Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей 6-7 лет «ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»
методическая разработка по экологии по теме

Чиликина Татьяна Сергеевна

Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования  детских садов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Алексеевский детский сад «Сказка»

Алексеевского муниципального района Волгоградской области

ПРОГРАММА

КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ

«ЮНЫЙ ЭКОЛОГ»

Участники программы, дети  - 6-7 лет

Срок реализации - 1 год

Разработчик (автор/составитель):

Чиликина Татьяна Сергеевна

ст. Алексеевская – 2013 год

Направленность программы: «Юный эколог» по содержанию является эколого-биологической; по функциональному предназначению - учебно-познавательной; по форме организации - кружковой; по времени реализации- одногодичной. Программа разработана на основе образовательной (парциальной) программы С.Н.Николаевой «Юный эколог», которая рекомендована Министерством образования РФ и предназначена для воспитателей, педагогов дополнительного образования  детских садов.

Новизна  программы состоит в том, что ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором реализуются одновременно несколько видов деятельности. Материал конкретизирован для занятий в подготовительной группе детского сада в рамках кружковой работы по экологии.

Актуальность программы.  Понятия природа и человек когда-то  в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность  сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что дети дошкольного возраста в совершенстве владеют только одним способом познания - запечатлением объектов и событий реального окружающего мира, поэтому в процессе экологического образования ведущими являются наглядные методы обучения: наблюдение и эксперимент. Практическое использование этих методов осуществляется по двум магистральным направлениям:

- первое – это внесение в банк памяти детей сведений о живой природе (о внешнем виде и строении объектов, об их функционировании, о взаимосвязи друг с другом и тд.). Обладая образным логическим мышлением, ребенок легко улавливает причинно-следственные связи, существующие в природе;

- второе - запечатление природоохранного экологически грамотного поведения взрослых, в первую очередь педагогов и родителей.

Программа разработана с учетом современных образовательных технологий:

- принципах обучения (индивидуальность, системность, доступность, гуманность, научость)

- формах и методах обучения (интегрированное обучение, занятия, экскурсии, походы)

- методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов)

- средствах обучения (дидактический материал – альбомы «Времена года», «Дикие и домашние животные», «природа родного края», аудиокассеты «Голоса птиц»).

 Данная программа способствует более эффективному развитию детей через экологизацию предметно-развивающей среды, создание условий для каждодневного общения ребенка с природой как внутри дошкольного образовательного учреждения, так и за его пределами, а также создание экологических образовательных комплексов (живых уголков,  модельных и искусственных экосистем), организация экологического просвещения родителей, дети которых посещают МБДОУ.

Цель программы:

1) познакомить дошкольников с живой и неживой природой;

2) сформировать начала  экологической культуры ребенка, которая проявляется в  эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в

ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей

среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных

ориентаций.

Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка:

  1. Уточнить, систематизировать и углубить знания о растениях, животных, природных явлениях.
  2. Сформировать знания о жизненно необходимых проявлениях человека, животных, растениях (питание, росте, развитие).
  3. Сформировать представление о причинно-следственных связях внутри
  4.  природного комплекса.
  5. Развивать эмоционально-доброжелательное отношение в процессе общения с живыми объектами.
  6. Сформировать потребность заботиться об экологической чистоте своего двора, участка детского сада, группы, станицы.
  7. Сформировать осознание ребенком себя как активного субъекта окружающего мира.
  8. Сформировать привычку рационально использовать природные ресурсы
  9. Развивать умене правильно взаимодействовать с природой.
  10. Воспитать гуманное отношение к людям.
  11. Развивать интерес к окружающему мир.
  12. Сформировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Программа разработана на основе принципов экологического образования таких как:

Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных экологических знаний, которые служат основой формирования мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирования основ его мировоззрения.

Доступность. Крайне важным и тесно сопряженным с принципом научности является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста. Доступность предполагает также значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Мне кажется, в обучении дошкольников не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

Гуманность. Данный принцип связан, прежде всего, с понятием экологической культуры. С позиции воспитания его применение означает формирование человека с новыми ценностями, владеющего основами культуры потребления, заботящегося о своем здоровье и желающего вести здоровый образ жизни. Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира, и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка.

Деятельность. Экологические знания должны помочь понять ребенку, что нужно сделать для того, чтобы сохранить окружающую его самого и его близких среду. Он должен обязательно принимать участие в посильных экологически ориентированных видах деятельности.

Целостность. Этот принцип тесно связан с предыдущим и присущ именно дошкольному экологическому образованию. Он отражает, прежде всего, целостное восприятие ребенком окружающего мира и его единство с миром природы.

Системность. 

Важна последовательность усвоения знаний, когда «каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего». Принцип системности способствует и умственному развитию детей в целом.

Отличительные особенности заключаются в том, что в основе программы лежит принцип интеллектуального и эмоционального начала в экологическом образовании. Значительное место  занимает исследовательская работа – проведение простейших опытов, наблюдений. Опыты напоминают детям фокусы. Для детей они необычны. Главным является то, что дети принимают непосредственное участие в исследовательской деятельности, а некоторые опыты проводят вполне самостоятельно. Исследовательская работа помогает развить познавательный интерес ребенка, его мышление, творчество, умение мыслить логически, обобщать. В структуру программы входят два образовательных блока: теория и практика. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование практического опыта. Методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях дети знакомятся с живой и неживой природой. Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.  Для того, чтобы подвести детей 6-7 лет к освоению теоретического материала предлагаются методы: работа с моделями, природоведческие конкурсы и праздники, решение проблемных ситуаций, наблюдения и эксперименты, опыты, практическая деятельность в природе. Экологическое образование ведется ненавязчиво, с удовольствием и искренней заинтересованностью, как детей, так  и педагогов. Важное значение имеет создание развивающей среды, в которой выделяются 4 уровня:

1-й – (групповой) – уголок природы в детском саду;

2-й - (межгрупповой) – коридоры, холлы;

3-й – участок детского сада;

4-й – территория, примыкающая к детскому саду.

Количество, возраст участников программы:

Численность детей в кружке – 12 человек. Возраст детей 6-7 лет. Как известно, в дошкольном возрасте преобладает правополушарный тип познавательной деятельности, дети не способны самостоятельно улавливать общие закономерности природных явлений, делать выводы о месте человека в природе, о его ответственности за все живое на земле, поэтому занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира. Большое значение придается ведущей форме деятельности дошкольников — игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Так, развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. Огромное значение в экологическом воспитании имеет также исследовательская деятельность — проведение опытов, наблюдений. В процессе обучения желательно задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого ребенок имеет возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Большое значение имеет развитие эмоциональной сферы. Ребенок в дошкольном возрасте проявляет большой интерес к природе, для него характерно целостное восприятие окружающего мира, что очень важно для экологического образования. В целом в экологическом обучении наиболее эффективным представляется интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, литературы, моделирования, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка. Большое внимание уделяется общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми в ближайшем парке, сквере, лесу, на лугу, на территории дошкольного учреждения. Такие наблюдения основаны на сенсорном восприятии объектов окружающей среды. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц, поэтому у нас предусмотрены  экскурсии.

У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за все живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

Данная программа ориентирована на детей старшего дошкольного возраста, учитывает возрастные и психологические особенности их восприятия и познания природы.

Формы занятий: 

- основные – комплексные, коллективные;
- экологические экскурсии на участке;
- постановка и проведение опытов;
- экологические праздники;
- игры и развлечения;
Форму занятий можно определить как творческую кружковую деятельность детей.

 Занятия по данной программе важно проводить с детьми, как в помещении, так и на природе. Общение с природой доставляет детям огромную радость. Ведь они видят мир по-своему, во всем многообразии цвета, запахов, звуков, их сердца открыты к восприятию красоты. И это первое знакомство с миром природы, ее лесными обитателями, можно провести в увлекательной для детей форме игры, сказки, загадок.

   Занятия, проводимые на природе (экскурсии, прогулки), очень полезны и необходимы для детей. Свежий воздух, красота окружающей природы оказывает весьма благотворное воздействие на здоровье детей. Эти занятия развивают их физические возможности, выносливость, учат умению преодолевать препятствия.

   При общении с природой дети становятся добрее, гармоничнее, в них воспитаются чувства дружбы и взаимопомощи.

   Во время экологических занятий они учатся наблюдать за явлениями природы, их изменениями во времени. Это развивает их внимание, наблюдательность, воображение. Дети также осваивают первые правила поведения в лесу, учатся следовать закону « не навреди».

   Организуется и проводится сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним. Выполняются и посильные для детей экологические задачи, такие как, например, уборка парка и леса от мусора. Такая работа способствует воспитанию у детей чувства ответственности за сохранность окружающей природы, бережного отношения к ней. 

Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня, продолжительностью 35 минут согласно нормам САНПина.

Условия реализации программы.

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растения в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: сад и огород.

- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов.

- Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Уголок природы», календарь природы, модель календаря природы, уголок цветов, различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов бутылки), воронки, природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины).  Здесь же организуются выставки работ самих детей, выполненных в различных техниках.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1год обучения детей, 64часа в год.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

           К семи годам ребёнок:

  • Будет знать животный и растительный миры, роль человека в природе, будет уметь различать и называть растения, кустарники, деревья, комнатные растения, животных мира: звери, насекомые, рыбы, земноводные.
  • Дети смогут объяснять экологические зависимости, будут гуманно относиться ко всему живому, научатся правильному поведению в природной среде. Дети научаться ухаживать за растениями и животными.
  • Познакомится с основными календарными народными и православными праздниками, относящимися к труду и быту земледельцев: «Яблочный Спас», «Масленица», «Вербное Воскресенье», «Пасха», «Троица», «День Земли», «День Осени», «Всемирный день охраны окружающей среды».

Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля: 1)входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.        2) текущий контроль: - наблюдение за выполнением заданий, требований педагога, правил поведения в природе;  - выставки творческих работ обучающихся. 3) итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках: «Золотая осень!», «Вокруг живой елочки!», «Природа – наш дом родной», «С днём рождения, Земля!», «Природу родную любим!» и др., - итоговая диагностика.

Оценка эффективности программы:

Проводится путем сопоставления результатов входящей (вначале работы) и итоговой диагностик.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Раздел, тема

Всего часов

Теорети-ческие занятия

Практи-ческие занятия

1

«Мир окружающий нас»

1.1

3,4.10

«Роль природы в жизни человека»

2

0.5

1.5

1.2

10,11.10

«Сравнение объектов природы и рукотворного мира»

2

0.5

1.5

1.3

17,18.10

«Глобус-модель земли»

2

0.5

1.5

2

«Неживая и живая природа»

2.1

24,25,31.10

1.11

«Живая и неживая природа, их отличия»

2

0.5

1.5

2.2

7,8.11

«Связь между живой и неживой природой»

2

0.5

1.5

3

«В гости к осени»

3.1

14.11

«Осенние изменения в живой и неживой природе»

2

0.5

1.5

3.2

15.11

«Изменения в жизни животных»

2

0.5

1.5

4

«Разнообразие растительного мира»

4.1

21,22.11

«Деревья, кустарники и травы»

2

0.5

1.5

4.2

28,29.11

«Лиственные и хвойные растения»

2

0.5

1.5

4.3

5,6.12

«Комнатные растения»

2

0.5

1.5

5

«Разнообразие животного мира»

5.1

12,13.12

«Звери, птицы, рыбы, насекомые»

2

0.5

1.5

5.2

19,20.12

«Что где растет? Кто где живет?»

2

0.5

1.5

5.3

26,27.12

«Дикие и домашние животные»

2

0.5

1.5

6

«В гости к зиме»

6.1

«Изменения в живой и неживой природе»

2

0.5

1.5

6.2

«Растения и животные зимой»

2

0.5

1.5

6.3

«С кем дружит ель?»

2

0.5

1.5

7

«Поверхность нашего края»

7.1

«Равнинная и гористая поверхность»

2

1.5

0.5

7.2

«Овраг, его образование и способы борьбы»

2

0.5

1.5

8

«Водоемы нашего края»

8.1

«Водоемы Земли»

2

1.5

0.5

8.2

«Части реки: исток, устье, русло, притоки»

2

0.5

1.5

8.3

«Вода нужна всем»

2

0.5

1.5

9

«Будь природе другом»

9.1

«Красная книга»

4

2.5

1.5

9.2

«Правила друзей природы»

4

2.5

1.5

9.3

«Невидимые нити»

4

0.5

3.5

10

«В гости к весне»

11

«Компас»

4

0.5

3.5

12

«Впереди лето»

4

1

3

Итого

64

21.5

42.5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы по экологическому воспитанию детей "Судьба природы - наша судьба"

Основными результатами реализации этой программы должно являться изменения в поведении детей (доброта, отзывчивость, помощь и защита слабого), дети научатся видеть и понимать прекрасное, ориентировать...

ПРОГРАММА дополнительного образования "Народная кукла" для детей 6 - 15 лет Срок реализации 1 года.

Программа художественно-эстетического направления объединения «Народная кукла» по своему содержанию   направлена на приобщение детей к миру искусства. Целью программы: создание...

Роль дополнительного образования в социальном воспитании детей с целью приобщения их к традициям народной культуры

Из опыта работы педагога д.о. Хабибулиной Ии ГригорьевныСоциализация — процесс  усвоения  человеческим индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, з...

Программа дополнительного образования «Читай-ка» (подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)

Программа дополнительного образования «Читай-ка» разработана по методике Н.А.Зайцева, рассчитана на возраст детей 5-7 лет. Планирование занятий ведётся в зависимости от возрастных особенностей воспита...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования "Театральный сундучок" для детей 4-5 лет

Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр ...