Экологическое образование и экологическое воспитание на занятиях химии
статья по теме

Калиниченко Алена Федоровна

Применение элементов экологического воспитания на занятиях химии в разделе "Органическая химия"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экологическое образование и экологическое воспитание

на занятиях химии.

Калиниченко Алена Федоровна

преподаватель

бюджетное образовательное учреждение

Омской области начального профессионального образования

 «Профессиональное училище № 64»

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет очень мощную силу, воздействующую на природу Земли. Если эти воздействия не учитывают природных законов и разрушают установившиеся за миллионы лет связи, возникают катастрофические последствия. Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью. Это возникновение так называемых "озоновых дыр", парниковый эффект, массовое уничтожение лесов на всех континентах, исчезновение тысяч видов растений и животных, накопление промышленных отходов на свалках и многое другое. Воспитание молодежи в духе бережного отношения к природе, экологическое образование должны быть неотъемлемым компонентом учебного процесса.

Совершенствование учебно-воспитательного процесса предполагает всестороннее развитие личности, основанное на сочетании самых разнообразных видов деятельности студентов. Учебно-воспитательная работа по подготовке будущего специалиста сельского хозяйства должна быть связана с формированием у него экологической культуры.

В основе формирования экологической культуры должно лежать экологическое воспитание и образование. В своей деятельности преподавателю необходимо достичь осознания обучающимися всей сложности экологических проблем и понимания необходимости соблюдения правил поведения в разнообразных формах взаимодействия с природой. Такую работу необходимо проводить с первого курса обучения при изучении общеобразовательных дисциплин, в том числе - химии.

Экологическое воспитание обучающихся на занятиях химии и во внеклассной работе может быть организовано с использованием разнообразных форм. Химия даёт возможность для проведения внеклассных мероприятий, уроков с использованием игровых, эмоционально-насыщенных форм работы, а также  организацию исследовательской работы.

На занятиях химии  можно  использовать  дополнительные материалы по экологическим вопросам, на основании которых составляются различные расчетные задачи, простые в решении, но познавательные и воспитывающие по содержанию. При решении подобных задач  студенты узнают о веществах, загрязняющих атмосферу, о роли растений в обезвреживании ядовитых газов.

Практически к каждой теме курса химии можно подобрать соответствующий экологический материал. Проблема состоит в том, как его преподнести, чтобы обучающимся он был интересен, чтобы не вызывал «отторжения» как нечто надоевшее и «приевшееся».

При составлении тематического планирования необходимо учитывать экологические аспекты.

В курсе «Органической химии» во всех разделах ввожу экологическую составляющую. Например, раздел «Непредельные углеводороды» - полиэтилен и полипропилен как примеры стойких загрязнителей природной среды. Или раздел «Природные источники углеводородов» - загрязнение биосферы продуктами сгорания природного газа, нефти, нефтепродуктов, угля, парниковый эффект: пути решения проблемы. Раздел «Кислородсодержащие органические соединения» - токсичность спиртов. Этанол – социальный токсин. Метанол – топливо будущего. Причины попадания фенолов в природную среду, их отрицательное действие на живые организмы.

В своей работе для реализации целей и задач экологического образования и воспитания использую следующие виды работ: экологические пятиминутки на занятии, написание докладов и рефератов, защита проектов, создание презентаций.

На каждом этапе обучения и воспитания обучающихся, в каждом из учебных предметов может формироваться лишь определённый аспект экологической грамотности. Дополняют и расширяют возможности учебных занятий в плане экологического воспитания обучающихся внеклассные занятия по дисциплине и опытно-исследовательская работа.

Проблема охраны природы и угроза экологического кризиса предъявляют высокие требования к подготовке будущего специалиста сельского хозяйства. Его уровень не может быть ниже общекультурной компетенции - уровня образованности, достаточного для самообразования в области экологии, определения своей позиции, умения принимать решения, способности оценивать границы собственной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей 6-7 лет «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов доп...

Научная работа: «Экологическое образование и воспитание учащихся на уроках биологии и химии»

В методическом пособии дано описание опыта работы по экологическому воспитанию учащихся общеобразовательной школы № 9 села Максимовка Целиноградского района, Акмолинской области.Адресовано учителям би...

Презентация "Экологическое воспитание на уроках химии"

Приводится презентация "Экологическое  воспитание  на  уроках  химии"...

"Экологическое образование – это нравственное воспитание"

Доклад об экологическом образовании и нравственном воспитании обучающихся...

Организация экологического воспитания на уроках химии и во внеурочной деятельности

Экологическое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений. Оно способствует стано...