo.doc26 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДМЕТУ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МО ГУМАНИТАРНЫХ НАУК)

Ложникова Елена Филимоновна,

учитель русского языка и литературы,

руководитель МО гуманитарных наук

МОУ «Седановская СОШ»

Внеклассная работа каждого учителя по своему предмету является необходимой учебно-воспитательной работой в школе. Такая работа позволяет активизировать мыслительную,  познавательную и исследовательскую деятельность учащихся. Она способствует углублению знаний учащихся,  расширяет их  кругозор и имеет огромное воспитательное значение. Разрешите представить опыт работы в данном направлении  методического объединения  гуманитарных наук МОУ «Седановская СОШ» за последние два учебных года.

       Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки учебных программ и проводимые школой во внеучебное время для удовлетворения и развития интересов и способностей учащихся. Для начала выделим цели внеклассной работы:

  1. Способствовать повышению интереса к изучению предмета
  2. Развивать творческие способности учащихся
  3. Расширять кругозор учащихся, углублять знания, умения и навыки по предмету
  4. Прививать интерес к исследовательской работе
  5. Способствовать развитию эрудиции, установлению межпредметных связей

Познакомимся с мероприятиями, проводимыми нами во время предметных недель.

1. Иллюстрация к любимому художественному  произведению. Данный вид работы, в первую очередь, развивает творческие способности учащихся. При выполнении таких работ нужно не просто уметь рисовать, но и хорошо знать художественный текст. Поэтому при оценивании таких работ учитывается не только качество выполнения с точки зрения изобразительного искусства, но и соответствие иллюстрации тексту художественного произведения (цветовая гамма, детали).

2. Конкурс художественной фотографии - это новый вид внеклассной работы. При выполнении данного вида работы учащиеся должны подобрать к любой фотографии из личного фотоальбома стихотворение, соответствующее содержанию фото. Иными словами, проиллюстрировать стихотворение какого-либо автора собственной фотографией. Работы учащихся превзошли все наши ожидания.  Ученики не только подбирали известные стихотворения к фотографиям, но и создавали свои собственные поэтические творения, коллажи, использовали при оформлении художественные рамки, дополняющие замысел творческой работы.

При выполнении данных работ учащиеся развивали свои творческие способности, воплощали своё видение мира, развивали чувство прекрасного, знакомились с новыми именами поэтов, пробовали свои силы в стихосложении. Кроме этого, ученики использовали знания по литературе, информатике, истории, а значит, устанавливали межпредметные связи.

3. Перейдем к следующему виду внеклассной работы - литературные часы. В рамках предметных недель  мы провели литературные часы, посвящённые памяти С. Есенина и А. Вампилова. Какие виды деятельности учащихся предполагают литературные часы? В первую очередь, это чтение стихотворений, которое способствует развитию памяти, актёрских способностей, ораторского искусства. Чтецы не просто читают стихотворение, но и передают своё восприятие и понимание творчества поэта и писателя. Прекрасным дополнением литературных часов являются песни. Кроме этого, ребята с удовольствием принимают участие в инсценировках. В целом, подобные виды работ на литературных часах способствуют гармоничному развитию личности.

4. Историческое лото – интересная форма внеклассной работы, которая нравится ребятам.  Это повторение материала в нестандартной форме, когда учащиеся совершают своеобразное путешествие во времени и пространстве. Во время проведения исторического лото акцентируется внимание на значимые исторические события. Данная форма работы способствует развитию интереса к изучению предмета, развивает эрудицию, так как ответы на вопросы предполагают знания учащихся по истории, литературе, музыке.

5. Ребята любят участвовать в различных викторинах, где можно соревноваться, активно обсуждать вопросы и задания, работать в группах. Это способствует тому, что школьники учатся слушать друг друга, искать правильный ответ в ходе диалога, формулировать свои мысли и нести ответственность перед товарищами. Викторины могут быть не только очными, но и заочными. Здесь на первый план выходит личное первенство.

6. Распространённой формой организации внеклассной работы по предмету являются классные часы. В рамках предметной недели члены нашего объединения практикуют совместные часы между учащимися разных классов (5,6,10  и  7,8,10 кл). Совместные мероприятия способствуют воспитанию культуры межличностных отношений, развитию дружбы между классами. На классном часе-презентации «Овеянные славою флаг наш и герб» учащиеся познакомились с символикой государства и законах о символах государства. Главной целью подобных мероприятий является воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну. Немаловажную роль играют и межпредметные связи с литературой (чтение стихотворений), музыкой (исполнение гимна РФ). На классном часе «Толерантность – дорога к миру» ребята познакомились с необходимым в современном мире понятием. Подобное мероприятие способствует воспитанию терпимости к другим национальностям, религии, иной культуре, а также терпимости в межличностных отношениях.

Мы рассмотрели возможности организации внеклассной работы в рамках предметной недели. Однако вопрос, как повысить мотивацию познавательной деятельности, как вызвать интерес к своему предмету, как расширить образовательное пространство своих учеников, для учителя остаётся актуальным в течение всего учебного года. Развивать творческие способности учеников помогает участие в научно-исследовательской деятельности, которая дает возможность приобретать знания, личностно значимые для конкретного ученика. Научно-исследовательская деятельность позволяет учителю приобщить учащихся к интеллектуальным ценностям, раскрыть возможности и способности учеников как исследователей, способствовать их самоопределению. Учителя нашего методического объединения каждый год занимаются с учениками научно-исследовательской деятельностью и принимают участие в конференциях различного уровня: школьного, районного, областного, всероссийского.

Ещё одна форма внеклассной работы учащихся – это заочные литературные викторины. Ребята самостоятельно ведут поиск нужной информации, нередко используя знания на стыке наук, расширяют кругозор, углубляют знания по предмету. Подобная работа способствует повышению интереса к изучению литературы и развитию читательской компетентности, что сейчас играет немаловажную роль.

Виды внеклассной работы чрезвычайно разнообразны. Считаю, что  внеклассная работа должна являться важнейшей составной частью профессиональной деятельности каждого учителя.

Список используемых Интернет-ресурсов

  1. http://www.pskovedu.ru/?project_id=1788&pagenum=2736
  2. http://pedsovet.su/load/46-1-0-3120
  3. http://timofeevaod.narod.ru/p6aa1.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации опытнической работы по выгонке (из опыта работы)

В данном методическом пособии  даны  рекомендации по проведению практических мероприятий по выгонке таких луковичных как гиппеаструм, пролеска, мускари, даурские лилии и нарциссы. Такж...

статья "Контроль знаний как способ поддержания интереса к изучаемому предмету" из опыта работы учителя английского языка

В данной статье приводятся примеры разнообразных нестандартных форм контроля знаний учащихся на уроках  английского языка, способствующих развитию интереса к изучаемому предмету. Только устойчивы...

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Статья по теме «Внеклассная работа по математике. Из опыта работы учителя высшей категории ГБОУ Гимназии №63 Калининского района Санкт-Петербурга».

В статье представлена информация о работе методического объединения  математиков гимназии, о системе подготовки и проведения декады математики....

«Создание мультфильмов в ДОУ. Организация взаимодействия с родителями воспитанников» Из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ №15 «Жар-птица» Саврасовой М. Н.

Данная статья родилась после реализации проекта по созданию мультфильмов с воспитанниками логопедической группы в ДОУ. Она представляет ценный материал для коллег....

Формирование у обучающихся навыков самостоятельной работы на уроке (из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Самостоятельный поиск информации является одним из ключевых навыков, необходимых для жизни в нашем обществе. Информация постоянно обновляется, поэтому, чтобы быть компетентным и востребованным, челове...

статья "Контроль знаний как способ поддержания интереса к изучаемому предмету" из опыта работы учителя немецкого языка

В данной статье приводятся примеры разнообразных нестандартных форм контроля знаний учащихся на уроках немецкого языка, способствующих развитию интереса к изучаемому предмету. Только устойчивый интер...