Главные вкладки

    Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.
    материал по теме

    Елена Гейнриховна Диденко

    Анализ работы по экологическому воспитанию школьников за 2009-2010г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_didenko.docx24.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Роль и задачи педагогического коллектива по экологическому воспитанию школьников в соответствии с Краевой Программой экологического воспитания и образования.

            На основании Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 2002 года, а также «Краевой программы экологического образования в Ставропольском крае на 200602010 г.» была разработана Программа «Развитие экологического образования и воспитания учащихся ОУ в Левокумском районе на 2006-2010 год».

    Согласно этой Программе в нашей школе разработан План работы по экологическому воспитанию.

    Важное место в системе экологического образования в ОУ имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения к окружающей среде и здоровью человека.

    Как же осуществляется экологическое воспитание и просвещение  учащихся на этой ступени?

    Изучение законов природы, ознакомление с окружающим миром, эстетически-нравственное воспитание достигается на уроках природоведения, «Окружающего мира», на уроках трудового обучения, музыкального и изобразительного искусства, чтения.

    Здесь находят применение разнообразные методы и формы работы: уроки-путешествия, игры, экскурсии, практические занятия, уроки с применением компьютерных технологий.

            1а класс (Чиркова Людмила Антоновна): экскурсия «Что это за дерево», ОБЖ – «Нарушение экологического равновесия в местах проживания», музыка – слушание музыки Вивальди  «Зима», Чайковского «Осень».

            2б класс (Атамович Наталья Михайловна):  экскурсия в музей «Образцы родного края», занятие по технологии  «Работа с природным материалом», аппликация «Здравствуй, осень!».

            2класс (Кобец Е.А.): окружающий мир – «Заглянем в кладовую земли» (практическое занятие), технология – «Выращивание растений из черенков».

            3 класс (Рогозина Ирина Викторовна): технология – «Осенняя обработка почвы», изобразительное искусство – «Рисование по памяти и представлению «прощаемся с теплым летом»».

            4а класс (Калайтанова Ольга Васильевна): урок-путешествие «Планеты солнечной системы», технология – «Выращивание комнатных растений».

            4б класс (Калайтанова Валентина Ивановна): уроки с использованием ИКТ «Зона степей», «Пустыни»; урок-игра «По природным зонам России».

            Программой предусмотрена организация профильных смен в летнем лагере при школе по экологическому воспитанию и образованию. Ежегодно за период 2006-2009

     годов  в лагере при школе воспитателями были организованы профильные смены эколого-биологической направленности.

    В прошедшем году были проведены следующие мероприятия:

    Игра «Звездный час»  «На лесной опушке…»

    Викторина «В мире животных».

    Беседа «Растения и животные Красной книги».

    Игра «Там, на неведомых дорожках» и т.д.

            Воспитатели и учащиеся принимали также активное участие в районном конкурсе на лучшее мероприятие по экологическому воспитанию.

    Воспитателями Калайтановой В.И., Кобец Е.А., Диденко Е.Г. и психологом Абитовой И.В. было подготовлено и проведено мероприятие «Звездный час» по теме «На лесной опушке…» с использованием ИКТ, где учащиеся показали свои знания, подготовили творческие работы.

            В подростковой и старшей группе учащихся на первый план выступает опытническая , поисковая работа, спортивная деятельность. На уроках естествознания особое внимание уделяется практическим и лабораторным работам,  экскурсиям (учителя Сукачева Л.А., Галаева А.В.).

    Немаловажную роль в повышении экологической культуры играют уроки русского языка и литературы.

    В 6 классе (учитель Агаджанова М.В.) учащиеся работали над сочинением-описанием «После дождя»,

    в 7б классе (учитель Бобрусева Е.Л.) сочинение «Люби и охраняй родную природу»,

    в 7а (учитель Вдовыдченко Л.Г.) – «Люби и охраняй родную природу»,

    в 3 классе (Рогозина И.В.) сочинение по наблюдениям «Осень пришла».

    В течение года согласно плана классными  руководителями проводятся классные часы с целью экологического воспитания и просвещения учащихся. За истекший период были проведены следующие мероприятия:

            1а класс (Чиркова Л.А.) - экологическая игра «Ключи от старого леса».

            2 класс (Кобец Е.А.) - познавательная игра «Путешествие в мир насекомых».

            3 класс (Рогозина И.В.) - викторина «В гостях у природы».

            4а класс (Калайтанова О.В.) - викторина «Берегите планету Земля».

            4б класс (Калайтанова В.И.) - поле чудес «Юные краеведы».

            5а класс (Бобрусева Н.Л.) - устный журнал «Планета Земля».

            5б класс (Волобуева А.В.) - экологический час «Природа – наша жизнь».

            6а класс (Галаева А.В.) – ролева игра «Мусор: что с ним делать?».

    6б класс (Агаджанова М.В.) – литературная композиция «Земля – наш общий дом».

    7а класс (Сукачева Л.А.) – экологическая игра – «Зеленая аптека».

    7б класс (Бобрусева Н.М.) – поле чудес «Растения нашей страны».

    7в класс (Диденко Е.Г.) – экологическое путешествие (игра).

    8а класс  (Вдовыдченко Г.И.) – экологический час «Небо общее для всех».

    8б класс (Столярчук У.А.) – экологическое исследование «На пороге экологической катастрофы».

    9а класс (Уточкина Т.А.)

    9б класс (Вдовыдченко Л.Г.) – ИКТ «Земля – наш родной дом» (с приглашением родителей 8.12)

    10 класс (Зеленская В.В.) – беседа «Глобальные проблемы современности и моя малая родина».

    11 класс (Бобрусева Е.Л.) – экологическая викторина «Жить согласно с природой».

            В начальном звене состоялся праздник «Осенний калейдоскоп» (ответственная Калайтанова О.В.), в среднем звене – праздник «Ух, пора крутая, осень золотая» (ответственная Агаджанова М.В.). Учителя привлекали детей к активному участию: звучали стихи, песни, проводились театрализованные конкурсы, конкурсы поделок из овощей. Калайтанова О.В. в своем мероприятии использовала презентацию.

    Информационную поддержку экологического просвещения учащиеся и педагоги получают из периодических изданий и непосредственно из фонда библиотеки. Организованы выставки «Лес – наш друг»,  «Природу люби, береги, охраняй». Также  оформлена книжная выставка «По родному краю».

    Библиотекарь Запорожцева В.В. принимает активное участие в подготовке и проведении школьных мероприятий, классных часов по экологии. В этом году библиотекарем проводилась литературно-музыкальная композиция «Три поры осени», где учащиеся с большим интересом принимали участие: читали стихи о природе, познакомились с произведениями живописи, отражающих природу. Увлекательно для школьников было и знакомство с миром музыки (Чайковского, Вивальди), воспроизводящие образы природы. На протяжении всего мероприятия использовалась презентация.

            Экологическое воспитание и образование учащихся осуществляется через систему дополнительного образования. В школе на протяжении нескольких лет были организованы кружки по экологическому воспитанию. В начальном звене кружок «Юный эколог» (руководитель Кобец Е.А.), в среднем – «Юный исследователь» (руководитель Галаева А.В.).

    На своих занятиях Кобец Е.А. использует такие формы работы как викторины, беседы, игры-путешествия, конкурсы, обучающие спектакли. Проводились беседа «Защитим природу», экологическая игра «Причуды природы», викторина «Земноводные и пресмыкающиеся».  Запланировано  занятие с использованием ИКТ.

    На занятиях кружка «Юный исследователь»  Галаева А.В. ставит перед учащимися следующие задачи: изучение окружающей среды, строения растений, исследование фитоценоза.

    В своей работе руководитель использует следующие формы: исследования (исследование пришкольного парка), опытническая работа на пришкольном участке, мониторинг окружающей среды.

    Ежегодно учителями естествознания (Галаевой А.В., Сукачевой Л.А.) в школе организуется Неделя химии, биологии, географии. Учащиеся с удовольствием принимают участие в конкурсах, викторинах, разгадывании кроссвордов. Конкурсные задания проводились с использованием ИКТ.

            От педагогов во многом зависит планирование и организация общественно-полезной деятельности. Она помогает школьникам овладеть коллективными формами деятельности среди природы, претворить заботу о ней в конкретные дела.

    Практические дела осуществляются на уроках технологии (учителя Бобрусева Н.М., Бобрусев А.Н.) – «Осенние работы на пришкольном участке», «Прополка сорняков», «Работы с использованием природных материалов», а также на уроках трудового обучения – «Уход за растениями», озеленение класса.

            На уроках физической культуры в начальных классах (учитель Волобуева А.В.) в целях экологического образования использует следующие игры: «Медведи и пчелы», «Быстроногие зайчата», «Бег сороконожек» и т.д.

            Ежегодно учащиеся школы принимают участие во Всероссийских экологических акциях «Подрост», «Школьный двор», а также в краевых акциях «Посади дерево».

    С этой целью в ОУ организовано дежурство классов по школьному двору, уборка закрепленных территорий, озеленение и благоустройство школьного двора (посадка деревьев, кустарников, цветов).

    Активными участниками в акции «Посади дерево» являются учащиеся начальных классов. Учащиеся среднего и старшего звеньев в этом виде деятельности не заинтересованы.

    В начале учебного года проводится выставка цветов, целью которой является приобщение учащихся к природе, воспитание любви к растениям, а также развитие эстетически-художественного творчества. Каждый класс тщательно готовится к этому мероприятию.

    С особым интересом учащиеся относятся ко Дню защиты от экологической опасности «День здоровья» (ответственные Бобрусев А.Н. и классные  руководители 1-11 классов), который проводится ежегодно. В ходе этого мероприятия осуществляется спортивно-оздоровительная деятельность учащихся среди природы. Практическую направленность несет в себе конкурс «Лекарственные растения», где учащиеся показывают свои знания в сфере природоведения, биологии.

            Ежегодно учащиеся ОУ принимают участие в районном конкурсе УПБ

    МОУ СОШ № 10 (под руководством Сукачевой Л.А. и Галаевой А.В.) на протяжении последних лет занимают призовые места:

    3 общешкольное место,

    2 место в конкурсе «Животноводы»,

    В 2007-2008 учебном году:

    1 общекомандное место,

    2 место в конкурсе «Садоводы»,

    1 место в конкурсе «Овощеводы».

    В летний период в школе организуется Ученическое звено из числа учащихся 5-10 классов. Особенность работы ученического звена состоит в том, что учащиеся выполняют определенные виды деятельности:

    - работа на пришкольном участке (прополка сорняков, полив растений);

    - на объектах экологической заботы (уборка школьной территории, уборка территории памятника от мусора, сорняков).

    Однако, не все учащиеся добросовестно относятся к этому виду деятельности. Классным руководителям необходимо активнее проводить разъяснительную работу, как с учащимися, так и с родителями.

            Воспитателями ГПД Чаликовой А.Я., Рыбаковой Н.В., Саламатиной Ю.Ф. соблюдается режим игр и отдыха учащихся. Ежедневно, перед занятиями самоподготовки, не все группы осуществляют прогулки на свежем воздухе, учатся безопасному поведению на природе. Проводятся клубные часы «Юный эколог», библиотечные часы, посвященные природе, трудовые десанты.

            Однако, в школе недостаточно налажена работа по проведению фотовыставок, конкурсов рисунков, плакатов среди 5-11 классов. В начальной школе в конкурсе рисунков «Русская береза» отмечены лучшие работы Абитовой Анастасии (1а класс) и Хорошун Марии (2 класс).

            В настоящее время Галаевой А.В. и Сукачевой Л.А. ведется работа по вовлечению школьников в участии в конкурсах: «Национальный конкурс водных проектов», «Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды» и т.д.

    Выводы и предложения.

            Продолжить работу по выполнению Краевой программы экологического воспитания и образования и плана мероприятий по экологическому воспитанию МОУ СОШ № 10.

    С этой целью:

    1. Проводить мероприятия с учащимися по экологическому воспитанию и образованию.

    (классные руководители 1-11, классов в течение года)

    1. Активизировать работу по вовлечению учащихся к участию в акции «Посади дерево».

    (классные руководители 5-11 классов, весна-осень)

    1. Усилить работу по вовлечению учащихся в работу Ученического звена и пришкольного участка в летний период.

    (классные руководители 5-10 классов, 2 полугодие)

    1. Принять участие в районных и краевых конкурсах:  «Подрост», «Национальный конкурс водных проектов», «Проведение Всероссийского конкурса чистой воды». «Всероссийский конкурс юных исследователей», «Научно-практическая конференция», «Эколого-краеведческие проблемы Ставропольского края».

    (учителя биологии, географии, классные руководители 1-11 классов, в течение года)

    1. Вести по плану РОО работу по подготовке учащихся к участию в районном слете УПБ.

    (Сукачева Л.А., Галаева А.В., в течение года)

    1. Активизировать работу по вовлечению учащихся в конкурсах рисунков, плакатов, фотовыставок.

    (классные руководители 1-11, классов в течение года)

    1. Подготовить отчет о своей работе кружков «Юный исследователь», «Юный эколог».

    (Галаева А.В., Кобец Е.А.)

    1. Активизировать работу воспитателей ГПД до 10.05.2010 г. По проведению игр на свежем воздухе.

    (воспитатели ГПД, в течение года)

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа развития воспитания школьников в системе образования МОУ

    Программа «Воспитание» направлена на развитие и совершенствование системы воспитательной работы в школе. Это долгосрочный  управленческий документ, отражающий достижения и проблемы школьного колл...

    Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников» Семинарское занятие для педагогов «Нравственно-половое воспитание школьников»

    Семейное воспитание затрагивает самые сокровенные стороны жизни детей, которые не затрагиваются в общественном воспитании. Это богатство эмоционального мира, закладываемого семьёй, становится фу...

    Экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

    Обобщение опыта учителя технологии :экологическое и трудовое воспитание в школе связаны неразрывно,т.к. теоретические и практические знания, полученные  на уроках технологии,находят свое применен...

    Программа патриотического воспитания школьников «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ» на 2018-2019 уч. гг.

    Паспорт программы.Наименование программыПрограммапатриотического воспитания школьников«ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА РОССИИ»на 2018-2019 уч. гг.Основной разработчикпрограммы Учитель, вос...

    Районная программа патриотического воспитания школьников "Воспитание юных патриотов России"

       Программа представляет собой объединённый замыслом и целью комплекс организационных и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотическо...

    экологические проекты на уроках технологии как средство формирования экологической культуры школьников

    В своей статье автор делится опытом организации проектной деятельности по экологии на уроках технологии в 5-7 классах общеобразовательной школы. Кроме этого автор приводит примеры реализованных проект...