Статья "Основы семейного экологического воспитания"
статья на тему

Бергутова Разиля Фаритовна

      На современном этапе развития биосферы, характеризующееся природными катаклизмами, мутагенными проявлениями флоры и фауны, актуальным и своевременным является экологическое воспитание подрастающей молодёжи, ориентированной на созидание жизнеутверждающих принципов мирного сосуществования живой природы, окружающей среды и людей - защитников земли. Основы такого экологического воспитания можно и должно получать в школе и в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья «Основы семейного экологического  воспитания»

         Одной из актуальнейших проблем современности, является экологическое просвещение населения. Как известно, экологией называют науку о «собственном доме». Н.Н. Моисеев подчёркивал необходимость развития «синтетического учения, объединяющего в одно целое исследование процессов, протекающих в неживой природе, живой материи и человеческом обществе» (1, стр. 242). Именно с этой позиции целесообразнее рассматривать вопрос экологического воспитания семьи в сложившихся современных условиях. Необходимо обозначить область различных экологических аспектов, в той или иной степени отражающих семейные проблемы, как отдельного человека, так и семьи в целом. Причём, рассматривать её (семью) как основополагающую ячейку общества. Следовательно, очевидным становится тот факт, что любая просветительская работа по экологическому семейному воспитанию, станет решением серьёзных позитивных изменений в жизни социума.

         Какие же экологические проблемы беспокоят современную семью нашего города? Экспресс-опрос, проведённый среди учащейся молодёжи, работников экологической направленности, а также прохожих на улицах города, показал, что приоритетными направлениями экологического семейного воспитания являются:

  • Гармоничные  взаимоотношения в семье, построенные на любви, взаимном уважении, понимании и поддержке всех её членов. Пропаганда внутри семьи здорового образа жизни, в том числе правильного питания и использования чистой воды. Доброго отношения к окружающему нас миру. Систематическая организация совместных прогулок на природу, с целью приобщения детей  к красоте родного края и воспитание в них жизнеутверждающих принципов  «Природа наш дом - не навреди в нем».
  • Приобщение подрастающих детей к труду на земле, является одним из главных аспектов экологического воспитания. Укоренение семейных традиций коллективного труда на приусадебных участках, облагораживание территории вокруг своего жилища, выращивание и уход за растениями, наблюдение за их развитием, бережное отношение к обитателям «Дома своего».
  • Создание  дизайна и эстетики окружающего  быта, целенаправленно приспособленного, главным образом, на удобство и комфорт. Использование  при строительстве экологически чистых материалов, гармонично сочетающихся с живой флористикой квартиры. Неотъемлемой частью интерьера жилой зоны должны стать живые уголки и  зимние сады.
  • Одним из аспектов экологического воспитания, по мнению многих опрошенных, является соблюдение чистоты в подъездах жилых домов, дворовых территориях, а также в общественных местах отдыха горожан. Необходимо воспитывать экологическую культуру в юных  жителях города с раннего детства.
  •  Внедрение просветительской работы экологической направленности в каждую семью через организацию совместных конкурсов, природоохранных акций-операций. Воспитание интеллектуального, креативного подрастающего поколения, ориентированного на экологическую компетентность, активную жизненную позицию во всех сферах жизнедеятельности людей.

         Таким образом, экспресс - опрос показал, что экологическое воспитание можно поделить на две составляющие: это «живая» составляющая, которая включает в себя всё живое во взаимодействии между собой и «неживая» составляющая - окружающая нас действительность, быт. Каждая, из которых дополняет друг друга, а человек становится связующим звеном в этой целостной системе. Значит, именно от «человека разумного» зависит гармония и баланс  жизни  в «собственном доме». Что же происходит на самом деле?

         В современном техногенном мире раскрываются всё новые проявления  негативной действительности. Можно отметить уже надвигающуюся угрозу потери, так называемой, «экологической совести». Под этим понимается снижение нравственности межчеловеческих отношений, потеря духовности, появление нового мировоззрения потребительского отношения к жизни,  «античеловеческая жизненная позиция». Пропаганда  ненаказуемости  за совершение безнравственных поступков и деяний приводит к вседозволенности  и  беспределу.  Мы теряем «экологию культуры и этики», в широком смысле этого слова, которая  включает в себя культуру общения, взаимопомощи, доверия и уважения между людьми. Появилась проблема  «экологии интимной жизни»,  поменялись ценности и главное её  предназначение, пожалуй, самого важного в жизни каждого индивидуума - рождение нового  человека на земле. Это всё неминуемо ведёт к экологической катастрофе, так как человек, как известно, является одним из главных составляющих мироздания. Таким образом, можно предположить, что сохранению генофонда будущих поколений, грозит серьёзная опасность, поэтому первостепенной задачей является расширение, углубление и глобализация проблемы «экологического семейного воспитания». Назрела необходимость  развёртывания всеобъемлющей просветительской работы экологической грамотности во всех её проявлениях и на всех уровнях человеческого общежития.

         С этой целью детский эколого-биологический центр города  Нижнекамска, разработал проект экогородка «Кладовая солнца», который направлен на  пропаганду среди школьников экологических знаний и культуры активного группового отдыха на природе. В процессе сюжетно-ролевой игры дети будут приобщаться к природосберегающим традициям земледелия, охоты, собирательства древних племён, населявших Поволжье и приёмам современного экологического туризма. Они смогут создать своё игровое поле со строительством землянок, вигвамов из подручного материала, изготовлением предметов быта того времени, развивать умения  и навыки  природосообразного поведения в дикой природе. Такой  городок мог бы стать местом отдыха и полезного семейного времяпровождения  многих горожан, а для детей началом осознанного понимания экологической значимости окружающего нас мира.

      В эколого-биологическом центре семейное экологическое воспитание формируется при совместной  деятельности воспитанников их родителей и педагогов центра. В течение многих лет проводится, хорошо зарекомендовавшая себя, городская выставка «Дары осени». Традиционно в ней принимают участие «семейные» работы в номинациях: «Природная мастерская», «Выбирай на вкус», «Лучшая цветочная композиция», «Зелёная аптека». Всё лето дети усердно трудятся совместно с родителями на своих дачных участках, чтобы выставить на конкурсе «Самый большой овощ».  Делают заготовки на зиму, чтобы представить оригинальные и полезные способы хранения овощей и фруктов. Собирают лекарственные травы, чтобы поделиться секретами лечебных рецептов. Выращивают декоративные цветы, делают гербарии для создания цветочных композиций. Собирают природные материалы, из которых рождаются поделки сказочных персонажей.

           Не менее захватывающим являются городские акции «Встреча зимующих птиц» и «Покормите птиц зимой!». Семьи соревнуются в конкурсе на «Лучшую кормушку года». В холодные зимние дни подкармливают птиц и ухаживают за кормушками. Наблюдения за поведением птиц и природными явлениями становятся источниками многочисленных проектных работ воспитанников центра. Родители и педагоги становятся первыми помощниками для детей  в сложном начинании исследовательской работы.

      Экологическая культура поведения на природе формируется  при проведении таких мероприятий, как  «Слет юннатов» и «Посвящение в юннаты» с выездом на экологическую тропу, где дети приобщаются  к природосообразному поведению в условиях живой природы. Присутствие родителей на таких мероприятиях и экопекниках становится закономерным и весьма полезным.

      Воспитание бережного отношения к окружающему нас миру призваны мероприятия, проводимые в рамках «Дня защиты животных», «Дня воды», «Дня защиты детей», «Дня защиты окружающей среды», на которых учащиеся и их родители получают важные знания и понятия для воспитания экологического мировоззрения.

      Для  формирования семейного здорового образа жизни в каникулярное время организуются активные досуговые площадки, которые сопровождаются проведением совместных мероприятий: «Мы - здоровая нация!», «Мама, папа, я - здоровая семья», «День здоровья» и др.  

     Проводятся мастер-классы, где педагоги делятся своим творческим опытом по переработке материалов из  вторсырья. Воспитанники вместе с родителями всё чаще становятся участниками выставок,  ярмарок–продаж изделий выполненных из материалов, вышедших из употребления: пластиковых бутылок, остатков пряжи, картона и пр. Из них выполняются игрушки, ёлочные украшения, садовый инвентарь, сувениры и многое другое.

        В последнее время получило широкое распространение проведение совместных мероприятий по озеленению города в рамках акции  «Чистый город». Семьи нижнекамцев, совместно с ветеранами, принимают активное участие в благоустройстве городских цветников, в посадке разнообразных деревьев, в том числе: голубых елей, каштанов, спиреи, барбариса, гортензии  и др.

         Резюмируя можно отметить, что на современном этапе развития биосферы, характеризующееся природными катаклизмами, мутагенными проявлениями флоры и фауны, актуальным и своевременным является экологическое воспитание подрастающей молодёжи, ориентированной на созидание жизнеутверждающих принципов мирного сосуществования живой природы, окружающей среды и людей - защитников земли. Основы такого экологического воспитания можно и должно получать в школе и в семье.  

     

1.  Алексеев С.В. Экология. Учебное пособие. СПб; СМИО Пресс, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Экологические тропы как образовательная технология, направленная на гражданское, патриотическое и экологическое воспитание молодежи»

Работа опирается  на  опыт учителя  СОШ № 5 станицы Платнировской Кореновского района Краснодарского края Сердюковой Л В, которая, формируя экологическую культуру учащихся в про...

Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"...

Экологическое воспитание учащихся МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой в рамках организации детского экологического объединения «Зелёная планета»

При создании условий для участия подростков в природоохранной и научно-исследовательской деятельности нами было создано детское экологическое объединение «Зелёная планета», целью которого являет...

Практико-ориентированный проект "Экологическая тропа как элемент экологического воспитания во внеклассной работе по биологии"

Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В условиях среднего образования он направлен не только на овладение знаниями и умениями, но на развитие мы...

Программа экологического воспитания «Экологическое воспитание обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: Формирование у обучающихся целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе, окружающему пространству через экологизациюурочной и внеурочной деятель...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...