Цикл внешкольных бесед "Проблемные задачи"
классный час (9, 10, 11 класс) на тему

Бергутова Разиля Фаритовна

     Организация социально значимых внешкольных бесед сегодня начинает преобретать определённую актуальность. Возможно это связано с общительностью и открытостью современной молодёжи. Целесообразно направить эту "потребность" в правильное русло, с точки зрения психолого-педагогического вопитания детей. Для старшеклассников был организован цикл внешкольных бесед, на которых учащиеся отвечали на непростые проблемные задачи:

1.Проблемная задача-ситуация по ключевому слову «Патриотизм»

2.Проблемная социально-педагогическая задача на основе уровневого подхода (сложный уровень)

3.Проблемные аспекты здоровья школьников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемная задача-ситуация по ключевому слову «Патриотизм»

из цикла внешкольные беседы

        Опытная учительница беседует с группой студентов практикантов. Речь идет о том, что труднее всего в педагогическом деле, в работе со школьниками.

— Знаете, самое трудное — то, что кажется само собой разумеющимся...

— Например?

— Умение слушать и слышать детей, умение увидеть и удивляться чему-то новому в ребенке, умение удержаться от поучений...

А в воспитании?

— Пожалуй, едва ли не самое трудное — пробудить и поддержать желание и умение ребенка быть патриотом.

Видите ли, патриотизм по-своему интимен: несовместим с громкими словами и биением себя в грудь. Это — внутреннее чувство-побудитель. Он не терпит лжи, лицемерия, двойного стандарта, как и разлагающего личность равнодушия. Он практичен в том смысле, что реализуется в делах. Детьми — тоже, но в школьных, детских делах. Патриотизм ребенка — штука более тонкая, чем патриотизм взрослого, тоже, впрочем, непростой.

        Патриот, по точному определению великолепного В.И. Даля, не только «любитель отечества», но и «ревнитель о благе его». Каждый, если любит, то по-своему — другого ли человека, себя, технику или поэзию. В то же время патриотизм содержателен, предметен: любят родную природу и (или) свой народ, историю родных мест, страны и (или) ее культуру, в моменты всеобщего ликования и в периоды невзгод и страданий. Истинный патриотизм нерасчетлив, лишен цинизма, бескорыстен, оптимистичен! И здесь — еще одно основание важности растить детей патриотами. Вы согласны, что надо растить, выращивать? Да или нет — почему? Если да - то как?

Помните песню из давнего фильма, в котором авторы, задумавшись над тем, «с чего начинается Родина?», предложили миллионам решать сей вопрос? Правда, с чего? И главное, как и чем продолжается? Вы сами размышляли над этими проблемами? К чему пришли?

       Вернемся к детям нашим. Им, конечно, нужна соответствующая их возрасту информация о Родине, о ее героях, об истории и будущем данного региона, села, города, пробуждающая гордость или боль (она тоже от любви!) за него. Особенно дороги сведения, добытые самими ребятами — в краеведческих походах, в экологических акциях, в беседах со старожилами, ветеранами. Но и это далеко не все. Ничто не может заменить иных сторон собственного патриотического опыта. Прежде всего — овладение знаниями, необходимыми и самому школьнику, и тем сферам жизнедеятельности, в которые он — вместе с другими — со временем войдет, созидая свою общую Отчизну. Уже сегодня, подростком, посадил дерево, помог не только украсить к празднику свою улицу, но и сохранить ее чистой и нарядной, участвует в движении «ДОМ» («Детский орден милосердия») — отлично! Так ребенок постепенно растет «ревнителем блага Отечества». Он надежно защитит его и в экстремальных ситуациях, научится видеть недостатки и трудности, но не смаковать их злорадно, а переживать, искать и использовать собственные возможности преодоления социальных болезней — по зову своего патриотического сердца.

Нужны ли эти высокие слова детям, подросткам? Не оттолкнет ли ребят высокопарность? Как, вы полагаете, можно предупредить иронию или отрицание? Посильно ли это семье, педагогам? А лично вам? Какого человека и почему вы считаете патриотом? Себя — тоже? Как относитесь к другим народам? Как понимаете взаимодействие наших культур — искусств, языка, традиций? Можно ли (да и нужно ли) специально вырабатывать в детях патриотизм и интернационализм, Или эти качества сами возникают в процессе естественной социализации? Если да, то как вырабатывать и как возникают?Вы будуте воспитывать своих детей патриотами-интернационалистами? Какие ждёте результаты? В чём они будут проявляться?

Ответ: (Автор Бергутова Р.Ф.) Патриотизм является, пожалуй, одним из самых сложных и актуальных вопросов современности. Все мы видим, что внешняя политика многих зарубежных стран имеет «воинственный» характер. Самым распространённым для большинства людей под патриотизмом является понятие быть защитником своей страны. За последние годы (без учёта 90-х годов) делается достаточно много, чтобы возродить в подрастающем поколении высокий статус «защитника родины». Возвращаясь к истокам нашей истории, мы можем вспомнить огромное количество достоверных фактов героических поступков наших соотечественников, проявленных, как в мирное время, так в сложные военные годы.

         Можно предположить, что на любую общность людей, большой опечаток накладывает исторически складывающийся многовековой опыт национальных традиций, формирующий те или иные поведенческие качества. Скажем, для русского офицера с высокими моральными устоями было главным не опорочить «слово чести». Из поколения в поколение передавались понятия дружбы, товарищества людей времён «строительства социалистического общества». Пионерия и комсомолия воспитывалась на тимуровском, стахановском движениях. Коммунистическая мораль, трудолюбие, честность стали главными чертами характера для многих людей того времени. Практически каждый себя считал патриотом своей страны. Молодёжь воспитывалась на примерах жизни Павла Корчагина, Зои Космодемьянской, пионерах-героях времён Великой Отечественной Войны. Знакомясь с подвигами людей, проявивших себя истинными патриотами своей страны, всегда сложно ответить на вопрос, почему эти люди, независимо от их вероисповедания, национальности, возраста, совершали героические поступки ради спасения других, порой незнакомых, людей? Почему совсем молодые и юные дети бесстрашно отдавали свои жизни ради «Светлого будущего на земле», ради Победы  над врагом, ради освобождения своей страны?

      К сожалению, эти традиции ушли в лета, современное время диктует свои правила. Сегодня благородство и честь «не в моде». Теряются моральные устои, нравственные понятия, преобладают безразличие и потребительское отношение ко всему. Это становиться не просто проблемой, но и опасным явлением в сегодняшнем неспокойном мире. Экстремизм, различного рода «Революции», куда вовлекается несознательная молодёжь, становится обычным явлением. Целое поколение выросло на новых понятиях, где деньги решают всё. Конечно же, подобный опыт в жизни нашего общества, непременно приведёт к осознанному пониманию необходимости возрождения таких понятий как Патриотизм, Честь, Благородство и Любовь к Родине. Это, пожалуй, самый сложный и самый важный аспект в процессе воспитания и становления нового поколения разумных полезных граждан своей страны. Это потребует больших совместных усилий всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Чтобы «вырастить» поколение детей, с новой ментальностью для которых естественными будут принципы общечеловеческой морали и общежития, признания и принятия культур, традиций людей любой национальности, необходимо, на мой взгляд, опираться на исторический опыт нашего народа. Уже со школьной скамьи прививать основные понятия «С чего же начинается Родина?», беречь окружающую нас природу, здоровье, ценить богатое национальное наследие, уважать людей и стремиться быть полезными для семьи и общества людьми.

       Надо понимать, что патриотизм не праздное и высокопарное понятие, которое можно провозгласить как лозунг и вести за собой массы. Это, на мой взгляд, глубокий процесс осмысленного формирования духовных ценностей, которые «закаляются как сталь» в результате приобретённого жизненного опыта. Это сугубо индивидуальный процесс. Сегодня честное ответственное отношение к своей работе, доброта и внимательность к людям, трудолюбие, нравственность, верность, порядочность и многие другие добродетели, являются проявлениями личностных качеств, формирующих, пожалуй, самое главное качество человека–патриотизм. Поэтому с самого раннего детства нашим малышам надо прививать любовь к своей малой Родине, личным примером направлять к природосообразному восприятию мира, помочь расти личностно значимыми, умными, образованными людьми. Тогда можно надеяться, что при любой жизненной ситуации ребёнок сможет сделать правильный выбор.

       Я думаю, что Родина – это маленький кусочек земли, на которой ты родился и вырос. Это те люди, которые всегда были рядом, которые не раз помогали тебе в трудных жизненных ситуациях. Это учителя, которые дали знания и указали путь к истине. Это первая любовь, которая подарила крылья. Это рождение новой жизни, без которой нет смысла существования на земле. Это свой жизненный опыт, который и составляет истинную сущность человека. Чем чище помыслы и деяния человека по отношению ко всему тому, что помогло ему состояться в этой жизни, тем сильнее будет патриотическое начало в человеке.



Предварительный просмотр:

Проблемная социально-педагогическая задача на основе уровневого подхода

(сложный уровень) из цикла внешкольные беседы

       Дагестанская поэтесса Фазу Алиева в стихотворении «Разговор с сыном» пишет:

Ты, сын мой, должен помнить: оттого

Ржавеет даже новый лист железа,

Что в сырости лежит он бесполезно

И не находят дела для него.

Душе людской — во много раз трудней:

И в дверь души, и в щели этой двери

Сто ржавчин и пороков лезут …

Запомни три из них по крайней мере:

Во-первых, зависть.

Ты ее убей в зародыше.

И научись по праву,

Безревностно ценить других людей,

Чтить их удачу, их успех и славу.

Второе — злость.

Беги от чувства злого.

Сей доброту,

Живи, других любя.

Суди себя, коль осудил другого,

Прости другого, коль простил себя.

И третье — корень наших многих бед,

Убийство всех достоинств в человеке —

Безделье. И позорнее вовеки

Порока не было и нет.

Не в праздном воздыханье на диване,

А в празднике полезного труда

Ищи свой смысл …

И разочарованье

Не потревожит ум твой никогда.

1. Проанализируйте содержание стихотворения с позиций задач и закономерностей воспитательного процесса.

2. Какие качества личности поэтесса выделяет как ведущие?

Ответ: (Автор Бергутова Р.Ф.)

Воспитание  обычно характеризуется как систематическое и целенаправленное воздействие на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности. В педагогике различают узкое и широкое понимание этой категории.

В широком социальном смысле  воспитание можно рассматривать как передачу накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Опыт включает в себя все созданное в процессе исторического развития (знания, навыки, нравственные, этические, правовые нормы).

В узком социальном понимании  воспитанием считается направленное воздействие на человека общественных институтов (семьи, школы, молодежных организаций и пр.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации.

     В стихотворении «Разговор с сыном» раскрывается огромный пласт, пожалуй, самых важных аспектов воспитания современной молодёжи. Сегодня растрачены главные понятия личности: нравственность, доброта, трудолюбие, порядочность. Аналогия сравнения «души людской» и «нового листа железа», который бесполезно ржавеет от сырости, как нельзя лучше, раскрывает проблему «бесполезного человека».  Сегодня очень важно, чтобы молодое поколение занимало активную жизненную позицию, чтобы в их жизни не было места безразличной меланхолии, замкнутости, пассивности. Именно такая ржавчина может проникнут в «щели двери души» подростка.  Мама заботливо предупреждает, что очень трудно бороться с такими пороками, как зависть, злость и безделье, особенно, когда они уже въелись в жизнь,  словно ржавчина.

     Сегодня во время насыщения современной жизни различными дорогими предметами жизнедеятельности, модной одеждой, электронными развлечениями, роскошными банкетами и прочими атрибутами жизни богатых людей, зависть становится движущей силой для многих молодых людей на пути к достижению заветной цели - стать членом элитного общества. Жизнь показывает, что многим это не по плечу, а для тех, кто сумел приблизиться к вершинам «райской» жизни наступает время горьких разочарований и одиночества. Они теряют важные жизненные понятия дружбы, чести, любви, милосердия, сострадания и, как результат, дорогих и близких людей. Именно это хотела донести мама, говоря сыну, что надо «убить в зародыше» порок зависти, «научиться чтить удачу, успех и славу» других людей. Можно было бы добавить, что самому идти к успеху своей дорогой не ради славы и почестей, а ради победы над собой, своими слабостями, чтобы можно было сказать «Я это сумел сделать!», тогда почёт и уважение придут следом.

В словах матери к сыну «Беги от чувства злого, сей доброту, живи других любя…» скрыт глубокий философский смысл. С раннего детства мы стараемся воспитывать своих детей на примерах народных сказок, былинах в которых скрыта народная мудрость, жизненный опыт многих поколений людей, где всегда добро побеждает зло. Малыши хорошо понимают, что в любой сказке появляются добрые молодцы, которые обязательно накажут злую силу. Но со временем дети окунаются в реальную жизнь со своими уже не сказочными героями. Возможно, с этого момента каждый человек встаёт перед делемой - как поступить, если тебя обидели, если предали, если побили? Оставить зло безнаказанным, значит ты «слабак» или жестко наказать обидчика, пусть «неповадно будет»? Именно в такой момент можно было бы напомнить своим детям слова из завета Евангелия «Возлюби ближнего своего, как самого себя», «Не суди, не судимым будешь». Возможно, именно этот смысл поэтесса Фазу Алиева вложила в слова данного стихотворения «Суди себя, коль осудил другого, Прости другого, коль простил себя».

Если вернуться к нашей прозаичной жизни, то, как сказал один мой ученик, «Я понимаю, что нужно нести добро людям, но как это сделать, если кругом сплошное зло» (под злом здесь понимается пьянство, наркомания, никотиновая зависимость и прочие пороки). Действительно, сегодня мы становимся свидетелями того, как разрушаются семьи, умирают люди, страдают дети из-за разного рода зависимостей, которые завладели сознанием сотен миллионов людей. Идёт постепенная деградация определённой части населения. Это одна из самых серьёзных проблем, стоящая перед человечеством. Выход, возможно, скрыт в словах поэтессы «Убийство всех достоинств в человеке - безделье. И позорнее вовеки порока не было, и нет». Предостерегая сына от праздной и разгульной жизни, мать даёт совет «Не в праздном воздыханье на диване, а в празднике полезного труда ищи свой смысл. И разочарованье не потревожит ум твой никогда». Сложно не согласиться с таким высказыванием, ведь только сознательная созидательная жизнь человека поможет реализоваться ему, как личности. Труд, движимый добрыми помыслами и делами, непременно, принесёт  удовлетворение себе и радость людям.

Главный воспитательный смысл данного стихотворения, на мой взгляд, заключается в том, чтобы наши дети не потерялись в пучине событий, нашли своё место в жизни, выросли людьми разумными, добрыми, умеющими, полезными, достойными гражданами своего народа.



Предварительный просмотр:

«Проблемные аспекты здоровья школьников» из цикла внешкольные беседы

(Автор Бергутова Р.Ф.)

Ключевые слова: здоровье, заболеваемость, естественнонаучные основы физиологии, дезадаптация,  психоречевое развитие, школьные факторы риска, симптоматика, стартовый уровень здоровья, стресс ограничения времени, выкопировка.

         В условиях социально-экономических преобразований, происходящих в стране, обостряется противоречие между растущей потребностью общества в активных, здоровых людях и катастрофически ухудшающимся здоровьем детей. Первопричиной такой обстановки является не только семья, но и современная школа. Следуя за техническим прогрессом, образовательные учреждения продолжают наращивать объем и интенсивность информации, уходят от проблемы благополучного самочувствия, физической и психической переносимости детьми школьных нагрузок, не отвечают современным требованиям гигиены и естественнонаучным основам физиологии, вызывают дезадаптацию и хроническое переутомление школьников. В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья школьников становится особенно актуальной.    

        «Здоровье детского населения представляет собой интегральный параметр, результирующий влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и других факторов, т.е. является комплексным результатом сложного взаимодействия ребёнка с природой и обществом». [6]

         Безусловно, на состояние здоровья детей оказывают большое влияние такие факторы, как неблагоприятные социально-экономические, политические и экологические условия в районе проживания и обучения школьников. При неблагоприятных условиях существенно повышается их заболеваемость, и снижаются потенциальные возможности образовательного процесса.

        Анализ состояния здоровья населения России по данным официальной статистики и результатам эпидемиологических исследований («Демографический ежегодник России...», 1995-2000; «Здравоохранение Российской Федерации», 2000-2006; «Аналитические материалы Госкомстата, 2002; Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Российской Федерации в 2001-2002») показывает, что в районах, отличающихся интенсивно развитой промышленностью, среди детей уже дошкольного возраста особенно часто встречаются изменения опорно-двигательного аппарата, а также заболевания пищеварительной, эндокринной, сердечнососудистой, дыхательной систем. У детей и подростков страдает не только соматическое, но и психическое здоровье: возрастает частота задержек психоречевого развития, неврозов и невротических реакций.

        Многолетние исследования Института возрастной физиологии РАО позволили не только выявить те школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и здоровье детей, но и проанализировать их по значимости и силе влияния.  К числу школьных факторов риска относятся: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; несоблюдение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; недостаточная компетентность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; массовая неграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей; несовершенство служб школьного врачебного контроля; недостатки в существующей системе физического воспитания; неэффективность системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное использование средств физического воспитания и спорта и т.п.). Удельный вес негативных факторов внутришкольной среды составляет в начальной школе 12,5%, а к окончанию школы их доля возрастает до 21%.

        Можно добавить, что сила влияния школьных факторов риска воздействует на здоровье школьников в период интенсивного роста, развития и формирования всех систем организма,  длительно и непрерывно в течение 11 лет. Воздействие  проявляется не сразу, аккумулируется, а микросимптоматика этих нарушений не привлекает долгое время внимание врачей, педагогов и родителей до тех пор, пока болезни не перейдут в выраженную патологию.

       «По среднероссийским данным за последние годы заболеваемость детей до 14 лет возросла на 16%, подростков - на 18 %. Сегодня патологии в состоянии здоровья имеет даже не каждый второй ребенок, а почти 60% из них. Причем "пик" школьного нездоровья приходится на 10-14 лет». [1]       По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН «Каждая третья девочка имеет нарушение становления менструальной функции, каждая пятая - выраженную патологию женской половой сферы». [3]

      «Поражение центральной нервной системы у новорожденных, как результат перинатальной патологии (родовые травмы), прогнозируется у 50% детей. Впоследствии эти нарушения, как правило, проявляются в виде задержки психомоторного и речевого развития ребенка либо иных нарушений функции центральной нервной системы. А ухудшение стартового уровня здоровья новорожденных приводит к последующему развитию патологий по нарастающей. Уже в дошкольном возрасте у значительной части детей, 68 %, возникают множественные нарушения функционального состояния, 17 % детей приобретают хронические заболевания, и только один ребенок из трех остается здоровым». [2]

      Как следствие, сниженный исходный уровень здоровья детей 6-7 лет, приступающих к систематическому обучению в школе, существенно ослабляет их возможности успешного получения образования. Одна из причин нарушения здоровья детей школьного возраста - интенсивность образовательного процесса. Специалисты утверждают, что сегодня в нашей стране идут в школу функционально готовым к обучению только один ребенок из пяти. И это вдвое меньше, чем в 80-е годы, и втрое меньше, чем в 70-е. Как следствие, «нелеченые» в своё время заболевания детей, усугубляются и добавляются новые.

       Итоги Всероссийской диспансеризации детского населения РФ неутешительны: недуги органов дыхания и пищеварения, эндокринно-обменные нарушения, костно-мышечные заболевания, Увеличивается количество учеников с болезнями сердечнососудистой системы,  нервно-психическими расстройствами (невротические и астенические состояния, эмоциональные расстройства и расстройства поведения).

      Ученые отмечают, что стрессу сегодня постоянно подвержены 80 % школьников. Одним из наиболее распространенных видов является стресс ограничения времени. Его сегодня постоянно испытывает каждый школьник. Ведь педагоги и родители требуют от учащегося, чтобы он быстрее читал, быстрее писал, быстрее думал. По данным Института возрастной физиологии, сегодня почти у 70 % старшеклассников можно диагностировать пограничные нервно-психические расстройства, включая преболезненные состояния.

       Данные Научного центра здоровья детей РАМН говорят о том, что «Непродуманное реформирование в сфере образования детям нашим обходится очень дорого. 40% сегодняшних школьных программ и учебников ориентировано на "продвинутых" детей и соответствующий уровень образования. А сегодня среди школьников брать "высокие планки" в обучении способны только 15 %, доля же одаренных детей - 6 %. Нагрузка школьников учебным материалом превышает их познавательные возможности по иностранному языку в 3 раза, по математике в 20 раз, что приводит к возникновению переутомления». [4]

       Добавим, что ещё одним из факторов школьного риска является нерациональная организация процесса обучения. По данным медицины, за время обучения в школе «70 % функциональных расстройств, сформировавшихся в начальных классах, к моменту окончания школы, перерастают в стойкую хронику: в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза - органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата. Серьезное беспокойство вызывает увеличение нервно-психических расстройств (в 2 раза), а также заболеваний сердечнососудистой системы (более чем в 2 раза). Это результат отсутствия здоровьесберегающей школьной среды. Только 10 % учащихся старшей школы относятся к числу здоровых, а 50 % имеют хронические заболевания и 40 % относятся к группе риска». [6]

       Рейтинговая оценка хронических заболеваний российских школьников (по данным Института возрастной физиологии РАО) показала, что первое место в 1 классе занимает кариес, а в 10 - заболевания опорно-двигательного аппарата. Второе и третье места соответственно в 1 классе - ЛОР-заболевания и нарушения опорно-двигательного аппарата, а в 10 классе -нарушения зрения и слуха и ЛОР-патология.

         «Рейтинговая оценка позволяет более четко проследить динамику изменения структуры заболеваемости за годы обучения. Особую тревогу вызывает увеличение от 1 к 10 классу в 2 раза заболеваний сердечнососудистой системы, желудочно-кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата и в 5 раз заболеваний других внутренних органов. Количество эндокринных заболеваний к 10-му классу возрастает в 8 раз. Это может свидетельствовать о серьезном напряжении и перенапряжении механизмов эндокринной регуляции школьников в период полового созревания (6-9 класс). Нельзя исключить, что существенную роль в этом играет чрезмерная учебная нагрузка и стрессы, испытываемые школьниками в течение длительного времени. Необходимо подчеркнуть, что ни содержание, ни объем учебной нагрузки, ни ее распределение по годам в течение каждого учебного года не учитывают снижение адаптивных возможностей организма школьников в период полового созревания». [4]

      Следует отметить (исследования НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН), что данные выкопировки (выборки) школьных медицинских карт, в которых нередко отсутствуют данные о всех диагнозах ребёнка, не показывают реальную картину заболеваемости учащихся в школе. Дополнительное обращение к родителям школьников за сведениями о  здоровье их детей доказало, что реальные данные заболеваемости детей в школе и семье существенно различаются. Болеющих детей по многим видам заболеваний достоверно больше, чем это регистрируют школьные документы. Причем, чем старше школьник, тем менее достоверны сведения школы. К сожалению, в данных о состоянии здоровья, по результатам выкопировки медицинских карт, представленных школой, отсутствуют сведения о состоянии нервно-психического статуса школьников. Анализ этих показателей в школе не ведется вообще! Как известно, именно состояние психического самочувствия ребёнка наиболее чутко реагирует на учебные перегрузки, нерациональную организацию учебного процесса и другие школьные факторы риска.  

      «Главные особенности негативных изменений здоровья детей за последние годы:

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых школьников. Их число не превышает 10-12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, а хронических болезней - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические болезни.

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза - опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое - болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20 % старшеклассников имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний». [6]  

       Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения определяют необходимость тщательного изучения и всестороннего анализа здоровья учащихся для того, чтобы оказать своевременную помощь школьникам и целесообразно спланировать здоровьесберегающую деятельность образовательных учреждений.

Литература:

1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях: проблемы, пути решения // Российский педагогический журнал. 1998. №1. С. 5-8.

2. Куинджи Н. Н. Валеология. Пути формирования здоровья школьников. М.: Аспент пресс. 2000. 143 с.

3. Кучма В .Р. Комплексный подход к охране здоровья подростков в общеобразовательных учреждениях, содействующих укреплению здоровья // Матер. Конференции «Современный подросток». М., 2001. С. 28-36

4. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования. М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. 380 с.

5. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: Учеб. пособие / Под. общ. ред. Н. В. Сократова. М.: ТЦ Сфера, 2005. 224 с.

6.Савина Л. Н. - к вопросу о состоянии здоровья современных российских школьников // известия ПГПУ им. в. Г. Белинского. 2009. № 14 (18). с. 88-91. - Рассматривается состояние здоровья юных россиян за последние десять лет. Отмечается неблагоприятная ситуация со здоровьем детей в образовательных учреждениях в связи с воздействием различных неблагоприятных факторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по теме "Решение задач с циклом Repeat"

Проект урока выстраивался с учетом особенностей класса.  Учебные возможности учащихся выше средних, ученики  увлечены предметом информатика,  обладают  организаторскими навыками и ...

Конспект урока "Решение экономических задач с применением вложенных циклов (я.п. Паскаль)"

Профильные курсы информатики, ориентированные на программирование....

Разработка урока "Решение задач на языке Паскаль с использованием операторов цикла"

Урок является заключительным по теме «Программирование циклов», тема  рассчитана на 6 учебных часов в разделе «Программное управление работой компьютера». Урок организован в соответствии с реализ...

Решение задач с использованием алгоритмической структуры «цикл с условием».

Формирование, осмысление и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности по использованию цикла с условием в решении задач....